Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Грибы: съедобные и ядовитые».
Основные цели:
1.
познакомить учащихся с двумя видами грибов, учить их собирать;
развивать умение различать грибы;
учить работать в группах, парах;
воспитывать чувство любви и бережное отношение к природе.
2. Тренировать умение сравнивать грибы, распознавать несъедобные.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.
Планируемые результаты:
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Различать и узнавать изученные объекты живой природы. | Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. | Осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. Осуществлять поиск информации с использованием энциклопедий. | Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. |
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность посредством анализа девиза урока;
2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
3) установить тематические рамки урока: грибы съедобные и несъедобные.
- Начнём урок с прочтения девиза урока. Как вы понимаете эти слова?
Слайд 2. «Знать, чтобы уметь, уметь, чтобы действовать»
(Ответы детей)
- Я не просто так выбрала девиз нашего урока. Потому что, то о чем мы сегодня узнаем на уроке обязательно пригодится нам в жизни. Добыв сегодня знания, вы сможете смело действовать на самой «тихой охоте». А как мы добываем наши знания?
(Два шага учебной деятельности на доску)
Сценка. Звучит песня «А мой миленький вареничков хочет…» Хозяйка хлопочет на кухне.
Слайд 3.
Казачка. Наварила я голушечек с утра.
Мне казаченьку кормить пора.
Входит казак. Садится за стол.
Казак. Жинка, накрывай на стол! Вечерять пора. Я сёгодни на «тихой охоте» был. Стомывся.
Хозяйка ставит на стол тарелку. Собирается положить галушки. Казак заглядывает в кастрюлю. Кривится…
Казак. Оце що? Галушки? Я ж тоби грыбив назбырав. Просыв варэнычкив з грыбамы.
Казачка. Яки варэныки? Яки грыбы? Охотничок. Поглянь в лукошко. Грыбив багато, а яки з ных можна зъйисты я не знаю.
Казак. Оце так!..(чешет затылок) А шо нэ вси грыбы можна есть? Я и нэ знав! Що ж робыть?
Казачка. Можэ нам диты допоможуть?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цель:
1) повторить названия грибов, известных детям; (связь с уроком литературного чтения)
2) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
3) мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;
4) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
5) организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия.
- Дети на какую «тихую охоту» ходил казак?
(Сбор грибов)
- Почему она называется «тихой»? (Без выстрелов приносят дары леса)
- Посмотрите, какое сейчас время года за окном.
(Осень).
-Что появляется в лесу осенью?
(Грибы, желуди, каштаны…)
- Отгадаем загадки, заполним кроссворд и узнаете, о чем мы будем сегодня узнавать на уроке.
Слайд 4.
В шляпке беленькой на ножке
Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть
Полежит съедобный...
(Груздь)
Шляпка красная в горошек,
Кружевной воротничок
Он в лесу не новичок.
(Мухомор)
Он не ветка, не сучок,
Не цветок и не листок,
Но, на дереве обычном,
Трутнем форменным растёт.
Отвечайте напрямик:
Кто он, детки? ...
(Трутовик)
Не спорю — не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.
(Подберезовик)
Крепкий, плотный, очень статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов!
(Белый гриб)
Заполняем кроссворд, появляется ключевое слово «ГРИБЫ»
- Какие ассоциации можно подобрать к слову грибы?
- Что можно сказать о грибах?
(Дети говорят слово и кладут в корзину грибы:
« Рыжие, белые, маленькие, большие, вкусные … .)
- Молодцы! Сколько грибов насобирали в осеннем лесу.
- Что будем делать дальше?
(Выполнять задание для пробного действия)
Слайд 5
- Поможем распределить грибы, которые собрал казак на группы.
Дети выполняют задание на карточках.
– Что же получилось? (Карточки у всех одинаковые, а группы получились почему-то разные …)
– Чего же вы не смогли сделать? (Мы не смогли точно определить по каким признакам можно разбить грибы на группы или не смогли определить какие грибы относятся к определённой группе)
– Вы поняли, что у вас есть трудность. Что делать? (Подумать, почему она возникла.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1) создать условия для проведения учащимися подробного анализа своих действий;
2) организовать фиксацию учащимися места и причины затруднения: не знаем все грибы, не знаем съедобные они или нет.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Вспомните, почему хозяйка не смогла приготовить вареники с грибами. (Не знала какие грибы можно есть, а какие нет)
- Как называются грибы, которые можно употреблять в пищу? (Съедобные)
- А которые нельзя? (Несъедобные или ядовитые)
-Мы можем точно определить, какие из представленных на карточках грибов можно использовать для приготовления вареников? (Нет. Почему?/Да. Какие?)
– Давайте думать. Где мы можем узнать о грибах? (В справочнике, интернете, спросить у взрослых, послушать своих одноклассников)
– Как же быть? Задать вопрос родителям, в интернет зайти на уроке мы не можем..
(Надо почитать и рассказать о разных грибах в доступных источниках)
– В чём же причина вашего затруднения?
(Нам попались грибы, которые мы не знаем, какие съедобные, какие несъедобные)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) организовать формулирование учащимися конкретной цели своих будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения;
2) согласовать тему урока;
3) создать условия для выбора учащимися средств для построения нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Вы догадались? Кто хочет сказать изучению какой темы будет посвящён наш урок. Скажите.
( Грибы съедобные и ядовитые).
Открыть тему на доске.
- Определите цель нашей работы на уроке.
(Научиться различать какие грибы можно принимать в пищу)
- Для чего необходимо владеть такой информацией?
(Чтобы не отравиться, знать какой гриб можно собирать)
Физминутка
Дима шел, шел, шел и грибок нашел.
Раз грибок, два грибок.
Положили в кузовок.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать выявление существенных различий между грибами, установление аналогии между двойниками, познакомить с описанием грибов и внешним видом;
2) зафиксировать новые знания в речи и в виде опорных сигналов;
3) зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
5.Работа в группах.
- Повторение правил работы в группе.
Слайд 6.
- Каждой группе предстоит поработать на карточка по теме и заполнить таблицу о грибах. Затем представить их классу (вывесить на доску и рассказать о грибах).
Таблица.
Слайд 7.
(Картинка с изображением гриба). |
Название. |
Вид. |
Съедобный/несъедобный |
Где растёт? |
Описание: |
а) шляпка; |
б) ножка. |
Двойники |
Семейка рассказывает про свой гриб, показывает заполненную таблицу, фото двойников
- На какие два вида можно разделить все грибы?
(Съедобные и несъедобные)
Обобщение:
– Не все грибы – наши друзья.
Есть и злейшие враги, ядовитые грибы.
И если человек съесть их, у него наступает тяжелое отравление, иногда и смерть.
(Учитель дополняет выступление групп)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение полученных знаний о съедобных и ядовитых грибах с проговариванием во внешней речи.
Игра “Найди третьего лишнего”. Ученики убирают лишнее и обосновывают почему.
Слайд 8.
– Мухомор, сыроежка, груздь.
- Бледная поганка, ложный опенок, грабовик,
- Масленок, свинушка, сморчок.
-Лаковица фиолетовая, красный решеточник, лисички
V. Итог урока
– Ну что, ребята! Как вы думаете помогли мы хозяюшке сделать правильный выбор грибов для вареничков?
– Что надо сделать, если вы сомневаетесь, съедобный гриб или ядовитый?
(Спросить у взрослых.)
– А если вы так и не выяснили, ядовитый гриб или нет, как надо с ним поступить?
(Не срывать незнакомый гриб.)
– Выполнили мы задачи урока?
- У кого остались вопросы?
– У кого всё получилось?
– Оцените свою работу.
– Что мы скажем нашим героям на прощанье?
– Ребята, знаете, чтобы Хозяюшке не скучно было лепить вареники , давайте напишем ей письма. В них вы сообщите, как вы работали на уроке.
Раздать «листы настроения».
Хозяка. Спасибо вам. Теперь я швыдко прыготовлю варэнычкив. Порадую семью. И вы прыходьтэ!
VI. Домашнее задание.
Рассказать дома о новых знаниях. Подготовить кроссворды не более 4-х слов. Девочкам о съедобных, мальчикам о несъедобных грибах.
ПРИЛОЖЕНИЕ
В шляпке беленькой на ножке
Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть
Полежит съедобный...
Шляпка красная в горошек,
Кружевной воротничок
Он в лесу не новичок.
Он не ветка, не сучок,
Не цветок и не листок,
Но, на дереве обычном,
Трутнем форменным растёт.
Отвечайте напрямик:
Кто он, детки? ...
Не спорю — не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.
Крепкий, плотный, очень статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов!
Игра “Найди третьего лишнего”.
Зачеркни в каждой строке лишнее.
Мухомор, сыроежка, груздь.
Бледная поганка, ложный опенок, грабовик.
Масленок, свинушка, сморчок.
Лаковица фиолетовая, красный решеточник, лисички
Игра “Найди третьего лишнего”.
Зачеркни в каждой строке лишнее.
Мухомор, сыроежка, груздь.
Бледная поганка, ложный опенок, грабовик.
Масленок, свинушка, сморчок.
Лаковица фиолетовая, красный решеточник, лисички
Игра “Найди третьего лишнего”.
Зачеркни в каждой строке лишнее.
Мухомор, сыроежка, груздь.
Бледная поганка, ложный опенок, грабовик.
Масленок, свинушка, сморчок.
Лаковица фиолетовая, красный решеточник, лисички
Игра “Найди третьего лишнего”.
Зачеркни в каждой строке лишнее.
Мухомор, сыроежка, груздь.
Бледная поганка, ложный опенок, грабовик.
Масленок, свинушка, сморчок.
Лаковица фиолетовая, красный решеточник, лисички
Казачка. Наварила я голушечек с утра.
Мне казаченьку кормить пора.
Входит казак. Садится за стол.
Казак. Жинка, накрывай на стол! Вечерять пора. Я сёгодни на «тихой охоте» был. Стомывся.
Хозяйка ставит на стол тарелку. Собирается положить галушки. Казак заглядывает в кастрюлю. Кривится…
Казак. Оце що? Галушки? Я ж тоби грыбив назбырав. Просыв варэнычкив з грыбамы.
Казачка. Яки варэныки? Яки грыбы? Охотничок. Поглянь в лукошко. Грыбив багато, а яки з ных можна зъйисты я не знаю.
Казак. Оце так!..(чешет затылок) А шо нэ вси грыбы можна есть? Я и нэ знав! Що ж робыть?
Казачка. Можэ нам диты допоможуть?
Казачка. Наварила я голушечек с утра.
Мне казаченьку кормить пора.
Входит казак. Садится за стол.
Казак. Жинка, накрывай на стол! Вечерять пора. Я сёгодни на «тихой охоте» был. Стомывся.
Хозяйка ставит на стол тарелку. Собирается положить галушки. Казак заглядывает в кастрюлю. Кривится…
Казак. Оце що? Галушки? Я ж тоби грыбив назбырав. Просыв варэнычкив з грыбамы.
Казачка. Яки варэныки? Яки грыбы? Охотничок. Поглянь в лукошко. Грыбив багато, а яки з ных можна зъйисты я не знаю.
Казак. Оце так!..(чешет затылок) А шо нэ вси грыбы можна есть? Я и нэ знав! Що ж робыть?
Казачка. Можэ нам диты допоможуть?
Хозяка. Спасибо вам. Теперь я швыдко прыготовлю варэнычкив. Порадую семью. И вы прыходьтэ!