СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок – исследование . Роль учителя в жизни ученика. (На примере рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование в 7 классе по литературе  по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского" . Размышления о роли учителя в жизни ученика.

Просмотр содержимого документа
«Урок – исследование . Роль учителя в жизни ученика. (На примере рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».»

Урок – исследование .

Роль учителя в жизни ученика.

(На примере рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».


Цель урока.

1.Раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Г.Распутина.

2. Показать душевную щедрость учительницы и её роль в жизни мальчика.

3. Способствовать взаимопониманию между учителями и учениками, воспитанию уважения к профессии учителя.


Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.


Методические приёмы: аналитическая беседа, выразительное чтение, чтение по ролям, просмотр видеофрагмента.


Программно-методическое обеспечение: учебник литературы для 7 класса (автор Курдюмова Т.Ф.), рабочие тетради по литературе, слайдовая презентация.


Ход урока.


  1. Оргмомент.

Юные читатели, здравствуйте!

Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!

Здравствуйте и те, кто идёт в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.

Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше. И поможет нам в этом мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского».


(Слайд №1)


  1. Слово учителя.

А) Эпиграфом к сегодняшнему уроку , да и ко всему творчеству В.Г.Распутина, можно взять слова Л.Н.Толстого – выдающегося писателя – классика 19 века, педагога.


«Чем человек умнее и добрее,

тем больше он замечает добра в людях».

Л.Н.Толстой.

Б) Тема урока. (Слайд №2)


Роль учителя в жизни ученика. (На примере рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».


В) Цели и задачи урока. (Слайд №3)


  1. Слово о В.Г.Распутине.

(Сообщение Апатиной А.)


  1. Слово учителя.

Рассказ «Уроки французского о голодном послевоенном детстве, о трудностях, с которыми сталкивались мальчишки того времени, об учительнице французского языка, которая сумела дать самый главный урок своему ученику – урок взаимопонимания, уважения человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована.


Сам автор считал, что «это в немалой степени автобиографический рассказ, то есть такой, где автор описывает события из своей жизни.

Этот рассказ посвящён Анастасии Прокопьевне Копыловой – это мать Александра Вампилова, прекрасного драматурга, сибиряка, друга Валентина Распутина.


Словарная работа:


Автобиография – описание своей жизни.


Прототип – первоначальный образец. Прообраз, преимущественно действительное лицо как источник для создания литературного образа.


5 Беседа по содержанию рассказа.


Вопросы:

(Слайд № 4)

  1. Каким перед нами предстаёт мальчик? (добросовестный, упорный, настойчивый, был самым грамотным в деревне)

  2. Почему Володя учился не в своей деревенской школе? (в деревне, где жила его семья, была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было ехать в райцентр).

  3. Какие чувства переживает мальчик, оказавшись вдали от дома? Легко ли ему живётся?

(Чтение эпизода «встреча с мамой…) (Слайд №5)


  1. Почему герою пришлось сразу повзрослеть? (Слайд №5)

(Тяжело было переносить голод. Страшной оказалась тоска по дому).


5.Как получилось, что он стал играть на деньги? (Слайд №6)

(Сначала у него появилось стремление проявить ловкость. Потренировавшись, он понял, что сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко).


6.Как Лидия Михайловна выясняла причины случившегося? (Слайд)

(Шуткой, Тишкина спокойно осаживает. Понимает, что мальчик её обманывает и решает всё выяснить после уроков).


7. Чтение по ролям беседы учительницы и мальчика.


8. Как Лидия Михайловна ведёт беседу?

(Внимательно рассматривает героя. Вместо наказания разговор становится спасением).


9 Какой представлялась мальчику учительница? (Слайд)

(Возвышенным, почти неземным существом).


10 А каким вы представляете директора школы? Почему Володя боялся директора? (Слайд)


(Директор сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой. Директор допрашивал провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, лишь после этого он успокаивался).


11. Почему же наш герой нарушает слово не играть на деньги?

( в те дни мне пришлось совсем плохо…, мне всё время хотелось есть).


12. Почему Лидия Михайловна заставила Володю заниматься дополнительно?


(Хотела отвлечь от игры на деньги, спасти от издевательства и избиения, помочь мальчику).


13 Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы?


(Стыд, неловкость, стеснение).


14. Почему мальчик не взял посылку с продуктами? Как он догадался, что её прислала Лидия Михайловна?


(В нём проявилось не только упрямство, но и чувство собственного достоинства).


15. Почему Лидия Михайловна решилась на игру со своим учеником?


(Она поняла, что помощи мальчик не примет, и решила пойти на хитрость – игру на деньги).


16. Просмотр эпизода. (игра в пристенок).


17. Как ведёт себя Лидия Михайловна во время игры? (Она ведёт себя непосредственно, азартно)


18. Как ведёт себя во время разговора с директором школы?

(Спокойна, уверена, она знает, ради чего она пошла на это).


19. Как вы считаете – поведение Лидии Михайловны – это преступление?

(Педагогическое преступление привело к печальным последствиям для учительницы. Но мальчик на всю жизнь сохранил благодарность своему педагогу).


20. По какой причине учительница прислала вторую посылку?


21. Хотели бы вы учиться у Лидии Михайловны? Почему?

22. Какими качествами обладала эта хрупкая женщина?



Творческая работа учащихся.


Каким должен быть настоящий учитель?


(чтение сочинений).

Анализ анкет уч-ся.



Итог урока.


В предисловии к рассказу Распутин написал, что в основу произведения легли события его жизни.

Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова.


(чтение учителем)


Чтение стихотворения Осягиным Максимом.


Рефлексия.


Что удивило вас? О чём вы расскажете своим родителям, друзьям, уйдя с сегодняшнего урока?


Д/З Прочитать рассказ Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!