СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Обобщение по теме: Дальний Восток – край контрастов»

Цели урока:

1. Повторить географический образ Дальнего Востока, края контрастов: Вспомнить об особенностях природы Дальнего Востока, показать уникальность природы этого региона.

2. Развивать речевую активность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации.

3. Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, любовь к природе.

Форма организации урока: групповая.

Методы обучения по источникам знаний: словесный, наглядный, практический.

Методы обучения по характеру познавательной деятельности школьников: исследовательский.

Тип урока: обобщение материала.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, географические атласы для 8 класса, раздаточный дополнительный материал.

Просмотр содержимого документа
«урок географии 8 класс»

Тема урока: «Обобщение по теме: Дальний Восток – край контрастов»

Цели урока:

1. Повторить географический образ Дальнего Востока, края контрастов: Вспомнить об особенностях природы Дальнего Востока, показать уникальность природы этого региона.

2. Развивать речевую активность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации.

3. Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, любовь к природе.

Форма организации урока: групповая.

Методы обучения по источникам знаний: словесный, наглядный, практический.

Методы обучения по характеру познавательной деятельности школьников: исследовательский.

Тип урока: обобщение материала.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, географические атласы для 8 класса, раздаточный дополнительный материал.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.

По склонам сопок тропы вьются круто

Там, в буйных зарослях душистых трав.

Могучая, ветвистая лиана

Деревья обвивает, как удав.

Сверкают ильмы, ольхи жмутся и к ивам,

И там, где кедры выстроились в ряд,

Густо - зелёный, с палевым отливом


Гирляндами прижавшись к хвойным гривам,

Нет – нет, да глянет дикий виноград.

Воркуют горлицы, их резким криком

Безмолвная вокруг колышется тайга,

И на заре по крутобедрым пикам

мелькнут то тигр, то рысь, то кабарга…

Б. Глушаков



Учитель: О каком природном районе идёт речь в этом стихотворении? (Дальний Восток)

Учитель:1. К сегодняшнему уроку вы должны были сделать задание и сейчас мы его проверим.

Слайд

Задание: расставить цифры к природным комплексам, если признак соответствует комплексу

Комплексы: Чукотка, Камчатка, Сахалин, Командорские острова, Уссурийская тайга, Курильские острова.

Признаки:

  1. Здесь растут: амурский бархат, маньчжурский орех, амурский виноград…

  2. Открыл эту территорию Дальнего Востока В.Атласов.

  3. Они названы в честь великого исследователя.

  4. Это самая холодная часть Дальнего Востока.

  5. В Восточном хребте множество действующих вулканов.

  6. Происхождение гряды вулканическое.

  7. Район богат нефтью, газом, углем…

  8. «ЗДЕСЬ ВСЕ НЕ КАК У НАС. Все тоже, да не то. Белки не рыжие, а черные. Сороки голубые.»

  9. Высшая вершина Дальнего Востока – Ключевская Сопка.

  10. Здесь говорят «12 месяцев зима, а остальное время – лето».

  11. Находится Долина гейзеров

  12. Эта территория занимает одно из первых мест в России по числу эндемиков.

  13. Самый большой остров России.

  14. Естественный питомник морских котиков.

  15. Здесь расположен вулкан Тятя.

2. А сейчас проведем викторину «Исследователи Дальнего Востока» (Презентация)

Учитель: Ну что ж, мой друг, пора, дерзай. Открой ты дальний этот край!!!

Учитель: Сегодня мы на уроке повторим об особенностях природы Дальнего Востока и попробуем доказать утверждение - край контрастов.

Учитель: Дальний Восток самый удивительный край, загадочный и контрастный: здесь можно увидеть белых, бурых и гималайских медведей, тигров и снежного барса, северных и пятнистых оленей, лишайники и «вечную зелень пихтача, синь елей, овитых диким виноградом со спелыми гроздьями, карликовые дубки на угорьях и рощи громадных столетних дубов, сереброкорый бархат с перестой листвой» (Н. Задорнов «Далекий край»). Только на Дальнем Востоке действующие вулканы и гейзеры.

Прочитайте текст. Составьте кластер из ключевых слов и словосочетаний:

Дальний Восток - это

  • ___________

  • ___________

  • ___________

  • ___________

  • ___________



"В этом краю много такого, чего нет больше нигде в России. Где еще можно увидеть гейзеры - фонтанирующие источники или обвитую виноградом ель, голубую сороку или черную белку? Где еще растут березы: белая, черная, желтая, каменная и десяток других? Где можно увидеть огнедышащие горы-вулканы? Где еще на берег обрушиваются гигантские морские волны-цунами? Где еще есть удивительная рыба-даллия, промерзающая зимой настолько, что становится хрупкой? Она обитает в речках Чукотки, где водоемы зимой промерзают до дна. Рыбка зарывается в ил и там, в замерзшем состоянии, находится всю зиму, а весной оттаивает и продолжает жить. Где еще по снегу бродят тигры? Где, как в сказке о коньке-горбунке, можно из горячего озера прыгнуть в холодное (Фумарольное и Центральное на вулкане Узон на Камчатке)? Где можно увидеть медведей, зимующих в дуплах деревьев? Где можно любоваться медвежьей рыбалкой, как не на Камчатке?"

Напоминание: Кластер - система ключевых слов, словосочетаний


- Скажите, почему на Дальнем Востоке так много заповедников?

- Антропогенное влияние на природу Дальнего Востока отразилось во всех его регионах. В связи с освоением природных ресурсов произошли значительные изменения в составе растений и животных. Поэтому многие из них стали редкими, их численность катастрофически сокращается. В частности, на примере Приморья, освоение территории и частые пожары, виной которым чаще всего является человек (брошенная сигарета, непотушенный костер и т.д.), изменили природные ландшафты. Вырубки леса затронули большую часть края и привели к сокращению ареалов многих редких растений и животных: уссурийского тигра (можно встретить только в заповедниках), красного волка, пятнистого оленя, черного аиста. Из растений пострадал тис дальневосточный (занесен в Красную книгу). Хвойные породы после пожаров восстанавливаются очень долго — 180-200 лет, ельники уже нельзя встретить во многих местах Приморья. Уже в начале XX века Арсеньев в своих произведениях часто обращал внимание на гибель родной природы: «Дерсу вспоминал дни своего детства, когда кроме гольдов и удэгейцев никто здесь не жил. Но вот пришли русские и китайцы, леса стали гореть, соболь отдалился, и всякого другого зверя стало меньше…» Значит, одной из важнейших проблем ДВ является рациональное использование, охрана, сохранение и возобновление природных богатств этого удивительного края.


Учитель:

Проанализировав сводную таблицу, докажите утверждение «Дальний Восток – край контрастов».

Выводы по сводной таблице делают учащиеся: (Слайд )

  • ГП – огромная протяженность территории Дальнего Востока с севера на юг: северные районы лежат за Полярным кругом, а южные – на широте Средиземноморья.


  • Рельеф и полезные ископаемые – горные массивы и нагорья, низменные равнины, вулканы, землетрясения, горячие источники определили особенности природы этого края.


  • Климат – от арктического до умеренного климата. Велики контрасты температур и осадков между приморскими и внутренними районами.


  • Воды – на севере распространена многолетняя мерзлота.


  • Ландшафты – переход от арктических тундр на севере, с бродящими белыми медведями к широколиственным лесам с бархатным деревом и лианами, сквозь чащи которых пробирается уссурийский тигр на юге.

Учитель:

Какой можно сделать вывод?

Ученики:

Север – суровый край.

Юг – теплые лазурные берега Японского моря, лежащие на широте сказочной Италии.

IV этап (оценочный). Подведение итога урока.

Учащиеся получают лист с заданиями.

Учащиеся заполняют пропуски. Время выполнения – 5 минут.

По истечении времени учащиеся обмениваются результатами, проверяют друг у друга, сверяя с ответами на интерактивной доске Слайд, и сдают учителю.


Географический диктант.


Дополнить предложения, подобрав необходимые слова.

  1. В состав Дальнего Востока входят полуострова-….

  2. В состав Дальнего Востока входят острова-….

  3. Дальний Восток омывают моря Тихого океана-…..

  4. Расположение Дальнего Востока на контакте литосферных плит является причиной частых землетрясений, которые вызывают волны-…..

  5. Горообразование на Дальнем Востоке не завершилось, об этом свидетельствуют-

  6. Дальний Восток - единственный район России, где встречаются фонтанирующие горячие источники -…. Они находятся на востоке … .... .

  7. Климат юга Дальнего Востока- ….

  8. Муссоны зимой дуют с... на.., а летом – с…на ….

  9. Осадки здесь выпадают чаще в виде ….

  10. Самая крупная река Дальнего Востока …. . Она имеет крупные притоки… .

  11. Реки разливаются во время …

  12. Большую часть территории Приморья занимают хвойно-широколиственные леса

Закончите мысль:

Сегодня на уроке:

  • Я узнал:

  • Я был удивлен:

  • Я открыл для себя:

  • Я еще раз убедился:

  • Я пришел к выводу:

  • Я все же не понял:

  • Я испытал затруднения при выполнении задания:

  • Самым интересным заданием для меня было:

  • Я говорю спасибо нашему уроку за:

Домашнее задание: повторить все природные комплексы России, описать один из природных комплексов по плану в приложении.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!