СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "График функции"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "График функции"»

Предмет Алгебра Класс 7 Дата_08.11.2018_

Учитель -  Тютюнник Н. С.

Тема: «График функции».

Вид занятия:  урок изучения нового материала, урок-практикум

 Цели:

дидактическая – сформировать представление о графическом и табличном способах задания функции, построении графика функции; научиться составлять таблицы значений функции и строить график функции.

развивающая – развитие логического мышления, пространственного воображения, умения анализировать; развитие внимания, памяти, умственной активности, графических навыков;

воспитательная - воспитывать у учащихся интерес к изучению математики, умение осознанно проявлять ответственность за своевременное и правильное выполнение задания; воспитывать аккуратность и точность в работе;

Дидактические средства обучения:

Учебники, карточки с заданиями.

 Литература:

Учебник:Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. / Под ред. Теляковского С.А. Алгебра. 7 класс. − М.: Просвещение, 2016.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

I. Сообщение темы и цели уроков

II. Повторение и закрепление пройденного материала

1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).

2. Контроль усвоения материала (письменный опрос).

Вариант 1

1. Приведите примеры функций, заданных:

а) одной формулой;

б) двумя формулами.

2. Функция задана формулой у = -3х + 2. Заполните пустые клетки таблицы.

x

-2


0,5


0


y


-4


1


0

3. Найдите область определения функции 


Вариант 2

1. Приведите примеры функций, заданных:

а) одной формулой;

б) двумя формулами.

2. Функция задана формулой у = -2х + 3. Заполните пустые клетки таблицы.

x

-3


0,5


0


y


-1


4


0

3. Найдите область определения функции 



III. Работа по теме урока

План урока

1. Прямоугольная система координат.

2. График функции.

3. Нахождение значения функции и значения аргумента.

Прямоугольная система координат

П еред тем как перейти к графическому и табличному способам задания функции, остановимся на прямоугольной системе координат и вспомним основные сведения. Две взаимно перпендикулярные числовые оси образуют систему координат. Прямые углы, образуемые осями координат, называют координатными углами (квадрантами) и нумеруют так, как показано на рисунке. Горизонтальная ось системы координат (ось Ох) называется осью абсцисс, вертикальная ось (ось Оу) — осью ординат.

Так же как на числовой оси может быть изображено любое число, так и любая пара чисел (х; у) (причем первое число обязательно х, второе — у) может быть изображена в прямоугольной системе координат.

П ример 1

Построим точку А (2; 3), т. е. точку А с координатами х = 2, y = 3.

Отложим на оси абсцисс (ось Ох) число 2 (точка В) и восстановим из точки В перпендикуляр к оси Ох. Отложим на оси ординат (ось Оу) число 3 (точка Q и восстановим из точки С перпендикуляр к оси Оу. Точка А пересечения этих двух перпендикуляров и будет искомой.

Также справедливо и обратное утверждение: любая точка, изображенная в системе координат, характеризуется парой чисел (координатами).

П ример 2

Найдем координаты точки А, изображенной на рисунке.

Из точки А опустим перпендикуляр на ось абсцисс и получим точку В, которой соответствует число х = -3.

Проведем из точки А перпендикуляр к оси ординат и получим точку С, которой соответствует число у = -4. Найденные значения х и у являются координатами точки А, т. е. точка А характеризуется парой чисел (-3; -4). Пишут: А (-3; -4).

График функции

В прямоугольной системе координат для изображения функциональной зависимости у(х) удобно пользоваться специальным рисунком — графиком функции.

Пример 3

Рассмотрим функцию у = х2 - 2х, где -1 ≤ х ≤ 3. Составим таблицу значений этой функции с шагом 0,5.

x

-1

-0,5

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

y

3

1,25

0

-0,75

-1

-0,75

0

1,25

3

Построим точки, заданные этими парами чисел (х; у), в системе координат (рис. а).

Если при составлении таблицы шаг выбрать еще меньше, то получим больше пар значений (х; у). Каждой из этих пар также соответствует некоторая точка координатной плоскости. Все такие точки образуют график функции у = х2 - 2х на промежутке -1 ≤ х ≤ 3 (рис. б). На рисунке видно, что область определения данной функции — промежуток -1 ≤ x ≤ 3, область значений — промежуток -1 ≤ x ≤ 3.

Графиком функции y(x) называют множество всех точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям независимой переменной х, а ординаты — соответствующим значениям зависимой переменной у.

График дает наглядное представление о поведении функции: возрастании и убывании, нулях функции, областях определения и значений и т. д. Также с помощью графика функции по значению аргумента легко найти соответствующее значение функции. Легко решается и обратная задача — по данному значению функции найти те значения аргумента, которым оно соответствует.

Н ахождение значения функции и значения аргумента

По графику функции, изображенному на рисунке, найдем:

а) значение функции при х = 1;

б) значение аргумента, при котором значение функции у = 5.

а) На оси абсцисс отложим точку А, для которой х = 1. Из точки А восстановим перпендикуляр к оси абсцисс до пересечения с графиком функции в точке В. Из точки В проведем перпендикуляр к оси ординат до пересечения с ней в точке С. Ордината точки С равна у = 2. Следовательно, при х = 1 значение данной функции у = 2.

б) На оси ординат отложим точку D, для которой у = 5. Из точки D проведем перпендикуляр к оси ординат до пересечения с графиком функции в точке Е. Из точки Е опустим перпендикуляр к оси абсцисс до пересечения с ней в точке F. Абсцисса точки F равна х = 5. Значит, данная функция принимает значение у = 5 при значении аргумента х = 5.

IV. Задания на уроках № 283, 285, 287, 289, 293.

V. Контрольные вопросы

  • На примере объясните, как построить точку на координатной плоскости.

  • Объясните, как найти координаты точки, построенной на координатной плоскости.

  • Что называется графиком функции?

  • Как определить, принадлежит ли точка А (а; b) графику функции у(х) или нет?

  • На примере поясните, как найти значение функции по данному значению аргумента, используя график функции. Как решить обратную задачу — найти аргумент по известному значению функции?

VI. Подведение итогов урока

VII.Домашнее задание

№ 284, 286, 288, 291, 292.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!