ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ФАЩЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ОТЛИЧНИКА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НИКОЛАЯ ЕМЕЛЬЯНОВИЧА КОЛЕСНИКА»
Урок-исследование
по рассказу И.С. Тургенева «Муму».
(Литература, 5 класс)
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Вергунова Татьяна Анатольевна
2022 год
Тема. И.С. Тургенев. Повесть «Муму». Смысл названия.
Цели урока:
обобщение и систематизация изученного по рассказу И.С. Тургенева «Муму»»;
определить авторскую позицию и смысл названия произведения;
доказать, что главный герой – символ немоты крепостного крестьянства;
развивать навыки аналитической работы с текстом (анализ образа литературного героя);
формировать навыки исследовательской работы с текстом;
формировать навыки групповой и коллективной работы с текстом;
воспитывать гуманное и милосердное отношение к людям.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к рассказу И.С. Тургенева «Муму», карточки для групповой работы.
Ход урока
Эпиграф:
«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя, враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примиряться… Это была моя «аннибалова клятва».
И.С. Тургенев.
Организационный момент.
Приветствие.
- Здравствуйте, ребята! Вновь трель школьного звонка позвала нас на урок. Сегодня у нас с вами присутствуют гости, давайте поприветствуем дорогих гостей.
Создание эмоционального настроя урока. Подготовка к восприятию.
Слово учителя.
- Ребята! Давайте настроимся на работу. Пожмите друг другу руку те, кто выполнил домашнее задание.
- Приложите руку к сердцу те, кто заполнил рабочие листы.
- Похлопайте те, кто за сегодняшний урок хочет получить отличную оценку.
- Молодцы, спасибо.
Целеполагание.
- Портрет какого писателя и автора какого произведения мы видим на доске?
Сегодня у нас урок по рассказу И.С. Тургенева «Муму»».
Рассказ нами прочитан, мы обсуждали на уроках сюжет, составляли план рассказа, учились характеризовать героев.
Теперь, завершая его изучение, мы проведем исследование: «В чем смысл названия рассказа И.С. Тургенева «Муму»?»
И наша задача – определить авторскую позицию и смысл названия произведения.
Для того чтобы с задачей справится, необходимо много знать о том времени, когда жил Тургенев, знать, как жил крепостной народ, как складывались отношения между крепостными и помещиками, кто был прототипами героев рассказа и что заставило автора написать рассказ в 1852 году.
Актуализация знаний.
Слово учителя.
- В каком году И.С. Тургенев написал рассказ «Муму»?
- Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России?
Индивидуальное задание.
(Короткий рассказ о крепостном праве заранее подготовленного ученика.)
Ученик: В России 19 века люди жили при крепостном праве. Это значило, что существовали богатые помещики и бедные крестьяне, которые полностью подчинялись своим хозяевам. У одного барина было много людей, но это были именно «люди», «челядь», «холопы». Они целый день в работе, они ютятся в каморках, устают, недосыпают, и всё это для того, чтобы угодить своему хозяину, ублажить его, выполнить любое его желание. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они говорили: «Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю. Я хозяин»!
Учитель: Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать всё, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право – эксплуатация одного человека другим. Вот что такое крепостное право.
О тяготах крепостного права Тургенев знал не понаслышке.
Почему же рассказ был написан именно в 1852 году? Что побудило Тургенева создать его в этот год?
Из истории создания «Муму».
В 1852 году умирает Н.В. Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая, составил некролог. Но власти запретили упоминать имя Гоголя в печати. А за напечатанную в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом на «съезжей, помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. С детских лет Тургенев видел, как трудно живется крепостным, видел, какими жестокими были хозяева-помещики.
Навсегда тяжелым бременем легла на душу память о жестоких расправах матери с крестьянами, о ссылаемых людях, о злобных, угрюмых взглядах, которыми часто провожали его мать крепостные. «Как жить? Что делать? – думал Тургенев. – И разве только одна его мать так жестко поступает со своими крепостными крестьянами? Разве не все помещики на Руси такие же? Он решил всю жизнь бороться с крепостным правом. «Это была моя Аннибалова клятва – не я один дал ее себе тогда», – писал он.
Словарная работа.
Аннибалова клятва – знаменитый в древности карфагенский полководец Ганнибал поклялся до конца своей жизни бороться с Римом, врагом его родного города. Отсюда и произошло выражение «Ганнибалова (или Аннибалова) клятва.
Тургенев сдержал свою клятву. Ненавистью к крепостному праву, к несправедливости, желанием вызвать сочувствие к русскому народу, восхищением его силой и душевной красотой проникнут и рассказ «Муму», который мы уже прочитали и к отдельным эпизодам которого сегодня обратимся.
А теперь послушайте одну историю.
(Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!
Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.
Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.
Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь).
— Ребята, не напоминают ли вам кого-то герои этой истории?
(Да, напоминают глухонемого дворника Герасима и барыню, у которой он жил).
— Вы правы, действительно, это герои рассказа Тургенева «Муму»: Герасим и старая барыня. Получается, что история, которую описал Тургенев в своем произведении, не придумана им, а происходила на самом деле.
- Как вы думаете, кто является прототипами героев рассказа «Муму»?
Что такое прототип – смотрите словарик.
(Мать Тургенева и дворник Андрей).
- Скажите, что обозначает имя Герасим?
(В переводе с греческого означает «почтенный, внушающий почтение, глубокое уважение»).
Постановка проблемы. Формулировка темы исследования.
Фронтальный опрос
- Итак, мы знаем, почему Тургенев обратился к теме крепостного права.
Кто же главный герой рассказа? (крепостной Герасим) Прочитайте его описание.
- Тогда возникает вопрос, почему же рассказ называется не «Герасим», а «Муму»? Вопрос трудный. Давайте вспомним историю жизни Герасима.
Готовить рассказ о жизни Герасима будем, работая в группах. У каждой группы вопросы для обсуждения на столе. Пользуясь текстом, дайте ответы на вопросы.
Решение проблемы. Исследование.
Работа групп.
Группа № 1
Каким впервые предстаёт перед читателем Герасим?
Определите круг занятий Герасима в деревне. Выделите ключевые слова, характеризующие работу крестьянина.
Считал ли он свою работу тяжёлой?
Группа №2
Действительно ли судьба Герасима была изменена насильно?
Как чувствует себя Герасим в чужом мире?
Смирился ли Герасим со своим новым положением, пытается ли вернуться в деревню?
Группа №3
Почему Герасим выбрал именно Татьяну?
Как отреагировал Герасим на обман Татьяны?
Как переживает герой своё расставание с Татьяной? Почему автор показывает немого поющим?
Смирился ли Герасим с тем, что был разлучён с Татьяной?
Группа №4
Как заботился Герасим о найденной собаке?
Докажите, что Муму стала другом Герасима?
Кто разрушает счастливое существование Герасима? Кто является исполнителем воли барыни?
Почему Герасим осознанно и обдуманно убивает Муму?
Группа №5
Задание. Опишите внутренний монолог Герасима (от 1-го лица).
Какие мысли и чувства испытывает Герасим после смерти Муму?
Минута релаксации.
Попрошу вас всех встать.
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире – на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять
И за парты тихо сесть – это шесть,
Улыбнуться нужно всем – это семь!
Продолжение исследования.
Ответы групп
Вопросы учителя к классу:
1) Учитель. На какие два периода можно разделить жизнь героя? (Жизнь в деревне – Жизнь в городе)
О жизни Герасима в деревне расскажет 1-ая группа. Что было основой жизни Герасима в деревне?
2) Учитель. Но вот Герасима привезли в город. О его жизни здесь расскажет 2-ая группа.
Кто же виноват в случившемся с Герасимом? (Герасим крепостной, его жизнью распоряжается барыня)
3) Чужой среди дворовых, Герасим ищет родственную душу? Кто это? (Прачка Татьяна и собака Муму)
О Герасиме и Татьяне расскажет 3-я группа.
Кто же виноват в трагедии Герасима? (Барыня, которая, не задумываясь, распоряжается судьбами)
4) О Герасиме и Муму расскажет 4-я группа.
Кто же виноват в смерти собаки? (Барыня, ее каприз, ее прихоть)
5) А теперь слово 5-й творческой группе. Они писали внутренний монолог Герасима. Какие мысли и чувства испытывает он после смерти Муму?
Вывод.
Коллективная работа
Фронтальный опрос
1. Можем ли мы, заслушав ответы групп, ответить на вопрос: «Почему автор назвал свой рассказ «Муму»?» (Смерть собаки заставила Герасима вернуться домой, вселила ему чувство достоинства, он становится смелым и решительным, освобождается от покорности)
2. Откройте финал рассказа. Найдите в тексте, как пишет о силе и решительности Герасима автор? Какое художественное средство использует для этого? (Он шел с какой-то несокрушимой отвагой… «как лев выступал сильно и бодро»)
3. А теперь прочитайте финальные строки о жизни Герасима в деревне. Выделите ключевое слово в этом описании. (Ключевое слово по-прежнему)
4. Герасим освободился от крепостной покорности, но стал ли он свободным, освободился ли от рабства? Кем он по-прежнему остается? (Герасим по-прежнему крепостной)
5. Может он стать свободным от барыни, которая так бессердечно разрушила его жизнь? (Нет, не может; крепостное право отменили в 1861 году, а рассказ написан в 1852 году, значит Герасим останется крепостным)
6. А теперь прочитайте в учебнике отрывок из статьи Ивана Аксакова «Загадки фигуры немого Герасима»: «В немом символическое олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости, народа, который со временем заговорит, но теперь, конечно, может казаться и немым, и глухим».
Согласны ли вы с таким решением «загадки фигуры немого Герасима?» Помогает ли нам эта статья понять смысл названия рассказа? (Герасим – это весь крепостной народ, бесправный, униженный, но молчаливый)
7. Тогда против чего направлен рассказ? (Против крепостного права, против угнетения людей, унижения человеческого достоинства)
Таким образом, в названии «Муму» надо видеть не только частный случай (кличка собаки, связанная с невозможностью её хозяина говорить), но и более глубокий смысл: название и главный герой произведения символизируют весь российский крепостной люд, униженный, абсолютно бесправный, но безмолвно сносящий эти бесправие и унижения.
Такова авторская позиция писателя и гражданина, патриота своей страны И.С. Тургенева.
Рефлексия.
У вас на столах есть дубовые листочки 3-х цветов. С их помощью вы оцените наш урок. Вам надо выбрать листочек и прикрепить его к дубу.
-Если на уроке вам было интересно и все понятно, то прикрепите зеленый листок.
-Если что-то не поняли, то прикрепите желтый листок.
-А если материал урока вам показался сложным, то прикрепите красный листок.
А теперь вы видите, какой нарядный у нас получился дуб. Наверное, именно таким хотел бы видеть его И. С. Тургенев.
Домашнее задание.
Письменно ответить на вопрос: «Как изменила Герасима гибель Муму?»
Оценивание.
А сегодня я благодарю вас за работу. Оценки за урок…
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя, враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примиряться… Это была моя «аннибалова клятва».
И.С. Тургенев.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Группа № 1
Каким впервые предстаёт перед читателем Герасим?
Определите круг занятий Герасима в деревне. Выделите ключевые слова, характеризующие работу крестьянина.
Считал ли он свою работу тяжёлой?
Группа №2
Действительно ли судьба Герасима была изменена насильно?
Как чувствует себя Герасим в чужом мире?
Смирился ли Герасим со своим новым положением, пытается ли вернуться в деревню?
Группа №3
Почему Герасим выбрал именно Татьяну?
Как отреагировал Герасим на обман Татьяны?
Как переживает герой своё расставание с Татьяной? Почему автор показывает немого поющим?
Смирился ли Герасим с тем, что был разлучён с Татьяной?
Группа №4
Как заботился Герасим о найденной собаке?
Докажите, что Муму стала другом Герасима?
Кто разрушает счастливое существование Герасима? Кто является исполнителем воли барыни?
Почему Герасим осознанно и обдуманно убивает Муму?
Группа №5
Задание. Опишите внутренний монолог Герасима (от 1-го лица).
Какие мысли и чувства испытывает Герасим после смерти Муму?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4