СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок финансовой грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребёнок, готовясь к взрослой жизни в современном мире должен уже со школьной скамьи знакомиться с основными понятиями и явлениями финансовой стороны существования, то есть деньгами, которые выступают как мерила стоимости товаров и услуг.

Просмотр содержимого документа
«Урок финансовой грамотности»


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Воронежский филиал РАНХиГС


Воронежский межрегиональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования

Воронежская область


ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Методическая разработка внеурочного занятия для 2 класса на тему:

«На день рожденье к Мухе-Цокотухе»


Проект выполнили:

Алилуева Светлана Вячеславовна

Антонова Татьяна Васильевна

Махортова Ольга Владимировна

Острикова Ирина Викторовна

Богданова Лариса Анатольевна


допустить к защите


ст. методист Воронежского ММЦ

Пекшева Л.А.

«13» декабря 2019 г.












Воронеж 2020 г.



Содержание


Введение

3

1. Общая характеристика урока

5

2. Педагогическая характеристика урока

6

3. Методическая характеристика урока

9

Заключение

11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ

12

ПриложениЕ 1

приложение 2

приложение 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5


13

15

17

18

22














ВВЕДЕНИЕ


Методическая разработка урока на тему: «На день рожденье к Мухе-Цокотухе» предназначена для учащихся 2 классов.

Деньги – это одно из самых значимых изобретений человечества, которое служит средством измерения стоимости любых товаров и услуг, и в тоже время – это особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги.

Ребёнок, готовясь к взрослой жизни в современном мире должен уже со школьной скамьи ознакомиться с основными понятиями и явлениями финансовой стороны существования, то есть с деньгами, которые выступают как мерила стоимости товаров и услуг. Понимание функции денег – первый шаг к финансовой грамотности. Эта тема является интересной и в то же время обязательной для каждого человека, который хочет научиться с ними общаться и понять, по каким законам они живут.

Актуальность темы несомненна, так как современный мир без денег мы представить себе уже не можем, слово «деньги» стало едва ли не самым распространённым словом в обиходе. Это и ценность, предмет жизненной необходимости, и по словам А.С. Макаренко, великий воспитатель, так как позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, способность к самоограничению и привычку тратить их разумно. Но пользу они принесут только тогда, когда ими будут грамотно распоряжаться. Поэтому очень важно внедрение уроков финансовой грамотности в школе, в ходе которых детей научат не только бережно общаться с деньгами, но и расскажут, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости.

Цель проекта: способствовать развитию финансовой грамотности у учащихся младшего звена.

Задачи проекта:

- изучить литературу и видеоролики по теме «Деньги»;

- выбрать методы, приёмы, технологии, формы и средства обучения, соответствующие теме занятия и планируемым результатам;

- оформить методическую разработку и презентацию;

- представить проект к защите.

Практической значимостью данной темы является то, что полученные знания и навыки, можно использовать в повседневной жизни человека.































  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ


Характеристикаусловий реализации проекта

Объект: процесс формирования у учащихся представления о назначении денег в современной жизни людей.

Место: Белгородская область.

Название образовательных организаций:

ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа- интернат»;

ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23»;

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»;

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат №1»;

ГБОУ «Корочанская школа-интернат».

Участники проекта:

Алилуева Светлана Вячеславовна– педагог-психолог;

Антонова Татьяна Васильевна– учитель информатики и математики;

Махортова Ольга Владимировна– учитель истории и обществознания;

Острикова Ирина Викторовна– учитель истории и обществознания;

Богданова Лариса Анатольевна– учитель истории и обществознания.

Название занятия: «На день рожденье к Мухе-Цокотухе».

Вид деятельности учащихся: внеурочнаядеятельность.

Количество занятий по теме: 1.

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма проведения: беседа с элементами игры.

Оборудование: презентация, ПК, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Учебно-методическое обеспечение:

А.А.Плешаков Окружающий мир 3 класс М.: «Просвещение» 2012;



  1. Педагогическая характеристика занятия


Тема: «На день рожденье к Мухе-Цокотухе».

Цель: формирование у учащихся представления о деньгах как о средстве обмена.

Задачи:

  • познакомить учащихся с понятиями «деньги», «виды денег», функции денег, с историей возникновения денег;

  • познакомить со способами обмена товаров и услуг;

  • научить выделять и называть части монеты.

Планируемые результаты:

Предметные

  • содействовать усвоению понятия «деньги», развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях;

  • о функциях денег в жизни человека;

  • познакомить учащихся с видами денег, их характерными особенностями, путями появления у людей;

  • в результате практических действий и наблюдений решать задачи с денежными расчётами.

Метапредметные

регулятивные:

  • понимать и принимать учебную задачу;

  • проявлять познавательную и творческую инициативы;

коммуникативные:

  • умение слушать собеседника и вести диалог;

  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • умений работать в парах;

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками в коллективное обсуждение проблем;

познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключение по результату исследования.

личностные

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • воспитание интереса к изучению окружающего мира;

  • формирование мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям.


3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на занятии:

Технологии:

1. Игровая технология.

2. Здоровьесберегающая.

3. Информационно-коммуникационная.

4. Личностно-ориентированная.

Приемы и методы:

  1. Обучение в сотрудничестве.

  2. Проблемно-поисковый метод.

Урок выстроен на основе деятельностного подхода. Чередовались формы работы: групповая работа, индивидуальная работа, фронтальная.


Методическая оценка педагогической эффективности занятия

Вопросы для педагогической рефлексии

  • Усвоение обучающимися терминоввнеурочного занятия.

  • Степень взаимодействия обучающихся в команде.

  • Степень включенности обучающихся в обсуждение.

Критерии оценки эффективности занятия

  • Полный охват детей в процессе обсуждения.

  • Степень активности взаимодействия педагогов и обучающихся.

  • 80% учащихся освоили 100% терминов.




Таблица 1

Структура занятия

Этап

Продолжительность (мин)

Действия учащихся

при выполнении заданий или

типы заданий для учащихся

Организационный момент

1

Приветствие.


Актуализация знаний. Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.

9

  • Просмотр видеоролика (https://www.youtube.com/watch?v=auc7LzqQin4) .

  • Фронтальный опрос.

  • Работа с применением демонстрационного материала.

Создание проблемной ситуации.

5

  • Работа в группах.

  • Формулируют тему урока.

  • Определяют основные задачи.

Открытие новых знаний.


12

Работа с учебником и словарём С.И. Ожегова.

Физкультминутка

1

Выполняют физические упражнения.

Закрепление изученного материала

10

  • Работа в рабочей тетради.

  • Выполнение тестовой работы.


Рефлексия

5

Продолжите фразы:

  • Я узнал…

  • Я научился…

  • Мне понравилось…

  • Я бы хотел…

  • Новые знания мне пригодятся…

Домашнее задание

2

Найти пословицы и поговорки, в которых упоминаются денежные единицы.




Описание учебного процесса представлено в приложение 1.









Этап

Продолжительность

Действия обучающихся при выполнении заданий или типы заданий для обучающихся

Организационный

1 мин

Демонстрируют готовность к игре.

Актуализация ранее изученного материала

10 мин

Разгадывают кроссворд, отвечают на вопросы.


Практический

20 мин

Выполняют предложенные задания.


Предварительная

рефлексия

10 мин

Делают выводы по итогам работы, обмен мнениями.

Итоговая рефлексия

4 мин

Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свое мнение, осознавая значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ
































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ


  • Корлюгова, Ю.Н., Гоппе, Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 2–3 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2020. – 32 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).

  • Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2–3 классы общеобразоват. орг. В 2 ч. Ч. 1. – М.: ВАКО, 2020. – 112 с.: ил. – (Учимся разумному финансовому поведению).

  • Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 2,3 класса общеобразоват. орг. в 2-х частях. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014г.

  • Савицкая, Е. В. С13 Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. Профессиональное обучение / Е. В. Савицкая. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 144 c.

  • Савицкая, Е. В. С13 Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. Профессиональное обучение / Е. В. Савицкая. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014















ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Ход занятия


I. Организация обучающихся.

1) проверка готовности;

2) эмоциональный настрой.


II. Основная часть.

1)Опережающее задание (посмотреть сказку «Муха-Цокотуха» К.Чуковский).


2) Создание проблемной ситуации.

Учитель:

— Все любите праздник День рождения?

— Сегодня мы с вами отправляемся на День рожденье к главной героине произведения К. Чуковского.

— К кому? (Мухе-Цокотухе) Слайд № 1 (Иллюстрация к сказке «Муха-Цокотуха» К.Чуковский)

— Вспомните первые строки произведения: Слайд № 2

Муха-Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо,

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар.

— Каким образом Муха приобрела самовар? (купила).

— Что значит купила? (заплатила деньги).

—Какую муха нашла денежку? (железную монетку).

—Какие бывают деньги? (железные, бумажные).


3) Прием «Корзина идей».

Учитель:

— Что такое деньги?

— Продолжите мою фразу: Деньги – это….     (ответы обучающихся)

— Посмотрите, какие разные определения вы даете.


Учитель:

— Итак, сегодня на занятии мы с вами: Слайд № 3

* узнаем, что такое деньги, для чего они нужны, их историю возникновения;

* познакомимся со способами обмена;

* пополним словарный запас;

* рассмотрим старые и новые деньги.


4) Рассказ учителя« История возникновения денег».

Учитель:

—Кто знает, как возникли деньги? (ответы обучающихся).

— Чтоб узнать историю денег, Муха-Цокотуха предлагает послушать удивительную историю о далеком-далеком прошлом.

—Давайте закроем глаза. Слайд №4 (иллюстрация первобытного общества).

—Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Но при этом они уже научились выращивать нужные растения, приручили некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Они просто стали обмениваться друг с другом различными предметами. Гон­чары меняли горшки и кувшины, кузнецы - наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы - зерно, растительное масло, скотоводы - быков, овец, шерсть и кожу. Слайд № 5

- Но обменивать товары очень сложно, т.к. ценность вещей и продук­тов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы из­готовить ту или иную вещь. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина.


5) Игра «Найди и поменяй».

Правила игры: дети ищут нужный предмет и пытаются обменяться. Когда все обмены состоялись, проходит обсуждение.

Сейчас мы поиграем и узнаем, как выглядел такой обмен. На столе у каждого лежит карточка. На одной стороне карточки нарисована картинка – это тот товар, который есть у тебя. На другой – написано, что тебе нужно получить в обмен на этот товар. (Например, Ваня имеет карточку: есть баночка меда, нужен букет ромашек; Маша: есть букет ромашек, нужен пирог с клевером; Алёна: есть баночка варенья, нужно ожерелье из васильков.). Вам необходимо поменяться карточками так, чтобы получить нужный товар.

Обсуждение: тройка обменявшихся выходит к доске, и дети рассказывают, как они менялись.

Учитель:

– Ребята, с какими трудностями вы столкнулись, обмениваясь? (Ответы детей подвести примерно к следующим:

1) Затрачивается много времени.

2) Сложность и неудобство поиска.

3) Обмен может сорваться.



– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно? (да)

– Но обменивать товары было очень сложно потому, что ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась.

6) Работа со словарем.

Таким образом, люди обменивая одни товары на другие без участия денег, совершали БАРТЕР. Слайд № 6



Учитель:

– Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь? (ответы обучающихся)

– Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: меха, зерно, акульи зубы, птичьи перья, ракушки, скот . Слайд № 7 (иллюстрация первых денег)

– Удобны ли были такие деньги? (Овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся.)

– Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении и при переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой. Необходимо, чтобы они легко делились на мелкие части, но при этом не теряли своей ценности.

– Одними из первых денег были раковины каури-моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин. 

– Чем же были они удобны? (Не портились, не теряли вида, легко носить с собой).

– За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин.

– Удобно?

– Прошли многие десятилетия, прежде чем появились металлические деньги. Но и они отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, прутиков) Слайд № 8

– Каковы преимущества металлических денег? (Не портятся, ими можно расплачиваться за любой товар)

Учитель:

– На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок). Слайд № 9

– Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок. 

– Что же получалось? (РУБЛЬ)

– При Иване IV были выпущены деньги, на которых изображался всадник с копьем в руках. Что же появилось? (КОПЕЙКА)

– У металлических денег все же оказался важный недостаток.

Определите какой? (Они тяжелы и занимают немало места). Слайд № 10

Учитель:

– Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут). Люди придумали выход: золото передавали на хранение, а вместо него брали в дорогу бумажные расписки на золото. Так впервые появились бумажные деньги, на которых написано, какому количеству золота они равны. 

Бумажные деньги впервые появились в Китае. Слайд 11

У нас в стране первые бумажные деньги появились при императрице Екатерине II в 18 веке.  Нос тех пор банкноты много раз менялись.


7) Работа со словарем Слайд 12

Учитель:

Деньги— это металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле - продаже. (Словарь Ожёгова).


Физкультминутка для глаз

Учитель:

— Как вы думаете, откуда берутся деньги? (ответы обучающихся)


8) Просмотр мультфильма: Фиксики - Фикси-советы. «Как делают деньги». Слайд 13

Учитель:

— А вы знаете, где печатаются деньги и отливаются монеты? (Монетный двор в Москве) 

— Процесс изготовления денег очень сложный, печатать деньги имеет право только ЦБ РФ.

— Скажите, а можем ли мы с вами печатать деньги?

— Нет. (за подделку денежных средств, изготовление, хранение поддельных денег можно понести уголовную ответственность)


9) Игра « Монетки». Слайд 14

Учитель:

— Помимо бумажных денег в России существуют и металлические монеты.

— Монеты бывают разного размера, цвета, веса, достоинства.

— Монеты, какого достоинства вы знаете? (Одна, пять, десять и пятьдесят копеек, один, два, пять, десять рублей)

—Представим, что Муха нашла вот такую монету (показывает) какую?(Пять рублей, два рубля, один рубль. пятьдесят копеек и т.д.)


10) практическая работа в парах


Учитель:

— На столах монеты – 1 рубль и 1 копейка. Слайд 15

— Рассмотрите внимательно деньги. Какую информацию мы можем прочитать на монетах? Можем ли мы определить, в каком государстве выпущена монета? (да, есть надпись – Банк России)

— Что еще указано? (год выпуска)

— Что изображено на монетах? (герб)

— А кто знает, как называется сторона, на которой изображен герб? (Лицевая: аверс или «орел»)

— Обратная сторона монеты? (Оборотная, реверс или «решка»)

— Что такое номинал монеты: (достоинство монеты — 1 рубль, 1 копейка)

— надпись на монете, которая рассказывает о том, когда и где выпущена монета называется «Легенда».

— Ребро монеты — гурт.

—Существует даже специальная наука, —нумизматика, изучающая монеты во всех их взаимосвязях с историей, экономикой, политикой и техникой.

Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые другие товары. Большинство людей во всех странах получают деньги в качестве заработной платы. На заработанные деньги человек покупает необходимые ему товары и услуги.


Учитель:

— Без чего мы не можем пойти на День рожденье? (без подарка)

—Дети, у вас сейчас есть деньги, чтоб купить подарок Мухе-Цокотухе? (нет)

— Деньги можно заработать, проявив смекалку и включить память. За каждый правильный ответ вы получаете у.е.


III. Закрепление основного содержания занятия.


11) Разгадывание кроссворда «Что такое деньги?» Слайд 16



12) 12Математ. задачка «Поход в магазин» Слайд 17

IV. Рефлексия

1) Подведение итогов урока.

Учитель:

— Закончить урок я хочу стихотворением Владимира Орлова «Что нельзя купить».

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Где-то дома у метро –

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Если деньги накопить,

Можно многое купить-

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Но нельзя купить росу, птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек родничок и тополек.


Учитель:

— Как вы думаете, что нельзя купить за деньги? (ответы обучающихся)

—Деньги очень важны и нужны в нашей жизни, но помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Здоровье, счастье, любовь, улыбку близких людей нельзя купить за деньги, далеко не все продается и покупается. Самое дорогое в нашей жизни – бесценно и не имеет никакого отношения к деньгам.

       













Кроссворд «Что такое деньги?»







  1. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

  2. Надпись на монете.

  3. Человек, коллекционирующий и изучающий монеты.

  4. Бумажные деньги.

  5. Денежная единица в России.

  6. Накопление денег на дорогую покупку.

  7. Другая сторона монеты.

  8. Прямой обмен одних товаров на другие.

  9. Достоинство монеты.

10.Сторона монеты, на которой изображён герб или портрет.

11.Единая денежная единица в странах Европы.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!