Цель: Создание условий для формирования представлений учащихся знакомство с басней Ивана Андреевича Крылова «Мартышка и Очки», навыки выразительного чтения.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
№ | Этап урока, цель этапа, время | Методы и приёмы обучения | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Формы работы | Виды контроля, самоконтроля, взаимоконтроля |
1 | Мотивационный этап | Метод: словесный Приём беседа | - Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтение - Как вы думаете, какими мы должны быть на уроке? Давайте начну я на уроке каждый из вас, должен быть внимательным - Я желаю каждому из вас обладать такими качествами, не только на нашем уроке и тогда у нас всё получится. - Давайте начнём наш урок | - Здравствуйте - Старательными, активными | Фронтальная | Контроль |
2 | Речевая разминка | Метод: словесный Приём беседа | - Для того чтобы хорошо и правильно читать, проведём небольшую речевую разминку Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово. ( на доске) Ячитаю книги. Я читаюкниги. Я читаюкниги. -Следующим заданием будет: прочитайте скороговоркусначала про себя. А сейчас первый ряд прочитаем медленно и тихо. Второй ряд – обычным темпом и грустно. Третий ряд – чуть громче и радостно ( на доске) Ткет ткач ткани на платье Тане. -Представим, что перед нами свеча. Нам нужно сделать глубокий вдох, затем выдохнуть, будто хотим её задуть. - Молодцы! | -Выполняют речевую разминку -Выполняют задание учителя -Читают скороговорку с разным темпом и интонацией -Вдыхают, выдыхают | Фронтальная | Контроль |
3 | Самоопределение деятельности | Метод: словесный Приём беседа, рассказ, объяснение | - Давайте поработаем в парах - Какие правила работы на уроке вы знаете? - У вас на столе лежит зашифрованное название литературного жанра с которым мы будем работать на уроке - Что у вас получилось, какой литературный жанр вы расшифровали? - На уроке мы обратимся к жанру басни. - Как вы думаете, а каком баснописце мы поговорим, вы можете посмотреть на его портрет ( на доске) - Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова - А чтобы узнать о ком она, фотозагадку - На уроке, мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки» - Поставим перед собой задачи на урок 1) Продолжим знакомиться с биографией Ивана Андреевича Крылова 2) Познакомимся с басней « Мартышка и очки» 3) Узнаем что такое иносказание -Начнём работать | - Не мешать другим парам, слушать собеседника, отрицаешь предлагай - Басня - Иван Андреевич Крылов - « Мартышка и очки» | Фронтальная | Контроль |
4 | Подготовительная работа | Метод: словесный Приём беседа, рассказ, объяснение Наглядный метод Приём пока портрета автора | - Как звучит первая задача нашего урока? Писатель родился в городе Москве, но по некоторым данным в Троицкой крепости ныне город Троицк в Челябинской области. - Представляете ребята, Иван Андреевич Крылов возможно является нашим земляком. Ваня был очень любознательным и старательным ребёнком . Его отец, Андрей Прохорович Крылов, не получал образования, однако был грамотным человеком, любил чтение, и мечтал выучить сына. Поэтому еще в детстве он отправляет маленького Ивана учиться, но семья не может долго оставаться в Москве, и переезжает в Тверь. Иван Андреевич пробовал множество профессий, которым обучался самостоятельно. И.А. Крылов известен как автор басен. Часть из которых является заимствованной у французского писателя Лафонтена, однако большая часть сочинёна самим Иваном Андреевичем. Троичане гордятся своим земляком. В наше городе установлены арт- объекты по мотивам басен Крылова: « Квартет», « Ворона и Лисица» и « Мартышка и очки» с этой баней мы познакомимся на уроке - Что узнали о детстве баснописца? - Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы? Можно ли по названию определить, о чём будет произведение? | - Продолжим знакомиться с биографией Ивана Андреевича Крылова Писатель родился в городе Москве, но по некоторым данным в Троицкой крепости ныне город Троицк в Челябинской области. Иван Андреевич Крылов был очень любознательным и старательным ребёнком - Главные в басни «Очки» и «Мартышка» о них идёт речь в басни | Фронтальная | Контроль |
5 | Словарная работа | Метод: словесный Приём беседа, рассказ, объяснение Наглядный метод демонстрация кластер Практический метод составление кластера | -Давайте немного отдохнём Рано утром на полянке Так резвились обезьянки: Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ! Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех? Все присели, снова встали Вы резвиться не устали? - Давайте познакомимся с новыми словам, которые будут встречаться на при прочтении, а знакомиться мы с ними будем с помощью составление кластера( на доске картинки слов, название и определение) - Что представлено на доске? Что же такое дюжина ? - Что же такое полдюжины? -Верно! -Посмотрите, на следующее изображение что это? Что же значит слово темя? - Как думаете, какое слово означает это изображение? Что же значит слово невежда? - А как вы думаете, слово невежа имеет одинаковое значение со словом невежда - Невежа- это грубый, невоспитанный человек. - Как вы думаете, что означает слово нанижет? - Это слово означает, оденет подряд на нитку, проволоку - Как вы думаете, что означает выражение к худу клонит? Антонимом слову худо будет хорошо К худу клонит – то есть к плохому клонит - Что означает, выражение нет проку Нет проку - нет толку; -И последнее непонятное слово познатней. Что оно означает, давайте посмотрим на наш кластер что у нас осталось? -Чтобы не ошибиться при чтении этих слов, давайте прочтём их для начала по слогам, затем полностью. Поднесём руку под подбородок и начинаем произносить первое слово все вместе. | - Дюжина - Это комплект из двенадцати одинаковых предметов - Это число шесть половина дюжины -Темя - Верхняя часть головы -Невежда - необразованный, человек - Имеет разное значение - Оденет подряд на нитку, проволоку - К плохому - Думают богаче, выше титулом - Произносят слова по слогам | Фронтальная | Контроль |
6 | Первичное восприятие | Метод: словесный Приём беседа Выразительное чтение учителя басни | - Я прочту басню, а вы внимательно будете слушать Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. «Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак, Кто слушает людских всех врак: Всё про Очки лишь мне налгали; А проку на-волос нет в них». Мартышка тут с досады и с печали О камень так хватила их, Что только брызги засверкали. К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, — цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит. «Ах, как долго мы писали». Ах, как долго мы читали Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.) Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.) Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими) | - Слушают выразительное чтение басни учителя - Выполняют зрительную гимнастику | Фронтальная | Контроль |
7 | Проверка первичного восприятие | Метод: словесный Приём беседа | - Какое настроение вызвала у вас басня « Мартышка и очки»? - Что вызвало ваш смех? Радость? - Когда героя Вам было жалко? - Чем показалась вам басня интересной? -Молодцы! | - Весёлое -Мартышка достала несколько очков, но правильно их применить так и не сумела. Она пробует их на вкус, прижимает к темени, к хвосту. Понятно, что эти действия не помогали ей видеть лучше. Мартышка разбивает очки, подумав, что ее обманули. - Когда Мартышка, так и не сумела правильно использовать очки -Тем, что Мартышка так и не поняла что это она не сумела правильно использовать очки и обвиняла всех, но не себя | Фронтальная | Контроль |
8 | Второе чтение и анализ | Метод: словесный Приём беседа, Наглядный метод демонстрация, | - Давайте прочитаем басню ещё раз на странице 108 учебника, начнём читать по цепочке до точки - Как читаем первые строчки? - Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки. - Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством? - Начинаем с первой парты первого ряда -Молодцы! - Кто главная героиня басни? -Каким недугом стала страдать «Мартышка к старости»? -От кого узнала Мартышка, что можно «завести Очки»? Что сделала Мартышка с очками, когда они ей не помогли? Какими словами, заканчивается басня? - Ребята, а как называется заключительная часть басни? -Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы?» - Ребята, подумайте почему баснописец выбрал для своей басни мартышку? -Это приём называется иносказание , давайте прочитаем что такое иносказание в учебнике на странице 109 в рамке | Спокойно. - С досадой, недовольством. - Высказывают свое мнение. -Мартышка -Ухудшилось зрение - От людей - Разбила - А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит. -Мораль - Главные герои Обезьяны повторяют все за человеком и можно встретить похожих людей, которые пытаются повторять за другими и делают то, в чем сами не разбираются, а если не получилось - винят других. | Фронтальная | Контроль |
9 | Синтез | Метод: словесный Приём беседа Практический метод Выполнение заданий рабочий буклет | -Сейчас, я хочу проверить, как вы внимательно слушали и читали басню. Для этого у вас на столах лежит рабочий буклет. Вам нужно подписать свои рабочие буклеты . -Нужно заполнить имя фамилию и отчество автора басни, название басни, жанр , заполнить пропуски, ответить кто такой баснописец по вашему мнению, отметить стрелками определение с которыми мы познакомились на этапе словарной работы - Если у вас будут вопросы поднимите сигнальные карточки и я к вам подойду | - Слушают инструктаж выполнение задания - Выполняют задание | Фронтальная Индивидуальная | Контроль Самоконтроль |
10 | Подведение итогов.Рефлексия | Метод: словесный Приём беседа | - Давайте подведём итоги нашего урока - Чему учит нас эта басня? - Чтение басен обогащает нас знанеием жизни, родного языка.И. А. Крылов помогал обнаружить недостатки человека, и часто показывал, как от них можно избавиться. -Ребята, вспомните, какие задачи мы поставили в начале урока. - Как выдумаете нам удалось достичь перед собой поставленных задач? Поднимите сигнальные карточки - Мне хочется пожелать вам, ребята, идти по жизни рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других -Давайте оценим свою работу при помощи шляпы успеха, вам нужно оценить свою работу одним словом и прикрепить на шляпу успеха | - Надо учиться, чтобы быть образованным, плохо быть невеждами 1) Продолжим знакомиться с биографией Ивана Андреевича Крылова 2) Познакомимся с басней « Мартышка и очки» 3) Узнаем что такое иносказание - Поднимают сигнальные карточки | Фронтальная | Контроль |
11 | Инструктаж домашнего задания | | | | Фронтальная | Контроль |