Государственное учреждение Луганской Народной Республики
«Луганское общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 41»
Гражданский пафос лирики Н.А. Некрасова
Подготовила и провела:
Приходько Наталья Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
2018 г.
Тема. Гражданский пафос лирики Н.А. Некрасова
Цели.
Образовательная: знакомство с гражданской позицией Н.А. Некрасова через его произведения и понимание идейного содержания стихотворений.
Развивающая: развитие представления о понятии «гражданин», навыков анализа и интерпретации стихотворений, умения выявлять причинно-следственные связи; развитие коммуникативных навыков.
Воспитательная: формирование гуманистического мировоззрения, активной жизненной позиции, чувства патриотизма, интереса к истории народа и творчеству поэта.
Метапредметные связи.
Личностные: осознание себя как гражданина, формирование активной жизненной позиции, развитие творческого потенциала.
Регулятивные: осознание цели работы, планирования действий, реализации намеченного через самоконтроль, самооценку и коррекцию.
Познавательные: развитие интереса к поисково-исследовательской работе, к творчеству поэта, совершенствование навыков анализа проблемы и установления причинно-следственных связей.
Коммуникативные: совершенствование способности общения в совместной деятельности (работа в парах, в группах).
Технология: технология критического мышления
Тип урока: комбинированный с элементами исследования
Оборудование: мультимедийная установка, презентация учащихся, листы с диаграммой Венна и текстами эпиграфов, словари В.И. Даля и С. Ожегова, аудиозаписи (отрывки) из произведений: Ф. Шопен. «Революционный этюд», Д. Шостакович. Симфония № 1.
Ход урока
Приветствие. Мотивация. ( Учитель читает вместе с учащимися)
- В чем смысл твоей жизни? – меня спросили. –
Где видишь ты счастье свое, скажи?
- В сраженьях, - ответил я, - против гнили
И в схватках, - добавил я, - против лжи!
Учитель. Что вы почувствовали в строках Э. Асадова?
II.Актуализация
Учитель.
1. Вы уже немного знакомы с личностью и творчеством Н.А. Некрасова.
- Какая связь между стихотворением С. Острового и творчеством поэта?
- Созвучны ли мысли поэтов вашим мыслям?
Интерактив. – Что, по-вашему, обозначает фамилия поэта?
(Подбор определений на каждую букву фамилии), (примерные определения)
Н – новый, неординарный
Е – единственный, естественный
К - классический
Р – разносторонний. решительный
А – актуальный, активный
С – свободолюбивый, современный
О – открытый, откровенный
В – великий, воинственный
Как видим, знакомство с творчеством и личностью поэта состоялось
Ш. Работа над темой урока
1. Объявление темы и запись в тетрадь
2. Целеполагание (заполнение таблицы в тетради)
Знаю | Хочу узнать | Результат |
| | |
(Учащиеся озвучивают свои цели)
3. Подбор эпиграфа ( на каждой парте листы с текстами эпиграфов) Работают под музыку Ф.Шопена. « Революционный этюд»
(работа в парах)
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Ноя ему служил - и сердцем я спокоен…
Н.А. Некрасов. «Элегия».
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан!..
Н.А. Некрасов. «Поэт и гражданин».
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая – «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши! не стареет она.
Н.А. Некрасов. «Элегия».
- Почему вы остановились именно на этих строках?
(аргументированные ответы учащихся)
Чья музыка прозвучала? Помогла ли она вам с выбором эпиграфа? Что вы знаете из истории создания этого произведения?
- Кто же такой, по-вашему, гражданин? Какими качествами должен обладать
человек, чтобы называться гражданином?
- Какое толкование этим понятиям дают словари В. Даля и С. Ожегова?
- По вашему, кого можно назвать гражданином?
4. Работа над стихотворением «Поэт и гражданин»
- Дома вы исследовали стихотворение «Поэт и гражданин».
- Охарактеризуйте время написания стихотворения, эпоху?
- Давайте послушаем отрывок из этого стихотворения. ( Подготовленные учащиеся читают наизусть в лицах отрывок стихотворения)
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
5. Интерактив. Представьте, что Некрасов пришел к нам в гости. Какие бы вы вопросы задали поэту? (Выбираем ученика на роль Некрасова и задаем ему вопросы). Были заданы следующие вопросы:
- Что вы чувствовали, когда писали свои стихотворения?
- Что вам помогало в работе над стихотворением?
- Почему вы считаете, что только ваша идейная позиция правильная? Неужели в поэзии нет места любви, красоте природы?
Продолжаем исследование. У каждого поэта есть стихотворения, положенные на музыку. Есть такие и у Некрасова. Это « Коробейники», «Колыбельная» « Песня Еремушке».
- Скажите, а какая музыка бы соответствовала стихотворению « Поэт и гражданин»? (Прогноз)
-А правы вы или нет, нам скажет подготовленная заранее ученица. Она получила опережающее задание исследовать этот вопрос. ( Ответ заранее подготовленной ученицы. Звучит симфония №11 Д. Шостаковича)
- К какому же выводу можно прийти? Что же представляет собой стихотворение « Поэт и гражданин»?
6. Интерактив. Составление синквейна. (Примерно так:
Гражданин
патриотичный, свободолюбивый
сострадает, борется, призывает
«отечества достойный сын»
Некрасов)
- Традиции каких поэтов и писателей продолжает Н.А. Некрасов? (ответы учащихся с аргументацией)
- Сделайте вывод.
6. Презентация.
- Я вам предлагаю посмотреть презентацию, которую сделали ученики в опережающем задании и оценить ее.
Я -гражданин |
Общее | Некрасов- гражданин |
| |
IV.Рефлексия. Заполните диаграмму Венна «Я – гражданин» « Некрасов – гражданин»
(ответы учащихся)
V. Итог урока. Каждый из вас ставил перед собой цель. Оцените себя. Комментирование оценок.
VI. Домашнее задание. По группам: 1 группа – исследует стихотворение « Памяти Добролюбова», 2 группа – «Пророк» ( «Чернышевскому»), 3 группа – « Памяти Белинского»
Литература.
Буслакова Т.П. Русская литература XIX века. – М., 2001
2.Громыко Н.В., Половкова М.В. Метапредметный подход // seminar- lektures/2009/2009-seminar_lektures_gromyko_nv_polovkova_mv.pdf
3.Н.А.Некрасов. Стихотворения. – М.,1985