учитель математики и информатики МБОУ СОШ №6 а. Пшичо, улица Ленина, 2
Шовгеновского района, Республики Адыгея.
2017 г.
Данная методическая разработка подготовлена с учетом требований ФГОС и Примерной программы по геометрии для 10-11 классов. Она составлена на основе следующего УМК:
Разработка урока усвоения новых знаний подготовлена для проведения учебного занятия по геометрии в 10 классе по теме: «Многогранники». Данный урок является вводным. Урок соответствует основным требованиям ФГОС. Главной его задачей является создание условий для расширения теоретических знаний о пространственных фигурах. Основной учебной деятельностью учащихся на уроке является организация самостоятельного поиска знаний и развитие компетентности разрешения проблемы. Учитель только лишь корректирует деятельность по целеопределению, планированию, выполнению учебных действий, а так же по оцениванию результатов работы. Ценностные ориентации урока- это воспитание творческого отношения к учебной деятельности, воспитание целеустремленности и настойчивости.
Разработка урока предусматривает использование презентации PowerPoint «Многогранники», проектную деятельность «Изготовление многогранника по его развертке», поиск нужной информации в различных источниках. Урок сопровождается раздаточным материалом по теме, наглядными пособиями и оценочными листами.
При написании методической разработки использовались как общепедагогические источники, так и специально- предметные. В плане выбора стратегии урока интересны следующие пособия:
Вопросы по формам оценивания знаний учащихся подробно расписаны в пособии «Учить по- новому: нужны ли оценки и баллы», Костылева Ф. В.. определенная информация по теме урока имеется на сайтах : htpp: //www. nsportal. ru , htpp: //www.infourok. ru , htpp: //www.multiurok. ru.
Материал данной методической разработки может быть использован и с другими УМК. Особенностью данного урока является то, что он основан на межличностном взаимодействии между всеми учениками при выполнении проектной деятельности. Учитель выполняет функцию организатора и координатора учебных действий. Урок носит интерактивный характер.
геометрических пространственных тел на основе аналитической и практической, творческой деятельности.
Этапы урока | Действия учителя | Комментарии к действиям учителя | Действия учеников | Уровни результатов учебных действий |
Стадия вызов. 1. Эмоционально- психологическое воздействие. | Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Меня зовут Рима Масхудовна. Я рада сегодня провести урок в вашем классе. Надеюсь, что наша совместная работа будет плодотворной и интересной. (1 мин.) | Учитель приветствует учеников, стоя возле учительского стола. Настраивает на рабочий процесс. | Дети занимают свои рабочие места. | личностный |
Настрой на логи- ческую работу. | 1. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Восстановите высказывание, которое здесь написано вразброс. (слайд 1) (1 мин) 2. А теперь разгадайте ребус. (слайд 3) (1 мин) | Учитель просит посмотреть на экран и выполнить задание, объяснив его суть. Спустя 1 мин. показывает правильную цепочку (слайд 2) . Через 1 мин. на экране высвечивает ответ (слайд 3) | Восстановление учениками «перепутанной логической цепочки». Разгадывают ребус. | Предметно- личностный. |
3. Мотивационно- целевой этап. | 1. Ребята, внимательно посмотрели на экран. Игра называется крестики- нолики. В табли- це номера высказываний, расположенных справа на экране. Возьмите оценочные листы и заполните таблицу задания №1 по правилам: е если высказывание верное- ставите крестик, неверное- нолик. (слайд 4) ( 2 мин) | Учитель объясняет задание и предла- гает заполнить в оценочных листах таблицу №1. (слайд 4) | Ученики выполняют задание №1. | Предметно- личностный |
2. А теперь попробуем систематизировать наши знания с помощью кластера. Центральное слово кластера - геометрия. а) что изучает геометрия? б) какие фигуры на плоскости вы изучили? в) какие треугольники вы знаете? г) какие четырехугольники вы знаете? Учитель просит учеников начать на доске строить кластер. (5 мин) | Учитель задает наводящие вопросы для построения кластера геометрия. | Ученики отвечают на вопросы и начинают строить кластер. | Предметно- личностный. |
3. (слайд 5) Возьмите оценочные листы. Посмотрите задание №2. Приведите в соответствие № треугольника и его вид. Первая таблица. (1 мин) | Учитель объясняет, как выполнить второе задание. (слайд 5) | Ученики выполняют задание №2 | Предметно- личностный. |
4. (слайд 6) заполните вторую таблицу (1мин) | Учитель объясняет, как выполнить второе задание. (слайд 6) | Ученики выполняют задание №2 | Предметно- личностный. |
5. А какие многоугольники вы знаете ? (слайд 7) (1 мин) | Учитель задает вопросы . | Ученики отвечают на вопросы. | Предметно- личностный. |
6. (слайд 8) в оценочном листе в задании №3 записываем ответы как в ЕГЭ- в каждую клетку отдельно без запятых и пробелов. (1 мин) Предлагаю начать заполнение таблицы инсерт и делать его в течение урока. | Учитель объясняет, как выполнить задание №3. (слайд 8) Затем предлагает начать заполнение таблицы инсерт. | Ученики выполняют задание №3, затем начинают заполнять таблицу инсерт. | Предметно- личностный. |
Стадия осмысления. 4.Введение нового материала. 1 блок. Выполнение проектной работы- изготовление многогранников. Работа в парах. | Ребята, у вас на столах лежат заготовки для изготовления объемных тел из простых геометрических фигур и скотч. Работать будете в парах. Вам дается 5 минут на работу. Приступайте. Проектная деятельность. (5мин) | Учитель объясняет цель проектной работы и ограничивает их во времени. | Ученики выполняют проектную работу в парах. | Предметно- деятельностный в парах. |
5. 2 блок. Изучение первичных свойств объектов. Работа в группе. | 1.Учеников, сидящих за первой партой попрошу собрать все фигуры своего ряда и поставить на стол и остаться для дальнейшей работы. (1 мин) | Учитель предлагает собрать работы и совместно с группой отсортировать их по по общим свойствам. Анализ знаний. | Ученики выполняют указания учителя и работают в группе. | Предметно- деятельностный в группе |
2. Работа в группе. Прошу отсортировать все геометрические фигуры по каким- либо общим свойствам. (1мин) |
3. Пока ребята занимаются своей работой, вам предлагаю разгадать ребусы. (слайд 10,11) | Учитель классу предлагает разгадать ребусы. Дидактическая игра. | Ученики разгадывают ребусы. | Предметно- личностный. |
4. Подведем результаты работы. Ну что у вас получилось? Почему вы разделили именно так? (3 мин) | Учитель дает возможность объяснить, почему и как поделены фигуры. | Ученики объясняют свои выводы. | Предметно- групповой |
5 Вы можете назвать эти фигуры общим словом? 6. Какие фигуры вам известны были раньше? (Слайд 13) 7.Приведите примеры практического применения 8. Название каких фигур вы не знаете? (5 мин) | Учитель задает наводящие вопросы для того, чтобы ученики назвали параллелограмм, куб и пирамида. И затем пришли к проблеме - нет знаний о новых фигурах. | Ученики отвечают на вопросы. Понимают, что знаний недостаточно. | Предметно- личностный. |
6. Ввод новых понятий и актуализации темы. | 1.Ребята, продолжите, пожалуйста Заполнение таблицы инсерт. (Слайд 17) ввод новых понятий: грань, ребро. (2 мин) | Обратить внимание на экран. Посмотреть на новые понятия. | Осмысление новых понятий. | Предметно- личностный. |
| А если количество граней увеличивать? Как эта фигура будет называться? Ребята называют тему урока: «Многогранники» попробовать дать определение (2 мин) | Учитель подводит к тому, чтобы дети сами назвали тему. | Ученики отвечают на вопросы учителя. | Предметно- личностный. |
Закрепление и поиск новой информации | 1.Учитель предлагает открыть учебник стр.60 2.Изучить определение многогранника. Затем показывает (слайд 19) 3.Учитель на слайде показывает правильное определение. 4. Дополнение кластера, заполнение инсерт (2 мин) | Дает задание на поиск определения. Предлагает дополнить кластер. Затем продолжить заполнение инсерт. | Поиск информации в учебнике. Продолжение кластера и инсерт. | Предметно- личностный. |
7.Показать какие бывают многогран-ники . | Просмотр слайдов № 20-23. (2 мин) | Учитель объясняет и показывает Слайды № 20-23 | Визуализация знаний | метапредметный |
8.Объявление домашнего задания | Учитель дает на выбор несколько заданий, проекты на темы: 1.Связь многогранников с другими науками. 2.Букет Платона. 3.Тела Пуансо. 4. Сложные многогранники. 5. Выполнить из картона звездчатые многогранники. (2 мин) | Учитель дает указание на выполнение домашнего задания. Проработать учебник п.27-30. И проект на выбор. | Сбор указаний на выполнение домашнего задания. | Предметно- личностный. |
Рефлексия Работа с таблицей инсерт. | Окончательно заполним таблицу. Что у нас получилось? Оказывается мы так много ещё не знаем о многоугольниках. Ребята, положите свои оценочные листы. Ваш учитель проверит их и обязательно объявит ваши оценки. Спасибо большое за урок! Вы такие замечательные ученики! | Дает возможность обобщить материал, Сделать выводы. Говорит про оценочные листы. Благодарит за работу и сотрудничество. | Ученики анализируют и делают выводы. | Предметно- личностный. |
Тема урока | Многогранники |
План урока | Повторение знаний о геометрических фигурах на плоскости. Проектная деятельность по изготовлению пространственных фигур. Объединение изготовленных фигур в группы по общим свойствам. Введение понятия «многогранник», объявление темы урока. Активная работа по изучению первичных отличительных свойств многогранников. Объявление задания на следующий урок. Рефлексия. |
Возможные личностные проблемы | Воспитание чувства уверенности. Активизация учебной мотивации. Развитие умений пользоваться практически полученными знаниями. |
Планируемые результаты обучения. | Предметные: учащиеся проделают систематизацию знаний геометрических фигур на плоскости; сделают проектную работу: «Моделирование объемных фигур»; проведут классификацию изготовленных фигур по общим свойствам и признакам; освоят новые понятия: грани, ребра, многогранник; придут к проблеме изучения многогранников, отличных от призм и пирамид; подведут итог и сделают выводы (рефлексия). Личностные: учащиеся смогут строить учебные взаимодействия; первично оценивать и контролировать собственные знания и знания одноклассников; использовать в учебной деятельности разные виды памяти; формировать чувство стиля, вкуса; формировать чувство ответственности за свои решения. Метапредметные: учащиеся смогут излагать свое мнение, аргументируя его; организовывать работу в парах; организовывать работу в группах; развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли; определять цели, проблему в учебной деятельности; развивать практические учебные умения. |
Методы обучения | Эвристический. Исследовательский. Индуктивные и дедуктивные. Аналитический. Методы самоконтроля и взаимоконтроля. Проектная деятельность. Активация познавательной деятельности. |
Форма урока | Комбинированный |
Приемы деятельности учителя | Игры- разминки. Логическая змейка. Кластер. Верные- неверные высказывания. Сопоставление предметов и их свойств. Интрига. Проектная деятельность. Исследовательская работа. Активация познавательной деятельности. |
Развитие умений учащихся | Индивидуальная работа. Работа в парах. Работа в группе. Проведение первичного анализа. Излагать свое мнение. Выполнение проекта. Выполнять проблемные задания. |
Основные понятия и термины | Грани, ребра, многогранники, объемные геометрические фигуры- тела. |
Источники информации: Школьные Внешкольные | 1. Учебник «Геометрия 10-11класс», авторы: Л. С. Атаносян, В.Ф.Бутузов и др., «Просвещение», 2016 г. Образовательное пространство расширяется за счет: 2.Рабочая тетрадь «Геометрия 10-11класс», авторы: Л. С. Атаносян, В.Ф.Бутузов и др., «Просвещение», 2016 г. Дидактические материалы «Геометрия 10-11класс», авторы: Л. С. Атаносян, В.Ф.Бутузов и др., «Просвещение», 2016 г. Поурочные разработки, «Геометрия 10-11класс», авторы: Л. С. Атаносян, В.Ф.Бутузов и др., «Просвещение», 2016 г. «Проблемный урок или как открывать знания с учениками», Мельникова Е. М. «Совсем необычный урок», Кульневич С. В. «Основы педагогического мастерства», Морева Н. А. «Учим и учимся, играя», Прутченков А. С.. «Учить по- новому: нужны ли оценки и баллы», Костылева Ф. В.. сайты : htpp://www.nsportal.ru , htpp://www.infourok.ru , htpp://www.multiurok.ru. |