СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование по рассказу И.С. Тургенева «Муму»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ФАЩЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ОТЛИЧНИКА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НИКОЛАЯ ЕМЕЛЬЯНОВИЧА КОЛЕСНИКА»





Урок-исследование

по рассказу И.С. Тургенева «Муму».

(Литература, 5 класс)






Подготовила

учитель русского языка и литературы

Вергунова Татьяна Анатольевна







2022 год

Тема. И.С. Тургенев. Повесть «Муму». Смысл названия.


Цели урока:

  • обобщение и систематизация изученного по рассказу И.С. Тургенева «Муму»»;

  • определить авторскую позицию и смысл названия произведения;

  • доказать, что главный герой – символ немоты крепостного крестьянства;

  • развивать навыки аналитической работы с текстом (анализ образа литературного героя);

  • формировать навыки исследовательской работы с текстом;

  • формировать навыки групповой и коллективной работы с текстом;

  • воспитывать гуманное и милосердное отношение к людям.


Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к рассказу И.С. Тургенева «Муму», карточки для групповой работы.


Ход урока

Эпиграф:

«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя, враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примиряться… Это была моя «аннибалова клятва».

И.С. Тургенев.


  1. Организационный момент.

  1. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Вновь трель школьного звонка позвала нас на урок. Сегодня у нас с вами присутствуют гости, давайте поприветствуем дорогих гостей.

  1. Создание эмоционального настроя урока. Подготовка к восприятию.

  1. Слово учителя.

- Ребята! Давайте настроимся на работу. Пожмите друг другу руку те, кто выполнил домашнее задание.

- Приложите руку к сердцу те, кто заполнил рабочие листы.

- Похлопайте те, кто за сегодняшний урок хочет получить отличную оценку.

- Молодцы, спасибо.

  1. Целеполагание.


- Портрет какого писателя и автора какого произведения мы видим на доске?


Сегодня у нас урок по рассказу И.С. Тургенева «Муму»».

Рассказ нами прочитан, мы обсуждали на уроках сюжет, составляли план рассказа, учились характеризовать героев.

Теперь, завершая его изучение, мы проведем исследование: «В чем смысл названия рассказа И.С. Тургенева «Муму»?»

И наша задача – определить авторскую позицию и смысл названия произведения.

Для того чтобы с задачей справится, необходимо много знать о том времени, когда жил Тургенев, знать, как жил крепостной народ, как складывались отношения между крепостными и помещиками, кто был прототипами героев рассказа и что заставило автора написать рассказ в 1852 году.


  1. Актуализация знаний.

  1. Слово учителя.

- В каком году И.С. Тургенев написал рассказ «Муму»?

- Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России?

  1. Индивидуальное задание.

(Короткий рассказ о крепостном праве заранее подготовленного ученика.)

Ученик: В России 19 века люди жили при крепостном праве. Это значило, что существовали богатые помещики и бедные крестьяне, которые полностью подчинялись своим хозяевам. У одного барина было много людей, но это были именно «люди», «челядь», «холопы». Они целый день в работе, они ютятся в каморках, устают, недосыпают, и всё это для того, чтобы угодить своему хозяину, ублажить его, выполнить любое его желание. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они говорили: «Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю. Я хозяин»!

Учитель: Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать всё, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право – эксплуатация одного человека другим. Вот что такое крепостное право.

  1. О тяготах крепостного права Тургенев знал не понаслышке.

  2. Почему же рассказ был написан именно в 1852 году? Что побудило Тургенева создать его в этот год?

  1. Из истории создания «Муму».

В 1852 году умирает Н.В. Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая, составил некролог. Но власти запретили упоминать имя Гоголя в печати. А за напечатанную в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом на «съезжей, помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. С детских лет Тургенев видел, как трудно живется крепостным, видел, какими жестокими были хозяева-помещики.

Навсегда тяжелым бременем легла на душу память о жестоких расправах матери с крестьянами, о ссылаемых людях, о злобных, угрюмых взглядах, которыми часто провожали его мать крепостные. «Как жить? Что делать? – думал Тургенев. – И разве только одна его мать так жестко поступает со своими крепостными крестьянами? Разве не все помещики на Руси такие же? Он решил всю жизнь бороться с крепостным правом. «Это была моя Аннибалова клятва – не я один дал ее себе тогда», – писал он.


  1. Словарная работа.

Аннибалова клятва – знаменитый в древности карфагенский полководец Ганнибал поклялся до конца своей жизни бороться с Римом, врагом его родного города. Отсюда и произошло выражение «Ганнибалова (или Аннибалова) клятва.

Тургенев сдержал свою клятву. Ненавистью к крепостному праву, к несправедливости, желанием вызвать сочувствие к русскому народу, восхищением его силой и душевной красотой проникнут и рассказ «Муму», который мы уже прочитали и к отдельным эпизодам которого сегодня обратимся.

А теперь послушайте одну историю.

(Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!

Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.

Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.

Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь).

Ребята, не напоминают ли вам кого-то герои этой истории?

(Да, напоминают глухонемого дворника Герасима и барыню, у которой он жил).

Вы правы, действительно, это герои рассказа Тургенева «Муму»: Герасим и старая барыня. Получается, что история, которую описал Тургенев в своем произведении, не придумана им, а происходила на самом деле.

- Как вы думаете, кто является прототипами героев рассказа «Муму»?

Что такое прототип – смотрите словарик.

(Мать Тургенева и дворник Андрей).

- Скажите, что обозначает имя Герасим?

(В переводе с греческого означает «почтенный, внушающий почтение, глубокое уважение»).


  1. Постановка проблемы. Формулировка темы исследования.

  1. Фронтальный опрос

- Итак, мы знаем, почему Тургенев обратился к теме крепостного права.

Кто же главный герой рассказа? (крепостной Герасим) Прочитайте его описание.

- Тогда возникает вопрос, почему же рассказ называется не «Герасим», а «Муму»? Вопрос трудный. Давайте вспомним историю жизни Герасима.

Готовить рассказ о жизни Герасима будем, работая в группах. У каждой группы вопросы для обсуждения на столе. Пользуясь текстом, дайте ответы на вопросы.


  1. Решение проблемы. Исследование.

  1. Работа групп.

Группа № 1

  1. Каким впервые предстаёт перед читателем Герасим?

  2. Определите круг занятий Герасима в деревне. Выделите ключевые слова, характеризующие работу крестьянина.

  3. Считал ли он свою работу тяжёлой?

Группа №2

  1. Действительно ли судьба Герасима была изменена насильно?

  2. Как чувствует себя Герасим в чужом мире?

  3. Смирился ли Герасим со своим новым положением, пытается ли вернуться в деревню?

Группа №3

  1. Почему Герасим выбрал именно Татьяну?

  2. Как отреагировал Герасим на обман Татьяны?

  3. Как переживает герой своё расставание с Татьяной? Почему автор показывает немого поющим?

  4. Смирился ли Герасим с тем, что был разлучён с Татьяной?

Группа №4

  1. Как заботился Герасим о найденной собаке?

  2. Докажите, что Муму стала другом Герасима?

  3. Кто разрушает счастливое существование Герасима? Кто является исполнителем воли барыни?

  4. Почему Герасим осознанно и обдуманно убивает Муму?

Группа №5

  1. Задание. Опишите внутренний монолог Герасима (от 1-го лица).

  2. Какие мысли и чувства испытывает Герасим после смерти Муму?

  1. Минута релаксации.

Попрошу вас всех встать.

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперёд смотри – это три,

Руки в стороны пошире – на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять

И за парты тихо сесть – это шесть,

Улыбнуться нужно всем – это семь!


  1. Продолжение исследования.

Ответы групп

Вопросы учителя к классу:

1) Учитель. На какие два периода можно разделить жизнь героя? (Жизнь в деревне – Жизнь в городе)

О жизни Герасима в деревне расскажет 1-ая группа. Что было основой жизни Герасима в деревне?

2) Учитель. Но вот Герасима привезли в город. О его жизни здесь расскажет 2-ая группа.

Кто же виноват в случившемся с Герасимом? (Герасим крепостной, его жизнью распоряжается барыня)

3) Чужой среди дворовых, Герасим ищет родственную душу? Кто это? (Прачка Татьяна и собака Муму)

О Герасиме и Татьяне расскажет 3-я группа.

Кто же виноват в трагедии Герасима? (Барыня, которая, не задумываясь, распоряжается судьбами)

4) О Герасиме и Муму расскажет 4-я группа.

Кто же виноват в смерти собаки? (Барыня, ее каприз, ее прихоть)

5) А теперь слово 5-й творческой группе. Они писали внутренний монолог Герасима. Какие мысли и чувства испытывает он после смерти Муму?

  1. Вывод.

Коллективная работа

Фронтальный опрос

1. Можем ли мы, заслушав ответы групп, ответить на вопрос: «Почему автор назвал свой рассказ «Муму»?» (Смерть собаки заставила Герасима вернуться домой, вселила ему чувство достоинства, он становится смелым и решительным, освобождается от покорности)

2. Откройте финал рассказа. Найдите в тексте, как пишет о силе и решительности Герасима автор? Какое художественное средство использует для этого? (Он шел с какой-то несокрушимой отвагой… «как лев выступал сильно и бодро»)

3. А теперь прочитайте финальные строки о жизни Герасима в деревне. Выделите ключевое слово в этом описании. (Ключевое слово по-прежнему)

4. Герасим освободился от крепостной покорности, но стал ли он свободным, освободился ли от рабства? Кем он по-прежнему остается? (Герасим по-прежнему крепостной)

5. Может он стать свободным от барыни, которая так бессердечно разрушила его жизнь? (Нет, не может; крепостное право отменили в 1861 году, а рассказ написан в 1852 году, значит Герасим останется крепостным)

6. А теперь прочитайте в учебнике отрывок из статьи Ивана Аксакова «Загадки фигуры немого Герасима»: «В немом символическое олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости, народа, который со временем заговорит, но теперь, конечно, может казаться и немым, и глухим».

Согласны ли вы с таким решением «загадки фигуры немого Герасима?» Помогает ли нам эта статья понять смысл названия рассказа? (Герасим – это весь крепостной народ, бесправный, униженный, но молчаливый)

7. Тогда против чего направлен рассказ? (Против крепостного права, против угнетения людей, унижения человеческого достоинства)

Таким образом, в названии «Муму» надо видеть не только частный случай (кличка собаки, связанная с невозможностью её хозяина говорить), но и более глубокий смысл: название и главный герой произведения символизируют весь российский крепостной люд, униженный, абсолютно бесправный, но безмолвно сносящий эти бесправие и унижения.

Такова авторская позиция писателя и гражданина, патриота своей страны И.С. Тургенева.


  1. Рефлексия.

У вас на столах есть дубовые листочки 3-х цветов. С их помощью вы оцените наш урок. Вам надо выбрать листочек и прикрепить его к дубу.

-Если на уроке вам было интересно и все понятно, то прикрепите зеленый листок.

-Если что-то не поняли, то прикрепите желтый листок.

-А если материал урока вам показался сложным, то прикрепите красный листок.

А теперь вы видите, какой нарядный у нас получился дуб. Наверное, именно таким хотел бы видеть его И. С. Тургенев.


  1. Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос: «Как изменила Герасима гибель Муму?»


  1. Оценивание.

А сегодня я благодарю вас за работу. Оценки за урок…
















ПРИЛОЖЕНИЕ 1


«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя, враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примиряться… Это была моя «аннибалова клятва».

И.С. Тургенев.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Группа № 1

  1. Каким впервые предстаёт перед читателем Герасим?

  2. Определите круг занятий Герасима в деревне. Выделите ключевые слова, характеризующие работу крестьянина.

  3. Считал ли он свою работу тяжёлой?

Группа №2

  1. Действительно ли судьба Герасима была изменена насильно?

  2. Как чувствует себя Герасим в чужом мире?

  3. Смирился ли Герасим со своим новым положением, пытается ли вернуться в деревню?

Группа №3

  1. Почему Герасим выбрал именно Татьяну?

  2. Как отреагировал Герасим на обман Татьяны?

  3. Как переживает герой своё расставание с Татьяной? Почему автор показывает немого поющим?

  4. Смирился ли Герасим с тем, что был разлучён с Татьяной?

Группа №4

  1. Как заботился Герасим о найденной собаке?

  2. Докажите, что Муму стала другом Герасима?

  3. Кто разрушает счастливое существование Герасима? Кто является исполнителем воли барыни?

  4. Почему Герасим осознанно и обдуманно убивает Муму?

Группа №5

  1. Задание. Опишите внутренний монолог Герасима (от 1-го лица).

  2. Какие мысли и чувства испытывает Герасим после смерти Муму?



ПРИЛОЖЕНИЕ 3





ПРИЛОЖЕНИЕ 4






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!