СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 8 классе "Отмена крепостного права" в технологии деятельностного метода

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в соответствии с требованиями ФГОС ООО в технологии деятельностного метода.Представлена технологическая карта урока, характеризующая деятельность учителя и деятельность учащихся на всех девяти этапах урока, согласно алгоритму технологии.Урок позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся,способствует формированию УУД.

Просмотр содержимого документа
«Урок Отмена крепостного права»

История России 8 класс


Тема урока «Крестьянская реформа 1861 года»

Авторы УМК – А.Д.Данилов, Л.Г.Косулина

Тип урока - урок открытия нового знания





Цель урока


Цель урока – познакомиться с основными положениями крестьянской реформы, выяснить их значение для дальнейшего развития страны


Дидактический материал к уроку

Презентация, раздаточный материал для каждого ученика – текст с пробелами

Этапы урока

Действия учителя

(типичные фразы диалога)

Действия учеников

(предполагаемые)

I. Мотивация к учебной деятельности


-Давайте вспомним, какие препятствия мешали развитию России?

- Назовите предпосылки отмены крепостного права.

- Что должны мы сегодня на уроке рассмотреть?

Рассказ учителя о подготовке отмены крепостного права с использованием слайда о ходе подготовки крестьянской реформы

Январь 1857 г.-создание Секретного комитета

Как вы думаете, почему комитет был тайным


Но после обращения в октябре 1857 г. виленского генерал-губернатора В.И.Назимова о желании помещиков трех губерний освободить крестьян без земли он отправляет на имя Назимова рескрипт об учреждении помещичьих комитетов.

Условие – освобождение крестьян с землей.

Почему поставил такое условие?

Ноябрь 1857 г. - 1858 г.- учреждение губернских комитетов

Февраль 1858 г. – переименование Секретного комитета в Главный комитет (Константин Николаевич)

Март 1859 г.- учреждение редакционных комиссий при Главном комитете (Я.И.Ростовцев, В.Н.Панин)

1860г. – утверждение проекта в Государственном совете

Итак, 19 февраля 1981 года Александр II подписал два документа:

- Манифест «О всемилостлевейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»

- «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»


Как вы думаете, как встретят крестьяне известия об этих документах?

Да, именно так.

Посмотрите на картину художника И.И.Кившенко.

А теперь обратите внимание еще на одну картину «Мужик на одной ножке»

Каким изображен крестьянин, освобожденного от крепостной неволи?

5 минут

Крепостное право




Процесс отмены крепостного права, его значение






Не надеялся на поддержку помещиков, боялся их возмущения








Боялся выступлений крестьянства




















С нескрываемой радостью, надеждой на светлое будущее


Благодарны царю-освободителю




Негодующим, со страхом в глазах

II. Актуализация знаний

и фиксация затруднения в пробном действии


- Как вы думаете, почему такая разная реакция крестьян на реформу?

- Итак, что же дала крестьянам реформа 1861 года?

- Что испугало крестьянина?


Какие черты крестьянской реформы можно выделить?








2 минуты

Работа с иллюстрациями


- Свободу


- Крохотный участок земли


Затруднение учащихся

III . Выявление места и причины затруднения


Можно ли только с помощью одного источника выявить суть реформы и ее последствия?

Какой еще источник нам необходим?

Таким источником будет ваш учебник


1 минута

Нет



Письменный


IV. Построение проекта выхода из затруднения


Поскольку мы увидели двоякую реакцию на реформу 1861 года, то подумайте, пожалуйста, по каким двум критериям мы можем дать характеристику реформы?

Какой общественный строй господствовал в России в середине 19 века? (феодально-крепостнический)

Какому общественному строю мешало крепостное право? (капиталистическому)

Как вы думаете, отмена крепостного права будет способствовать развитию капитализма в России?

Могли ли сразу исчезнуть все признаки крепостнического строя?


2 минуты

Буржуазные черты

Крепостнические черты














V. Реализация

построенного

проекта


Наблюдение за деятельностью учащихся

















8 минут - работа в парах


Работа с учебником с.143-144

Заполнение таблицы


Буржуазные черты

Крепостнические черты

Личная свобода крестьян

Выкуп за землю

(20-25% -крестьянин,

80-75% - государство в долг на 49 лет)


Гражданские права



Отрезки

Надел земли

(3-12 десятин)

Временнообязанные крестьяне




Сохранение общины


VI. Первичное закрепление во внешней речи

Корректирование ответов учеников, дополнение

Буржуазные черты

Крепостнические черты

Личная свобода крестьян

Выкуп за землю

(20-25% -крестьянин,

80-75% - государство в долг на 49 лет)

(ответственность на крестьянской общине- сельском обществе)

Гражданские права

- брак

- занятия

- передвижение

- учеба

- переход в другое сословие

- сельский сход

Отрезки

(лучшие земли)

Надел земли

(3-12 десятин в зависимости от региона Российской империи)

Десятина -1,09 га

Временнообязанные крестьяне (отработки, издольщина, испольщина)


Сельское общество во главе с сельским старостой



7 минут

Озвучивание таблицы учениками, дополнения, исправления в записях учащихся


VII. Самостоятельная

работа

с самопроверкой

по эталону

Текст «Заполни манифест»

По реформе 1861 года 1) ___ крестьяне получили 2)___, 3) ___ ___, 4) ___ ___. Размер последнего зависел от 4) ____ Российской империи и колебался от 5) ___ до ___ десятин. Если у крестьянина было в пользовании больше положенной нормы, этот участок отбирался и назывался 6) ___. За полученную землю крестьяне обязаны были отдать 7) __ . Сразу необходимо было выплатить помещику 8) __%, а остальные % помещику выплачивало 9) ___ .Крестьянин должен был выплатить государству в течение 10) ___ лет с начислением 11) ___ % годовых. Крестьяне, не сумевшие первоначально выплатить помещику никакой суммы, становились 12) ___, должны были нести повинности в пользу помещика 13) __ и 14) __.

5 минут

Работа учащихся с текстом.

Заполнение пробелов.

Самопроверка и оценивание

«5» - 14 баллов

«4» - 11-13 баллов

«3» - 8 – 10 баллов

VIII. Включение в систему

знаний и повторение

Фронтальный опрос «Значение крестьянской реформы»

1. Чему способствовала отмена крепостного права?

2. Согласны ли вы с высказыванием А.Н.Некрасова?

Распалась цепь великая,
Распалась и ударила, —
Одним концом по барину,
Другим — по мужику.

6 минут

Работа в группах по 3 человека

IX Рефлексия учебной деятельности

1. Выделите формы деятельности, которые мы сегодня на уроке использовали.

2. Что было наиболее трудным?

3. Что было наиболее интересным?

4. Что нового узнал?

5. Что хотел бы узнать?

2 минуты









Просмотр содержимого презентации
«Отмена крепостного права»

ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА

ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА

ПОДГОТОВКА КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ Государственный совет (с октября 1860 г. по февраль 1861 г. обсуждал документы крестьянской реформы) Император Главный комитет по крестьянскому делу (февраль 1858 г. -февраль 1861 г.) Редакционные комиссии (март 1859 г. – октябрь 1860 г. Секретный комитет по устройству быта помещичьих крестьян (январь 1857 г. – февраль 1858 г.) Губернские дворянские комитеты по улучшению быта помещичьих крестьян с ноября 1857 года

ПОДГОТОВКА КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ

Государственный совет

(с октября 1860 г. по февраль 1861 г. обсуждал документы крестьянской реформы)

Император

Главный комитет по крестьянскому делу

(февраль 1858 г. -февраль 1861 г.)

Редакционные комиссии (март 1859 г. – октябрь 1860 г.

Секретный комитет по устройству быта помещичьих крестьян (январь 1857 г. – февраль 1858 г.)

Губернские дворянские комитеты по улучшению быта помещичьих крестьян с ноября 1857 года

Яков Иванович Ростовцев Виктор Никитич Панин

Яков Иванович Ростовцев

Виктор Никитич Панин

Манифест «О всемилостлевейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»   - «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»
  • Манифест «О всемилостлевейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» - «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»
Чтение Манифеста от 19 февраля 1861 года

Чтение Манифеста от 19 февраля 1861 года

Буржуазные черты Крепостнические черты

Буржуазные черты

Крепостнические черты

Буржуазные черты Личная свобода крестьян Крепостнические черты Выкуп за землю Гражданские права Отрезки (20-25% -крестьянин, - брак Надел земли Временнообязанные крестьяне (отработки, издольщина, испольщина) (3-12 десятин в зависимости от региона Российской империи) (лучшие земли) 80-75% - государство в долг на 49 лет ) - занятия Сельское общество во главе с сельским старостой (ответственность на крестьянской общине- сельском обществе) - передвижение - учеба - переход в другое сословие - сельский сход

Буржуазные черты

Личная свобода крестьян

Крепостнические черты

Выкуп за землю

Гражданские права

Отрезки

(20-25% -крестьянин,

- брак

Надел земли

Временнообязанные крестьяне (отработки, издольщина, испольщина)

(3-12 десятин в зависимости от региона Российской империи)

(лучшие земли)

80-75% - государство в долг на 49 лет )

- занятия

Сельское общество во главе с сельским старостой

(ответственность на крестьянской общине- сельском обществе)

- передвижение

- учеба

- переход в другое сословие

- сельский сход

Дополни «Манифест»   По реформе 1861 года 1) ___ крестьяне получили 2)_____, 3) ______ _________, 4) _______ _______.    Размер последнего зависел от 4) ______________ Российской империи и колебался от 5) _____ до ____ десятин.   Если у крестьянина было в пользовании больше положенной нормы, этот участок отбирался и назывался 6) ________.   За полученную землю крестьяне обязаны были отдать 7) _________ . Сразу необходимо было выплатить помещику 8) ___%, а остальные % помещику выплачивало 9) ________ .    Крестьянин должен был выплатить государству в течение 10) ______ лет с начислением 11) ____ % годовых.   Крестьяне, не сумевшие первоначально выплатить помещику никакой суммы, становились 12) ___________, должны были нести повинности в пользу помещика 13) _________ и 14) ____________.

Дополни «Манифест»

По реформе 1861 года 1) ___ крестьяне получили 2)_____, 3) ______ _________, 4) _______ _______.

Размер последнего зависел от 4) ______________ Российской империи и колебался от 5) _____ до ____ десятин.

Если у крестьянина было в пользовании больше положенной нормы, этот участок отбирался и назывался 6) ________.

За полученную землю крестьяне обязаны были отдать 7) _________ . Сразу необходимо было выплатить помещику 8) ___%, а остальные % помещику выплачивало 9) ________ .

Крестьянин должен был выплатить государству в течение 10) ______ лет с начислением 11) ____ % годовых.

Крестьяне, не сумевшие первоначально выплатить помещику никакой суммы, становились 12) ___________, должны были нести повинности в пользу помещика 13) _________ и 14) ____________.

Дополни «Манифест»   По реформе 1861 года 1) помещичьи крестьяне получили 2) свободу, 3) гражданские права , 4) надел земли .     Размер последнего зависел от 4) региона Российской империи и колебался от 5) 3 до 12 десятин.   Если у крестьянина было в пользовании больше положенной нормы, этот участок отбирался и назывался 6) отрезок .   За полученную землю крестьяне обязаны были отдать 7) выкуп . Сразу необходимо было выплатить помещику 8) 20-25 %, а остальные % помещику выплачивало 9 ) государство .    Крестьянин должен был выплатить государству в течение 10) 49 лет с начислением 11) 6 % годовых.   Крестьяне, не сумевшие первоначально выплатить помещику никакой суммы, становились 12) временнообязанными , должны были нести повинности в пользу помещика 13) отработки и 14) издольщину (испольщину ).

Дополни «Манифест»

По реформе 1861 года 1) помещичьи крестьяне получили 2) свободу, 3) гражданские права , 4) надел земли .

Размер последнего зависел от 4) региона Российской империи и колебался от 5) 3 до 12 десятин.

Если у крестьянина было в пользовании больше положенной нормы, этот участок отбирался и назывался 6) отрезок .

За полученную землю крестьяне обязаны были отдать 7) выкуп . Сразу необходимо было выплатить помещику 8) 20-25 %, а остальные % помещику выплачивало 9 ) государство .

Крестьянин должен был выплатить государству в течение 10) 49 лет с начислением 11) 6 % годовых.

Крестьяне, не сумевшие первоначально выплатить помещику никакой суммы, становились 12) временнообязанными , должны были нести повинности в пользу помещика 13) отработки и 14) издольщину (испольщину ).

Оцени себя

Оцени себя

  • «5» - 14 баллов
  • «4» - 11-13 баллов
  • «3» - 8 -10 баллов
Значение отмены крепостного права Согласны ли Вы с поэтом Н.А.Некрасовым? Распалась цепь великая, Распалась и ударила, — Одним концом по барину, Другим — по мужику.

Значение отмены крепостного права

Согласны ли Вы с поэтом Н.А.Некрасовым?

Распалась цепь великая,

Распалась и ударила, —

Одним концом по барину,

Другим — по мужику.

Рефлексия

Рефлексия

  • 1. Выделите формы деятельности, которые мы сегодня на уроке использовали.
  • 2. Что было наиболее трудным?
  • 3. Что было наиболее интересным?
  • 4. Что нового узнал?
  • 5. Что хотел бы узнать?
Домашнее задание

Домашнее задание

  • Параграф 20
  • Составить рассказ об освобождении от крепостного права от имени помещика или крестьянина (письменно)
Спасибо за работу на уроке!

Спасибо за работу на уроке!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!