СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок- кроссворд

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок- повторение по теме "Просьое предложение"

Просмотр содержимого документа
«Урок- кроссворд»

Урок - кроссворд.

Тема: Повторение по теме «Простое предложение».

Цель: привить школьникам любовь и интерес к произведениям русских классиков, развивать

творческие способности детей;

повторить и обобщить сведения по синтаксису простого предложения и пунктуации;

закрепить умения школьников производить синтаксический и пунктуационный разбор

простого предложения.



Оборудование: доска, учебники, рабочие тетради учащихся, листы с кроссвордами и заданиями для учащихся.



Ход урока


I О/м

II Языковая разминка.

Составьте и запишите в тетрадь предложение, выполнив следующие действия.

1.Из предложения Стеной стояли жёлтые колосья пшеницы выбрать определение, согласовать его со словом «листьями» (жёлтыми листьями).

2. Из предложения Пушкин очень любил осень выбрать дополнение.

3. Из предложения Осень щедро одарила леса краской взять обстоятельство, отвечающее на вопрос как?

4. Добавить сказуемое из предложения Весна выстлала на лугу разноцветный ковёр.

5. . Из предложения Эх, дороги, пыль да туман выбрать обращение.

6. Добавить союз «И» и дополнить предложение однородным дополнением.


Итог: Жёлтыми листьями осень щедро выстлала дороги и тропинки.


III Сообщение цели и задач урока.

- Сегодня наш урок будет посвящён увлекательной и полезной игре-разгадыванию кроссворда

(Ученикам раздаются листы с заданиями и кроссвордом).

Если кроссворд будет заполнен правильно, то в выделенных клеточках мы прочитаем название вида предложения по наличию главных членов. Примеры для анализа взяты из произведений русского поэта, гордости русской литературы. Его имя уже сегодня прозвучало на нашем уроке. Это А.С.Пушкин.

IV Работа по теме урока.

Запись на доске: Мороз и солнце; день чудесный!

-Знакомы ли вам эти строки? Из какого произведения они взяты?( «Зимнее утро»)

Назовите вид этого предложения по интонации. Выразительно прочитайте его , соблюдая правильную интонацию.

1.-Записываем под диктовку на рабочих листах (один у доски делает анализ):

Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждёшь меня.

Подчеркните как члены предложения слова меня №1, сосновых№2, ты №6, давно №10, занесите в кроссворд под соответствующими номерами названия этих членов предложения.

2.Определите на слух вид предложения по наличию второстепенных членов

Царь с царицею простился, в путь- дорогу снарядился.

Запишите вид предложения в кроссворд под №3

-Какие ещё виды предложений по наличию ВЧ вы знаете? Приведите пример.

3.Задание на листочке под №3

Предложение:

Встаёт заря во мгле холодной.

-В клеточках с №4 запишите термин, которым обозначается подчёркнутая часть предложения.

-Какими частями речи может быть выражена ГО предложения?

4.Определите, какой части речи относится слово «бег» в предложении (задание №4):

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый , предадимся бегу

Нетерпеливого коня.

-Запишите под №5 кроссворда каким членом предложения оно является?


5.-Найдите задание №5 в ваших листочках. Поясните графически расстановку знаков препинания в указанном предложении. Запишите под №7 кроссворда название части речи, перед которой мы поставили запятую (союз). В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит.

6.-Определите вид предложения по цели высказывания (Задание №6), запишите его под №8.

Караул, лови, лови, да дави его, дави!

-Какие ещё виды предложений по цели высказывания нам известны?

7. –Определите название подчёркнутой группы членов предложения, запишите его в клеточки под №11 (однородные). Какие члены предложения называются однородными?

Удивился старик, испугался.

8.-Запишите предложение (задание №8):

Пора, красавица, проснись!

-Определите, чем здесь является слово «красавица»?Запишите в клеточки под №9.

9.-Запишите предложение (задание №9)

Герой, я не люблю тебя!

-Определите вид предложения по наличию основ, запишите слово в кроссворд под №12.

10.Запись на доске и на листах учеников:

Сегодня на уроке мы вспоминали известные произведения стихи, сказки, поэмы А.С.Пушкина.

Расставьте правильно знаки препинания, как называется выделенное слово с т. зр. его синтаксической роли? Запишите под №13 кроссворда.


Итог: Кроссворд разгадан.Что получилось в выделенных клеточках?

Какое предложение называется односоставным? Найдите его среди предложений, записанных на доске.

V Итоги урока.

VI Д/з. Подготовиться к к/д.










Урок-кроссворд.

Задания для учащихся.



Языковая разминка.

Составьте и запишите в тетрадь предложение, выполнив следующие действия.

1.Из предложения Стеной стояли жёлтые колосья пшеницы выбрать определение, согласовать его со словом «листьями» .

2. Из предложения Пушкин очень любил осень выбрать дополнение.

3. Из предложения Осень щедро одарила леса краской взять обстоятельство, отвечающее на вопрос как?

4. Добавить сказуемое из предложения Весна выстлала на лугу разноцветный ковёр.

5. . Из предложения Эх, дороги, пыль да туман выбрать обращение.

6. Добавить союз «И» и дополнить предложение однородным дополнением.




кроссворд



1












2


















3


















4








5























6

























7






8















9












10

















11



















12














13













  1. ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


Меня №1, сосновых №2, ты №6, давно №10


2. ___________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________


3.

Встаёт заря во мгле холодной.

-В клеточках с №4 запишите термин, которым обозначается подчёркнутая часть предложения


4. Определите, какой части речи относится слово «бег» в предложении :

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый , предадимся бегу

Нетерпеливого коня.

-Запишите под №5 кроссворда каким членом предложения оно является?


5. Поясните графически расстановку знаков препинания в указанном предложении. Запишите под №7 кроссворда название части речи, перед которой мы поставили запятую .

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит.


6.-Определите вид предложения по цели высказывания , запишите его под №8.

Караул, лови, лови, да дави его, дави!

-Какие ещё виды предложений по цели высказывания нам известны?


7. –Определите название подчёркнутой группы членов предложения, запишите его в клеточки под №11 . Удивился старик, испугался.

Какие члены предложения называются однородными?


8.-Запишите предложение :

Пора, красавица, проснись!

-Определите, чем здесь является слово «красавица»?Запишите в клеточки под №9.


9.-Запишите предложение

Герой, я не люблю тебя!

-Определите вид предложения по наличию основ, запишите слово в кроссворд под №12.


10.Запись на доске и на листах учеников:

Сегодня на уроке мы вспоминали известные произведения стихи, сказки, поэмы А.С.Пушкина.

Расставьте правильно знаки препинания, как называется выделенное слово с т. зр. его синтаксической роли? Запишите под №13 кроссворда.















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа
Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по предмету «Литература», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации и авторской программы литературного образования 5-11 классы М., Просвещение, 2007 г. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И.С. Забарский, В.П. Полухина, Е.С. Романичева, В.И. Коровин. Под редакцией. В.Я. Коровиной.
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника – хрестоматии для 7 класса общеобразовательных учреждений в 2-х ч. 2004г / Авт.-сост. В.Я. Коровина.

Согласно действующему в МОУ МСО школе №6 учебному плану в 7 классе предполагается обучение в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год. Из них внеклассное чтение 8 часов, развитие речи 8 часов

При разработке программы учитывались, низкая мотивация к обучению у учащихся именно этого класса, по тестам, проведённым психологом школы. Учащиеся приходят в школу со слабой подготовкой. У них пробелы в знаниях. Характерная черта программы – снижение нагрузки на память учащихся, исторических терминов и понятий. В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры и анализировать , практически отсутствует : прогнозировать.
В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы. 


При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им в последствии существенную помощь. Применяется более щадящая оценка знаний и умений учащихся.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Внутри первого концентра – три возрастные группы (5-6 классы, 7-8 классы, 9 класс).
Дети данного класса плохо читают, а некоторые учащиеся читают с трудом. Поэтому программа предполагает систематическое 3-5минутное чтение (вслух- про себя) текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

 составление планов;
 краткие и подробные пересказы текста;
 изложение с элементами сочинения;
 устные и письменные сочинения-характеристики героев;
 анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
 развитие художественной фантазии у детей;
 прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
 придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

Поэтому, на чтение и работу с художественными произведениями есть необходимость отводить больше часов. Отсюда возможно некоторое сокращение количества тем в программе и количества произведений, но принцип вариативности остается.

Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.
Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.
Программа призвана обеспечить:

 приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
 развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
 воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
 формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
 воспитание речевой культуры учащихся.

Задача курса литературы 7 класса:

 развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
 совершенствовать навыки выразительного чтения;
 сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
 использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
 расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

В программу включен региональный компонент, представленный произведениями писателей и поэтов. Через чтение произведений, беседы, рассказы об авторах, познакомить учащихся с лучшими произведениями литературы.
Задачи курса:

 воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;
 формировать личность ученика как представителя и умелого хранителя социокультурных ценностей и традиций РТ
 помочь учащимся войти в мир национальной культуры;
 приобщить учащихся к духовным ценностям народов РТ через литературу края;
 пробудить уважение к малой Родине. 


Цель и задача изучения учебного предмета:
Цели:

- развивать ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности;
- воспитать духовно развитую личность;
- формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;
- понимать авторские позиции;
- формировать начальные представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- овладевать умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;
- выявлять в произведениях общечеловеческое содержание;
- грамотно использовать русский литературный язык при создании собственных устных и письменных высказываний.

задачи обучения:
• формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
• обогащать духовный мир учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
• развивать и совершенствовать устную и письменную речи учащихся.

Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

3. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

4. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

5. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Тематическое планирование. Содержание курса:

№ Тема Кол-во ч. Знания, умения, навыки
I Введение. 1 Знать об изображении человека как важнейшей идейно-нравственной проблеме литературы. Уметь пересказывать статью учебника.
II Устное народное творчество. 10 Знать тексты произведений; жанровые особенности; основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; знать отличие пословиц от поговорок.
III Древнерусская литература. 3 Знать тексты произведений; жанровые особенности; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение.
IV Русская литература ХVIII века. 2 Знать тексты произведения; жанровые особенности. Уметь выразительно читать; выявлять основные проблемы; обосновывать свое мнение.
V Русская литература Х1Х века. 33 Знать тексты художественных произведений; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях В.Г.Белинского; основные признаки понятий: художественный образ, литературный характер, литературный тип. 


Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; создавать конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение. 


VI Русская литература ХХ века. 12 Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов. 


Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов. 


VII Зарубежная литература 5 Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.
Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.

На начало учебного года степень сформированности общеучебных навыков и умений удовлетворительная. Ученики читают неровно:7-8 всегда,8-не читают вообще,3-4-читают не то. память развита плохо. навык выразительного чтения выработан у 6человек. Сочинения без предварительной подготовки не пишут. тяжело отвечают на вопросы. Читательский интерес не проявляют. Родители (по опросу) читают в 4семьях книги на татарском языке, у 7 –периодику ,в том числе 2 на русском.

Виды уроков:

Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач. Компьютеристочник справочной информации.
Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования
Урок-зачет. Устный опрос учащихся по заранее составленным вопросам по изученной теме.
Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок-контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».
Внеклассное чтение - педагогически организованный процесс подготовки учащихся к самостоятельному чтению книг в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами и потребностями.

Виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

ЗУН, которыми должны овладеть учащиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся основной и средней ступени образования.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса (базовый уровень)

должны знать:

• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;

уметь:

• воспринимать и анализировать художественный текст;
• выделять смысловые части художественного текста;
• определять род и жанр литературного произведения;
• выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
• выражать свое отношение к прочитанному;
• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
• владеть различными видами пересказа;
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


Литература для учащихся:
1. Учебник – хрестоматии для 7 класса общеобразовательных учреждений в 2-х ч. 2004 г / Авт.-сост. В.Я. Коровина.
2. Литература для чтения - 7 класс обучения
Произведения большого объёма:
А.С.Пушкин "Дубровский".
А.С.Пушкин "Борис Годунов".
Н.В.Гоголь "Тарас Бульба".
Л.Н.Толстой "Детство".
А.М.Горький "Детство".
Внеклассное чтение :Новгородский цикл былин "Садко".
Былина " Илья Муромец и Соловей Разбойник".
А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге".
М.Ю.Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".
Л. Андреев "Кусака".
Ф. Абрамов "О чём плачут лошади".
Стихи Роберта Бернса.
О. Генри "Дары волхвов".
Список дополнительного чтения:
А.С.Пушкин. Капитанская дочка. Повести Белкина.
М.Ю.Лермонтов. Маскарад.
Н.В.Гоголь. Ревизор. Женитьба. Шинель.
И.С.Тургенев. Ася.
Л.Н.Толстой. Хаджи Мурат.
В.Г.Короленко. Парадокс.
М.Горький. Песня о Соколе. Челкаш.
А.Грин. Зеленая лампа.
К.Г.Паустовский. Телеграмма.
М.Цветаева. Мой Пушкин.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!