СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование «Культура речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование «Культура речи»»

Презентация на тему: «Культура речи» Урок-исследование .

Презентация на тему:

«Культура речи»

Урок-исследование .

«Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как чело-век говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело» (Д.С. Лихачев) «Филологическая образованность – показатель культуры общества и человека в отдельности» (К.Д. Ушинский)  «Будет величайшим преступлением перед культурой, перед своей Родиной, перед человечеством, если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его» (К.Г. Паустовский).

«Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как чело-век говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело»

(Д.С. Лихачев)

«Филологическая образованность – показатель культуры общества и человека в отдельности»

(К.Д. Ушинский)

«Будет величайшим преступлением перед культурой, перед своей Родиной, перед человечеством, если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его» (К.Г. Паустовский).

Добавь словечко! 1)Попал как ( ) в ощип. 2)( ) младенца глаголет истина. 3) ( ) на помине. 4)( ) кафтан. 5) Двух зайцев разом ( ).

Добавь словечко!

1)Попал как ( ) в ощип.

2)( ) младенца глаголет истина.

3) ( ) на помине.

4)( ) кафтан.

5) Двух зайцев разом ( ).

Добавь словечко! 6)Разинуть ( ). 7)( ) пята. 8) На скорую ( ). 9)Держать в ( ) рукавицах. 10) Растет не по дням, а по ( ). 11) ( ) ветра в поле.

Добавь словечко!

6)Разинуть ( ).

7)( ) пята.

8) На скорую ( ).

9)Держать в ( ) рукавицах.

10) Растет не по дням, а по ( ).

11) ( ) ветра в поле.

Сжатие текста  Эксперимент №1 Текст 1  Ну, значит, я вот сегодня утром просыпа-а-юсь, смотрю будильник. Господи, будильник-то! Рано еще. А, думаю, покемарю еще. Вста-а-ла, говорю: ой,как неохота вставать такую рань!. Все равно встала кое-как. Ну ладно, пока завтрак, туда-сюда, конфорочку зажгла. Так, ну что? Яишенку, что ли, сделать? Толи два яйца разбить, толи одно? Разбила три. Думаю, зря, наверно, не съем ведь. А спать хочется… Яишенку приготовила, поела, а все равно спать хочу. Проклятый будильник!

Сжатие текста Эксперимент №1

Текст 1

Ну, значит, я вот сегодня утром просыпа-а-юсь, смотрю будильник. Господи, будильник-то! Рано еще. А, думаю, покемарю еще. Вста-а-ла, говорю: ой,как неохота вставать такую рань!. Все равно встала кое-как. Ну ладно, пока завтрак, туда-сюда, конфорочку зажгла. Так, ну что? Яишенку, что ли, сделать? Толи два яйца разбить, толи одно? Разбила три. Думаю, зря, наверно, не съем ведь. А спать хочется… Яишенку приготовила, поела, а все равно спать хочу. Проклятый будильник!

Сжатие текста  Эксперимент №1 Текст 2. Писатели, журналисты и копирайтеры прекрасно знают - для того, чтобы текст был живым, автор должен «рисовать словами», как бы показывать читателю картинку, которую тот сможет себе представить. Использование же большого количества «слов без образа» - общих, неконкретных, нейтральных - делает текст «мёртвым», «картонным».

Сжатие текста Эксперимент №1

Текст 2.

Писатели, журналисты и копирайтеры прекрасно знают - для того, чтобы текст был живым, автор должен «рисовать словами», как бы показывать читателю картинку, которую тот сможет себе представить. Использование же большого количества «слов без образа» - общих, неконкретных, нейтральных - делает текст «мёртвым», «картонным».

Отбор материала  Эксперимент №2 1. Предоставить отпуск ввиду болезни. или Предоставить отпуск вследствие болезни  2. Одеть на встречу смокинг или Надеть на встречу смокинг.

Отбор материала Эксперимент №2

1. Предоставить отпуск ввиду болезни.

или

Предоставить отпуск вследствие болезни

2. Одеть на встречу смокинг

или

Надеть на встречу смокинг.

Анализ ситуации   Эксперимент №3 «Я ускоренными темпами обеспечила восстановление порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования. В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров»

Анализ ситуации Эксперимент №3

«Я ускоренными темпами обеспечила восстановление порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования.

В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров»

Избегайте!    Тавтология –  (в переводе с греч. – «то же самое») – неуместное употребление однокоренных слов.  ( Масло масляное )

Избегайте! Тавтология (в переводе с греч. – «то же самое») – неуместное употребление однокоренных слов. ( Масло масляное )

 Очистка материала   … Люблю я майскую грозу в начале мая, Когда весной весенний первый гром, Как бы резвяся и в игру играя, Грохочет громко в небе голубом. Ещё люблю, когда холодные морозы Покроют льдом, заледенят карниз, Снежинки с неба падают как слёзы, На землю приземляясь сверху вниз. Но более всего предпочитаю осень, Когда плодами всё плодоносит, И в сенокос косою сено косят, И масло масляное на столе стоит.

Очистка материала

Люблю я майскую грозу в начале мая,

Когда весной весенний первый гром,

Как бы резвяся и в игру играя,

Грохочет громко в небе голубом.

Ещё люблю, когда холодные морозы

Покроют льдом, заледенят карниз,

Снежинки с неба падают как слёзы,

На землю приземляясь сверху вниз.

Но более всего предпочитаю осень,

Когда плодами всё плодоносит,

И в сенокос косою сено косят,

И масло масляное на столе стоит.

Эсперимент №4  Анализ материала, очистка, редактирование.  (групповая работа)

Эсперимент №4 Анализ материала, очистка, редактирование. (групповая работа)

Проверьте себя. Орфоэпия 1)намЕрения, договОр, докумЕнт. 2) хозЯева, облегчИть. 3)экспЕрту, одновремЕнно, углубИть.

Проверьте себя.

Орфоэпия

1)намЕрения, договОр, докумЕнт.

2) хозЯева, облегчИть.

3)экспЕрту, одновремЕнно, углубИть.

Проверьте себя Лексика 1)Внешность героини повести очень привлекательна. 2) В прошедшие дни прошли снегопады . 3) В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало сюрпризов.

Проверьте себя

Лексика

1)Внешность героини повести очень привлекательна.

2) В прошедшие дни прошли снегопады .

3) В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало сюрпризов.

Проверьте себя Морфология 1) «Он всегда кладет локти на стол». 2) «Кругом – никакого движения, только мельница машет своими крыльями». 3) «Родители были уверены, что их ребенок продолжит семейное дело».

Проверьте себя

Морфология

1) «Он всегда кладет локти на стол».

2) «Кругом – никакого движения, только мельница машет своими крыльями».

3) «Родители были уверены, что их ребенок продолжит семейное дело».

Проверьте себя Стилистика 1 ) В вечернем эфире молодёжного телеканала «Витязь» депутат Иванов опять критиковал мэра города N. 2) Все местные СМИ были брошены на пропаганду нового регионального лидера. 3) Доллары можно поменять в любом государственном или коммерческом банке .

Проверьте себя

Стилистика

1 ) В вечернем эфире молодёжного телеканала «Витязь» депутат Иванов опять критиковал мэра города N.

2) Все местные СМИ были брошены на пропаганду нового регионального лидера.

3) Доллары можно поменять в любом государственном или коммерческом банке .

 Избегай!   СЛЕНГ – экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отличающаяся от принятой литературной языковой нормы.

Избегай! СЛЕНГэкспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отличающаяся от принятой литературной языковой нормы.

Избегай!   ЖАРГОН - разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых профессией, родом занятий, составной частью которого является сленг.

Избегай! ЖАРГОН - разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых профессией, родом занятий, составной частью которого является сленг.

материала  эксперимент №5  Втыкайтесь в нашу братву, зарубайте фишку, и давайте не будем гнать картину. А за свой базар мы впишемся.

материала эксперимент №5

Втыкайтесь в нашу братву, зарубайте фишку, и давайте не будем гнать картину. А за свой базар мы впишемся.

Итог исследования Эликсир – культура речи

Итог исследования

Эликсир – культура речи


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!