СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Гражданский пафос лирики Н.А. Некрасова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с гражданской позицией Н.А.Некрасова через его произведения и понимание идейного содержания стихотворений. Анализ стихотворений. Особенность урока: системно-деятельностный подход в действии и метапредметные связи.

Просмотр содержимого документа
«Урок Гражданский пафос лирики Н.А. Некрасова»

Государственное учреждение Луганской Народной Республики

«Луганское общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 41»







Гражданский пафос лирики Н.А. Некрасова















Подготовила и провела:

Приходько Наталья Анатольевна,

учитель русского языка и литературы











2018 г.



Тема. Гражданский пафос лирики Н.А. Некрасова

Цели.

Образовательная: знакомство с гражданской позицией Н.А. Некрасова через его произведения и понимание идейного содержания стихотворений.

Развивающая: развитие представления о понятии «гражданин», навыков анализа и интерпретации стихотворений, умения выявлять причинно-следственные связи; развитие коммуникативных навыков.

Воспитательная: формирование гуманистического мировоззрения, активной жизненной позиции, чувства патриотизма, интереса к истории народа и творчеству поэта.

Метапредметные связи.

Личностные: осознание себя как гражданина, формирование активной жизненной позиции, развитие творческого потенциала.

Регулятивные: осознание цели работы, планирования действий, реализации намеченного через самоконтроль, самооценку и коррекцию.

Познавательные: развитие интереса к поисково-исследовательской работе, к творчеству поэта, совершенствование навыков анализа проблемы и установления причинно-следственных связей.

Коммуникативные: совершенствование способности общения в совместной деятельности (работа в парах, в группах).

Технология: технология критического мышления

Тип урока: комбинированный с элементами исследования

Оборудование: мультимедийная установка, презентация учащихся, листы с диаграммой Венна и текстами эпиграфов, словари В.И. Даля и С. Ожегова, аудиозаписи (отрывки) из произведений: Ф. Шопен. «Революционный этюд», Д. Шостакович. Симфония № 1.







Ход урока

  1. Приветствие. Мотивация. ( Учитель читает вместе с учащимися)

- В чем смысл твоей жизни? – меня спросили. –

Где видишь ты счастье свое, скажи?

- В сраженьях, - ответил я, - против гнили

И в схватках, - добавил я, - против лжи!

Учитель. Что вы почувствовали в строках Э. Асадова?

II.Актуализация

Учитель.

1. Вы уже немного знакомы с личностью и творчеством Н.А. Некрасова.

- Какая связь между стихотворением С. Острового и творчеством поэта?

- Созвучны ли мысли поэтов вашим мыслям?

Интерактив. – Что, по-вашему, обозначает фамилия поэта?

(Подбор определений на каждую букву фамилии), (примерные определения)

Н – новый, неординарный

Е – единственный, естественный

К - классический

Р – разносторонний. решительный

А – актуальный, активный

С – свободолюбивый, современный

О – открытый, откровенный

В – великий, воинственный

Как видим, знакомство с творчеством и личностью поэта состоялось

Ш. Работа над темой урока

1. Объявление темы и запись в тетрадь

2. Целеполагание (заполнение таблицы в тетради)

Знаю

Хочу узнать

Результат



(Учащиеся озвучивают свои цели)

3. Подбор эпиграфа ( на каждой парте листы с текстами эпиграфов) Работают под музыку Ф.Шопена. « Революционный этюд»

(работа в парах)

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Ноя ему служил - и сердцем я спокоен…

Н.А. Некрасов. «Элегия».

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан!..

Н.А. Некрасов. «Поэт и гражданин».

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая – «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши! не стареет она.

Н.А. Некрасов. «Элегия».

- Почему вы остановились именно на этих строках?

(аргументированные ответы учащихся)

Чья музыка прозвучала? Помогла ли она вам с выбором эпиграфа? Что вы знаете из истории создания этого произведения?

- Кто же такой, по-вашему, гражданин? Какими качествами должен обладать

человек, чтобы называться гражданином?

- Какое толкование этим понятиям дают словари В. Даля и С. Ожегова?

- По вашему, кого можно назвать гражданином?

4. Работа над стихотворением «Поэт и гражданин»

- Дома вы исследовали стихотворение «Поэт и гражданин».

- Охарактеризуйте время написания стихотворения, эпоху?

- Давайте послушаем отрывок из этого стихотворения. ( Подготовленные учащиеся читают наизусть в лицах отрывок стихотворения)

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

5. Интерактив. Представьте, что Некрасов пришел к нам в гости. Какие бы вы вопросы задали поэту? (Выбираем ученика на роль Некрасова и задаем ему вопросы). Были заданы следующие вопросы:

- Что вы чувствовали, когда писали свои стихотворения?

- Что вам помогало в работе над стихотворением?

- Почему вы считаете, что только ваша идейная позиция правильная? Неужели в поэзии нет места любви, красоте природы?

Продолжаем исследование. У каждого поэта есть стихотворения, положенные на музыку. Есть такие и у Некрасова. Это « Коробейники», «Колыбельная» « Песня Еремушке».

- Скажите, а какая музыка бы соответствовала стихотворению « Поэт и гражданин»? (Прогноз)

-А правы вы или нет, нам скажет подготовленная заранее ученица. Она получила опережающее задание исследовать этот вопрос. ( Ответ заранее подготовленной ученицы. Звучит симфония №11 Д. Шостаковича)

- К какому же выводу можно прийти? Что же представляет собой стихотворение « Поэт и гражданин»?

6. Интерактив. Составление синквейна. (Примерно так:

Гражданин

патриотичный, свободолюбивый

сострадает, борется, призывает

«отечества достойный сын»

Некрасов)

- Традиции каких поэтов и писателей продолжает Н.А. Некрасов? (ответы учащихся с аргументацией)

- Сделайте вывод.

6. Презентация.

- Я вам предлагаю посмотреть презентацию, которую сделали ученики в опережающем задании и оценить ее.

Я -гражданин



Общее

Некрасов- гражданин



IV.Рефлексия. Заполните диаграмму Венна «Я – гражданин» « Некрасов – гражданин»













(ответы учащихся)

V. Итог урока. Каждый из вас ставил перед собой цель. Оцените себя. Комментирование оценок.

VI. Домашнее задание. По группам: 1 группа – исследует стихотворение « Памяти Добролюбова», 2 группа – «Пророк» ( «Чернышевскому»), 3 группа – « Памяти Белинского»

Литература.

  1. Буслакова Т.П. Русская литература XIX века. – М., 2001

2.Громыко Н.В., Половкова М.В. Метапредметный подход // seminar- lektures/2009/2009-seminar_lektures_gromyko_nv_polovkova_mv.pdf

3.Н.А.Некрасов. Стихотворения. – М.,1985




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!