СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - исследование "Мифы восточных славян"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - исследования по мифам древних славян. Отражение верований в мифах.

Просмотр содержимого документа
«Урок - исследование "Мифы восточных славян"»

Урок с применением ИКТ- технологий.

Тема: Верования восточных славян.

Тип урока: комбинированный.

Цели: продолжить знакомство учащихся с жизнью восточных славян, дать представление о их религиозных верованиях, пантеоне богов, языческих праздниках; обобщить знания школьников о язычестве, определить традиции современного мира, уходящие корнями в древность; способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК; содействовать воспитанию уважения , как науке о прошлом всего человечества, к истории России, традициям и обычаям своего народа, народа своего края .

Оборудование: учебник «История России» А,А.Данилова, рабочая тетрадь к нему, рабочие тетради учащихся, компьютер, проектор, презентация «Верования восточных славян», карта «Древняя Русь».

Литература.

1.Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. -Н.Новгород, 1996 г.

2.Дорожкина Н.И. Современный урок истории.5-11 кл.- М.: ВАКО,2009.

3.История и культура мордовского края в 17-18 вв.: учеб. Для 7 кл./ под ред.Н.М.Арсентьева.саранск,2007.

4. История России.6 класс: контрольно-тренировочные задания, тесты/ авт.-состав. Т.В.Петрова.- Волгоград: Учитель, 2010

5.Мифы и герои мордовского народа/состав.:Н.Мокшин и др.-Саранск:»Открытая Мордовия», 2009.



План урока.

I Вступительное слово учителя.

II Обобщение знаний, полученных на предыдущем уроке ( проверка д/з):

  1. исторический диктант;

  2. работа с картой.

III Работа по новой теме.

Верования восточных славян.

1.Что такое язычество?

2.Боги древних славян.

3.Духи- низшие боги.

4.Места поклонения.

5.Языческие праздники.

IV Проверь себя (закрепление)

V Итоги урока.

VI Домашнее задание.



Ход урока.

I Вступительное слово учителя.

Знакомство учеников с темой (слайд 1), целями и задачами урока ( слайд 2).Ученики записывают тему урока в тетрадь, знакомятся с планом работы ( слайд 3).

II Обобщение знаний, полученных на предыдущем уроке ( слайд 4).

  1. Исторический диктант.

  1. система земледелия, при которой сначала вырубали деревья, пни сжигали, распахивали землю, удобренную золой, а затем, когда земля истощалась, переходили на другой участок, называлось…( подсечно-огневой);

  2. система земледелия, при которой славяне распахивали и засевали участок земли до полного его истощения, затем переходили на новый участок, а спустя 20-30 лет, когда плодородие восстанавливалось, возвращались на прежний участок, называлось…( переложной);

  3. народное собрание, решавшее важнейшие вопросы жизни племени, называлось… ( вечем);

  4. соседская община у славян, в ведении которой находились сенокосные и лесные угодья, называлось…(вервью);

  5. военное формирование из всех мужчин общины, создаваемое в военное время, называлось…(народное ополчение);

  6. балто-славянские племена выделились из племён…(индоевропейских);

  7. в каком веке восточные славяне начали освоение территории Восточной Европы? (4 в)

  8. собирание дикого мёда называется…(бортничеством);

  9. способ совместного проживания людей, основанный на принципах родственных связей, ведения совместного хозяйства, общности территории называется…(родовая община).

Слайд № 4 – проверка ответов учеников.

  1. Работа с исторической картой (слайд №5).

Назовите племена восточных славян и покажите на карте территорию их расселения.

Назовите соседей восточных славян . (Примерный ответ: финно-угорские племена, у них славяне заимствовали названия рек, селений, некоторые языческие верования).

III Работа по новой теме.

Верования восточных славян.

1.Что такое язычество?

Слайд №6.

-Именно о языческих верованиях древних славян и пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Мы попробуем с вами выделить характерные черты подобных религиозных верований различных народов, познакомимся с некоторыми славянскими богами, духами, праздниками.

-Славяне были язычниками. Что же такое язычество?(слайд № 7- проверка ответов учеников).У каких народов существовали подобные религиозные верования?(Примерный ответ: древних египтян, вавилонян, греков, римлян, мордвы).

-О своих богах древние народы сочиняли мифы.(Слайд №7-определение понятия).

-Какие мифы о древних мордовских богах мы с вами уже знаем?

2.Боги древних славян.(Слайд № 8)

-Как и другие народы , славяне верили, что в мире существует большое количество богов. Они покровительствовали определённым силам природы, занятиям, объектам, территориям. Как и у других, у восточных славян складывается пантеон богов (понятие знакомо шестиклассникам из истории древнего мира).

Слайд 9-14-иллюстрация и характеристика(устная) славянских богов (см. приложение) в сравнение с некоторыми мордовскими богами, олицетворяющими похожие явления.

Слайд №9 Род и Рожаницы

-Первоначально славяне приносили жертвы упырям (зло) и берегиням (добро), затем стали поклоняться Роду и Рожаницам.

Слайд №10 Сварог и Дажьбог.

Слайд №11 Пурун и Пурьгине паз (морд.)

-Культ его возникает сравнительно поздно в связи с развитием дружинного элемента общества.

Слайд №12 Мокошь и Велес

Слайд №13 Бор и Вирява(морд.)

Слайд №14 Лада и Ярило

3.Духи- низшие боги.(Слайд № 15)

-Не только в богов верили древние славяне, но и в духов. Они играли огромное значение в жизни язычников. Духи были добрые и злые.

Слайд №15 Водяной и Ведява(морд.)

Слайд №16 Домовой и Леший.

-Существовали и духи, охраняющие хлебные поля.

Слайд № 17 Полевик и Паксява (морд.)

4.Места поклонения.(Слайд № 18)

По материалам учебника стр.11-12.Иллюстрация стр.10.

5.Языческие праздники.( Слайд № 19).

-В честь своих богов славяне устраивали праздники. Даётся название и их календарная дата.

-Подумайте, какие вы знаете традиции, соблюдаемые в современных праздниках и гуляньях, но корнями уходящие в прошлое, в языческие времена.


IV Проверь себя (закрепление)

Задание для проверки внимания и памяти школьников.

Решите кроссворд. Задание №4 стр.4 в рабочих тетрадях.

Слайд № 20 –проверка ответов учащихся.

V Итоги урока.

VI Домашнее задание.(Слайд №21)

Изучите материал стр.11-12 учебника, нарисуйте иллюстрацию, подготовьтесь к практической работе по этой теме.







Приложение.

Род- верховное божество неба и земли, распоряжавшийся всеми жизненно необходимыми стихиями- солнцем, дождями, грозами, водой. Он отвечал и за единство и продолжение рода. Рожаницы- дочери рода, небесные хозяйки мира, божества судьбы человеческой. Сварог- бог огня, Дажьбог-его сын, бог света, податель благ. Перун-бог грома и грозы, войны и оружия. Вероятнее всего он был верховным богом. Мокошь- богиня- покровительница женской части хозяйства. Представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе. Велес- бог богатства, покровитель домашних животных. Бор-покровитель лесов, охоты. Лада-богиня красоты, любви и бракосочетания. Ярило- бог солнца, веселья, удали.

Водяной- дух воды, обитает в речных омутах. Домовой- дух, который живёт в каждом доме. Он не делает людям зла, а иногда даже оказывает услуги, если любит хозяев. Леший- лесовик, власть его ограничивается одним лесом, а живёт он в лесных трущобах. Полевик- дух, охраняющий поля (Житный дед).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!