СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Имя числительное как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Имя числительное как часть речи"»

Урок по теме "Имя числительное как часть речи".

6-й класс

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Цель: расширение знаний о числительном, формирование умения отличать имена числительные от других самостоятельных частей речи, повторение материала о разрядах имен числительных.

Целеполагающие задачи:

  • предметные: обучающиеся смогут дать определение понятиям «числительное», его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции, дать определение понятиям «порядковое числительное», «количественное числительное»,» и выявлять отличия между ними.

  • метапредметные: обучающиеся смогут анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имен числительных разных разрядов, отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества, распознавать количественные, порядковые, собирательные имена числительные: приводить примеры.

  • личностные: обучающиеся смогут определять границы собственного знания и незнания; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку; стремление к речевому совершенствованию.

Оборудование: учебник «Русский язык. 6 класс», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В. В 2-х частях. Часть 2. ФГОС

Раздаточный материал (карточки с поэтапным выполнением заданий)

Распечатки ребусов и примеров «цифровой поэзии»

1.Организационный момент. Подготовка к активной деятельности учащихся.


Цель этапа для учителя: мотивация учащихся на активную и плодотворную работу.


Цель этапа для учащихся: готовность и быстрое включение в деловой ритм.

Задачи: позитивный и эмоциональный настрой на урок.


Задачи:

-создание доброжелательного психологического настроя на уроке;

-стимуляция деятельности и организация внимания обучающихся.


Метод: объяснительно-иллюстративный.



Предполагаемый итог этапа: готовность класса к уроку.




Включение детей в деятельность.


«Доброе утро!» - приветствую вас...


- А что мне ответит 6 «М» класс?

- Доброе утро!


Вот, мы поприветствовали друг друга, давайте начнем урок.

Запишем в тетради, сегодняшнее число.


Включение в работу, самоопределение.


2. Актуализация знаний


Цель этапа для учителя:

организовать познавательную деятельность учащихся, поготовить к усвоению нового материала.


Цель этапа для учащихся:

Осознать недостаточность знаний для полных ответов.


Задачи:

-проверка усвоения материала учашимися при помощи работы с текстом;

Метод:

Частично-поисковый, эвристический


Задачи:

-выполнить работу с предложениями,

-выявить слова с числовым значением


Предполагаемый итог этапа:

-установление уровня знаний по изученному материалу;

-формирование умения нахождения слов с числовым значением.




Я каждый день и каждый час

Сказать готово, сколько вас,

И я могу, имей в виду,

Сказать, который ты в ряду.

Порядок и количество.

Всегда, везде, во всём;

Без номера

Не встретите

На улице вы дом.

Понятно всем, что без меня

Никто б не мог считать,

И пальму первенства, друзья,

Вы мне должны отдать.

(П. Чесноков)



- Ребята, как вы думаете о чём это стихотворение и от чьего имени я его рассказывала(зачитывала)?

- Конечно, же это ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ, а это значит, что сегодня тема нашего урока: «Числительное как часть речи» - запишем в тетради.


- А где мы в жизни встречаемся с числительными?


-А теперь вспомните литературные произведения, в названии которых есть числительные…(«Волк и семеро козлят», «Али-Баба и сорок разбойников», «Три мушкетёра», «Двенадцать стульев», «Два капитана», «Три толстяка», «20 тысяч лье под водой», «Двенадцать месяцев» идр.)

А теперь посмотрите на доску – вы ведь любите ребусы?


И здесь числительные нам помогли… Давайте их разгадаем…


И это только маленькая частика примеров, где мы встречаем числительные…

Памятка учебник стр. ____ ИЗ ИСТОРИИ ЯЗЫКА.


- Скажите, разве мы с вами не встречались с этой частью речи ранее?

- Встречались. И, наверняка, вы что-то он ней помните…

Дети вспоминают то, что знают о числительном. (самостоятельная часть речи, общее грамматическое значение, вопросы…)

Легко бы нам было без числительных?


- Итак, вы большие молодцы и очень многое вспомнили о числительном… А скажите пожалуйста, какова же тогда сегодня цель нашего урока?


3. Целеполагание.

Создание проблемной ситуации.

Цель этапа для учителя:

определить тему, цели и задачи изучения нового материала.


Цель этапа для учащихся:

сформулировать при помощи учителя тему и цель урока.


Задачи:

-подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы, цели урока;

-привлечение внимания и вызов интереса к изучению новой темы.

Метод:

проблемно-поисковый.


Задачи:

-проявление активности в постановке целей и задач урока;

- осознанное понимание целей и задач урока.


Предполагаемый итог этапа:

готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.



ЦЕЛЬ: Вспомнить то, что знаем о числительном и дополнить свои знания новой информацией…


4. Изучение нового материала:

5. Закрепление изученного материала.

Цель этапа для учителя: организовать самостоятельную деятельность обучающихся по применению новых знаний, создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний, оказывать востребованную ими помощь.


Цель этапа для учащихся:

Воспроизвести полученные новые знания;


Задача: 1) научить обучающихся находить имя числительное

2) проверить первичное усвоение материала по теме.

Методы:

репродуктивный.


Задачи:

умение находить числительное в предложении, определять его разряд

Предполагаемый итог этапа:

готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе полученных знаний по теме «Имя числительное как часть речи»


Работа по карточкам (раздаточный материал роздан детям в начале урока).

- Обратите внимание, - на парте карточки с заданиями. Давайте посмотрим, что нужно сделать…

Ход урока:

  1. Как отличить числительное от других частей речи? (ответ учителю)

  2. Давайте посмотрим, что даёт нам автор учебника -Рыбченкова Лидия Макаровна. Правило в учебнике § _____

  3. Запишите слова и укажите над ними части речи.

а) Удвоить, шестерка, восьмидесятый, семиместный, двойка, впятером, трехлетний, утроить, пятак, пятеро.

б) Девятый, тринадцать, сороконожка, единица, уединиться, двое, вдвоем, два, тридцать два.

Весь класс делает все слова (а на доске по вариантам 2 учащихся)

  1. (1 учащийся к доске)

Прочитайте числительные. Попробуйте разделить их на группы. Запишите числительные в соответствии с группами, на которые вы их разделили. (самостоятельно в тетрадь, проверка с места комментирование)

 первый, шестой, восемь, десятый, пятый, два, одиннадцать

– Объясните, по какому признаку вы это сделали?

– Что обозначают эти числительные?

  1. первый, шестой, десятый, пятый – порядковые (порядок при счёте) 2.

  2. восемь, два, одиннадцать – количественные (количество)



ФИЗМИНУТКА: Попрошу вас встать. Минутка отдыха не помешает. Участвуют все. Итак, задание следующее – если я называю количественное числительное, девочки приседают (руки на пояс) и говорят – «Ух!» Если числительное порядковое – мальчики хлопают ладошками вверх (приподнимаясь на носочках) и говорят – «Опа!» Всё ясно? Поехали… Потом меняемся.



Два, восьмой, шесть, четыре, сто второй, тридцать пять, три, двести двадцать четвёртый…

  1. Самостоятельная работа: Упр. _______

  2. Прочитайте числа и строчку текста. Какую закономерность вы видите?







* Оказывается есть так называемая «цифровая» поэзия… Она имеет ритм и похожа на музыку… Может именно эту музыку имел ввиду знаменитый поэт И.Бродский, когда написал:

«В цифрах есть нечто, чего в словах, даже крикнув их, нет»…

Попробуйте отгадать зашифрованные цифрами произведения:











(на доске распечатки)

Дети отгадывают

Можно в виде презентации









  1. Подведение итогов. Рефлексия.

- Итак, ребята, какую тему мы сегодня рассмотрели?

- Что узнали и чему научились? Что было самым интересным?

Выставление отметок.

Цель этапа для учителя:

дать анализ и оценку успешности достижения целей и задач урока, определить перспективу дальнейшей работы, сообщить о домашнем задании.


Цель этапа для учащихся:

учиться сопоставлять оценку своей деятельности на уроке с оценкой учителя.


Задачи:

-соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом;

- оценка работы класса и отдельных учащихся;

- формирование у учащихся навыков самоанализа;

- проведение инструктажа по выполнению домашнего задания.

Методы:

репродуктивный.


Задачи:

- осмысление своей деятельности на уроке;

-понимание содержания и способов выполнения домашнего задания.




Предполагаемый итог этапа:

обсуждение итогов урока по уровню и характеру деятельности учеников.

















  1. Домашнее задание.  § ________ Упр. ______________















































***

Карточка для детей (раздаточный материал).

Двадцать восьмое января.

Классная работа.

Тема: "Имя числительное как часть речи".



  1. Как отличить числительное от других частей речи? (ответ учителю)

  2. Правило в учебнике § _____

  3. Запишите слова и укажите над ними части речи.

а) Удвоить, шестерка, восьмидесятый, семиместный, двойка, впятером, трехлетний, утроить, пятак, пятеро.

б) Девятый, тринадцать, сороконожка, единица, уединиться, двое, вдвоем, два, тридцать два.

Весь класс делает все слова (а на доске по варианта 2 учащихся)

  1. Прочитайте числительные. Попробуйте разделить их на группы. Запишите числительные в соответствии с группами, на которые вы их разделили.

первый, шестой, восемь, десятый, пятый, два, одиннадцать

– Объясните, по какому признаку вы это сделали?

– Что обозначают эти числительные? (ответы учителю)

  1. Самостоятельная работа: Упр. _______

  2. Прочитайте числа и строчку текста. Какую закономерность вы видите?





  1. - Какую тему мы сегодня рассмотрели?

- Что узнали и чему научились

- Что было самым интересным? (ответы учителю)











  1. Домашнее задание.  § ________ Упр. ______________

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!