Тема урока: «Обобщение по теме: Дальний Восток – край контрастов»
Цели урока:
1. Повторить географический образ Дальнего Востока, края контрастов: Вспомнить об особенностях природы Дальнего Востока, показать уникальность природы этого региона.
2. Развивать речевую активность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации.
3. Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, любовь к природе.
Форма организации урока: групповая.
Методы обучения по источникам знаний: словесный, наглядный, практический.
Методы обучения по характеру познавательной деятельности школьников: исследовательский.
Тип урока: обобщение материала.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, географические атласы для 8 класса, раздаточный дополнительный материал.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II.
По склонам сопок тропы вьются круто Там, в буйных зарослях душистых трав. Могучая, ветвистая лиана Деревья обвивает, как удав. Сверкают ильмы, ольхи жмутся и к ивам, И там, где кедры выстроились в ряд, Густо - зелёный, с палевым отливом | Гирляндами прижавшись к хвойным гривам, Нет – нет, да глянет дикий виноград. Воркуют горлицы, их резким криком Безмолвная вокруг колышется тайга, И на заре по крутобедрым пикам мелькнут то тигр, то рысь, то кабарга… Б. Глушаков |
Учитель: О каком природном районе идёт речь в этом стихотворении? (Дальний Восток)
Учитель:1. К сегодняшнему уроку вы должны были сделать задание и сейчас мы его проверим.
Слайд
Задание: расставить цифры к природным комплексам, если признак соответствует комплексу
Комплексы: Чукотка, Камчатка, Сахалин, Командорские острова, Уссурийская тайга, Курильские острова.
Признаки:
Здесь растут: амурский бархат, маньчжурский орех, амурский виноград…
Открыл эту территорию Дальнего Востока В.Атласов.
Они названы в честь великого исследователя.
Это самая холодная часть Дальнего Востока.
В Восточном хребте множество действующих вулканов.
Происхождение гряды вулканическое.
Район богат нефтью, газом, углем…
«ЗДЕСЬ ВСЕ НЕ КАК У НАС. Все тоже, да не то. Белки не рыжие, а черные. Сороки голубые.»
Высшая вершина Дальнего Востока – Ключевская Сопка.
Здесь говорят «12 месяцев зима, а остальное время – лето».
Находится Долина гейзеров
Эта территория занимает одно из первых мест в России по числу эндемиков.
Самый большой остров России.
Естественный питомник морских котиков.
Здесь расположен вулкан Тятя.
2. А сейчас проведем викторину «Исследователи Дальнего Востока» (Презентация)
Учитель: Ну что ж, мой друг, пора, дерзай. Открой ты дальний этот край!!!
Учитель: Сегодня мы на уроке повторим об особенностях природы Дальнего Востока и попробуем доказать утверждение - край контрастов.
Учитель: Дальний Восток самый удивительный край, загадочный и контрастный: здесь можно увидеть белых, бурых и гималайских медведей, тигров и снежного барса, северных и пятнистых оленей, лишайники и «вечную зелень пихтача, синь елей, овитых диким виноградом со спелыми гроздьями, карликовые дубки на угорьях и рощи громадных столетних дубов, сереброкорый бархат с перестой листвой» (Н. Задорнов «Далекий край»). Только на Дальнем Востоке действующие вулканы и гейзеры.
Прочитайте текст. Составьте кластер из ключевых слов и словосочетаний:
Дальний Восток - это
___________
___________
___________
___________
___________
"В этом краю много такого, чего нет больше нигде в России. Где еще можно увидеть гейзеры - фонтанирующие источники или обвитую виноградом ель, голубую сороку или черную белку? Где еще растут березы: белая, черная, желтая, каменная и десяток других? Где можно увидеть огнедышащие горы-вулканы? Где еще на берег обрушиваются гигантские морские волны-цунами? Где еще есть удивительная рыба-даллия, промерзающая зимой настолько, что становится хрупкой? Она обитает в речках Чукотки, где водоемы зимой промерзают до дна. Рыбка зарывается в ил и там, в замерзшем состоянии, находится всю зиму, а весной оттаивает и продолжает жить. Где еще по снегу бродят тигры? Где, как в сказке о коньке-горбунке, можно из горячего озера прыгнуть в холодное (Фумарольное и Центральное на вулкане Узон на Камчатке)? Где можно увидеть медведей, зимующих в дуплах деревьев? Где можно любоваться медвежьей рыбалкой, как не на Камчатке?"
Напоминание: Кластер - система ключевых слов, словосочетаний
- Скажите, почему на Дальнем Востоке так много заповедников?
- Антропогенное влияние на природу Дальнего Востока отразилось во всех его регионах. В связи с освоением природных ресурсов произошли значительные изменения в составе растений и животных. Поэтому многие из них стали редкими, их численность катастрофически сокращается. В частности, на примере Приморья, освоение территории и частые пожары, виной которым чаще всего является человек (брошенная сигарета, непотушенный костер и т.д.), изменили природные ландшафты. Вырубки леса затронули большую часть края и привели к сокращению ареалов многих редких растений и животных: уссурийского тигра (можно встретить только в заповедниках), красного волка, пятнистого оленя, черного аиста. Из растений пострадал тис дальневосточный (занесен в Красную книгу). Хвойные породы после пожаров восстанавливаются очень долго — 180-200 лет, ельники уже нельзя встретить во многих местах Приморья. Уже в начале XX века Арсеньев в своих произведениях часто обращал внимание на гибель родной природы: «Дерсу вспоминал дни своего детства, когда кроме гольдов и удэгейцев никто здесь не жил. Но вот пришли русские и китайцы, леса стали гореть, соболь отдалился, и всякого другого зверя стало меньше…» Значит, одной из важнейших проблем ДВ является рациональное использование, охрана, сохранение и возобновление природных богатств этого удивительного края.
Учитель:
Проанализировав сводную таблицу, докажите утверждение «Дальний Восток – край контрастов».
Выводы по сводной таблице делают учащиеся: (Слайд )
Рельеф и полезные ископаемые – горные массивы и нагорья, низменные равнины, вулканы, землетрясения, горячие источники определили особенности природы этого края.
Учитель:
Какой можно сделать вывод?
Ученики:
Север – суровый край.
Юг – теплые лазурные берега Японского моря, лежащие на широте сказочной Италии.
IV этап (оценочный). Подведение итога урока.
Учащиеся получают лист с заданиями.
Учащиеся заполняют пропуски. Время выполнения – 5 минут.
По истечении времени учащиеся обмениваются результатами, проверяют друг у друга, сверяя с ответами на интерактивной доске Слайд, и сдают учителю.
Географический диктант.
Дополнить предложения, подобрав необходимые слова.
В состав Дальнего Востока входят полуострова-….
В состав Дальнего Востока входят острова-….
Дальний Восток омывают моря Тихого океана-…..
Расположение Дальнего Востока на контакте литосферных плит является причиной частых землетрясений, которые вызывают волны-…..
Горообразование на Дальнем Востоке не завершилось, об этом свидетельствуют-
Дальний Восток - единственный район России, где встречаются фонтанирующие горячие источники -…. Они находятся на востоке … .... .
Климат юга Дальнего Востока- ….
Муссоны зимой дуют с... на.., а летом – с…на ….
Осадки здесь выпадают чаще в виде ….
Самая крупная река Дальнего Востока …. . Она имеет крупные притоки… .
Реки разливаются во время …
Большую часть территории Приморья занимают хвойно-широколиственные леса
Закончите мысль:
Сегодня на уроке:
Я узнал:
Я был удивлен:
Я открыл для себя:
Я еще раз убедился:
Я пришел к выводу:
Я все же не понял:
Я испытал затруднения при выполнении задания:
Самым интересным заданием для меня было:
Я говорю спасибо нашему уроку за:
Домашнее задание: повторить все природные комплексы России, описать один из природных комплексов по плану в приложении.