СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Основы конституционного строя РФ" (с материалами для развития функциональной читательской грамотности)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к уроку помогут организовать работу на уроке обществознания  в 11 классе по теме "Основы конституционного строя РФ". Материалы практикума помогут выстроить работу по формированию функциональной читательской грамотности, так как содержат текст и задания к тексту, которые служат дополенинем к материалам учебника.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Основы конституционного строя РФ" (с материалами для развития функциональной читательской грамотности)»

11 класс. ТЕМА: «Основы конституционного строя Российской Федерации»

ТИП УРОКА: комбинированный урок

ЦЕЛЬ УРОКА: Создание условий для осознания учащимися, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства; способствование овладению основами культуры прав человека, включения в демократическую жизнь общества

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Получить знания о Конституции, основах конституционного строя;

Воспитательные:

  1. Формирование интереса к Конституции РФ, Демократическим принципам.

  2. Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Развивающие:

1.Развитие познавательных умений;

2. Развитие аналитического мышления.

Планируемые результаты:

Предметные: усвоение учащимися основные понятий по теме: Конституция, светское государство, социальное государство, демократическое государство, республика, федерация.

Метапредметные: развитие читательской функциональной грамотности

Личностные: формирование гражданственности и патриотизма через уважение к основному закону страны.


Ход урока:

Учитель:

Конституция (от лат. constitutio — устройство), основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

История появления конституции начинается с американской и французской Конституций, где по мнению основателей США, она должна иметь следующие характеристики:

По мнению основателей США, конституция должна была иметь следующие характеристики:

а) ее основой должны быть права граждан на жизнь, свободу и собственность;

б) она должна устанавливать обязанности государства защищать эти права;

в) учитывая права и обязанности граждан, распределение ресурсов в стране и возможности контроля за конфликтными ситуациями, она должна устанавливать пределы использования своей власти государством;

г) она должна установить принцип неприкосновенности личности;

д) она может быть изменена лишь при всеобщем согласии граждан.

Впервые о конституции в России стали говорить в начале XIX в. при Александре I и движении декабристов. Во время восстания 1825 г. солдаты кричали, что они за «Константина и его супругу Конституцию». Но основная масса народа не представляла себе, что такое конституция.

Значительные шаги в направлении конституционного правления были предприняты в царствование императора Александра II. Основные направления деятельности Александра II - отмена крепостного права, судебная реформа, развитие земства, проект конституционного закона.

Николаем II был принят Манифест 17 октября - конституционный акт, где выражалась воля императора «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы слова, совести, собраний, союзов». Гарантировалось право участвовать в выборах в Государственную Думу тех слоев, которые раньше были лишены права голоса. Манифест 17 октября провозглашал начало демократического конституционализма.

В 1906 г. были приняты Основные государственные законы Российской империи, которые привели к значительному преобразованию: представительные государственные учреждения стали принимать непосредственное участие в законодательной деятельности и охране законности.

В истории Российской Федерации насчитывается пять конституций. Принятие каждой конституции знаменовало существенные изменения, происходящие в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию и утверждало новые концепции развития.

Особенностью Конституции 1918 г. являлось то, что она полностью зачеркнула весь предшествующий опыт России, ничего не оставила от дореволюционных государственных институтов и структур.

Причиной появления Конституции 1924 г. явилось то, что РСФСР объединилась с другими независимыми республиками в СССР.

Конституция 1936 г. подтвердила вступление страны в новый этап своего развития, который знаменовал построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов, что привело к значительному расширению социалистической демократии.

Конституция 1977 г. объявила, что общество вступило в этап «развитого социализма», то есть советское государство из государства диктатуры пролетариата превращается в общенародное государство.

Реформирование Конституции началось в 1989 г.

Постепенные нововведения Конституции:

1) отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного, федеративного;

2) устранено положение о руководящей и направляющей роли компартии;

3) признание приоритета прав человека и гражданина;

4) признание частной собственности;

5) видоизменение структуры советской власти; отказ от Республики Советов, переход на парламентскую систему;

6) признание принципа разделения властей;

7) введение института Президента;

8) установление местного самоуправления.

Как вы думаете, почему возникла необходимость принятия новой Конституции в 1993 г.? (расхождение старой Конституции с практикой построения правового демократического государства)

Уже с начала 90-х годов стала ясна необходимость создания новой Конституции. 12 июня 1990 г. - Россия провозглашена суверенным государством.

После распада СССР в 1991 г. началась трансформация российского общества в направлении демократического развития, лишения компартии ее господства. Весной 1993 г. по инициативе Б. Н. Ельцина был разработан проект Конституции РФ, но тогдашний состав Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов РФ не позволил принять данный проект Конституции. Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г. было утверждено Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ, по которому требовалось, чтобы более 50 процентов избирателей проголосовали за ее принятие.

12 декабря 1993 г. состоялся референдум, и была принята новая Конституция.

Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием на референдуме).

Состоит из: преамбулы, двух разделов, девяти глав, 137статей.

Раздел I.

Глава 1. Основы конституционного строя.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.

Глава 3. Федеративное устройство.

Глава 4. Президент Российской Федерации.

Глава 5. Федеральное собрание.

Глава 6. Правительство Российской Федерации.

Глава 7. Судебная власть.

Глава 8. Местное самоуправление.

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Раздел II.

Заключительные и переходные положения.


В преамбуле провозглашается, что данную Конституцию принимает многонациональный народ России.

Демократические и гуманистические ценности, лежащие в основе Конституции:

1. Права и свободы человека.

2. Гражданский мир и согласие.

3. Равноправие и самоопределение народов.

4. Единство и суверенитет России.


Конституция РФ ориентирована на утверждение и защиту общечеловеческих ценностей: человек, его права и свободы провозглашены в качестве высшей ценности, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (ст. 2).

В Конституции закреплен институт президентства. Президент является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Определена форма законодательной представительной власти - Федеральное Собрание, двухпалатный парламент.

Для органов местного самоуправления предусмотрены возможности их многообразия с учетом местных особенностей.

Важной предпосылкой преодоления всевластия государства в отношении граждан является закрепленное в Конституции РФ многообразие форм собственности - частная, государственная, муниципальная и иные (ст. 8) и свобода выбора гражданином не запрещенных законом форм экономической деятельности (ст. 34).

В Конституции предусмотрена система судебной защиты гражданином своих прав и свобод. При этом гражданин имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями властей или их бездействием (ст. 53).

Законодательно закреплено единое экономическое пространство с общей денежной единицей (рублем) и без таможенных границ внутри страны (ст. 74, 75).

Федеральным конституционным законом должны быть определены государственные флаг, герб и гимн России как суверенного государства (ст. 70).

Установлено единое российское гражданство на всей территории РФ (ст. 6).

Содержание Конституции РФ непосредственно ориентировано на общепризнанные принципы и нормы международного права. Так, провозглашенные в Конституции РФ права и свободы человека и гражданина полностью соответствуют системе прав и свобод, определенных Всеобщей декларацией прав человека, выдвинувшей еще в 1948 г. перед всеми странами мира задачу создания справедливого, ненасильственного, гуманного общества. В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека в Конституции РФ впервые в российской истории провозглашено право каждого человека на жизнь (ст. 20), на свободу и личное достоинство (ст. 21, 22), на свободу мысли, получение и распространение информации, (ст. 29), право свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в нее (ст. 27).

Государство лишено права запретить гражданину выезд из страны и возвращение в нее (ст. 27).

Важной чертой Конституции РФ является ее прямое действие (ст. 15), что означает вступление в силу сразу с принятием Конституции РФ всех ее принципов и норм, вне зависимости от принятия других законодательных актов.

Практическая работа:

Для знакомства с основами конституционного строя России учащимся предлагается поработать с дополнительными материалами в виде текста статьи. Учащиеся выполняют задания, затем, совместно с учителем, обсуждают итоги своей работы,

Домашнее задание: Написать эссе на тему «Если ты не пойдешь на выборы, за тебя сделают выбор другие». (Э. Севрус).

Рефлексия

Учащиеся заполняют лист с вопросом (индивидуально):

Я приду на следующий урок, потому что……..



11 класс. Материалы к уроку обществознания в 11 классе на тему «Основы конституционного строя Российской Федерации». Задания для формирования читательской функциональной грамотности.

Прочитай текст статьи и выполни задания.

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО ФУНКЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Кручинин Владимир Николаевич, кандидат юридических наук, доцент // https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-gosudarstvo-i-ego-funktsii-v-usloviyah-sovremennoy-rossii

После распада СССР Россия начала свой путь становления, как новое государство, с новой экономикой, новыми принципами общественного устройства, новой конституцией. Россия, провозгласившая себя социальным государством, официально зафиксировала это в ст.7 Конституции: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[1]. Перечислим социальные права, гарантируемые гражданам России и прописанные в соответствующих статьях Основного закона страны:

- на труд и его оплату (п. 1-4 ст. 37);

- на отдых (п. 5 ст. 37);

- на защиту материнства, детства и семьи (ст. 38);

- на социальное обеспечение (ст. 39);

- на жилище (ст. 40);

- на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

- на экологическую безопасность (ст.42);

- на образование (ст. 43);

- на участи и доступ к культурной жизни (ст. 44).

Однако заявление о социальном государстве само по себе не превращает нашу страну в таковое автоматически. Более верным было бы обозначить Российскую Федерацию как страну, находящуюся только на переходном этапе становления ее как социального государства, а приведенное выше положение Конституции расценивать только как программную установку, декларацию о намерениях и не более того.

Идеи и понятия «социальной политики», «социального партнерства», «социальной гармонии», «социальной солидарности» начинают формироваться еще во второй половине XIX в., а в первой половине XX в. они уже находят закрепление в конституциях многих государств.

Как отмечает С.С. Алексеев, «объективные предпосылки идеи социального государства те же, что и основания «второго поколения» прав человека, - гигантский научно-технический прогресс, переход общества от традиционных к либеральным цивилизациям, потребовавшие гуманистического содержания либерализма, обеспечения достойного уровня жизни людей, выработки форм социальной, в том числе, государственной деятельности, направленной на «общественное служение».

Появление идей и концепций «социализации» государства и права, «социально ориентированной» политики и экономики было связано с бурным развитием рыночной экономики; с владением значительными богатствами небольшой социально-политической группы - буржуазии; с формированием и консолидацией новой социально-политической силы - пролетариата; с обострением социальной напряженности между трудом и капиталом; с переходом бедных слоев общества от стихийных бунтов к организованным выступлениям, а также с началом борьбы за социально-экономические права.

Понятие «социальное государство» было введено в научный оборот в середине XIX в. немецким ученым Лоренцом фон Штейном. Определяя свое понимание сути социального государства, Л. Штейн выработал критерии социального государства. Во-первых, - оно «обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти», а во-вторых, - оно «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве».

Первая мировая война, порожденные ею массовые нарушения прав человека, обострение социальных противоречий, безработица, нищета способствовали развитию социальных конфликтов, переросших в волну революций. Следствием этого явилось широкое общественное движение за радикальное переустройство социальных отношений.

Качества основных прав, закрепленных на конституционном уровне, социальные права приобрели в 1917 году. Политическая Конституция Мексиканских соединенных штатов предусматривала достаточное многообразие социальных прав. Наряду с правами в области охраны труда, были декларированы: право на бесплатное образование, предоставляемое государством; право любого лица на охрану здоровья и другие.

Идеи либеральной социальной государственности, которые исходили от принципа всеобщей свободы, впервые получили законодательное закрепление в Конституции Веймарской республики, принятой 11 августа 1919 г., определившей: «Порядок экономической жизни должен соответствовать принципам справедливости и целям обеспечения для всех достойного человека существования».

На втором этапе развития социального государства происходит попытка проведения социальных реформ, когда в различных странах начала создаваться система социальных гарантий для населения. Так, было введены:

- пенсионное обеспечение в Италии (1919 г.), Канаде (1927 г.), США (1935 г.);

- страхование от несчастных случаев в США и Канаде (1930

г.);

- пособие по болезни во Франции (1930 г.).

После второй мировой войны во многих странах начался период глубоких социальных преобразований, вызванных стремлением людей восстановить справедливость, свободу, равенство, т.е. ценности права, предоставить всем и каждому широкий круг прав и свобод человека и гарантировать их правовую и социальную защиту через установление механизмов в международном и национальном законодательстве.

Его содержанием стала активная разработка целостной концепции социального государства в Италии, Германии, Великобритании, США. В этих странах был принят целый ряд законов, регулирующих общественные отношения в сфере социальной защиты, социального обеспечения и социальной помощи населению.

Постепенно социальные права стали рассматриваться не как права той части общества, которая либо находится в состоянии нищеты, либо близка к ней, например, наемные рабочие, а всех граждан, так как влияние политических, социальных, демографических и иных факторов на экономику привело к тому, что социально незащищенной оказалась значительная часть населения, составляющая большинство граждан. Следствием этих процессов в политической и правовой доктрине явилось не только появление новых подходов к пониманию сути государства благоденствия (термин «социальное государство» появилось в Англии в 1942 г.), но и ряд новых требований, которые заключались в том, чтобы социальная забота государства распространялась на всех граждан и охватывала все население, а условиями, дающими право на социальную помощь, были не только социальные риски, но и потребность личности во многих услугах.

В 50-х-60-х гг. модель «государства благосостояния» многими западными исследователями связывалась с требованием о предоставлении всем членам общества социальных прав, а И. Альбер считает, что эти требования вытекают из процессов, связанных с изменением структуры общества, развитием средств массовой информации, которые интенсифицируют требования населения в отношении материального обеспечения и равенства.

В дальнейшем понятие «социальное государство» («sozialer Rechtsstaat») легально впервые было закреплено в Конституции Германии в 1949 г. в ст. 20: «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством».

Таким образом, ко второй половине XX в. идеи и принципы «социального государства» были закреплены в конституциях многих государств, социальные права человека были не только провозглашены, но и был определен порядок и механизм их реализации в национальном законодательстве различных государств.

Все нормативные правовые акты, на основании которых государство реализует социальную функцию, целесообразно сгруппировать в четыре группы:

1) социально-трудовое законодательство;

2) социально-культурное законодательство;

3) законодательство о социальном обеспечении;

4) законодательство о социальном обслуживании.

Таким образом, создается совокупность (система), которую можно назвать социальным законодательством.

Задания для работы с текстом статьи.

  1. Составь простой план текста статьи, для этого раздели его на смысловые блоки и озаглавь их.

  2. Найди в тексте все определения понятие «социальное государство». Запиши их.

  3. Какие социальные права закреплены в Конституции РФ? Используя свой личный социальный опыт и обществоведческие знания, проиллюстрируй реализацию этих прав, приведя по одному примеру на каждое из прав. Ответ оформи в виде таблицы

    Социальное право гражданина РФ

    Пример реализации данного права



  4. Дай определение своими словами следующим понятиям: понятия «социальная политика», «социальное партнерство», «социальная гармония», «социальная солидарность».

  5. В каких странах и в каких законодательных актах были закреплены социальные права граждан? Перечисли их

  6. Что представляет из себя система социального законодательства?

  7. В чем, на твой взгляд состоит роль самих граждан в формировании и развитии социального государства?. Дай развернутый ответ.

При подготовке урока использованы следующие материалы:

  1. Разработка урока по обществознанию для 11 класса (профильный уровень) по теме «Основы Конституционного строя» // https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2014/01/11/razrabotka-uroka-po-obshchestvoznaniyu-dlya-11-klassa-0 (дата обращения 27.11.2023)

  2. Кручинин В.Н. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО ФУНКЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Кручинин Владимир Николаевич, кандидат юридических наук, доцент // https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-gosudarstvo-i-ego-funktsii-v-usloviyah-sovremennoy-rossii (дата обращения 25.11.2023)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!