Урок – игра «Космическое путешествие» по теме: «Устные приёмы умножения и деления трёхзначных чисел на однозначное число»
3 класс. Школа России
Цель организации: обобщение
Дидактическая цель игры: Отработать вычислительные навыки при решении примеров в пределах 1000, при решении задач.
Вид игры: игра - путешествие
Количество отводимого времени: 1 урок (45 мин)
Правила игры:
1. Класс делится на три группы (экипажи)
2. В каждой группе выбирается командир экипажа
3. Выполняются данные задания
Планируемы результаты:
Предметные:
1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
6) овладение геометрическим языком; развитие изобразительных умений, навыков геометрических построений;
7) развитие исследования построенной модели с использованием геометрических понятий решения геометрических и практических задач;
10) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
Метапредметные
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Заявка на оценку:
7-10 б – «5»
8 – 9 б - «4»
5 - 7б - «3
5 б - «2»
Оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки, доска, мел, учебники, тетради, раздаточные карточки, цветные ракеты, вырезанные из картона.
Ход игры.
Учащиеся делятся на три группы:
3группа - наиболее способные к обучению учащиеся
2 группа - способные к обучению
1 группа – менее способные к обучению
- Кто мне скажет: какой праздник будет отмечать наша страна 12 апреля?
- А кто первым полетел в космос?
56 лет назад, а именно 12 апреля 1961 года в космос полетел первый в мире человек. Он был гражданином Советского союза, россиянином. Это Юрий Алексеевич Гагарин.
Известно, что в 1962 году американцы подорвали свою ракету, стартовавшую к Венере, так как с некоторым опозданием учёные обнаружили в программе действий ракеты ошибку: был пропущен всего один знак!
Казалось бы, один знак – мелочь, но она могла обернуться катастрофой.
- Как вы думаете, почему я рассказала вам об этом? (чтобы мы были внимательными, чтобы не делали ошибок, проверяли себя, когда считаем)
Дорогие ребята, вы любите путешествовать? Наверное, да. А что нужно для путешествия?
Прежде всего, умение работать вместе при решении общей задачи. Сегодня вам предстоит в группах совершить космическое путешествие, но по пути вы должны выполнить задания.
Сегодня на уроке мы будем отрабатывать вычислительные навыки при решении примеров в пределах 1000, при решении задач.
Для полёта нам нужно разделиться на три экипажа, во главе каждого экипажа должен быть командир. Им станет тот, кто быстрее всех заметит и исправит неполадки на корабле.
Красные ракеты Жёлтые ракеты Синие ракеты
200 х 3 =60 240 : 30 = 80 350 : 7 = 5
28 : 5 = 5(3) 400 х 2 = 800 300 х 3 = 900
420 : 60 = 7 96 : 44 = 2 (8) 39 : 12 = 2 (5)
(первый, исправивший ошибки, становится командиром экипажа, получает 1 звезду)
Ну вот, команды у нас уже есть. Теперь надо провести предполётную разминку.
Предполётная разминка продолжи и запиши ряд чисел, определив закономерность.
832, 732, 632, …, …, …, …, … .
704, 703, 702, …, …, …, …, … .
(проверяют, кто все правильно выполнил, берет звезду)
Вот молодцы! Команда должна быть такой: очень внимательной, правильно выполнять задания, не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение. Но, прежде, чем отправиться в космос, мы должны сказать волшебные слова:
Лети, лети, ракета,
На запад, на восток,
Считая километры,
И прибывая в срок!
А теперь, чтобы запустить ракету, мы должны проверить, готова ли она к полёту, решив примеры.
150х6= 160х3= 4х100=
203х2= 160х3=
105х7= 106х4=
(Проверка на слайдах. Кто правильно сделал, берёт звезду.)
Ракета готова. Считаем! 4,3,2,1,ПУСК!
Корабли в космосе. Нужно установить связь между кораблями.
1 вариант 2 вариант
180х2= 4х150 =
840:2= 560х2 =
4х240= 650:5 =
910:7= 3х170 =
(Члены экипажа работают в парах. Выполняют задания на карточках и меняются ими для проверки. Кто правильно выполнил, берет звезду)
Связь установлена! Корабли продолжают полёт.
4. Физ. минутка
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!
Пока вы отдыхали, ваши корабли сбились с курса и теперь, чтобы вернуть их на прежний путь, надо:
3экипаж. Начертите ломаную линию из четырёх равных звеньев, длина которой равна 12 см.
2 экипаж. Начертите равносторонний треугольник со стороной 3 см. найдите его периметр.
1 экипаж. Начертите квадрат, периметр которого равен 20 см.
(по одному человеку у доски, остальные у себя в тетрадях. Кто правильно выполнил, берет себе звезду. Ответившим правильно у доски + ещё 1 звезда)
Задайте отвечающим вопрос-суждение по карточке № 2
Карточка № 2
(вопрос- суждение)
Чем объяснить, что …?
Как доказать, что …?
В каком случае …?
Когда …?
Каким образом …?
Вследствие чего …?
Почему …?
Продолжим космический полёт, повторяя хором волшебные слова:
Лети, лети, ракета,
На запад, на восток,
Считая километры,
И прибывая в срок!
Ребята! А теперь вас ждёт выход в открытое пространство для установки оборудования на корпус корабля. Для того, чтобы успешно установить оборудование, вы должны решить задачи.
3 экипаж. Российский космонавт Павел Попович на космическом корабле, 48 раз облетел Землю, американец Уолтер Ширра – 6 раз, американец Гордон Купер – 22 раза. На сколько раз больше облетел Землю Павел Попович, чем
Ширра и Купер вместе?
2 экипаж. За три дня Музей космонавтики посетили 540 школьников. В первый день было проведено 4 экскурсии по 20 человек, во второй день – 6 таких экскурсий. Сколько экскурсий было проведено в третий день?
1 экипаж. У Алёши три альбома с марками на тему «Космос» в одном альбоме 12 марок, а в двух других альбомах по 40 марок. Сколько всего марок у Алёши?
-Задайте вопросы отвечающим по карточке №2.
(по одному человеку у доски, остальные у себя в тетрадях. Кто правильно выполнил, берет себе звезду. Ответившим правильно у доски + ещё 1 звезда)
Ребята, наш корабль совершил круг вокруг Луны и возвращается на Землю. Для того, чтобы благополучно приземлились, надо повторить волшебные слова.
Лети, лети, ракета,
На запад, на восток,
Считая километры,
И прибывая в срок!
И надо решить №12, с.77.
3 экипаж. 1,3 столбик
2 экипаж. 1,3,4 столбик
1 экипаж.- весь номер.
(Первые 3 человека, правильно решившие примеры получают по 2 звезды, остальные, правильно решившие, берут по 1 звезде)
Вот отлично потрудились, удачно провели полёт, благополучно приземлились, выполнили все задания. МОЛОДЦЫ! А теперь оцените себя:
7-10 б – «5»
8 – 9 б - «4»
5 - 7б - «3
5 б - «2»
Домашнее задание.
В память о нашем путешествии вы получаете медали, на обратной стороне которых написано домашнее задание:
С.78, № 18, 17. Подготовиться к контрольной работе.
Подведение итогов.
Для подведения итогов используем карточку № 3 (сравнение)
Карточка № 3
(сравнение)
По сравнению с …
Так же, как и …
Как …, так и …
Сравнивая …., можно сказать …
Кроме …, ещё …
Помимо …
Больше чем …
Не только …, а и ….
Если …., то …
В отличие от …