Выпускная квалификационная работа
Учитель: Казакова Юлия Васильевна
Предмет: Биология
Место работы: МБОУ Шалдежская основная школа
Нижегородская область, городской округ Семеновский,
д. Шалдеж, ул. Молодежная, д.2 А
УМК: В.В. Пасечник
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ
Тема урока: «Соцветия».
Класс: 6
Учитель: Казакова Юлия Васильевна
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование : гербарий, компьютер, проектор, презентация, инструкция к лабораторной работе
Цель урока: формирование у учащихся знаний о соцветиях, их биологическом значении.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Организовать деятельность учащихся по изучению строения, типов, биологического значения соцветий;
2. Научить определять тип соцветия растения по фотографиям, гербарным образцам.
Развивающие:
1. Развивать память, внимание, логическое мышление и речь учащихся;
2. Развивать интерес к изучению биологии;
3. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;
4. Развивать умение видеть проблему, находить пути ее решения;
5. Развивать умение получать информацию из разных источников, анализировать ее, точно выражать свои мысли
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру общения;
2. Воспитывать трепетное отношения к окружающей природе, умение видеть и ценить ее красоту.
Планируемые результаты учебного занятия:
Формируемые УУД:
Предметные:
- знать что такое соцветие, понимать его биологическое значение;
- знать виды соцветий, уметь их определять по гербарным экземплярам цветковых растений;
- уметь работать со схемами соцветий.
Метапредметные УУД:
регулятивные:
-уметь организовать себя для работы на уроке;
-уметь формулировать тему и цели урока с помощью учителя;
-уметь мобилизовать силы для разрешения учебной проблемы, для выполнения заданий учителя;
-уметь контролировать умственную деятельность;
-уметь делать выводы по результатам работы;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им во время практической работы;
- формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
коммуникативные:
- уметь получать информацию от одноклассников;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
- познавательные:
-уметь воспроизводить самостоятельно полученные знания;
-уметь сопоставлять и применять полученные знания в новой деятельности;
-уметь читать схемы, осуществлять классификацию соцветий;
- осуществлять сравнение разных соцветий на основе анализа их строения;
- сопоставлять гербарные образцы со схемами соцветий;
- уметь получать информацию из презентации.
Личностные:
-уметь соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к окружающим;
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- формировать адекватной позитивной самооценки;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Основные понятия
Соцветия, кисть, колос, початок, зонтик, корзина, головка, завиток, щиток, сложная кисть, сложный колос, сложный зонтик.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
-что соцветие-это группа цветков;
-виды соцветий;
-функциональные особенности соцветий;
Учащиеся должны уметь:
-анализировать схемы, рисунки, тексты;
-сопоставлять рисунки и схемы;
-сворачивать и разворачивать текст;
-узнавать соцветия по схемам.
Используемая технология: технология проблемного обучения, ИКТ, технология обучения в сотрудничестве. Информационно-технологические ресуры: : Пасечник В.В.: Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс М.: Дрофа, 2016; рабочая тетрадь. Биология. 6 класс, , таблицы, компьютер, презентация.
Этапы урока | Задачи этапа | Визуальный ряд | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Организационный этап | Создать благоприятный психологичес кий настрой на работу | | Учитель проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока. | Проверяют готовность к уроку | Регулятивные: УУД. Организовать себя для работы на уроке. Личностные УУД. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к окружающим. |
II. Этап мотивации знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий | | Учитель демонстрирует изображение цветущих растений (роза и ландыш.) Слайд №1. Предлагает ответить на вопросы: -Как называются растения? - Чем они отличаются? Учитель: посмотрите внимательно на цветы ландыша. Как вы думаете, цветы собраны беспорядочно или в определенной последовательности? Учитель: наш сегодняшний урок посвящен растениям, у которых цветы собраны в группы в определенной последовательности. Слайд№2. Тема урока: «Соцветия». Учитель: перед вами лежит таблица предлагаю заполнить первые две колонки таблицы. Учитель проверяет заполнение таблицы. На основании записей в колонке «Хочу узнать» формируются цели урока: - выяснить, что называется соцветием; -какие бывают соцветия; -каково биологическое значение соцветий. Слайд№3. | Называют растения. Определяют: у тюльпана -одиночный цветок, у ландыша группа цветов. Определяют, что цветы собраны в определенной последовательности Записывают, что знают о соцветиях и что хотят узнать. Сообщают о том, что уже знают и что хотят узнать о соцветиях. | Личностные: -умение соблюдать дисциплину на уроке -уважительно относиться к учителю -уважительно относиться к одноклассникам -осознавать неполноту знаний Регулятивные: -умение организовать выполнение задания учителя -умение формулировать тему и цели урока с помощью учителя Познавательные: -умение воспроизводить самостоятельно полученные знания Коммуникативные: - умение получать информацию от одноклассников; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; |
III.Этап целеполагания и планирования | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | | Давайте обратимся к учебнику стр. и прочитаем определение соцветия. Кто может дать определение соцветия? Откройте тетради, запишите определение соцветия не заглядывая в учебник. Учитель: для ответа на вопрос, какие бывают соцветия, обратимся к учебнику стр.65. Учитель: соцветия бывают простые и сложные. Используя учебник стр.66 ответьте на вопрос: Чем простое соцветие отличается от сложного? У простого соцветия все цветки располагаются вдоль главной оси на цветоножках или без нее. Слайд№4. У сложных соцветий цветки располагаются на разветвлениях, то есть на осях второго и третьего порядка. Слайд№5. Самое распространенное в природе соцветие-кисть. Редкое соцветие-колос. Учитель: Каково биологическое значение соцветий? Слайд6 1) Способствуют большей вероятности опыления насекомыми и ветром; 2) Соцветия делают цветки более заметными, нежели одиночные цветки среди листвы; 3) Обеспечивают рассеивание пыльцы
| Работают с учебником и тетрадью. Работают с учебником, отвечают на вопросы. | Личностные: -умение соблюдать дисциплину на уроке -уважительно относиться к учителю -уважительно относиться к одноклассникам. Регулятивные: -умение организовать выполнение задания учителя -способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы Коммуникативные: -умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов, - умение выражать свои мысли -умение отвечать на вопросы учителя, -умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное Познавательные: -умение сравнивать, воспроизводить самостоятельно полученные знания |
IV.Этап первичного закрепления знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы. | | Учитель: определите тип соцветия. Слайд 6. | Применяют полученные знания, определяют тип соцветия. | Регулятивные: -умение контролировать умственную деятельность Познавательные: -умение сопоставлять и применять полученные знания в новой деятельности -умение читать схемы, осуществлять классификацию соцветий Личностные: -развивать мотивацию к познавательной деятельности |
V. Физкультминутка | | | Я показываю схему соцветия, если оно сложное вы приседаете, если простое, поднимаете руки вверх. | Выполняют упражнения | |
VI. Лабораторная работа « Ознакомление с различными видами соцветий» | | | Учитель: откройте рабочие тетради (стр.25 № 48), выполните лабораторную работу: «Ознакомление с различными видами соцветий». Приложение№1 | Выполняют лабораторную работу. Работают в парах. | Регулятивные: -умение организовать выполнение задания учителя -умение делать выводы по результатам работы Коммуникативные: - умение понять поставленную задачу, -контроль, коррекция, оценка действий партнера Познавательные: -умение применять полученные знания в новых условиях |
VII. Домашнее задание. | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | | П.12, составить синквейн к слову «соцветие», слайд 7 | Записывают задание в дневник | Регулятивные: -умение самостоятельно контролировать свое время |
VIII. Подведение итогов. Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | | Учитель: вернемся к нашей таблице и заполним колонку «Узнал». Учитель выражает свое положительное отношение к уроку, благодарит учащихся за работу, выставляет и комментирует отметки. | Озвучивают свои записи из колонки «Узнал» | Познавательные: понимание того насколько пополнились знания на уроке Коммуникативные: умение воспроизводить полученные знания Личностные: -осознание значимости полученных знаний -выражение своих ощущений |
Приложение №1.
Лабораторная работа.
Тема: «Ознакомление с различными видами соцветий».
Цель: научиться определять соцветия на гербарном материале и делать схематические рисунки соцветий.
Оборудование: гербарий.
Ход работы.
Рассмотрите соцветия на гербарном материале.
Определите, как расположены цветки на цветоносном стебле у рассмотренных растений. Как называются эти соцветия.
Зарисуйте схемы рассмотренных соцветий.
Результаты оформить в виде таблицу.
Название растения | Вид соцветия | Особенности строения | Схема соцветия |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Вывод: