Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. Здравствуйте, ребята Учитель: ребята, историю какой страны мы с вами изучаем? (древний Египет) Пока вы были на каникулах, нам пришли послания из Древнего Египта. Давайте посмотрим и прочитаем, что же написали древние египтяне? (учащиеся смотрят карточки с зашифрованными иероглифами) (приложение №1) Учитель: давайте прочитаем его. Ваши предположения… (учащиеся высказывают предположения) Вы высказали много предположений, но не смогли прийти к одному мнению. Как вы думаете, что нам нужно, чтобы прочитать эти письма? (знать буквы, как писали и др.) Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока Тема урока: «Письменность и знания древних египтян» (ученики записывают тему урока в тетрадь, учитель на доску) Учитель: Ребята оставьте место для записи сегодняшнего числа и запишите тему урока. Учитель: Что же вы уже знаете об этой теме? Заполните таблицу Я знаю | Хочу узнать | Узнал на уроке | | | | (учащиеся заполняют таблицу) Учитель: Конечно нам нужно расшифровать послание египтян Учитель: Где можно получить знания, научиться писать, читать, считать? (в школе) Учитель: Была ли школа в Древнем Египте? Да школы существовали в Древнем Египте. У вас на столе сравнительная таблица современной школы, в которой мы учимся сейчас и древнеегипетская. Подумайте, все ли могли учиться в древнеегипетской школе? Изучите таблицу 2. Работая в паре, ответьте на вопрос: «Все ли могли учиться в древнеегипетской школе?» | Современная | Древний Египет | Здание | Отдельное здание | При храмах | Учителя | Учителя – специалисты | Жрецы | Кто обучался | Учатся все -мальчики и девочки | Только мальчики | Условия обучения | Бесплатное образование | Платное образование | Срок обучения | 11 лет | До 17 лет | (ученики делают выводы) (нет, только мальчики из состоятельных семей) Учитель: Давайте представим себе, как проходили занятия в школе? (на экране рисунок –«Занятие в древнеегипетской школе) (ученик описывает изображённое) Пол устлан циновками: на них сидят, поджав ноги под себя во время занятий. Шум в комнате стихает, мальчики встают и сгибаются в низком поклоне. В комнату входит учитель… Слуга несет принадлежности Учитель: Бумагой для письма служил папирус (демонстрация папируса). (Записать термин папирус – это бумага для письма в Древнем Египте в тетрадь). Прочитайте, как делали бумагу (ученики читают) Учитель: У вас на столе карточки. Работая в паре, составьте цепочку процесса изготовления папирус (ученики составляют логическую цепочку) (одна пара работает у доски) (приложение №2) Учитель: Ученики писали тростниковой палочкой, обмакивая ее в черную краску. Когда хотели выделить новую мысль, то ее писали красной краской с новой строчки. Учитель: Вспомните, когда вы пришли в первый класс чему вас научили? (читать, писать, считать) Учитель: Этому же и учили и в древнем Египте Письменность Учитель: В древнем Египте тех, кто освоил письмо, считали настоящим мудрецом. Учитель: Ребята, а как вы думает почему? (ученики высказывают предположения ) Учитель: Нелегко было научиться писать в Древнем Египте. Прочитаем учебник на стр. Учитель: Ребята так почему же освоившего письмо считали настоящим мудрецом? (Ученики делают выводы о сложности древнеегипетской письменности) - Много иероглифов Учитель: У нас сколько букв? ( 33), а в Египте –более 700 иероглифов - египетские буквы («священные письмо») (запись термина иероглифы в тетрадь) -многие слова изображались рисунками Учитель: покажите как изображал солнце, идти, плакать… (ученики на доске рисуют иероглифы) Учитель: Подумайте всегда ли удобно такой способ написания? Как записать имя или фразу – Я тебя уважаю -некоторые слова обозначать и слова и рисунки и отдельные звуки -рот – р - Дом- слово, сочетание ДМ - не было гласных ЧТЗДСНПСН - это мог быть и значок –определить (идем , Дима ) ( ученик пишет на доске иероглифы идем и Дима.) Учитель: Трудно было выучить такое письмо. Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Лишь в начале 19 века этот секрет был раскрыт французским ученым Жаном Франсуа Шампольоном. В 1799г. французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на двух языках: греческом и египетском. По приказу Наполеона эту плиту привезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи но безрезультатно. Это удалось Ф.Шампольону. На это у него ушло 23 года. Учитель: давай те посмотрим как ученый это сделал? ( на примере ТУТМОСА и РАМСЕСА) Учитель: Задание в парах - расшифруйте свои послания с помощью иероглифов (иероглифы) (ученики расшифровывают послание: знание –сила) ФИЗМИНУТКА Покажите путь Амона РА в ладье Покажите положение весов на суде Осириса Покажите как приветствовали ученики своего учителя Учитель: Знания математики также были необходимы? (предположения учеников) Собирая войско – нужно было посчитать сколько воинов, сколько оружия, сколько еды взять и т.д.) Учитель: откройте стр. в учебнике и посмотрите как писали цифры в Древнем Египте Учитель : Расшифровать число на слайде. (2532) Учитель: Давайте потренируемся записывать египетские числа. Запишите числа 135 и 248. (два ученика работают у доски) Учитель : Давайте запишем дату нашего урока используя египетские цифры (попросить ученика записать) Учитель: обратимся к нашим посланиям и расшифруем число. (ученики расшифровывают число) (2213) Учитель: другая наука, которая тоже зародилась в Древнем Египте – геометрия. Это слово по происхождению –греческое, оно состоит из двух слов: гео – земля, и метрос – измерять, т.е. измерение земли) . Учитель: Давайте подумаем, кому в Древнем Египте приходилось часто измерять землю. (предположения учащихся) Учитель: После разлива Нила египтянам необходимо было восстанавливать границы между участками земли, которые были размыты. При строительстве пирамид не обойтись без измерений. Учитель: как египтяне делали измерения? Египетская система мер была основана на пропорциях человеческого тела: Локоть – от сгиба руки до кончиков пальцев Ладонь Палец Задание: измерьте длину и ширину парты, учебника, ручки. (учащиеся делают измерения) Учитель: у древних египтян развивались и другие науки: Химия: Изготавливали бальзамировочные составы, использовали различные минеральные и органические добавки для окрашивания сырья, научились варить стекло. Астрономия: Создали карту звездного неба, видимого в Египте, составляли календарь, умели определять, когда начнется разлив Нила. Для измерения времени использовали водяные часы. Медицина: Египтяне знали крупные органы: сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и др. Им принадлежит первое описание мозга. Знали несколько сот лекарственных растений. При лечении переломов египетские врачеватели применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой. Учитель: задание на закрепление материала (соотнесение понятий и определений Учитель: учащиеся возвращаются к заполнению таблицы Я знаю | Хочу узнать | Узнал на уроке | | | |
Учитель: Игра «Круг собеседования» Сегодня я узнал…… Было интересно ….. Я научился….. Учитель: Ребята помогите мне расшифровать послание (учащиеся расшифровывают иероглифы (СПАСИБО ЗА УРОК) ДЗ: 1. На уроке мне всё было понятно – составить кроссворд (6 слов) 2. На уроке мне не всё было понятно - § 12, пересказ 3. Я плохо понял тему урока - § 12, читать, ответить на вопросы устно. |