Урок с применением ИКТ- технологий.
Тема: Верования восточных славян.
Тип урока: комбинированный.
Цели: продолжить знакомство учащихся с жизнью восточных славян, дать представление о их религиозных верованиях, пантеоне богов, языческих праздниках; обобщить знания школьников о язычестве, определить традиции современного мира, уходящие корнями в древность; способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК; содействовать воспитанию уважения , как науке о прошлом всего человечества, к истории России, традициям и обычаям своего народа, народа своего края .
Оборудование: учебник «История России» А,А.Данилова, рабочая тетрадь к нему, рабочие тетради учащихся, компьютер, проектор, презентация «Верования восточных славян», карта «Древняя Русь».
Литература.
1.Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. -Н.Новгород, 1996 г.
2.Дорожкина Н.И. Современный урок истории.5-11 кл.- М.: ВАКО,2009.
3.История и культура мордовского края в 17-18 вв.: учеб. Для 7 кл./ под ред.Н.М.Арсентьева.саранск,2007.
4. История России.6 класс: контрольно-тренировочные задания, тесты/ авт.-состав. Т.В.Петрова.- Волгоград: Учитель, 2010
5.Мифы и герои мордовского народа/состав.:Н.Мокшин и др.-Саранск:»Открытая Мордовия», 2009.
План урока.
I Вступительное слово учителя.
II Обобщение знаний, полученных на предыдущем уроке ( проверка д/з):
исторический диктант;
работа с картой.
III Работа по новой теме.
Верования восточных славян.
1.Что такое язычество?
2.Боги древних славян.
3.Духи- низшие боги.
4.Места поклонения.
5.Языческие праздники.
IV Проверь себя (закрепление)
V Итоги урока.
VI Домашнее задание.
Ход урока.
I Вступительное слово учителя.
Знакомство учеников с темой (слайд 1), целями и задачами урока ( слайд 2).Ученики записывают тему урока в тетрадь, знакомятся с планом работы ( слайд 3).
II Обобщение знаний, полученных на предыдущем уроке ( слайд 4).
Исторический диктант.
система земледелия, при которой сначала вырубали деревья, пни сжигали, распахивали землю, удобренную золой, а затем, когда земля истощалась, переходили на другой участок, называлось…( подсечно-огневой);
система земледелия, при которой славяне распахивали и засевали участок земли до полного его истощения, затем переходили на новый участок, а спустя 20-30 лет, когда плодородие восстанавливалось, возвращались на прежний участок, называлось…( переложной);
народное собрание, решавшее важнейшие вопросы жизни племени, называлось… ( вечем);
соседская община у славян, в ведении которой находились сенокосные и лесные угодья, называлось…(вервью);
военное формирование из всех мужчин общины, создаваемое в военное время, называлось…(народное ополчение);
балто-славянские племена выделились из племён…(индоевропейских);
в каком веке восточные славяне начали освоение территории Восточной Европы? (4 в)
собирание дикого мёда называется…(бортничеством);
способ совместного проживания людей, основанный на принципах родственных связей, ведения совместного хозяйства, общности территории называется…(родовая община).
Слайд № 4 – проверка ответов учеников.
Работа с исторической картой (слайд №5).
Назовите племена восточных славян и покажите на карте территорию их расселения.
Назовите соседей восточных славян . (Примерный ответ: финно-угорские племена, у них славяне заимствовали названия рек, селений, некоторые языческие верования).
III Работа по новой теме.
Верования восточных славян.
1.Что такое язычество?
Слайд №6.
-Именно о языческих верованиях древних славян и пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Мы попробуем с вами выделить характерные черты подобных религиозных верований различных народов, познакомимся с некоторыми славянскими богами, духами, праздниками.
-Славяне были язычниками. Что же такое язычество?(слайд № 7- проверка ответов учеников).У каких народов существовали подобные религиозные верования?(Примерный ответ: древних египтян, вавилонян, греков, римлян, мордвы).
-О своих богах древние народы сочиняли мифы.(Слайд №7-определение понятия).
-Какие мифы о древних мордовских богах мы с вами уже знаем?
2.Боги древних славян.(Слайд № 8)
-Как и другие народы , славяне верили, что в мире существует большое количество богов. Они покровительствовали определённым силам природы, занятиям, объектам, территориям. Как и у других, у восточных славян складывается пантеон богов (понятие знакомо шестиклассникам из истории древнего мира).
Слайд 9-14-иллюстрация и характеристика(устная) славянских богов (см. приложение) в сравнение с некоторыми мордовскими богами, олицетворяющими похожие явления.
Слайд №9 Род и Рожаницы
-Первоначально славяне приносили жертвы упырям (зло) и берегиням (добро), затем стали поклоняться Роду и Рожаницам.
Слайд №10 Сварог и Дажьбог.
Слайд №11 Пурун и Пурьгине паз (морд.)
-Культ его возникает сравнительно поздно в связи с развитием дружинного элемента общества.
Слайд №12 Мокошь и Велес
Слайд №13 Бор и Вирява(морд.)
Слайд №14 Лада и Ярило
3.Духи- низшие боги.(Слайд № 15)
-Не только в богов верили древние славяне, но и в духов. Они играли огромное значение в жизни язычников. Духи были добрые и злые.
Слайд №15 Водяной и Ведява(морд.)
Слайд №16 Домовой и Леший.
-Существовали и духи, охраняющие хлебные поля.
Слайд № 17 Полевик и Паксява (морд.)
4.Места поклонения.(Слайд № 18)
По материалам учебника стр.11-12.Иллюстрация стр.10.
5.Языческие праздники.( Слайд № 19).
-В честь своих богов славяне устраивали праздники. Даётся название и их календарная дата.
-Подумайте, какие вы знаете традиции, соблюдаемые в современных праздниках и гуляньях, но корнями уходящие в прошлое, в языческие времена.
IV Проверь себя (закрепление)
Задание для проверки внимания и памяти школьников.
Решите кроссворд. Задание №4 стр.4 в рабочих тетрадях.
Слайд № 20 –проверка ответов учащихся.
V Итоги урока.
VI Домашнее задание.(Слайд №21)
Изучите материал стр.11-12 учебника, нарисуйте иллюстрацию, подготовьтесь к практической работе по этой теме.
Приложение.
Род- верховное божество неба и земли, распоряжавшийся всеми жизненно необходимыми стихиями- солнцем, дождями, грозами, водой. Он отвечал и за единство и продолжение рода. Рожаницы- дочери рода, небесные хозяйки мира, божества судьбы человеческой. Сварог- бог огня, Дажьбог-его сын, бог света, податель благ. Перун-бог грома и грозы, войны и оружия. Вероятнее всего он был верховным богом. Мокошь- богиня- покровительница женской части хозяйства. Представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе. Велес- бог богатства, покровитель домашних животных. Бор-покровитель лесов, охоты. Лада-богиня красоты, любви и бракосочетания. Ярило- бог солнца, веселья, удали.
Водяной- дух воды, обитает в речных омутах. Домовой- дух, который живёт в каждом доме. Он не делает людям зла, а иногда даже оказывает услуги, если любит хозяев. Леший- лесовик, власть его ограничивается одним лесом, а живёт он в лесных трущобах. Полевик- дух, охраняющий поля (Житный дед).