СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики в 7 классе. Тема «Решение задач на движение».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен конспект урока. При подготовке использовался материал из Интернет.

Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 7 классе. Тема «Решение задач на движение».»

Тема урока: «Решение задач на движение».


Цель урока: повторить и закрепить понятие скорости, закрепить формулы на расчет скорости, пути и времени движения.

Задачи урока:

Образовательные

  • углубить и повторить ранее полученные знания о скорости;

  • научить учащихся рассчитывать путь и время движения тела при равномерном и неравномерном прямолинейном движении, пользоваться графиками зависимости пути и скорости равномерного движения от времени;

  • продолжить закрепление навыков работы по переводу единиц измерения;

  • использовать знания учащихся из курса математики при решении задач на движение.

Развивающие

  • формировать у учащихся умение пользоваться оборудованием для выполнения практических заданий;

  • развивать мышление и воображение при решении задач, устанавливать связь с пройденным материалом, развитие памяти, целостного представления о физическом движении;

  • включить учащихся в активный познавательный процесс;

  • развивать образное представление, зрительную память.

Воспитательные

  • формировать добросовестное отношение к учебному труду, умение аккуратно оформлять физические задачи;

  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, точность и четкость при ответе; умение видеть физику вокруг себя.


Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично поисковый и проблемный.

Оборудование и материалы к уроку: демонстрационное оборудование, раздаточный материал, компьютерная презентация.


Ход урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте.

- Почему мы при встрече говорим друг другу «Здравствуйте»? И почему именно сегодня я обратила на это ваше внимание? (желаем здоровья, связано с темой урока)

- Очень приятно слышать, когда тебе желают здоровья. Какое отношение это может иметь к нашему уроку.


- Сообщение темы урока (Слайд №1)

- Тема урока озвучена. Чем будем заниматься на этом уроке?

(вспомним понятия «механическое движение», «скорость», будем учиться решать задачи на движение разных видов: теоретические, расчетные, экспериментальные, графические, применяя теоретические знания на практике).


- На первом уроке физики мы говорили о значении наук о природе: открыть, изучить законы природы и использовать их для людей, для нужд людей, на благо человека.

Сегодня вы еще раз в этом убедитесь.

На примерах задач мы увидим, как тема, которую изучаем, связана с некоторыми жизненно важными вопросами.


- Начнем работу с повторения материала, который будет необходим для дальнейшей работы.


2. Фронтальный опрос (4 мин.).

1) Что называют механическим движением?

2) Что показывает скорость тела при равномерном движении?

3) По какой формуле определяют скорость тела, если известен его путь и время? (Слайд №2)

4) Какова единица измерения скорости в системе СИ? (Слайд №3)

5) Какую единицу скорости чаще всего используем на практике? (Слайд №4)

6) Как перевести км/ч в м/с? (Слайд №5)

7) Какова единица времени в системе СИ? (Слайд №6)

8) Какова единица пройденного пути в системе СИ? (Слайд №7)

9) Чем, кроме числового значения, характеризуется скорость тела? Как называются такие величины?

10) Как определяют скорость при неравномерном движении тела? (Слайд №8)


- А теперь проверьте себя

- Вместо звездочки надо поставить символ физической величины (Слайд №9)

- Слайд 10 – сверьте свои записи. Были ошибки?


3. Применение теории к решению задач.


- Ребята, мы с вами только начали изучать физику. Физика - это не просто сухие законы и четкие формулы. Физика помогает нам ориентироваться в окружающем мире, физика делает нашу жизнь безопасной. Мы будем учиться использовать полученные знания в повседневной жизни. Сегодня каждый должен понимать, что его здоровье и жизнь зависят от него самого. (Слайд №11)


С каждым годом на наших дорогах увеличивается число транспортных средств, растет и травматизм, обусловленный незнанием или несоблюдением правил дорожного движения. Большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит с участием школьников. Наиболее распространенные нарушения:

1) Переход дороги на запрещенный сигнал светофора;

2) Внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта;

3) Переход дороги перед близко движущимся транспортом;

4) Нарушение правил езды на велосипеде;

5) Игра на дороге.


(Слайд №12)

Следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и дисциплинированными. Помогут разобраться нам в этом вопросе следующие задачи.


(Слайд №13)

Задача 1. Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4 метров от него на дорогу неожиданно выбежали дети? Скорость машины 36 км/ч (10 м/с), время реакции водителя 1 секунда. (Нет, т. к. скорость машины 10 м/с, путь за 1секунду – 10 м).


- Вывод? (нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом, в неположенном месте).

(Слайд №14)


(Слайд №15)

Задача 2. Пассажир движущегося автобуса отвлек разговором внимание водителя на 5 секунд. Какой путь пройдет за это время автобус, если его скорость была 72 км/ч? Почему «Правилами дорожного движения» запрещено это делать?

(Разговаривать с водителем во время движения автобуса нельзя, т. к. создается вполне реальная аварийная ситуация; автобус проехал за это время путь, равный 100 метрам).


Слайд 16.

- Ребята, скоро зима. И вы будете с удовольствием кататься с горки на санках, ватрушках, ледянках, как говориться с ветерком! Горки бывают разные: длинные и короткие, крутые и не очень. А теперь задача.


Задача 3. Используя предложенное оборудование установить, как зависит скорость движения тела по наклонной плоскости от угла наклона.

Оборудование:

направляющая рейка, каретка, штатив с лапкой, секундомер с датчиками, пластиковый коврик, источник питания для секундомера.

Какой вывод сделаете? Как это нужно учитывать при катании с горки?

(учитывать крутизну горки)

(Длинные крутые спуски необходимо преодолевать на низшей или замедленной передаче – безопасно и – экономия топлива). 


Слайд 17. Физминутка

Давайте представим, что вы – пассажиры автобуса. Покажите, как будет меняться положение вашего тела при его движении.

Итак, автобус трогается с места от школы.

Пока вы едите, поучаствуйте в викторине:


Слайд 18.

  • «Мерседес» проехал 20 км. Сколько километров проехало каждое их его четырех колес?

  • Шел человек в город и по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек шло в город?

  • Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый?

  • Самолет пролетает расстояние от города А до города В за 1 ч. 20 мин. Однако обратный перелет занимает 80 мин. Как вы это объясните?


Автобус поворачивает налево, потом направо и тормозит. Автобус остановился, вы выходите, заходите в класс и садитесь на свои места. Подарите улыбку своему соседу.


- Какое явление вы продемонстрировали, будучи пассажирами автобуса?

- В чем оно заключается?

- Полезное явление?


Задача 4. С какой скоростью каждый из вас идет в школу?

Вы измерили время движения, подсчитали количество шагов от дома до школы. Что еще нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

(перевести количество шагов в метры) 1 шаг – 0,8 м.

Как определите ваш путь в метрах? (умножить 0,8 на количество шагов)


- Оформите решение этой задачи.


- Кто же самый быстрый?


Слайд 19. Задача из ВПР 2022 г.

Даня, Полина и Саша устроили велосипедные гонки. Даня обогнал Полину.

Саша тоже обогнал Полину, но отстал от Дани. Пользуясь графиком зависимости координаты от времени, определите, какое расстояние проехал Саша за 5 секунд.

- Какую информацию вы получили из первых трех предложений?

- Какой график соответствует движению Саши?

- Какое расстояние проехал Саша за 5 секунд?


6. Задача для самостоятельного решения.

Сколько времени потребуется водителю автомобиля, движущегося со скоростью 54 км/ч (15 м/с), чтобы обогнать стоящий на стоянке автобус длиной 12 м?

Почему опасно переходить дорогу, обходя автобус спереди?


Слайд 20.

7. Рефлексия

- Сегодня на уроке вы очень плодотворно поработали.

- Давайте подведем итог вашей работы и вспомним, чем вы занимались на уроке?

- В каких заданиях у вас возникали затруднения?

- С чем вы не справились?

- Достигли цели урока?

- Убедились еще раз в том, что физика делает нашу жизнь безопасной?


8. Д.з. Составить свою задачу на движение (текст задачи, решение, рисунок). Формат листа А4. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!