Тема урока: Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.
Цели:
Знакомство с новыми понятиями: вспомогательный алгоритм, метод последовательной детализации алгоритма, формирование навыка работы со вспомогательными алгоритмами; закрепление навыков по составления линейных алгоритмов,
Задачи:
учебная – изучить понятия: вспомогательный алгоритм детализация алгоритма, формирование навыков составления основных и вспомогательных алгоритмов;
развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания, логического мышления, познавательного интереса, коммуникативной культуры, учебно-познавательной компетенции;
воспитательная – развитие познавательного интереса, способствовать воспитанию в детях милосердия, ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки.
Оборудование и программное обеспечение: презентации PowerPoint. (Приложение)
План урока:
Организационный момент.
Мотивация, целеполагание, постановка проблемы.
Объяснение нового материала.
Закрепление.
Итог урока.
Просмотр содержимого документа
«Переправа Волк, Коза, Капуста»
Просмотр содержимого документа
«Титульный лист»
Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сугушлинская основная общеобразовательная школа»
муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
Информатика и ИКТ, 9 класс
Тема: «Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.»
Вафина Лейсан Александровна
учитель информатики и ИКТ
Лениногорск – 2013
Просмотр содержимого документа
«Урок»
Урок: Информатика и ИКТ 9 класс
Учитель: Вафина Лейсан Александровна
Тема урока: Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.
Цели:
Знакомство с новыми понятиями: вспомогательный алгоритм, метод последовательной детализации алгоритма, формирование навыка работы со вспомогательными алгоритмами; закрепление навыков по составления линейных алгоритмов,
Задачи:
учебная – изучить понятия: вспомогательный алгоритм детализация алгоритма, формирование навыков составления основных и вспомогательных алгоритмов;
развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания, логического мышления, познавательного интереса, коммуникативной культуры, учебно-познавательной компетенции;
воспитательная – развитие познавательного интереса, способствовать воспитанию в детях милосердия, ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки.
Оборудование и программное обеспечение: презентации PowerPoint. (Приложение)
План урока:
Организационный момент.
Мотивация, целеполагание, постановка проблемы.
Объяснение нового материала.
Закрепление.
Итог урока.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка присутствующих. Установление психологического и эмоционального контакта с детьми.
II. Мотивация, целеполагание, постановка проблемы
Многие из вас отдыхали летом на природе. Давайте вспомним это прекрасное время года попробуем представить себе, как мы с вами совершим поход к реке. Нам предстоит переплыть реку на лодке. Необходим алгоритм переправы через реку, учитывая, что в лодку помещаются только два человека. Давайте попробуем его составить.
Вот ты (ученик) проговаривай команд, а я буду показывать вам на доске.
Алгоритм:
Сесть в лодку двум туристам
Переплыть
Высадить одного туриста
Переплыть
Сесть в лодку одному туристу
Переплыть
Высадить одного туриста
Переплыть
Сесть в лодку одному туристу
Переплыть
Высадиться всем туристам
Какую особенность в этом алгоритме вы можете отметить?
(Отмечают повторение команд 2-9.)
Очень много времени мы потеряли на запись повторяющихся команд. Как же можно сократить запись данного алгоритма? Ответить мы сможем на данный вопрос после рассмотрения сегодняшней темы урока: «Вспомогательные алгоритмы». Итак, кто сможет сказать о чем будет идти речь на сегодняшнем уроке.
Сегодня мы узнаем какие алгоритмы называются вспомогательными и как оформляются такие алгоритмические структуры.
III. Объяснение нового материала.
Давайте повторяющиеся действия выведем в отдельный алгоритм, который назовем – Переправа. Посмотрите как будет выглядеть наш алгоритм:
Алгоритм:
Сесть в лодку двум туристам
Выполнить алгоритм Переправа
Выполнить алгоритм Переправа
Переплыть
Высадиться всем туристам
Какие изменения произошли с нашим алгоритмом ? (он стал короче)
Алгоритм, который мы получили будет называться основным, а алгоритм Переправа будет являться вспомогательным.
Алгоритм Переправа
Алгоритм Основной
Переплыть
Высадить одного туриста
Переплыть
Сесть в лодку одному туристу
Сесть в лодку двум туристам
Выполнить алгоритм Переправа
Выполнить алгоритм Переправа
Переплыть
Высадиться всем туристам
Вспомогательный алгоритм – алгоритм, снабженный таким заголовком, который позволяет вызвать его из других алгоритмов.
Теперь попробуйте самостоятельно составить алгоритм. Для этого надо будет разделиться на 3 команды по 5 человек. Подойдите к первым партам. Есть исполнитель «Перевозчик», который перевозит через реку волка, козу и капусту. Напишите алгоритм с обязательным использованием подпрограммы перевоза через реку волка, козы и капусты, если СКИ «Перевозчика» содержит 5 команд: ВЗЯТЬ КОЗУ, ВЗЯТЬ ВОЛКА, ВЗЯТЬ КАПУСТУ, ВЫСАДИТЬ, ПЕРЕПЛЫТЬ. В лодку может поместиться только один предмет или животное. Нельзя оставлять на берегу одних волка с козой и козу с капустой.
Вы наверное уже немного устали, поэтому, прежде чем перейти к закреплению полученных знаний, сделаем небольшую физминутку для глаз. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, следите глазами за движущимися объектами.
IV. Закрепление
Составим алгоритм для исполнителя «Стрелочка»
Исполнитель «Стрелочка» содержит команды
Действие
Команда в алгоритме
Нарисовать линию длинной 1 см в направлении стрелки.
Переместиться по направлению стрелки на 1 см, не рисуя линию.
Повернуться на 90º влево вокруг начала стрелки.
(На доске нарисую произвольную фигуру и напишу ее алгоритм)
Теперь составьте самостоятельно у себя в тетрадях алгоритм построения «Лесенки» для исполнителя «Стрелочка».
Шаг.
Прыжок.
Поворот
Задача. Составьте алгоритм построения изображения Стрелкой:
Алгоритм: Шаг Поворот
Поворот
Поворот Шаг
Поворот Шаг Поворот
Поворот
Поворот Шаг
Поворот Шаг Поворот
Поворот
Поворот Шаг
Поворот Шаг
Поворот
Поворот
Поворот Шаг
Сверьте свой алгоритм с правильным ответом на доске. Кто правильно составил алгоритм?
Применим к данному алгоритму теорию вспомогательных алгоритмов.