СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок кубановедения 2 класс. "Грибы: съедобные и ядовитые"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведен в рамках муниципального этапа конкурса "Учитель года 2020"

Просмотр содержимого документа
«Урок кубановедения 2 класс. "Грибы: съедобные и ядовитые"»

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Грибы: съедобные и ядовитые».

Основные цели:

1.

  1. познакомить учащихся с двумя видами грибов, учить их собирать;

  2. развивать умение различать грибы;

  3. учить работать в группах, парах;

  4. воспитывать чувство любви  и бережное отношение к природе.


2. Тренировать умение сравнивать грибы, распознавать несъедобные.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Планируемые результаты:


Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Различать и узнавать изученные объекты живой природы.



Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Осуществлять поиск информации с использованием энциклопедий.

Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность посредством анализа девиза урока;

2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

3) установить тематические рамки урока: грибы съедобные и несъедобные.

- Начнём урок с прочтения девиза урока. Как вы понимаете эти слова?

Слайд 2. «Знать, чтобы уметь, уметь, чтобы действовать»

(Ответы детей)

- Я не просто так выбрала девиз нашего урока. Потому что, то о чем мы сегодня узнаем на уроке обязательно пригодится нам в жизни. Добыв сегодня знания, вы сможете смело действовать на самой «тихой охоте». А как мы добываем наши знания?

(Два шага учебной деятельности на доску)

Сценка. Звучит песня «А мой миленький вареничков хочет…» Хозяйка хлопочет на кухне.

Слайд 3.

Казачка. Наварила я голушечек с утра.

Мне казаченьку кормить пора.

Входит казак. Садится за стол.

Казак. Жинка, накрывай на стол! Вечерять пора. Я сёгодни на «тихой охоте» был. Стомывся.

Хозяйка ставит на стол тарелку. Собирается положить галушки. Казак заглядывает в кастрюлю. Кривится…

Казак. Оце що? Галушки? Я ж тоби грыбив назбырав. Просыв варэнычкив з грыбамы.

Казачка. Яки варэныки? Яки грыбы? Охотничок. Поглянь в лукошко. Грыбив багато, а яки з ных можна зъйисты я не знаю.

Казак. Оце так!..(чешет затылок) А шо нэ вси грыбы можна есть? Я и нэ знав! Що ж робыть?

Казачка. Можэ нам диты допоможуть?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель:

1) повторить названия грибов, известных детям; (связь с уроком литературного чтения)

2) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

3) мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;

4) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

5) организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия.

- Дети на какую «тихую охоту» ходил казак?

(Сбор грибов)

- Почему она называется «тихой»? (Без выстрелов приносят дары леса)

-  Посмотрите, какое сейчас время года за окном.

(Осень).

-Что появляется в лесу осенью?

  (Грибы, желуди, каштаны…)

- Отгадаем загадки, заполним кроссворд и узнаете, о чем мы будем сегодня узнавать на уроке.

Слайд 4.

  1. В шляпке беленькой на ножке
    Рос грибочек у дорожки.
    А теперь в корзинке пусть
    Полежит съедобный...
    (Груздь)

  2. Шляпка красная в горошек,

Кружевной воротничок

Он в лесу не новичок.

(Мухомор)

  1. Он не ветка, не сучок,
    Не цветок и не листок,
    Но, на дереве обычном,
    Трутнем форменным растёт.
    Отвечайте напрямик:
    Кто он, детки? ...

(Трутовик)

  1. Не спорю — не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще.

(Подберезовик)

  1. Крепкий, плотный, очень статный,

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов!

(Белый гриб)

Заполняем кроссворд, появляется ключевое слово «ГРИБЫ»


   - Какие ассоциации можно подобрать к слову грибы?

- Что можно сказать о грибах?

(Дети  говорят слово и кладут в корзину грибы:

« Рыжие, белые, маленькие, большие, вкусные … .)


 - Молодцы! Сколько грибов насобирали в осеннем лесу. 

- Что будем делать дальше?

(Выполнять задание для пробного действия)

Слайд 5

- Поможем распределить грибы, которые собрал казак на группы.

Дети выполняют задание на карточках.

– Что же получилось? (Карточки у всех одинаковые, а группы получились почему-то разные …)

– Чего же вы не смогли сделать? (Мы не смогли точно определить по каким признакам можно разбить грибы на группы или не смогли определить какие грибы относятся к определённой группе)

– Вы поняли, что у вас есть трудность. Что делать? (Подумать, почему она возникла.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1) создать условия для проведения учащимися подробного анализа своих действий;

2) организовать фиксацию учащимися места и причины затруднения: не знаем все грибы, не знаем съедобные они или нет.

Организация учебного процесса на этапе 3:

- Вспомните, почему хозяйка не смогла приготовить вареники с грибами. (Не знала какие грибы можно есть, а какие нет)

- Как называются грибы, которые можно употреблять в пищу? (Съедобные)

- А которые нельзя? (Несъедобные или ядовитые)

-Мы можем точно определить, какие из представленных на карточках грибов можно использовать для приготовления вареников? (Нет. Почему?/Да. Какие?)

– Давайте думать. Где мы можем узнать о грибах? (В справочнике, интернете, спросить у взрослых, послушать своих одноклассников)

– Как же быть? Задать вопрос родителям, в интернет зайти на уроке мы не можем..

(Надо почитать и рассказать о разных грибах в доступных источниках)

– В чём же причина вашего затруднения?

(Нам попались грибы, которые мы не знаем, какие съедобные, какие несъедобные)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) организовать формулирование учащимися конкретной цели своих будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения;

2) согласовать тему урока;

3) создать условия для выбора учащимися средств для построения нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 4:

- Вы догадались? Кто хочет сказать изучению какой темы будет посвящён наш урок. Скажите.

( Грибы съедобные и ядовитые).

Открыть тему на доске.

- Определите цель нашей работы на уроке.

(Научиться различать какие грибы можно принимать в пищу)

- Для чего необходимо владеть такой информацией?

 (Чтобы не отравиться, знать какой гриб можно собирать)


Физминутка

Дима шел, шел, шел и грибок нашел.

Раз грибок, два грибок.

Положили в кузовок.


5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать выявление существенных различий между грибами, установление аналогии между двойниками, познакомить с описанием грибов и внешним видом;

2) зафиксировать новые знания в речи и в виде опорных сигналов;

3) зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

5.Работа в группах.

- Повторение правил работы в группе.

Слайд 6. 

 

-   Каждой группе предстоит поработать на карточка по теме и заполнить таблицу о грибах. Затем представить их классу (вывесить на доску и рассказать о грибах).

 

Таблица. 

Слайд 7. 

     (Картинка с изображением гриба).

 

Название.

Вид.

Съедобный/несъедобный

Где растёт?

Описание:

а) шляпка;

б) ножка.

Двойники

Семейка рассказывает про свой гриб, показывает заполненную таблицу, фото двойников

- На какие два вида можно разделить все грибы?

 (Съедобные и несъедобные)

Обобщение:

– Не все грибы – наши друзья.

Есть и злейшие враги, ядовитые грибы.

И если человек съесть их, у него наступает тяжелое отравление, иногда и смерть.

(Учитель дополняет выступление групп)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение полученных знаний о съедобных и ядовитых грибах с проговариванием во внешней речи.

Игра “Найди третьего лишнего”. Ученики убирают лишнее и обосновывают почему.

Слайд 8.

– Мухомор, сыроежка, груздь.

- Бледная поганка, ложный опенок, грабовик,

- Масленок, свинушка, сморчок.

-Лаковица фиолетовая, красный решеточник, лисички


V. Итог урока

– Ну что, ребята! Как вы думаете помогли мы хозяюшке сделать правильный выбор грибов для вареничков?

– Что надо сделать, если вы сомневаетесь, съедобный гриб или ядовитый?

(Спросить у взрослых.)

– А если вы так и не выяснили, ядовитый гриб или нет, как надо с ним поступить?

(Не срывать незнакомый гриб.)

– Выполнили мы задачи урока?

- У кого остались вопросы?

– У кого всё получилось?

– Оцените свою работу.

– Что мы скажем нашим героям на прощанье?

– Ребята, знаете, чтобы Хозяюшке не скучно было лепить вареники , давайте напишем ей письма. В них вы сообщите, как вы работали на уроке.

Раздать «листы настроения».


Хозяка. Спасибо вам. Теперь я швыдко прыготовлю варэнычкив. Порадую семью. И вы прыходьтэ!


VI. Домашнее задание.

Рассказать дома о новых знаниях. Подготовить кроссворды не более 4-х слов. Девочкам о съедобных, мальчикам о несъедобных грибах.





































ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. В шляпке беленькой на ножке
    Рос грибочек у дорожки.
    А теперь в корзинке пусть
    Полежит съедобный...


  1. Шляпка красная в горошек,

Кружевной воротничок

Он в лесу не новичок.



  1. Он не ветка, не сучок,
    Не цветок и не листок,
    Но, на дереве обычном,
    Трутнем форменным растёт.
    Отвечайте напрямик:
    Кто он, детки? ...


  1. Не спорю — не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще.



  1. Крепкий, плотный, очень статный,

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов!










Игра “Найди третьего лишнего”.

Зачеркни в каждой строке лишнее.


  1. Мухомор, сыроежка, груздь.


  1. Бледная поганка, ложный опенок, грабовик.

  1. Масленок, свинушка, сморчок.


  1. Лаковица фиолетовая, красный решеточник, лисички



Игра “Найди третьего лишнего”.

Зачеркни в каждой строке лишнее.


  1. Мухомор, сыроежка, груздь.


  1. Бледная поганка, ложный опенок, грабовик.

  1. Масленок, свинушка, сморчок.


  1. Лаковица фиолетовая, красный решеточник, лисички



Игра “Найди третьего лишнего”.

Зачеркни в каждой строке лишнее.


  1. Мухомор, сыроежка, груздь.


  1. Бледная поганка, ложный опенок, грабовик.

  1. Масленок, свинушка, сморчок.


  1. Лаковица фиолетовая, красный решеточник, лисички


Игра “Найди третьего лишнего”.

Зачеркни в каждой строке лишнее.


  1. Мухомор, сыроежка, груздь.


  1. Бледная поганка, ложный опенок, грабовик.

  1. Масленок, свинушка, сморчок.


  1. Лаковица фиолетовая, красный решеточник, лисички





Казачка. Наварила я голушечек с утра.

Мне казаченьку кормить пора.


Входит казак. Садится за стол.


Казак. Жинка, накрывай на стол! Вечерять пора. Я сёгодни на «тихой охоте» был. Стомывся.


Хозяйка ставит на стол тарелку. Собирается положить галушки. Казак заглядывает в кастрюлю. Кривится…


Казак. Оце що? Галушки? Я ж тоби грыбив назбырав. Просыв варэнычкив з грыбамы.


Казачка. Яки варэныки? Яки грыбы? Охотничок. Поглянь в лукошко. Грыбив багато, а яки з ных можна зъйисты я не знаю.


Казак. Оце так!..(чешет затылок) А шо нэ вси грыбы можна есть? Я и нэ знав! Що ж робыть?


Казачка. Можэ нам диты допоможуть?



Казачка. Наварила я голушечек с утра.

Мне казаченьку кормить пора.


Входит казак. Садится за стол.


Казак. Жинка, накрывай на стол! Вечерять пора. Я сёгодни на «тихой охоте» был. Стомывся.


Хозяйка ставит на стол тарелку. Собирается положить галушки. Казак заглядывает в кастрюлю. Кривится…


Казак. Оце що? Галушки? Я ж тоби грыбив назбырав. Просыв варэнычкив з грыбамы.


Казачка. Яки варэныки? Яки грыбы? Охотничок. Поглянь в лукошко. Грыбив багато, а яки з ных можна зъйисты я не знаю.


Казак. Оце так!..(чешет затылок) А шо нэ вси грыбы можна есть? Я и нэ знав! Що ж робыть?


Казачка. Можэ нам диты допоможуть?


Хозяка. Спасибо вам. Теперь я швыдко прыготовлю варэнычкив. Порадую семью. И вы прыходьтэ!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!