СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра: «Быт и культура бурятского народа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Между высоких гор, в бескрайней сибирской тайге раскинулось величайшее в мире озеро Байкал - славное сибирское море. Неизвестной и загадочной страной была Сибирь в давние времена - дикая, студеная, суровая. Немногочисленные племена бурят кочевали по сибирским просторам между могучими сибирскими реками Ангарой, Енисеем, Селенгой. Нелегкой была жизнь кочевников. Они разводили скот и в течении всего года перегоняли его с пастбища на пастбище. Буряты разводили табуны лошадей, отары коз, овец и верблюдов.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра: «Быт и культура бурятского народа»»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nskoshi@govrd.ru












Урок-игра:

«Быт и культура бурятского народа»






Подготовила: Финаева О.С.














Урок-игра:

«Быт и культура бурятского народа»


Цель: показать значение нашей малой родины  в жизни каждого человека и государства в целом.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о традициях, быте, культуре народов Республики Бурятия.

  2. Формировать умение играть в подвижные игры народов проживающих в Бурятии.

  3. Развивать коммуникативные навыки, монологическую речь

  4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми разных национальностей.



Планируемые результаты.

Личностные:

  • формировать готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формировать гуманистические и демократические ценностные ориентиры.


Продолжительность занятия: 30 минут

Рекомендуемая форма занятия: урок – игра.

Оборудование: сценарий занятия, компьютер, презентация.



Сценарий занятия.


Часть 1. Мотивационная.

   Между высоких гор, в бескрайней сибирской тайге раскинулось величайшее в мире озеро Байкал - славное сибирское море. Неизвестной и загадочной страной была Сибирь в давние времена - дикая, студеная, суровая. Немногочисленные племена бурят кочевали по сибирским просторам между могучими сибирскими реками Ангарой, Енисеем, Селенгой.
Нелегкой была жизнь кочевников. Они разводили скот и в течении всего года перегоняли его с пастбища на пастбище. Буряты разводили табуны лошадей, отары коз, овец и верблюдов.




Часть 2. Основная.


Жилищем бурятам служила войлочная юрта (см. илл.). Она веками усовершенствовалась и продумывалась до мелочей. У юрты разборный каркас из складных - раздвижных решеток, к которым веревками из конского волоса крепятся жерди. Сверху каркас покрывается белым войлоком. Белизна войлока считается священной. Ее подчеркивают красные, синие и зеленые узоры, которые придают жилищу праздничность. Вход в юрту состоит из внешней занавески и внутренней деревянной двери. Ее окрашивают в красный цвет и украшают орнаментом. Красный цвет символизирует долголетие. Юрта ставилась входом на юг, по традиции делилась на мужскую и женскую половины. В центре юрты у бурят как у всех кочевников находился очаг. На мужской половине - с левой стороны (хоймор) находилась сбруя, орудия труда, вооружение. Левая сторона юрты считалась почетной и предназначалась для приема гостей. Женская половина (правая сторона) здесь хранилась деревянная утварь и продукты питания. Сверху юрты находилось отверстие для дыма (репродукция).


   Непременным атрибутом бурятского двора является коновязь (сэргэ) (репродукция). Ее делали в виде вертикального столба 1,7-1,9 м. с резным орнаментом в верхней части. Коновязь (сэргэ) была предметом почитания и говорила о благосостоянии хозяина.

  Буряты делились на кочевых и оседлых. Как и чем они питались? Кочевые употребляли мясо и молочную пищу. Из молока готовили: варенец (тарач), сырки (бисма, хэзгэ, хурууд), сушеный творог (айруул), пенки (урмэ), пахту (айрак), масло. Из кобыльего молока - кумыс. Лучшим мясом считалась конина, а затем баранина. Оседлые (прибайкальские буряты) охотились, питались рыбой.




Употребляли растительную пищу. Заготавливали впрок полевой лук, черемшу, ягоды: черёмуху чернику, бруснику, облепиху, голубицу и другие ягоды.

Семья для бурята - это святое. Глава семьи - мужчина. Он обладал непререкаемой властью, но бурятская женщина имела много прав. Её невозможно было обидеть безнаказанно. Она тут же получала защиту. Но в силу религиозных традиций женщины сами соблюдали многие запреты. У бурят очень тесные родственные связи. Они всегда оказывают родственникам (дальним) помощь в нужде и в несчастье, а всей общиной содержали вдов и сирот.





Из ремёсел широко были развиты кузнечное дело, обработка кож, выделка войлока, изготовление сбруи, пошив одежды и обуви. Женская одежда украшалась различным материалом, серебром и золотом. В набор женских украшений входили: серьги, кольца, браслеты, монеты, нагрудные украшения (иллюстрация).
У мужчин: серебряные пояса, ножи, трубки, огнива (иллюстрация). Художественные ремёсла бурят делились на мужские и женские. Мужские - резьба по дереву, кости, камню, ювелирные работы, изготовление сбруи. В буддийских храмах - дацанах - иконописью, чеканкой, скульптурой, орнаментацией (иллюстрация).
Женщины занимались вышивкой, вязанием из шерсти, аппликацией на коже, ткани, войлоке. Художественные достоинства изделий учитывались при выборе невесты.





   Основным мотивом в прикладном искусстве была спираль (рог бараний), квадраты, ромбы; зигзагообразныё линии, зубцы, космические тела. Искусство бурят корнями уходит в далёкие времена. Они всегда стремились тщательно к художественному оформлению одежды и снаряжения. Почему? Пусть прекрасным будет то, что всегда с собой, что тебя сопровождает. Бурят всегда отличало почитание старших, любовь к домашнему очагу и гостеприимство.
  

Культура бурят очень древняя. Они заимствовали письменность у монголов в XIII веке (монгольская, тибетская). Бурятские пословицы, дошедшие до нас, поражают своей мудростью:
•  Конь вырвется - не догонишь, а сказанное слово не воротишь.
•  Лучше с тигром повстречаться, чем с никудышным человеком знаться.
•  На то и подкован конь, чтоб не споткнулся он.
•  Скажи, зачем ты бьешь овцу кнутом? Не станет от того она конем! Дурному сколько добра не сделай - все дурным останется.


Игра «Собери пословицу»

   Буряты любили сочинять героические сказания (улигэры) про мужественных богатырей, которые сражаются с врагами родной земли, свирепыми великанами. У русского народа - это былины, у финнов - калевала. 
(Улигэры) - бурятский эпос исполняется певцами улигэристами в сопровождении музыкальных инструментов хурэ (2-х струн.) или хамуса. (музыкальное сопровождение). 
   Среди бурятского героического эпоса гэсэр считается шедевром. Его называют "Илиадой центральной Азии" (Беседа-обзор по книге).

Как у любого, другого народа у бурят много загадок. Давайте попробуем с вами отгадать загадки бурятского народа:
•  В пестром сундуке вкусный хлеб лежит (кедровая шишка).
•  Ног у него нет, а обошел весь свет.
•  Без глаз, а не споткнется, с дороги не собьется.
•  Без рук живет, а деревья гнет.
•  Стар, как мир, а не стал дремать в затишке - слышите: засвистал, хлеще мальчишки (ветер).
•  Плавает, да не ныряет. Крыльями своими машет над водой, да не летает (лодка).
•  Кто при тусклом лунном свете 
    Расставляет свои сети?
    Не в реке, не в пруду, а у всех на виду.
    У кого такой улов,
    Что не стоит добрых слов? (паук)
•  Страшный Кап живет в горах
    На людей наводит страх (медведь).
•  Бьется, бьется, а взлететь не может (мельница). 
•  На верху юрты половина лепешки лежит (луна).

   Каждый народ придумывает множество игр. Игры развивают ловкость, гибкость, силу, тренируют, и к тому же заставляют работать голову. Игр очень много: с шарами, мячом, с палками, с веревками. У бурятского народа многие игры проводились во время обрядов на праздниках. В играх дети подражали взрослым, а взрослые соревновались. Игры отражают образ жизни народа, быт. В них много шуток, задора всегда сопровождаются считалками, жеребьевками, потешками. Игры сохраняют свою художественную прелесть и составляют неповторимый игровой фольклор.
СЧИТАЛКИ:
•  Катился горох по блюду,
    Ты води, а я не буду.
•  Конь вороной остался под горой.
    Выбираешь какого коня:
    Сивого или златогривого?
•  Раз, два, три, четыре, пять,
    Шесть, семь, восемь, девять, десять.
    Выплывает белый месяц.
    Кто до месяца дойдет
    Первый тот водить пойдет.
•  Шла коза по мостику,
    И виляла хвостиком,
    Зацепила за перила,
    Прямо в речку угодила.
    Кто не верит - это он,
    Выходи скорее вон!
  Бурятские народные игры: Табун (Хурэг адуун), Волк и ягнята (Шоно ба хурьгад), Ищем палочку (Модо бэдэрхэ) и другие.

Игра «Верблюжонка верблюд ловит» (ботогон буурашшш)
Эта игра напоминает «Кошки - мышки». Роли распределяют по желанию или по считалке. Остальные играющие образуют круг, взявшись за руки. Верблюжонок становится в круг. А верблюд за кругом, и питается прорваться в него. Но образующие круг препятствуют этому, не расцепляя рук. Если все-таки верблюду удается прорваться, то он пытается схватить верблюжонка, а верблюжонок увертывается и выскакивает из круга, а верблюд остается. Если верблюду долго не удается поймать верблюжонка, то его заменяют по желанию.

«Волк и ягнята» (Шоно ба хуръгад)
Один игрок - волк, другой - овца, остальные - ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду», - говорит волк. «А зачем нас ждешь?» - «Чтобы всех вас съесть!» С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.
Правила игры: ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы..., волку нельзя отталкивать овцу.

























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!