СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - игра "Лексика и Фразеология" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый урок - игра по теме "Лексика и Фразеология" для учащихся 5 класса. В архиве представлен конспект урок и презентация. Данный материал может быть использован на основных и дополнительных занятиях по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Конспект

Урок- игра по русскому языку в 5 классе

по теме: «Лексика и фразеология».

( учитель русского языка Крючкова В.А.)


Цель урока:

-формирование у обучающихся стойких знаний по теме «Лексика и фразеология»,

Задачи:

- закреплять понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка;

- активизировать творческие способности учащихся;

- формировать интерес к слову и языку в целом;

- развивать умение работать в группах.

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-игра.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент

Эпиграф:

В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно. ( Н.В. Гоголь). (слайд 2)

Знакомство учеников с игровым полем (слайд 3) и правилами игры. Ученики по очереди кидают кубик и передвигаются по игровому полю, выполняя задания (можно поделить класс на команды).

  1. Задания:

  1. Лексическое значение слова. (слайд 4)

Учитель: Чтобы наша речь была красивой, точной, понятной для других, мы должны правильно употреблять слова, знать их точное значение. Вот об этом мы и поговорим сейчас.

Как вы понимаете, что такое лексическое значение слова? (Главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово). Определите какое слово загадано по его лексическому значению :

1.Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника ( айсберг)

2.Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках (жюри)

3.Цитрусовый сочный ароматный плод с мягкой кожурой оранжевого цвета (апельсин)

4.Зеленый покров земли (трава)

5.Стремительное нападение (атака)

  1. Сказка ( слайд 5)

Заранее подготовленные учащиеся инсценируют сказку.

Действующие лица:

Сказочник

С л о в о колобок.

Ф о н е т и к а

Л е к с и к а.

С л о в о о б р а з о в а н и е.

М о р ф о л о г и я.

С и н т а к с и с

Было это или не было, но говорят, что было: выпало из сказки (а из какой - догадайтесь сами) слово колобок и покатилось по дороге.

Катится колобок, катится, а навстречу ему Фонетика.

- Ты кто? - спрашивает.

- Я слово, - отвечает колобок.

- Какое слово?

- Ко-ло-бок!

- Вот теперь слышу, что ты слово: все твои звуки звучат, как им положено, и ударение на своём месте стоит. Звучи так и впредь! - напутствовала слово Фонетика, и колобок покатился дальше. Долго ли, нет ли он катился, но остановила его Лексика.

- Ты кто? - спрашивает.

- Я слово, - гордо отвечает колобок. - У меня есть свой звуковой облик. Вот послушайте, как я красиво звучу: ко-ло-бок!

- Ну, - улыбнулась Лексика, - для слова этого мало. Например, ло-ко-бок тоже звучит неплохо, но словом это звукосочетание не назовёшь, потому что оно бессмысленно. Слово непременно должно быть наполнено смыслом. Ты действительно слово, потому что обозначаешь небольшой круглый хлебец (в народных сказках) - ведь так?

- Так, - согласился колобок. - Как же вы догадались?

- Я много знаю и о тебе, и о других словах; приходи ко мне в гости - расскажу.

Поблагодарил колобок Лексику и отправился дальше, но вскоре дорогу ему преградило Словообразование:

- Ты кто? - спрашивает.

- Я слово колобок.

- А как ты устроено? И кто твои родственники?

- Не знаю, - растерялся колобок.

- Не огорчайся, это мы сейчас выясним, - проговорило Словообразование и надело очки.

- Так вот, приятель, ты образовано от старого слова колоб (круглый хлеб) с помощью суффикса - ок, который внёс в твою основу признак "маленький" (как в словах дымок, лесок, дубок). Вот почему ты обозначаешь "маленький круглый хлебец". Ну а колоб в свою очередь было образовано когда-то от слова коло (колесо). Теперь тебе понятно, кто твои предки?

Обрадовался колобок, что у него встарь были такие родственники, и весело продолжил свой путь. Вдруг видит: стоит на дороге Морфология. Остановился колобок, а Морфология спрашивает:

- Ты кто?

- Я слово колобок.

- А какая ты часть речи?

- Никакая. Я просто слово.

- Так не бывает, - строго заметила Морфология. - Каждое слово - непременно какая-то часть речи: есть слова самостоятельные, есть служебные, а есть и междометия. И у каждой части речи свои грамматические признаки. Без этих признаков тебя ни в одно предложение не примут - так и будешь в одиночестве по дорогам кататься.

- Что же мне делать? - огорчился колобок.

- А ты помни, что колобок - имя существительное со всеми полагающимися ему признаками. Есть у тебя и род, и число, и падеж...

Не успела Морфология договорить, как на дороге возник Синтаксис:

- Вы уж простите, но я слышал ваш разговор. Правильно Морфология сказала: грамматические признаки помогают словам включаться в предложение, в нём у каждой части речи свои роли.

- А у меня - какие роли? - робко спросил колобок.

- Ну, если ты имя существительное, то можешь быть и подлежащим, и дополнением, да и другая работа тебе не заказана. Так что возвращайся скорее в сказку, из которой выпало, да займись-ка делом.

И пошли Морфология и Синтаксис своей дорогой, а колобок не покатился дальше, а поспешил назад, в свою родную сказку, потому что каждое слово должно стоять на своём месте.

Тут и сказке конец.

Учитель: Итак, какой намек, какой урок содержит наша сказка? Для этого давайте посмотрим, кто является героями сказки? (Ребята дают ответы).

Учитель: Как вы поняли, героями сказки являются разделы науки о языке. Слово настолько многогранно, что оказывается по-своему интересным для разных разделов языка.

Ребята, мы можем сделать вывод, что каждая наука языка изучает слово и изучает его по-своему.

  1. Пословицы и поговорки о языке (слайд 6-7).

Закончить пословицу:

Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.

Слово — серебро, молчание — золото.

Язык мой — враг мой:

Не бросай слова на ветер.

Где больше двух — говорят вслух.

Не спеши языком, поспешай делом.

Что написано пером, того не вырубишь топором

  1. Омонимы (слайд 8)

Право, я причёска - чудо!

Заплести меня не худо.

И на лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом. (Коса)


Я и приправа хорошая к столу

И в цель могу пустить певучую стрелу. (Лук)


В тетради я бываю

Косая и прямая.

В другом своем значении

Я - планка для черчения.

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю.

(Линейка.)


Первую в школе все изучают.

Ну, а второй из двустволки стреляют.

Третью исполнят нам два барабана

Иль каблуки отобьют ее рьяно. (Дробь)


Он – ботанический, фруктовый,

Зоологический, вишнёвый,

И даже детским он бывает,

Кто это слово отгадает?

(Сад.)


Чтоб в ванну нам воды набрать,

Его мы будем открывать.

Ну, а на стройке он другой:

Большой, подъёмный и стальной.

(Кран.)

  1. Антонимы (слайд 9)

Отгадать загадки – антонимы

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня - ... . (Прохлада).


3. Я антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я - ... .(Зима)


2. Я антоним к слову смех,

Не от радости, утех, -

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это ... . (Плач).

4. Не бываю без начала

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я ... . (Конец).


5. Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь ... . (Тишина)

  1. Синонимы (слайд 10 -11 ).

Найти пару.

  1. Фразеологизмы (слайд 12-13) .

Продолжить фразеологизм и объяснить значение фразеологизма.

  1. Редактор (слайд 14).

Командам раздаются карточки с предложениями, в которых допущены речевые ошибки. По сигналу начинается соревнование редакторов. Побеждает тот, кто быстрее всех и правильнее выполнит задание. Материал для правки:

Вернувшись с работы, мы сыто пообедали.

Мальчику очень понравился рыбий суп.

Это была памятливая для меня поездка.

Собака была злостная, всех кусала.

  1. Ребусы (слайд 15-21).

  2. Составь слово (слайд 22).

Составить как можно больше слов из предложенных букв.

  1. Итог урока:

В конце игры ребята получают сундучок с сокровищами. Что в нем, должны отгадать ученики.

Учитель: Английский философ Френсис Бэкон говорил, что в этом заключается сила. Л.Н. Толстой говорил, что важно ни количество их, а качество. Максим Горький говорил, что человек, обладающий этим - непобедим. Что в сундучке? (табличка – ЗНАНИЯ).

  1. Подведение итогов, выставление оценок.


































Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

Урок – игра  ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ   5 класс  Учитель русского языка  МБУ СОШ №86 г.о. Тольятти  Крючкова В.А.

Урок – игра

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

5 класс

Учитель русского языка

МБУ СОШ №86 г.о. Тольятти

Крючкова В.А.

В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно.  Николай Васильевич Гоголь

В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно.

Николай Васильевич Гоголь

Лексическое значение слова

Лексическое значение слова

  • Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника
  • Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках
  • Цитрусовый сочный ароматный плод с мягкой кожурой оранжевого цвета
  • Зеленый покров земли
  • Стремительное нападение
СКАЗКА

СКАЗКА

Пословицы и поговорки о слове

Пословицы и поговорки о слове

  • Слово не воробей:
  • Не бросай слова на
  • Где больше двух —
  • Не спеши языком,
  • Что написано пером,
  • Слово — серебро,
  • Язык мой —
Пословицы и поговорки о слове

Пословицы и поговорки о слове

  • Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
  • Не бросай слова на ветер.
  • Где больше двух — говорят вслух.
  • Не спеши языком, поспешай делом.
  • Что написано пером, того не вырубишь топором.
  • Слово — серебро, молчание — золото.
  • Язык мой — враг мой.
ОМОНИМЫ

ОМОНИМЫ

АНТОНИМЫ

АНТОНИМЫ

СИНОНИМЫ

СИНОНИМЫ

НАЙДИ ПАРУ

НАЙДИ ПАРУ

  • Занимательный
  • Сырой
  • Гигант
  • Судно
  • Сиять
  • Вселенная
  • Корабль
  • Космос
  • Блестеть
  • Интересный
  • Великан
  • Мокрый
«Фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы родного языка» А.И. Ефимова   мастер  в глаза  слезы  за зубами глядят  сдуло

«Фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы родного языка» А.И. Ефимова

мастер

в глаза

слезы

за зубами

глядят

сдуло

  • На все руки
  • Смотреть правде
  • Крокодиловы
  • Держать язык
  • Куда глаза
  • Как ветром
Фразеологизмы

Фразеологизмы

  • Валится из рук
  • Клевать носом
  • Вставлять палки в колёса
  • Бросать слова на ветер
  • Бить баклуши
  • Сломя голову
  • С гулькин нос
«Редактор»

«Редактор»

  • Это была памятливая для меня поездка.
  • Собака была злостная, всех кусала.
  • Мальчику очень понравился рыбий суп.
  • Вернувшись с работы, мы сыто пообедали.
РЕБУСЫ

РЕБУСЫ

СОСТАВЬ СЛОВО

СОСТАВЬ СЛОВО


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!