География России. 9 класс.
Учитель: Перевалова Л.А.
ТЕМА: Факторы размещения предприятий металлургического комплекса.
Цель: сформировать знания учащихся об основных факторах размещения предприятий МК и базах МК.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Опрос по теме МК.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать МК и сегодня выясним какие факторы и как влияют на размещение предприятий МК. Но вначале вспомним что изучали на прошлом уроке.
Вопросы:
1. Что такое МК?
2. Значение МК?
3.Почему предприятия МК являются градообразующими?
4. Отрасли МК.
5. Каковы общие черты отраслей МК?
6.В чем сходство и различия старых и новых технологий применяющихся в МК?
2. Изучение новой темы.
Вопросы:
1. Что влияет на размещение предприятий МК?
А—качество сырья---руда; Б—виды энергии; В—география источников энергии и сырья.
2. Как по вашему мнению где выгодно создавать предприятия МК?
А—в районах добычи руды---Урал, Норильск;
Б—в районах добычи коксующихся углей—Кузбасс;
В—в районах дешевой энергии---В. Сибирь;
Г—на потоках пересечения подвоза руды и угля---Череповец;
Д—учитывать обеспеченность водой, охрана ОС, транспортные пути.
3. На территории РФ существует несколько металлургических баз по производству металла. Что такое металлургическая база?
База--- это группа металлургических предприятий , использующие общие рудные или топливные ресурсы для производства металла.
4. Выполнение ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ « Анализ факторов размещения предприятий черной металлургии «
№ | Название базы | Что выплавляют | Факторы размещения. | Города | Проблемы. |
1 | УРАЛЬСКАЯ | 50 %-- стали и проката | Сырьё: Ж/Р—своя 24 % российских запасов--15 млрд т ,но железа в ней мало 17-24 %; Завозят 2/3 ---Казахстан— Соколово--Сарбайское месторождение; Кольский полуостров, КМА; УГОЛЬ—Кузбасс. | Нижний Тагил, Магнитогорск, Челябинск, Новотроицк | Предприятия ста-рые, нужна реконструкция, металл не высокого качества, загряз-нение ОС. |
2. | ЦЕНТРАЛЬНАЯ | 40 % стали и проката | Сырьё: Ж/Р---59 % ,очень высокого качества, железа—45 %. КМА—54 %, Кольский полуостров, Карелия—Костомукша. УГОЛЬ—Донбасс. | Череповец, Липецк, Старый Оскол | Загрязнение ОС |
3. | СИБИРСКАЯ | 15 %--стали и проката | Сырьё: Ж/Р---Приангарье, Горная Шория УГОЛЬ—Кузбасс. | Новокузнецк— Два металлургических предприятия | Загрязнение ОС |
4. | ДАЛЬНЕВОСТОЧ- НАЯ ( в перспективе) | | Сырьё: Ж/Р—Таёжное УГОЛЬ--Чульман | | |
ВЫВОД:
5. Домашнее задание: параграф—23, К/К—нанести базы и города.
Урок географии 8 класс
Учитель Перевалова Л А
Тема: Растительный и животный мир России.
Цель: убедиться в разнообразии растительного и животного мира России, выяснить взаимосвязь растений и животных с рельефом, водами, почвам и климатом, сформировать знания о приспособленности растений и животных к условиям обитания.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Изучение темы.
Сегодня на уроке мы с вами разберем разнообразие растительного и животного мира, его связь с компонентами природы и выясним какие есть у растений и животных приспособления к условиям обитания. На прошлом уроке мы разделились на 4 группы и выяснили какая группа и за какую природную зону отвечает. Ну что готовы. Тогда начнем. У меня для вас вопросы.
1. Говорят растения играют важную роль в природе? Докажите.
---украшение нашей жизни;
---пища для человека и животных;
---изменяют состав атмосферы;
---по растительности узнаем природную зону;
---защищают почву от эрозии;
---участвуют в процессе почвообразования;
---отвечают за полноводность рек и озер.
2. Какие факторы влияют на растения и животных?
Климат Почвы Деятельность человека Воды Рельеф
А теперь работа в группах. Сейчас вы получите задания. Используя вашу подготовку к сегодняшнему уроку на ватмане нарисуйте ответы и потом вам предстоит защитить задание. Время работы 10 минут.
1 группа----ТУНДРА.
1. ГП зоны тундра.
2. Каковы условия формирования растительного сообщества?
3. Растения тундры и приспособления к условиям жизни?
4 . Животные тундры и как они приспособлены к условиям обитания?
5. Почему в тундре преобладают многолетние растения?
6. Почему говорят, что в тундре грибы выше растений?
2 группа----ЛЕСА.
1. Каковы условия формирования лесной растительности?
2.Чем условия широколиственного леса отличаются от условий хвойного леса?
3. Какие типы растительности можно выделить в лесных сообществах?
4. Какие приспособления к условиям жизни есть у растений и животных леса?
5.Почему стволы кедрового стланика прижимаются к земле, а стволы сосны тянутся ввысь?
3 группа----СТЕПИ.
1.Условия формирования растений степей?
2. Какие приспособления есть у растений и животных , чтобы выжить в степях?
3. Почему степи зеленеют лишь ранней весной?
4. Почему в степях не растут деревья?
4 группа ----ПУСТЫНИ.
1. Условия жизни растений и животных в пустынях?
2. Какие приспособления есть у обитателей пустыни для выживания?
3. Почему на саксауле за один год образуется несколько годовых колец?
ЗАЩИТА.
Какой вывод мы можем сделать по уроку.
Оценки. Домашнее задание.