СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок изучения нового материала " Соцветия" в 6 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у учащихся знаний о соцветиях, их биологическом значении.

Просмотр содержимого документа
«Урок изучения нового материала " Соцветия" в 6 классе»

Выпускная квалификационная работа


Учитель: Казакова Юлия Васильевна


Предмет: Биология


Место работы: МБОУ Шалдежская основная школа


Нижегородская область, городской округ Семеновский,

д. Шалдеж, ул. Молодежная, д.2 А


УМК: В.В. Пасечник











ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ

Тема урока: «Соцветия».

Класс: 6

Учитель: Казакова Юлия Васильевна

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование : гербарий,  компьютер, проектор, презентация, инструкция к лабораторной работе

Цель урока: формирование у учащихся знаний о соцветиях, их биологическом значении.

Задачи урока: 

Образовательные:

1. Организовать деятельность учащихся по изучению строения, типов, биологического значения соцветий;

2. Научить определять тип соцветия растения по фотографиям, гербарным образцам.

Развивающие:

1. Развивать память, внимание, логическое мышление и речь учащихся;

2. Развивать интерес к изучению биологии;

3. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;

4. Развивать умение видеть проблему, находить пути ее решения;

5. Развивать умение получать информацию из разных источников, анализировать ее, точно выражать свои мысли

Воспитательные:

1. Воспитывать культуру общения;

2. Воспитывать трепетное отношения к окружающей природе, умение видеть и ценить ее красоту.


Планируемые результаты учебного занятия:

Формируемые УУД:



Предметные:  

- знать что такое соцветие, понимать его биологическое значение;

- знать виды соцветий, уметь их определять по гербарным экземплярам цветковых растений;

- уметь работать со схемами соцветий.

Метапредметные УУД:

 регулятивные: 

-уметь организовать себя для работы на уроке;

-уметь формулировать тему и цели урока с помощью учителя;

-уметь мобилизовать силы для разрешения учебной проблемы, для выполнения заданий учителя;

-уметь контролировать умственную деятельность;

-уметь делать выводы по результатам работы;

- уметь самостоятельно кон­тролировать своё время и управ­лять им во время прак­тической работы;

- формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

 коммуникативные:

- уметь получать информацию от одноклассников; 

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- адекватно использовать рече­вые сред­ства для решения ком­муникативных задач.

познавательные:

-уметь воспроизводить самостоятельно полученные знания;

 -уметь сопоставлять и применять полученные знания в новой деятельности;

-уметь читать схемы, осуществлять классификацию соцветий;

- осуществлять сравнение раз­ных соцветий на основе ана­лиза их строения;

- сопоставлять гербарные образцы со схемами соцветий;

- уметь получать информацию из презентации.

Личностные:  

-уметь соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к окружающим;

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- формировать адекватной позитивной самооценки;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Основные понятия

Соцветия, кисть, колос, початок, зонтик, корзина, головка, завиток, щиток, сложная кисть, сложный колос, сложный зонтик. 

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

-что соцветие-это группа цветков;

-виды соцветий;

-функциональные особенности соцветий;

 

Учащиеся должны уметь:

-анализировать схемы, рисунки, тексты;

-сопоставлять рисунки и схемы;

-сворачивать и разворачивать текст;

-узнавать соцветия по схемам.

Используемая технология: технология проблемного обучения, ИКТ, технология обучения в сотрудничестве. Информационно-технологические ресуры: :  Пасечник В.В.: Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс М.: Дрофа, 2016; рабочая тетрадь. Биология. 6 класс, , таблицы, компьютер, презентация.

Этапы урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный этап

Создать благоприятный психологичес

кий настрой на работу



Учитель проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока.

Проверяют готовность к уроку

Регулятивные:

УУД. Организовать себя для работы на уроке.

Личностные УУД.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к окружающим.

II. Этап мотивации знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий


Учитель демонстрирует изображение цветущих растений (роза и ландыш.)

Слайд №1.

Предлагает ответить на вопросы:

-Как называются растения?

- Чем они отличаются?






Учитель: посмотрите внимательно на цветы ландыша. Как вы думаете, цветы собраны беспорядочно или в определенной последовательности?

Учитель: наш сегодняшний урок посвящен растениям, у которых цветы собраны в группы в определенной последовательности.

Слайд№2.

Тема урока: «Соцветия».

Учитель: перед вами лежит таблица

предлагаю заполнить первые две колонки таблицы.


Знаю

Хочу узнать

Узнал




Учитель проверяет заполнение таблицы.


На основании записей в колонке «Хочу узнать» формируются цели урока:

- выяснить, что называется соцветием;

-какие бывают соцветия;

-каково биологическое значение соцветий.

Слайд№3.

Называют растения.

Определяют: у тюльпана -одиночный цветок, у ландыша группа цветов.



Определяют, что цветы собраны в определенной последовательности










Записывают, что знают о соцветиях и что хотят узнать.



Сообщают о том, что уже знают и что хотят узнать о соцветиях.

Личностные:

-умение соблюдать дисциплину на уроке

-уважительно относиться к учителю

-уважительно относиться к одноклассникам

-осознавать неполноту знаний

Регулятивные:

-умение организовать выполнение задания учителя

-умение формулировать тему и цели урока с помощью учителя

Познавательные:

-умение воспроизводить самостоятельно полученные знания

Коммуникативные: - умение получать информацию от одноклассников; 

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;


III.Этап целеполагания и планирования

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока


Давайте обратимся к учебнику стр. и прочитаем

определение соцветия.

Кто может дать определение соцветия?

Откройте тетради, запишите определение соцветия не заглядывая в учебник.

Учитель: для ответа на вопрос, какие бывают соцветия, обратимся к учебнику стр.65.

Учитель: соцветия бывают простые и сложные.

Используя учебник стр.66 ответьте на вопрос: Чем простое соцветие отличается от сложного?

У простого соцветия все цветки располагаются вдоль главной оси на цветоножках или без нее.

Слайд№4.

У сложных соцветий цветки располагаются на разветвлениях, то есть на осях второго и третьего порядка. Слайд№5.

Самое распространенное в природе соцветие-кисть.

Редкое соцветие-колос.

Учитель: Каково биологическое значение соцветий? Слайд6

1) Способствуют большей вероятности опыления насекомыми и ветром;
2) Соцветия делают цветки более заметными, нежели одиночные цветки среди листвы;
3) Обеспечивают рассеивание пыльцы   



Работают с учебником и тетрадью.















Работают с учебником, отвечают на вопросы.

Личностные:

-умение соблюдать дисциплину на уроке

-уважительно относиться к учителю

-уважительно относиться к одноклассникам.

Регулятивные:

-умение организовать выполнение задания учителя

-способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы

Коммуникативные:

-умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов,

- умение выражать свои мысли

-умение отвечать на вопросы учителя,

-умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное

Познавательные:

-умение сравнивать,

воспроизводить самостоятельно полученные знания


IV.Этап первичного закрепления знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы.


Учитель: определите тип соцветия. Слайд 6.


Применяют полученные знания, определяют тип соцветия.

Регулятивные:

-умение контролировать умственную деятельность

Познавательные:

-умение сопоставлять и применять полученные знания в новой деятельности

-умение читать схемы,

осуществлять классификацию соцветий

Личностные:

-развивать мотивацию к познавательной деятельности

V. Физкультминутка



Я показываю схему соцветия, если оно сложное вы приседаете, если простое, поднимаете руки вверх.


Выполняют упражнения


VI. Лабораторная работа « Ознакомление с различными видами соцветий»



Учитель: откройте рабочие тетради (стр.25 № 48), выполните лабораторную работу: «Ознакомление с различными видами соцветий».


Приложение№1


Выполняют лабораторную работу.

Работают в парах.

Регулятивные:

-умение организовать выполнение задания учителя

-умение делать выводы по результатам работы


Коммуникативные:

- умение понять поставленную задачу,

-контроль, коррекция, оценка действий партнера

Познавательные:

-умение применять полученные знания в новых условиях

VII. Домашнее задание.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания


П.12, составить синквейн к слову «соцветие», слайд 7

Записывают задание в дневник

Регулятивные:

-умение самостоятельно контролировать свое время

VIII. Подведение итогов. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе


Учитель: вернемся к нашей таблице и заполним колонку «Узнал».

Учитель выражает свое положительное отношение к уроку, благодарит учащихся за работу, выставляет и комментирует отметки.

 


Озвучивают свои записи из колонки «Узнал»

Познавательные: понимание того насколько пополнились знания на уроке

Коммуникативные:

умение воспроизводить полученные знания

Личностные:

-осознание значимости полученных знаний

-выражение своих ощущений

Приложение №1.

Лабораторная работа.

Тема: «Ознакомление с различными видами соцветий».

Цель: научиться определять соцветия на гербарном материале и делать схематические рисунки соцветий.

Оборудование: гербарий.

Ход работы.

  1. Рассмотрите соцветия на гербарном материале.

  2. Определите, как расположены цветки на цветоносном стебле у рассмотренных растений. Как называются эти соцветия.

  3. Зарисуйте схемы рассмотренных соцветий.

  4. Результаты оформить в виде таблицу.

    Название растения

    Вид соцветия

    Особенности строения

    Схема соцветия









































  5. Вывод:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!