СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 9 классе "Реформы П. А. Столыпина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 9 классе "Реформы П. А. Столыпина"»

Тема урока: «Экономические реформы П.А.Столыпина»

Цель: сформировать у учащихся представление о реформах П. А. Столыпина как об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху»; уяснить политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законодательства; сравнить столыпинский аграрный законопроект с думскими аграрными программами; уяснить причины, по которым начинания П. А. Столыпина не нашли широкой социальной поддержки.

Ход урока.

  1. Орг. момент


  1. Опрос по теме д/з

- Назовите причины революции, вспыхнувшей в 105г.

- С какого события оно началось?

- Кто возглавил шествие рабочих на главную площадь Петербурга?

- Какая стачка стала кульминационным моментом восстания?

- Куда сместился центр революционного движения осенью 1905г.? Что стало ее итогом?

- Что провозглашал манифест от 17 октября 1905г.?

- Расскажите о политических партиях, сформировавшихся после объявления манифеста Николая 2.

- 11 декабря был издан указ о выборах в гос думу. Кто мог принимать участие в выборах?

- Какими были эти выборы?

- На какой срок избирались члены Гос. Думы?

- Расскажите о деятельности 1 и 2 Гос. Думе.


3. Определение темы урока

- Назовите одну из главных причин первой русской революции.

- Был ли решен аграрный вопрос в ходе революции?

- О чем пойдет речь на уроке?

- На рубеже 19 – 20 веков быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы.

-Какая из острых проблем стояла в России на данном этапе? (малоземелье крестьян, мечта «черного передела» земли).

-Какие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики? (община, отрезки, выкупные платежи…)

Вывод: т.о. продолжают сохраняться формы эксплуатации крестьян помещиками.

Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий.

9 июня 1906 года Николай 2 манифестом распустил 1-ю государственную Думу, обвинив ее в революции.

Одновременно царь назначает председателем Совета министров П.А.Столыпина. Имя этого человека вызывало и вызывает споры. Интересно, что Б.Н.Ельцин назвал 3-х великих реформаторов: Петра Великого, Александра Второго, Петра Столыпина.


4. Изучение новой темы.

- В 1906г. Председателем Совета министров был назначен П.А. Столыпин (убежденный монархист и сторонник решительных действий). Сын севастопольского героя генерала – адъютанта Столыпина и княжны Горчаковой.


Работа с биографической справкой на стр. 102

- Как данная информация характеризует данного политического деятеля?


Работа с текстом учебника п. 1, стр. 98. Заполнение схемы

Столыпин Петр Аркадьевич

ич


Министр внутренних дел Борьба с революцией

( апрель 1906г)

Председатель Совета министров Реформы

(июль 1906г.)


Закон о вероисповедании

Развитие просвещения

Гражданские права и свободы

Рабочий вопрос






Реформа местного самоуправления

Аграрный вопрос






- Как реагировали левые силы на решимость Столыпина подавить Революцию? Подтвердите ответ текстом учебника.

- Какие меры предпринял П.А. Столыпин в ответ на попытки устранить его от власти?

- Что означали появившиеся выражения «столыпинские галстуки»? , «столыпинские качели»,

- Какие преобразования Столыпин считал необходимыми для страны?

- Подчеркние реформу, которую Столыпин считал главным мероприятием своей жизни?


- Выступая перед Гос. Думой Столыпин произнес: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!» Кому по вашему мнению была адресована эта фраза?


Работа с текстом учебника п. 2, стр. 99 -100. Заполнение схемы

- Прочитав текст, выделите цель и мероприятия аграрной реформы (составные части)

Цели: проведение реформы без ущерба помещиков.

Мероприятия: продажа крестьянам малоземельных и казенных земель по льготной цене;

право свободного выхода крестьян из общины; - Что такое отруб, хутор?

положение о землеустройстве;

содействие переселению крестьян в малозаселенные районы. – в какие районы переселяли крестьян?

-В это время появилось еще одно выражение «столыпинские вагоны»? Что оно могло означать?

- Переселенческая политика предусматривала бесплатное наделение малоземельных крестьян землей в Сибири, Средней Азии, Казахстане. Переселенцам предоставлялись льготы?


Зачитайте о них на стр. 101. 9беспроцентные денежные ссуды, частичная оплата переезда, отменялись все недоимки, мужчины освобождались от воинской повинности.)


Работа с картой на стр 100

- Рассмотрев карту, сделайте вывод о результатах и итогах аграрной реформы?

-

65%

Составьте диаграмму, указав количество крестьян, вышедших из крестьянской общины с 1906- 19016г.






- Опираясь на карту, определите в чем проявилось противоречие аграрной реформы?

Докажите это с помощью текста учебника п.2 и 3, стр. 101.


+

-

в целом благотворное развитие с/х

стимул капиталистического развития

Не решен вопрос аграрного перенаселения и голода


- Почему аграрная реформа осталась незавершенной? (смерть Столыпина, война 1914г.)


5.Первичная проверка усвоения темы урока

Учащиеся на местах выполняю тесты

Вариант1.

А. 1. Политический режим называется тртьиюньским:

а) по дате выпуска нового избирательного закона;

б) по дате создания нового законодательного органа;

в) по названию обращения П.А. Столыпина к депутатам Думы.

2. Программа реформ Столыпина:

а) была реализована полностью; б) была проведена лишь частично;

в) не была проведена.

3. К положениям аграрной реформы П.А. Столыпина НЕ относится:

а) выход крестьян из общины; б) частичный передел помещичьих земель;

в) замена общинного землепользования частным землевладением.

4. Преимущественно из общины выходили:

а) середняки; б) бедняки и кулаки;

в) все категории крестьянских хозяйств в равных долях.

5. Основными территориями переселения были:

а) Украина, Белоруссия; б) Крым, Бессарабия; в) Сибирь, Дальний Восток.

6. Найдите верное утверждение. Целью аграрной реформы П.А. Столыпина было:

а) усиление общины; б) уравнительное землепользование крестьян;

в) создание индивидуальных крестьянских хозяйств.

7. Целью переселенческой политики П.А. Столыпина является:

а) уничтожение крестьянского малоземелья без передела помещичьих земель;

б) развитие общинного землевладения на окраинах России;

в) обмен опытом ведения хозяйства.

Вариант II.

А. 1. П.А. Столыпин оказался» одиноким реформатором», так как:

а) общество устало от постоянных реформ;

б) для властей его реформы были радикальными, а для народа – недостаточны;

в) власти боялись его авторитета, а общество – диктаторских наклонностей.

2. Премьер – министр правительства с 1906 по 1911 г.

а) С.Ю. Витте; б) П.А. Столыпин; в) С. А. Муромцев.

3. Новый избирательный закон, подписанный Николаем II без одобрения Думы, появился:

а) 1 июня 1907г. б) 3 июня 1907 г. в) 9 июня 1907г.

4. П.А. Столыпин находился на посту премьер-министра с:

а) 1906 – 1911г. б) 1907 – 1911г. в) 1907 – 1914г.

5. Указ П. А. Столыпина о выходе крестьян из общины был принят:

а) 10 октября 1906г. б) 9 ноября 1906г. в) 7 ноября 1907г.

6. Разрушение общины и создание индивидуальных крестьянских хозяйств – это:

а) реформа С.Ю. Витте; б) П.А. Столыпина; в) И.Л. Горемыкина.

7. Аграрная реформа П.А. Столыпина НЕ предполагала:

а) выход крестьян из общины; б) частичный передел помещичьих земель;

в) создание индивидуальных крестьянских хозяйств.


С.Общее задание для варианта I и II по выбору учеников:

С. 1. Назовите фамилию председателя Совета министров, при котором началась реформа, направленная на развитие частной собственности в крестьянской среде. В каком году началась эта реформа?


С. 2. Ниже приведены две точки зрения на деятельность П.А. Столыпина:

  1. Деятельность П.А. Столыпина была сопряжена с нарушением народных прав и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции 1905 – 1907 гг.

  2. Политика П.А. Столыпина была направлена на создание стабильного правового государства в России и сохранение основ политического режима. Установившегося с 1905 г.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Взаимопроверка тестов, выставление отметок за выполнение тестов.

Рефлексия деятельности на уроке.

Домашнее задание : п.31 учить записи в тетради, по п. 6 составить программу преобразований П.А. Столыпина




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!