СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 5 классе «Письменность и знания древних египтян»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект, презентация  и раздаточный материал к уроку истории в 5 классе "Письменность и знания древних египтян"

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 5 классе «Письменность и знания древних египтян»»

Класс: 5

№ урока: 15

Тема «Письменность и знания древних египтян»


Виноградова Ольга Николаевна - учитель истории и обществознания МБОУ «Тейская средняя школа №3» п.Тея, Северо-Енисейского района, Красноярского края:

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. «История древнего мира» 5 класс М. «Просвещение», 2016г.

Цель урока: создать у учащихся представление о школе в Древнем Египте;

раскрыть особенности и сложность египетской письменности;

познакомить с особенностями египетского счета и системы мер

Тип урока: урок открытия новых знаний

УУД

Предметные:

Учащиеся научатся определять понятия иероглиф, папирус, свиток.

На примере древнеегипетской и современной школ, русского и древнеегипетского алфавитов, древнеегипетского и современного счета формировать умение сравнивать различные явления.

Путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач, формировать логическое и историческое мышление учащихся.

Метапредметные:

Познавательные: учащиеся воспроизводят на память информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя.

Коммуникативные:

принимают другое мнение и позицию, допускают существования других точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных проблем.

Регулятивные: понимают и сохраняют учебную задачу; удерживают цель деятельности до получения ее результата.

Личностные:

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к учебному материалу; применяют правила делового сотрудничества.

Оборудование:

Учебник, мультимедиа проектор, компьютер.

Подготовительная работа:

Презентация, раздаточный материал (иероглифы, сравнительная таблица, зашифрованное послание) , папирус.

Ход урока

Организационный момент

(вступительное слово учителя)



Актуализация знаний учащихся


(слайд№1)



Мотивация учащихся


Постановка учебных целей и задач



Формулирование учащимися темы и цели урока



Рефлексия учащихся

На начало урока





Постановка учебных целей






Объяснение учителя







(слайд №2)

















Тема (записывают в тетрадь)

(слайд №3)


Ученик описывает рисунок



Объяснение учителя








Объяснение учителя


(слайд №4)



Постановка проблемы













Актуализация знаний

Слайд №5







Слайд №6
















Объяснение учителя



Слайд №7







Слайд№8



Слай№9-10

Проверка по эталону:



Физминутка











Слайд №11







Слайд №12

Проверка по эталону



Объяснение учителя

































Первичное закрепление изученного материала

Слайд №13



Рефлексия на конец урока



Слайд №14





Слайд 15-16







Слайд 17

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Здравствуйте, ребята



Учитель: ребята, историю какой страны мы с вами изучаем?

(древний Египет)

Пока вы были на каникулах, нам пришли послания из Древнего Египта. Давайте посмотрим и прочитаем, что же написали древние египтяне?

(учащиеся смотрят карточки с зашифрованными иероглифами)

(приложение №1)

Учитель: давайте прочитаем его. Ваши предположения…

(учащиеся высказывают предположения)

Вы высказали много предположений, но не смогли прийти к одному мнению.

Как вы думаете, что нам нужно, чтобы прочитать эти письма?

(знать буквы, как писали и др.)

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока


Тема урока: «Письменность и знания древних египтян»

(ученики записывают тему урока в тетрадь, учитель на доску)


Учитель: Ребята оставьте место для записи сегодняшнего числа и запишите тему урока.

Учитель: Что же вы уже знаете об этой теме? Заполните таблицу

Я знаю

Хочу узнать

Узнал на уроке





(учащиеся заполняют таблицу)


Учитель: Конечно нам нужно расшифровать послание египтян


Учитель: Где можно получить знания, научиться писать, читать, считать?

(в школе)

Учитель: Была ли школа в Древнем Египте? Да школы существовали в Древнем Египте. У вас на столе сравнительная таблица современной школы, в которой мы учимся сейчас и древнеегипетская. Подумайте, все ли могли учиться в древнеегипетской школе?

  1. Изучите таблицу

2. Работая в паре, ответьте на вопрос:

«Все ли могли учиться в древнеегипетской школе?»


Современная

Древний Египет

Здание

Отдельное здание


При храмах


Учителя


Учителя – специалисты


Жрецы


Кто обучался


Учатся все -мальчики и девочки

Только мальчики


Условия обучения

Бесплатное образование


Платное образование

Срок обучения

11 лет


До 17 лет



(ученики делают выводы)

(нет, только мальчики из состоятельных семей)


Учитель: Давайте представим себе, как проходили занятия в школе?

(на экране рисунок –«Занятие в древнеегипетской школе)

(ученик описывает изображённое)

Пол устлан циновками: на них сидят, поджав ноги под себя во время занятий. Шум в комнате стихает, мальчики встают и сгибаются в низком поклоне. В комнату входит учитель… Слуга несет принадлежности

Учитель: Бумагой для письма служил папирус (демонстрация папируса).

(Записать термин папирус – это бумага для письма в Древнем Египте в тетрадь).

Прочитайте, как делали бумагу

(ученики читают)

Учитель: У вас на столе карточки. Работая в паре, составьте цепочку процесса изготовления папирус

(ученики составляют логическую цепочку)

(одна пара работает у доски)

(приложение №2)


Учитель: Ученики писали тростниковой палочкой, обмакивая ее в черную краску. Когда хотели выделить новую мысль, то ее писали красной краской с новой строчки.


Учитель: Вспомните, когда вы пришли в первый класс чему вас научили?

(читать, писать, считать)


Учитель: Этому же и учили и в древнем Египте


Письменность

Учитель: В древнем Египте тех, кто освоил письмо, считали настоящим мудрецом.

Учитель: Ребята, а как вы думает почему?

(ученики высказывают предположения )

Учитель: Нелегко было научиться писать в Древнем Египте.

Прочитаем учебник на стр.

Учитель: Ребята так почему же освоившего письмо считали настоящим мудрецом?

(Ученики делают выводы о сложности древнеегипетской письменности)

- Много иероглифов

Учитель: У нас сколько букв? ( 33), а в Египте –более 700 иероглифов - египетские буквы («священные письмо»)

(запись термина иероглифы в тетрадь)


-многие слова изображались рисунками

Учитель: покажите как изображал солнце, идти, плакать…

(ученики на доске рисуют иероглифы)

Учитель: Подумайте всегда ли удобно такой способ написания?

Как записать имя или фразу – Я тебя уважаю

-некоторые слова обозначать и слова и рисунки и отдельные звуки

-рот – р

- Дом- слово, сочетание ДМ

- не было гласных

ЧТЗДСНПСН


- это мог быть и значок –определить

(идем , Дима )


( ученик пишет на доске иероглифы идем и Дима.)


Учитель: Трудно было выучить такое письмо.

Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты.

Лишь в начале 19 века этот секрет был раскрыт французским ученым Жаном Франсуа Шампольоном. В 1799г. французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на двух языках: греческом и египетском. По приказу Наполеона эту плиту привезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи но безрезультатно. Это удалось Ф.Шампольону. На это у него ушло 23 года.

Учитель: давай те посмотрим как ученый это сделал?

( на примере ТУТМОСА и РАМСЕСА)

Учитель: Задание в парах - расшифруйте свои послания с помощью иероглифов (иероглифы)

(ученики расшифровывают послание:

знание –сила)


ФИЗМИНУТКА

  1. Покажите путь Амона РА в ладье

  2. Покажите положение весов на суде Осириса

  3. Покажите как приветствовали ученики своего учителя


Учитель: Знания математики также были необходимы?

(предположения учеников)

Собирая войско – нужно было посчитать сколько воинов, сколько оружия, сколько еды взять и т.д.)

Учитель: откройте стр. в учебнике и посмотрите как писали цифры в Древнем Египте

Учитель : Расшифровать число на слайде.

(2532)

Учитель: Давайте потренируемся записывать египетские числа. Запишите числа 135 и 248. (два ученика работают у доски)


Учитель : Давайте запишем дату нашего урока используя египетские цифры

(попросить ученика записать)

Учитель: обратимся к нашим посланиям и расшифруем число.

(ученики расшифровывают число)

(2213)



Учитель: другая наука, которая тоже зародилась в Древнем Египте – геометрия. Это слово по происхождению –греческое, оно состоит из двух слов: гео – земля, и метрос – измерять, т.е. измерение земли) .

Учитель: Давайте подумаем, кому в Древнем Египте приходилось часто измерять землю.

(предположения учащихся)

Учитель: После разлива Нила египтянам необходимо было восстанавливать границы между участками земли, которые были размыты. При строительстве пирамид не обойтись без измерений.

Учитель: как египтяне делали измерения? Египетская система мер была основана на пропорциях человеческого тела:

Локоть – от сгиба руки до кончиков пальцев

Ладонь

Палец

Задание: измерьте длину и ширину парты, учебника, ручки.

(учащиеся делают измерения)


Учитель: у древних египтян развивались и другие науки:

Химия:

Изготавливали бальзамировочные составы, использовали различные минеральные и органические добавки для окрашивания сырья, научились варить стекло.

Астрономия:

Создали карту звездного неба, видимого в Египте, составляли календарь, умели определять, когда начнется разлив Нила. Для измерения времени использовали водяные часы.

Медицина:

Египтяне знали крупные органы: сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и др.

Им принадлежит первое описание мозга. Знали несколько сот лекарственных растений.

При лечении переломов египетские врачеватели применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой.

Учитель: задание на закрепление материала (соотнесение понятий и определений



Учитель: учащиеся возвращаются к заполнению таблицы

Я знаю

Хочу узнать

Узнал на уроке






Учитель: Игра «Круг собеседования»


Сегодня я узнал……

Было интересно …..

Я научился…..


Учитель: Ребята помогите мне расшифровать послание (учащиеся расшифровывают иероглифы (СПАСИБО ЗА УРОК)



ДЗ:

1. На уроке мне всё было понятно – составить кроссворд (6 слов)

2. На уроке мне не всё было понятно - § 12, пересказ

3. Я плохо понял тему урока - § 12, читать, ответить на вопросы устно.







Скачать

© 2018, 4680 345

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!