СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории Эпоха дворцовых переворотов 7 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием мультимедийной техники

Тема урока: Эпоха дворцовых переворотов

Цель урока: выявить причины дворцовых переворотов; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Основные формы работы на уроке – фронтальная и групповая, а также учебные диалоги «обучающийся – обучающийся» и «обучающийся – учитель».

Просмотр содержимого документа
«Урок истории Эпоха дворцовых переворотов 7 класс»



МКОУ «Кануковская средняя общеобразовательная школа»













Открытый урок




Класс: 7

Предмет: История

Тема: Эпоха дворцовых переворотов

Название мероприятия: Семинар РМО учителей истории и

обществознания Сарпинского района

Место проведения: МОУ «Сарпинская СОШ имени Э. Т. Деликова»

Дата проведения: 12 декабря 2012 года

Учитель: Никеева И. Н.













Кануково – 2012


Урок с использованием мультимедийной техники

Тема урока: Эпоха дворцовых переворотов

Цель урока: выявить причины дворцовых переворотов; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.

Задачи урока:

образовательная: дать краткую характеристику императорам XVIII века; обучающиеся должны показать знания, умения и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации.

развивающая: развивать у обучающихся критическое мышление, умение анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, видеть альтернативные подходы, развивать свои творческие способности, учиться грамотно вести дискуссию и работать сообща; формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с картой и историческим документом, как историческими источниками; расширить представления о роли и значении личности в истории

воспитательная: способствовать нравственно патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны; воспитывать интерес к истории как учебному предмету.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Основные формы работы на уроке – фронтальная и групповая, а также учебные диалоги «обучающийся – обучающийся» и «обучающийся – учитель».

Основные понятия: эпоха дворцовых переворотов, фаворит, регент, гвардия, Верховный тайный совет, кондиции, «бироновщина».

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор; генеалогическая таблица наследников Петра Великого; текст «Кондиций», подписанных Анной Иоанновной; таблицы.

Ход урока I. Организационный момент. Психологическая установка на работу.

II. Проверка домашнего задания


III. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя:

Начало XVIII века связано с деятельностью Петра I. Вы подробно рассмотрели его реформы. А сегодня мы поговорим о тех событиях, которые произошли в России после смерти Петра Великого. Тема нашего урока: «Эпоха дворцовых переворотов». По ходу урока мы познакомимся с правителями этого периода, заполним таблицу «Правители эпохи дворцовых переворотов» и в конце урока вы должны ответить на вопрос.

Проблемный вопрос: Каковы причины дворцовых переворотов (слайд 1).



2. Фронтальная беседа с классом. – Почему эпоха дворцовых переворотов начинается с 1725 года?

(После ответа обучающихся: смерть Петра Iпродолжение 1 слайда).

● 28 января 1725 скончался император Пётр I. За 37 лет с 1725 по 1762 год пять раз при помощи оружия произошла смена правителей на троне. Российский престол стал объектом борьбы различных группировок. Россия вступила в так называемую эпоху дворцовых переворотов. Инструментом борьбы за престол стали гвардейские полки. Политическое значение гвардии возросло еще во время болезни Петра I, когда в борьбе за власть столкнулись две группировки: новая петровская знать (Меншиков, Апраксин, Толстой и др.) и старая боярская аристократия (Голицыны, Долгорукие, Репнины). Начало этой эпохи положила смерть Петра I, а завершилась эта эпоха воцарением на долгие 34 года императрицы Екатерины II.

(2 слайд) Непосредственно с темой нашего урока связаны два события, произошедшие в последние годы правления Петра I:

▪ «Дело цесаревича Алексея». ▪ Издание Петром I в 1722 г. указа о престолонаследии.

– Что, вы знаете о «Деле царевича Алексея»? (Сын Петра I, цесаревич Алексей был казнен 26 июня 1718 г. за активное противодействие реформам.)

– Почему Петр I издал указ о порядке наследования престола, согласно которому император сам назначает себе преемника из числа императорской фамилии. («Дело царевича Алексея» и ранняя смерть сыновей Петра I от брака с Екатериной побудило Петра изменить порядок наследования престола. В 1722 году он подписал указ, согласно которому престол переходил по завещанию монарха.)



● Петр Великий умирал тяжело. Никто не посмел побеспокоить его вопросом о наследнике. Предание утверждает, что перед смертью Петр вымолвил: «Отдайте все…». Дальнейших слов нельзя было разобрать. Указ о праве императора назначать своего преемника не был использован. Династическая ситуация оказалась сложной. Правами на престол обладали внук Петр Алексеевич, жена Екатерина и дочери Анна и Елизавета. Была еще родня по линии старшего брата Ивана, с которым Петр начинал царствовать в 1682 году (две дочери Ивана – Анна, герцогиня Курляндская, и Екатерина, герцогиня Мекленбургская).

Но основными претендентами оказались Екатерина Алексеевна, вдова Петра I (за ней стоял Меньшиков), и его внук, Петр Алексеевич (его на троне хотели видеть представители старинных боярских родов, которых возглавлял Д.М.Голицын), которому тогда было 9 лет. Меньшиков сумел лучше использовать сложившуюся ситуацию, и с помощью некоторых других приближенных Петра, после смерти императора, при поддержке гвардейских полков, возвел на престол Екатерину Алексеевну. Поскольку она не проявляла государственных способностей, фактически правителем страны стал Меньшиков. Этим избранием открывается эпоха дворцовых переворотов в России.

– Сейчас открывается страница исторического словаря (3 слайд) и мы вспомним, а может, и познакомимся с основными понятиями урока.



● Итак, первая правительница эпохи дворцовых переворотов – Екатерина I (4 слайд).



3. Групповая работа.

1 группа обучающихся: Наследовать после императрицы должен был Петр Алексеевич. Но почему же Екатерина согласилась предпочесть сына царевича Алексея своим дочерям? На Екатерину повлиял Меньшиков. Видя, что здоровье Екатерины I ухудшается, и она проживет недолго, князь решил породниться с царской семьей, рассчитывая выдать свою 16-летнюю дочь Марию замуж за Петра II.

● В 1727 году начинается правление Петра II (5 слайд).


Но удача на этот раз изменила Меньшикову, он тяжело заболел. Более месяца он был не в состоянии заниматься делами. В это время влияние на Петра II приобрел князь Иван Алексеевич Долгорукий. Царь перестал подчиняться Меньшикову. 8 сентября 1727 г. князя арестовали, а затем, лишив чинов и наград, вместе с семьей сослали в глухой город Березов.

Избавившись от опасного соперника, Долгорукие поспешили упрочить свое положение при дворе. Сестра Ивана Долгорукого, Екатерина, была объявлена невестой Петра II. Но в январе 1730 г., незадолго до свадьбы с княжной Долгорукой, Петр II заболел оспой и умер. С ним пресеклась по мужской линии династия Романовых.

2 группа: ● Вопрос о престолонаследии должны были решить члены Верховного тайного совета. Внимание «верховников» было привлечено к дочерям царя Ивана Алексеевича, брата Петра I – Екатерине и Анне. Выбор был сделан в пользу Анны Иоанновны (6 слайд) – вдовы небогатого герцога Курляндского. Приглашая ее на царствование, Верховный тайный совет желал ограничить власть монарха в свою пользу. Ей были предложены «кондиции», только на этих условиях она могла стать императрицей.

Вместе с Анной из Курляндии прибыли многие прибалтийские немцы, занявшие важные посты в органах государственного управления. Самым влиятельным стал фаворит Анны – Э.И.Бирон. Современник писал о Бироне: «Характер Бирона был не из лучших: высокомерный, честолюбивый до крайности, грубый и даже нахальный, корыстный, во вражде непримиримый, жестокий». Период правления Анны Иоанновны получил название «бироновщина».

4. Практикум: работа с историческим документом (7 слайд).



– Итак, в России была предпринята попытка ограничить абсолютную власть российского монарха. Анна подписала кондиции и поехала в Москву. Тем временем о «кондициях» стало известно при дворе. Против них выступила церковь, гвардия и дворянство. Когда Анна Иоанновна приехала в Москву, она получила от дворянства и гвардии челобитную, в которой они просили ее «принять самодержавство таково, каково Ваши достохвальные предки имели». Анна разорвала кондиции. Верховный тайный совет был упразднен. Началось десятилетнее правление Анны Иоанновны. Долгорукие были арестованы и отправлены в ссылку в Березов, где незадолго до этого умер сосланный ими Меньшиков.

5. Работа по группам.

3 группа обучающихся: ● Осенью 1940 г. Анна Иоанновна заболела. Единственной её родственницей была племянница (дочь сестры) Анна Леопольдовна, сына которой объявили наследником престола (слайд 8).


В октябре 1940 года Анна Иоанновна умерла, назначив Бирона регентом при малолетнем императоре Иване Антоновиче. Но Бирону не удалось удержать власть. Его ненавидели русские и немцы, презирала гвардия. 9 ноября 1740 г. Бирон был арестован гвардейцами во главе с фельдмаршалом Минихом. Регентом при Иване Антоновиче стала Анна Леопольдовна. Её правление не было отмечено никакими важными решениями. В гвардии вновь стали поговаривать о смене власти. Наиболее популярной кандидаткой на императорский престол была дочь Петра I и Екатерины I – Елизавета. В ночь на 25 ноября 1741 г. Елизавета явилась в казармы Преображенского полка и, призвала солдат послужить ей так же, как они служили её отцу. В результате переворота Иван Антонович был свергнут Елизаветой Петровной с престола. Судьба Ивана VI и его семьи трагична. Первоначально их хотели выслать за границу, к родственникам, но затем арестовали и сослали, где 4-х-летний Иван Антонович был изолирован от родственников. В 16-летнем возрасте он заключен в Шлиссельбургскую крепость, его имя было неизвестно даже коменданту. Любые связи с внешним миром были ему запрещены. Указами Петра III, а позже Екатерины II был ужесточен режим его содержания. В ночь на 5 июля 1764 г. во время попытки поручика В. Я. Мировича освободить узника, Иван VI был убит.

● Елизавета Петровна основными принципами внутренней и внешней политики провозгласила возвращение к петровским преобразованиям (слайд9).



Она упразднила возникшие после смерти отца государственные институты, восстановила роль Сената, коллегий. Отменила смертную казнь (1756). Ликвидировала внутригосударственные таможни, создала Уложенную комиссию. В целом ее внутренняя политика отличалась стабильностью. Можно сказать, что курс Елизаветы Петровны был первым шагом к политике просвещенного абсолютизма. Императрица придавала большое значение развитию русской культуры, образования, науки. По ее повелению открыт первый в стране Московский университет, основана Академия художеств, созданы выдающиеся памятники культуры. Активной была и внешняя политика Елизаветы. В ходе русско-шведской войны Россия получила значительную часть Финляндии. При ней страна успешно участвовала в Семилетней войне. Кульминацией военной славы России при Елизавете стало взятие Берлина.

● Елизавета объявила своим наследником племянника Петра Федоровича (слайд 10) - сына Анны Петровны, внука Петра I.


(Обращаемся к генеалогическому древу) 25 декабря 1761 года императором России стал Петр III. Довелось ему царствовать всего 186 дней. 28 июня 1762 года Петр III был свергнут и арестован, а через неделю убит (слайд 12).



На 34 года на престол вступила его жена Екатерина II. Эпоха дворцовых переворотов закончилась.

III. Закрепление изученного материала

1. Проверка таблицы «Дворцовые перевороты XVIII века» (слайд 13).






2. Проблемный вопрос:

– Каковы же были причины дворцовых переворотов? (слайд 14)



(После того как дети назовут причины – нажатием выводим причины в слайд)

Дворцовые перевороты не являлись государственными, т.к. не преследовали цели радикальных изменений политической власти и государственного устройства. Инициаторами переворотов выступали различные дворцовые группировки, стремившиеся возвести на престол своего ставленника. Движущей силой переворотов была гвардия.

Важнейшим следствием дворцовых переворотов явилось усиление экономических и политических позиций дворянства.



3. Историческая игра «Портреты» (слайд 15)



IV. Домашнее задание: § 26, записи в тетради.

V. Рефлексия.






Приложение 1.


Наследники Петра Великого



Иван V Петр I ←→ Екатерина I(1)

\ ∕ | \

\ ∕ | \

Екатерина Анна Алексей Анна Елизавета(5)

| Иоанновна(3) | |

| | |

↓ ↓ ↓

Анна Петр II(2) ПетрIII(6)←→Екатерина II

Леопольдовна (7)

|

Иван VI Антонович(4)



Приложение 2.


Отрывок из текста кондиций, подписанных Анной Иоанновной


…Наикрепчайшим обещаю … по принятии короны российской во всю мою жизнь в супружество не вступать и наследника… никого не определять. Еще обещаю, что… ныне учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без его … совета согласия не давать. Следовательно: ■ Войны не объявлять, миру не заключать. ■ Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать. ■ Не вступать в брак и наследника не назначать. ■ У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать. ■ Вотчины и деревни и деревни не жаловать. ■ В придворные чины… не производить. ■ Беспрекословно довольствоваться определяемым на содержание ее особы и придворного штата годовым доходом и всех верных подданных в… милости содержать. А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.


Вопросы:

Кто обладал реальной властью по этому документу?

Как можно назвать систему правления, которая установилась бы в России, если бы проект был бы осуществлен? Кто подписал документ и был ли он исполнен?



Приложение 3.


Заполните пропуски в таблице:

Правители эпохи дворцовых переворотов

Правители

Сроки правления

Опора власти

Екатерина I

…..

Гвардейские полки, Верховный Тайный Совет, А. Д. Меншиков

…..

1727 - 1730

…..

Анна Иоанновна

1730 – …

Э. Бирон (бироновщина)

…..

… – 1741

Немецкое дворянство

Елизавета Петровна

… – …

Гвардия. Фавориты: Разумовский, Шуваловы

Петр III

… – 1762

Помощники – А.И.Глебов, М.И.Воронцов, Д.В.Волков




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!