Тема | Ромб. Квадрат |
Цель деятельности учителя | Создать условия для введения понятий ромба и квадрата как частных видов параллелограмма, для рассмотрения свойств и признаков ромба и квадрата; показать их применение в процессе решения задач |
Термины и понятия | Ромб, квадрат, диагонали, углы |
Планируемые результаты |
Предметные умения | Универсальные учебные действия |
Умеют работать с геометрическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики | Познавательные: умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; понимают и используют наглядность в процессе решения задач. Регулятивные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета. Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Личностные: умеют контролировать процесс и результат учебной математической деятельности |
Образовательные ресурсы | • Учебник. • Задания для фронтальной, групповой работы |
I этап. Проверка домашнего задания |
Цель деятельности | Совместная деятельность |
Выявить трудности, возникшие при выполнении домашнего задания | (Ф) 1. Дайте определение прямоугольника. 2. Перечислите свойства прямоугольника. Докажите одно из них. 3. Перечислите признаки прямоугольника. |
| 4. Решите задачи по готовым чертежам: 1) ABCD – прямоугольник. Найти:ABF. 2) АСЕK – прямоугольник, ВС = 5 см. Найти:PBDFM |
\ | 3) ABCD – прямоугольник. Доказать:АМ = ND. 4) ABCD – прямоугольник. Найти:АОВ, ВОС. |
Изучение нового материала |
Ввести понятия ромба, квадрата, рассмотреть свойства и признаки этих фигур | 1. Введение понятия ромба. Рисунок и записи на доске и в тетрадях учащихся: ABCD – ромб, если ABCD – параллелограмм и АВ = ВС = СD = DA. – Верно ли утверждение: «Четырехугольник, у которого все стороны равны, является ромбом»? (Г/Ф)2. Свойства ромба, признак ромба. – Перечислите все свойства ромба как частного вида параллелограмма. |
| – Выясните, каким еще свойством обладают диагонали ромба, кроме того, что они точкой пересечения делятся пополам. (Работа в группах) На доске и в тетрадях записать: Свойства ромба(рис. 9): Если ABCD – ромб, то: а) АВ = ВС = CD = AD; б) АВ || CD, AD|| ВС; | | в) А = С, В = D; г) АО = ОС, ВО = ОD; д) АСВD. е) АО, ВО, СО, DО – биссектрисы углов A, B, C, D. (Г/Ф) – Сформулируйте утверждение, обратное особому свойству ромба, и выясните его справедливость. (Работа в группах.) 3. Определение квадрата. ABCD – квадрат, если ABCD – прямоугольник, AB = BC = CD = DA. – Верно ли утверждение: «Ромб, у которого все углы прямые, является квадратом»? – Верно ли утверждение: «Параллелограмм, у которого все стороны и все углы равны, является квадратом»? |
| 4. Свойства квадрата, признаки квадрата. – Перечислите свойства квадрата, учитывая, что квадрат – это частный случай прямоугольника и ромба. Записать на доске и в тетрадях: \Свойства квадрата: а) AB = BC = CD = AD; AB||CD, ВС||AD; б) А = В = С= D = 90° в) ВО = ОС = ОD = АО, BDАС, АО, ВО, СО, DO – биссектрисы A, B, C, D соответственно. – Сформулируйте признаки квадрата |
Закрепление изученного материала |
Цель деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Закрепить полученные знания | Решить задачу № 406. | Дано:ABCD – ромб, B = 60°, АС = 10,5 см. Найти: PАВСD. Решение: B = 60°, АВ = ВС (так как АВ и ВС – стороны ромба), тогда BAC = BCA = = 60°, то есть ∆АВС – равносторонний и АВ = АС = 10,5 см. У ромба все стороны равны, поэтому PАВСD = 4 · АВ = 4 · 10,5 = 42 (см). Ответ: 42 см. |
| 2. Решить самостоятельно № 407 | Решение: ABC = 45°. BD – диагональ и биссектриса ABC. ABD = 45° : 2 = 22°30' Из ∆АВО (O = 90°, так как диагонали ромба перпендикулярны): OAB = 90° – 22°30' = 67°30' Ответ: 22°30', 67°30' |
III этап. Итоги урока. Рефлексия |
– Что нового узнали на уроке? – Какой этап урока оказался для вас самым сложным? – Оцените свою работу на уроке |
Домашнее задание: п. 47 прочитать; решить № 412, 413 |