Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Воронежский филиал РАНХиГС
Воронежский межрегиональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования
Воронежская область
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Методическая разработка внеурочного занятия для 2 класса на тему:
«На день рожденье к Мухе-Цокотухе»
Проект выполнили:
Алилуева Светлана Вячеславовна Антонова Татьяна Васильевна Махортова Ольга Владимировна Острикова Ирина Викторовна Богданова Лариса Анатольевна допустить к защите ст. методист Воронежского ММЦ |
Пекшева Л.А. «13» декабря 2019 г. |
Воронеж 2020 г.
Содержание
Введение | 3 |
1. Общая характеристика урока | 5 |
2. Педагогическая характеристика урока | 6 |
3. Методическая характеристика урока | 9 |
Заключение | 11 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ | 12 |
ПриложениЕ 1 приложение 2 приложение 3 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 | 13 15 17 18 22 |
ВВЕДЕНИЕ
Методическая разработка урока на тему: «На день рожденье к Мухе-Цокотухе» предназначена для учащихся 2 классов.
Деньги – это одно из самых значимых изобретений человечества, которое служит средством измерения стоимости любых товаров и услуг, и в тоже время – это особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги.
Ребёнок, готовясь к взрослой жизни в современном мире должен уже со школьной скамьи ознакомиться с основными понятиями и явлениями финансовой стороны существования, то есть с деньгами, которые выступают как мерила стоимости товаров и услуг. Понимание функции денег – первый шаг к финансовой грамотности. Эта тема является интересной и в то же время обязательной для каждого человека, который хочет научиться с ними общаться и понять, по каким законам они живут.
Актуальность темы несомненна, так как современный мир без денег мы представить себе уже не можем, слово «деньги» стало едва ли не самым распространённым словом в обиходе. Это и ценность, предмет жизненной необходимости, и по словам А.С. Макаренко, великий воспитатель, так как позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, способность к самоограничению и привычку тратить их разумно. Но пользу они принесут только тогда, когда ими будут грамотно распоряжаться. Поэтому очень важно внедрение уроков финансовой грамотности в школе, в ходе которых детей научат не только бережно общаться с деньгами, но и расскажут, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости.
Цель проекта: способствовать развитию финансовой грамотности у учащихся младшего звена.
Задачи проекта:
- изучить литературу и видеоролики по теме «Деньги»;
- выбрать методы, приёмы, технологии, формы и средства обучения, соответствующие теме занятия и планируемым результатам;
- оформить методическую разработку и презентацию;
- представить проект к защите.
Практической значимостью данной темы является то, что полученные знания и навыки, можно использовать в повседневной жизни человека.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ
Характеристикаусловий реализации проекта
Объект: процесс формирования у учащихся представления о назначении денег в современной жизни людей.
Место: Белгородская область.
Название образовательных организаций:
ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа- интернат»;
ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23»;
ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»;
ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат №1»;
ГБОУ «Корочанская школа-интернат».
Участники проекта:
Алилуева Светлана Вячеславовна– педагог-психолог;
Антонова Татьяна Васильевна– учитель информатики и математики;
Махортова Ольга Владимировна– учитель истории и обществознания;
Острикова Ирина Викторовна– учитель истории и обществознания;
Богданова Лариса Анатольевна– учитель истории и обществознания.
Название занятия: «На день рожденье к Мухе-Цокотухе».
Вид деятельности учащихся: внеурочнаядеятельность.
Количество занятий по теме: 1.
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма проведения: беседа с элементами игры.
Оборудование: презентация, ПК, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Учебно-методическое обеспечение:
А.А.Плешаков Окружающий мир 3 класс М.: «Просвещение» 2012;
Педагогическая характеристика занятия
Тема: «На день рожденье к Мухе-Цокотухе».
Цель: формирование у учащихся представления о деньгах как о средстве обмена.
Задачи:
познакомить учащихся с понятиями «деньги», «виды денег», функции денег, с историей возникновения денег;
познакомить со способами обмена товаров и услуг;
научить выделять и называть части монеты.
Планируемые результаты:
Предметные
содействовать усвоению понятия «деньги», развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях;
о функциях денег в жизни человека;
познакомить учащихся с видами денег, их характерными особенностями, путями появления у людей;
в результате практических действий и наблюдений решать задачи с денежными расчётами.
Метапредметные
регулятивные:
понимать и принимать учебную задачу;
проявлять познавательную и творческую инициативы;
коммуникативные:
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умений работать в парах;
включаться в диалог с учителем и сверстниками в коллективное обсуждение проблем;
познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключение по результату исследования.
личностные
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
воспитание интереса к изучению окружающего мира;
формирование мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на занятии:
Технологии:
1. Игровая технология.
2. Здоровьесберегающая.
3. Информационно-коммуникационная.
4. Личностно-ориентированная.
Приемы и методы:
Обучение в сотрудничестве.
Проблемно-поисковый метод.
Урок выстроен на основе деятельностного подхода. Чередовались формы работы: групповая работа, индивидуальная работа, фронтальная.
Методическая оценка педагогической эффективности занятия
Вопросы для педагогической рефлексии
Степень взаимодействия обучающихся в команде.
Степень включенности обучающихся в обсуждение.
Критерии оценки эффективности занятия
Полный охват детей в процессе обсуждения.
Степень активности взаимодействия педагогов и обучающихся.
80% учащихся освоили 100% терминов.
Таблица 1
Структура занятия
Этап | Продолжительность (мин) | Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся |
Организационный момент | 1 | Приветствие. |
Актуализация знаний. Формулирование темы урока. Постановка учебных задач. | 9 | Просмотр видеоролика (https://www.youtube.com/watch?v=auc7LzqQin4) . Фронтальный опрос. Работа с применением демонстрационного материала. |
Создание проблемной ситуации. | 5 | |
Открытие новых знаний. | 12 | Работа с учебником и словарём С.И. Ожегова. |
Физкультминутка | 1 | Выполняют физические упражнения. |
Закрепление изученного материала | 10 | Работа в рабочей тетради. Выполнение тестовой работы. |
Рефлексия | 5 | Продолжите фразы: |
Домашнее задание | 2 | Найти пословицы и поговорки, в которых упоминаются денежные единицы. |
Описание учебного процесса представлено в приложение 1.
Этап | Продолжительность | Действия обучающихся при выполнении заданий или типы заданий для обучающихся |
Организационный | 1 мин | Демонстрируют готовность к игре. |
Актуализация ранее изученного материала | 10 мин | Разгадывают кроссворд, отвечают на вопросы. |
Практический | 20 мин | Выполняют предложенные задания. |
Предварительная рефлексия | 10 мин | Делают выводы по итогам работы, обмен мнениями. |
Итоговая рефлексия | 4 мин | Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свое мнение, осознавая значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ
Корлюгова, Ю.Н., Гоппе, Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 2–3 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2020. – 32 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).
Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2–3 классы общеобразоват. орг. В 2 ч. Ч. 1. – М.: ВАКО, 2020. – 112 с.: ил. – (Учимся разумному финансовому поведению).
Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 2,3 класса общеобразоват. орг. в 2-х частях. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014г.
Савицкая, Е. В. С13 Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. Профессиональное обучение / Е. В. Савицкая. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 144 c.
Савицкая, Е. В. С13 Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. Профессиональное обучение / Е. В. Савицкая. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ход занятия
I. Организация обучающихся.
1) проверка готовности;
2) эмоциональный настрой.
II. Основная часть.
1)Опережающее задание (посмотреть сказку «Муха-Цокотуха» К.Чуковский).
2) Создание проблемной ситуации.
Учитель:
— Все любите праздник День рождения?
— Сегодня мы с вами отправляемся на День рожденье к главной героине произведения К. Чуковского.
— К кому? (Мухе-Цокотухе) Слайд № 1 (Иллюстрация к сказке «Муха-Цокотуха» К.Чуковский)
— Вспомните первые строки произведения: Слайд № 2
Муха-Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо,
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
— Каким образом Муха приобрела самовар? (купила).
— Что значит купила? (заплатила деньги).
—Какую муха нашла денежку? (железную монетку).
—Какие бывают деньги? (железные, бумажные).
3) Прием «Корзина идей».
Учитель:
— Что такое деньги?
— Продолжите мою фразу: Деньги – это…. (ответы обучающихся)
— Посмотрите, какие разные определения вы даете.
Учитель:
— Итак, сегодня на занятии мы с вами: Слайд № 3
* узнаем, что такое деньги, для чего они нужны, их историю возникновения;
* познакомимся со способами обмена;
* пополним словарный запас;
* рассмотрим старые и новые деньги.
4) Рассказ учителя« История возникновения денег».
Учитель:
—Кто знает, как возникли деньги? (ответы обучающихся).
— Чтоб узнать историю денег, Муха-Цокотуха предлагает послушать удивительную историю о далеком-далеком прошлом.
—Давайте закроем глаза. Слайд №4 (иллюстрация первобытного общества).
—Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Но при этом они уже научились выращивать нужные растения, приручили некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Они просто стали обмениваться друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы - наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы - зерно, растительное масло, скотоводы - быков, овец, шерсть и кожу. Слайд № 5
- Но обменивать товары очень сложно, т.к. ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина.
5) Игра «Найди и поменяй».
Правила игры: дети ищут нужный предмет и пытаются обменяться. Когда все обмены состоялись, проходит обсуждение.
Сейчас мы поиграем и узнаем, как выглядел такой обмен. На столе у каждого лежит карточка. На одной стороне карточки нарисована картинка – это тот товар, который есть у тебя. На другой – написано, что тебе нужно получить в обмен на этот товар. (Например, Ваня имеет карточку: есть баночка меда, нужен букет ромашек; Маша: есть букет ромашек, нужен пирог с клевером; Алёна: есть баночка варенья, нужно ожерелье из васильков.). Вам необходимо поменяться карточками так, чтобы получить нужный товар.
Обсуждение: тройка обменявшихся выходит к доске, и дети рассказывают, как они менялись.
Учитель:
– Ребята, с какими трудностями вы столкнулись, обмениваясь? (Ответы детей подвести примерно к следующим:
1) Затрачивается много времени.
2) Сложность и неудобство поиска.
3) Обмен может сорваться.
– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно? (да)
– Но обменивать товары было очень сложно потому, что ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась.
6) Работа со словарем.
Таким образом, люди обменивая одни товары на другие без участия денег, совершали БАРТЕР. Слайд № 6
Учитель:
– Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь? (ответы обучающихся)
– Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: меха, зерно, акульи зубы, птичьи перья, ракушки, скот . Слайд № 7 (иллюстрация первых денег)
– Удобны ли были такие деньги? (Овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся.)
– Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении и при переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой. Необходимо, чтобы они легко делились на мелкие части, но при этом не теряли своей ценности.
– Одними из первых денег были раковины каури-моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин.
– Чем же были они удобны? (Не портились, не теряли вида, легко носить с собой).
– За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин.
– Удобно?
– Прошли многие десятилетия, прежде чем появились металлические деньги. Но и они отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, прутиков) Слайд № 8
– Каковы преимущества металлических денег? (Не портятся, ими можно расплачиваться за любой товар)
Учитель:
– На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок). Слайд № 9
– Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок.
– Что же получалось? (РУБЛЬ)
– При Иване IV были выпущены деньги, на которых изображался всадник с копьем в руках. Что же появилось? (КОПЕЙКА)
– У металлических денег все же оказался важный недостаток.
Определите какой? (Они тяжелы и занимают немало места). Слайд № 10
Учитель:
– Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут). Люди придумали выход: золото передавали на хранение, а вместо него брали в дорогу бумажные расписки на золото. Так впервые появились бумажные деньги, на которых написано, какому количеству золота они равны.
Бумажные деньги впервые появились в Китае. Слайд 11
У нас в стране первые бумажные деньги появились при императрице Екатерине II в 18 веке. Нос тех пор банкноты много раз менялись.
7) Работа со словарем Слайд 12
Учитель:
Деньги— это металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле - продаже. (Словарь Ожёгова).
Физкультминутка для глаз
Учитель:
— Как вы думаете, откуда берутся деньги? (ответы обучающихся)
8) Просмотр мультфильма: Фиксики - Фикси-советы. «Как делают деньги». Слайд 13
Учитель:
— А вы знаете, где печатаются деньги и отливаются монеты? (Монетный двор в Москве)
— Процесс изготовления денег очень сложный, печатать деньги имеет право только ЦБ РФ.
— Скажите, а можем ли мы с вами печатать деньги?
— Нет. (за подделку денежных средств, изготовление, хранение поддельных денег можно понести уголовную ответственность)
9) Игра « Монетки». Слайд 14
Учитель:
— Помимо бумажных денег в России существуют и металлические монеты.
— Монеты бывают разного размера, цвета, веса, достоинства.
— Монеты, какого достоинства вы знаете? (Одна, пять, десять и пятьдесят копеек, один, два, пять, десять рублей)
—Представим, что Муха нашла вот такую монету (показывает) какую?(Пять рублей, два рубля, один рубль. пятьдесят копеек и т.д.)
10) практическая работа в парах
Учитель:
— На столах монеты – 1 рубль и 1 копейка. Слайд 15
— Рассмотрите внимательно деньги. Какую информацию мы можем прочитать на монетах? Можем ли мы определить, в каком государстве выпущена монета? (да, есть надпись – Банк России)
— Что еще указано? (год выпуска)
— Что изображено на монетах? (герб)
— А кто знает, как называется сторона, на которой изображен герб? (Лицевая: аверс или «орел»)
— Обратная сторона монеты? (Оборотная, реверс или «решка»)
— Что такое номинал монеты: (достоинство монеты — 1 рубль, 1 копейка)
— надпись на монете, которая рассказывает о том, когда и где выпущена монета называется «Легенда».
— Ребро монеты — гурт.
—Существует даже специальная наука, —нумизматика, изучающая монеты во всех их взаимосвязях с историей, экономикой, политикой и техникой.
Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые другие товары. Большинство людей во всех странах получают деньги в качестве заработной платы. На заработанные деньги человек покупает необходимые ему товары и услуги.
Учитель:
— Без чего мы не можем пойти на День рожденье? (без подарка)
—Дети, у вас сейчас есть деньги, чтоб купить подарок Мухе-Цокотухе? (нет)
— Деньги можно заработать, проявив смекалку и включить память. За каждый правильный ответ вы получаете у.е.
III. Закрепление основного содержания занятия.
11) Разгадывание кроссворда «Что такое деньги?» Слайд 16
12) 12Математ. задачка «Поход в магазин» Слайд 17
IV. Рефлексия
1) Подведение итогов урока.
Учитель:
— Закончить урок я хочу стихотворением Владимира Орлова «Что нельзя купить».
Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей возле тополька
Воду пью из родника.
Где-то дома у метро –
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.
Если деньги накопить,
Можно многое купить-
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Но нельзя купить росу, птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелек родничок и тополек.
Учитель:
— Как вы думаете, что нельзя купить за деньги? (ответы обучающихся)
—Деньги очень важны и нужны в нашей жизни, но помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Здоровье, счастье, любовь, улыбку близких людей нельзя купить за деньги, далеко не все продается и покупается. Самое дорогое в нашей жизни – бесценно и не имеет никакого отношения к деньгам.
Кроссворд «Что такое деньги?»
Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.
Надпись на монете.
Человек, коллекционирующий и изучающий монеты.
Бумажные деньги.
Денежная единица в России.
Накопление денег на дорогую покупку.
Другая сторона монеты.
Прямой обмен одних товаров на другие.
Достоинство монеты.
10.Сторона монеты, на которой изображён герб или портрет.
11.Единая денежная единица в странах Европы.