СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтение по теме: Иван Андреевич Крылов « Мартышка и очки»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтение по теме: Иван Андреевич Крылов « Мартышка и очки»»

«ГБПОУ Троицкий педагогический колледж»







Технологическая карта

урока литературного чтения в

ГКОУ "ОШИ" для слепых и слабовидящих обучающихся







Дата проведения:

Выполнила студентка КП-4 группы:

Мухамадеева Регина Фаритовна

Методист: Бердышева Юлия Сергеевна ______

Учитель: Ванюшкина Татьяна Леонидовна ______­­­­_





2023- 2024уч.год

г.Троицк

Тема: Иван Андреевич Крылов « Мартышка и очки»

Цель: Создание условий для формирования представлений учащихся знакомство с басней Ивана Андреевича Крылова «Мартышка и Очки», навыки выразительного чтения.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
    Метапредметные результаты


Регулятивные :

  • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

  • Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.



Познавательные :

  • Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике;

  • Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;



Коммуникативные :

  • Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

  • Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).



Предметные результаты:

  • размышлять о характере и поступках героя;

Оборудование:





Ход урока



1

2

3

4

5

6

7

Этап урока,

цель этапа, время

Методы и приёмы

обучения

Деятельность учителя

Деятельность

уч-ся

Формы работы

Виды контроля,

самоконтроля,

взаимоконтроля

1

Мотивационный этап

Метод: словесный

Приём беседа


- Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтение

- Как вы думаете, какими мы должны быть на уроке?

Давайте начну я на уроке каждый из вас, должен быть внимательным

- Я желаю каждому из вас обладать такими качествами, не только на нашем уроке и тогда у нас всё получится.

- Давайте начнём наш урок

- Здравствуйте



- Старательными, активными



Фронтальная

Контроль

2

Речевая разминка

Метод: словесный

Приём беседа


- Для того чтобы хорошо и правильно читать, проведём небольшую речевую разминку

Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово. ( на доске)

Ячитаю книги.

Я читаюкниги.

Я читаюкниги.

-Следующим заданием будет: прочитайте скороговоркусначала про себя. А сейчас первый ряд прочитаем медленно и тихо. Второй ряд – обычным темпом и грустно. Третий ряд – чуть громче и радостно ( на доске)

Ткет ткач ткани на платье Тане.

-Представим, что перед нами свеча. Нам нужно сделать глубокий вдох, затем выдохнуть, будто хотим её задуть.

- Молодцы!

-Выполняют речевую разминку



-Выполняют задание учителя





-Читают скороговорку с разным темпом и интонацией


-Вдыхают, выдыхают


Фронтальная

Контроль

3

Самоопределение деятельности

Метод: словесный

Приём беседа, рассказ, объяснение


- Давайте поработаем в парах

- Какие правила работы на уроке вы знаете?




- У вас на столе лежит зашифрованное название литературного жанра с которым мы будем работать на уроке

- Что у вас получилось, какой литературный жанр вы расшифровали?

- На уроке мы обратимся к жанру басни.
- Как вы думаете, а каком баснописце мы поговорим, вы можете посмотреть на его портрет ( на доске)

- Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова
- А чтобы узнать о ком она, фотозагадку

- На уроке, мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки»


- Поставим перед собой задачи на урок

1) Продолжим знакомиться с биографией Ивана Андреевича Крылова

2) Познакомимся с басней « Мартышка и очки»

3) Узнаем что такое иносказание

-Начнём работать




- Не мешать другим парам, слушать собеседника, отрицаешь предлагай



- Басня


- Иван Андреевич Крылов



- « Мартышка и очки»

Фронтальная

Контроль

4

Подготовительная работа

Метод: словесный

Приём беседа, рассказ, объяснение

Наглядный метод

Приём пока портрета автора


- Как звучит первая задача нашего урока?



Писатель родился в городе Москве, но по некоторым данным в Троицкой крепости ныне город Троицк в Челябинской области.

- Представляете ребята, Иван Андреевич Крылов возможно является нашим земляком. Ваня был очень любознательным и старательным ребёнком . Его отец, Андрей Прохорович Крылов, не получал образования, однако был грамотным человеком, любил чтение, и мечтал выучить сына. Поэтому еще в детстве он отправляет маленького Ивана учиться, но семья не может долго оставаться в Москве, и переезжает в Тверь. Иван Андреевич пробовал множество профессий, которым обучался самостоятельно.

И.А. Крылов известен как автор басен. Часть из которых является заимствованной у французского писателя Лафонтена, однако большая часть сочинёна самим Иваном Андреевичем.

Троичане гордятся своим земляком. В наше городе установлены арт- объекты по мотивам басен Крылова: « Квартет», « Ворона и Лисица» и « Мартышка и очки» с этой баней мы познакомимся на уроке

- Что узнали о детстве баснописца? 









- Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы? Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?


- Продолжим знакомиться с биографией Ивана Андреевича Крылова
















Писатель родился в городе Москве, но по некоторым данным в Троицкой крепости ныне город Троицк в Челябинской области. Иван Андреевич Крылов был очень любознательным и старательным ребёнком

- Главные в басни «Очки» и «Мартышка» о них идёт речь в басни


Фронтальная

Контроль

5

Словарная работа

Метод: словесный

Приём беседа, рассказ, объяснение


Наглядный метод

демонстрация кластер

Практический метод составление кластера


-Давайте немного отдохнём

Рано утром на полянке

Так резвились обезьянки:

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Все присели, снова встали

Вы резвиться не устали?


- Давайте познакомимся с новыми словам, которые будут встречаться на при прочтении, а знакомиться мы с ними будем с помощью составление кластера( на доске картинки слов, название и определение)

- Что представлено на доске?

Что же такое дюжина ?



- Что же такое полдюжины?


-Верно!

-Посмотрите, на следующее изображение что это?

Что же значит слово темя?

- Как думаете, какое слово означает это изображение?

Что же значит слово невежда?

- А как вы думаете, слово невежа имеет одинаковое значение со словом невежда

- Невежа- это грубый, невоспитанный человек.


- Как вы думаете, что означает слово нанижет?

- Это слово означает, оденет подряд на нитку, проволоку

- Как вы думаете, что означает выражение к худу клонит? Антонимом слову худо будет хорошо

К худу клонит – то есть к плохому клонит


- Что означает, выражение нет проку

Нет проку - нет толку;

-И последнее непонятное слово познатней. Что оно означает, давайте посмотрим на наш кластер что у нас осталось?

-Чтобы не ошибиться при чтении этих слов, давайте прочтём их для начала по слогам, затем полностью. Поднесём руку под подбородок и начинаем произносить первое слово все вместе.












- Дюжина

- Это комплект из двенадцати одинаковых предметов

- Это число шесть половина дюжины



-Темя

- Верхняя часть головы

-Невежда

- необразованный, человек

- Имеет разное значение



- Оденет подряд на нитку, проволоку


- К плохому


- Думают



богаче, выше титулом



- Произносят слова по слогам

Фронтальная

Контроль

6

Первичное восприятие

Метод: словесный

Приём беседа

Выразительное чтение учителя басни

- Я прочту басню, а вы внимательно будете слушать



Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

«Ах, как долго мы писали».

Ах, как долго мы читали

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)


- Слушают выразительное чтение басни учителя
















- Выполняют зрительную гимнастику

Фронтальная

Контроль

7

Проверка первичного восприятие

Метод: словесный

Приём беседа


- Какое настроение вызвала у вас басня « Мартышка и очки»?

- Что вызвало ваш смех? Радость?










- Когда героя Вам было жалко?






- Чем показалась вам басня интересной?





-Молодцы!


- Весёлое


-Мартышка достала несколько очков, но правильно их применить так и не сумела. Она пробует их на вкус, прижимает к темени, к хвосту. Понятно, что эти действия не помогали ей видеть лучше. Мартышка разбивает очки, подумав, что ее обманули.

- Когда Мартышка, так и не сумела правильно использовать очки



-Тем, что Мартышка так и не поняла что это она не сумела правильно использовать очки и обвиняла всех, но не себя

Фронтальная

Контроль

8

Второе чтение и анализ

Метод: словесный

Приём беседа,

Наглядный метод демонстрация,


- Давайте прочитаем басню ещё раз на странице 108 учебника, начнём читать по цепочке до точки

- Как читаем первые строчки?

 - Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки.

- Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством?    


- Начинаем с первой парты первого ряда

-Молодцы!

- Кто главная героиня басни?

-Каким недугом стала страдать «Мартышка к старости»?

-От кого узнала Мартышка, что можно «завести Очки»?

Что сделала Мартышка с очками, когда они ей не помогли?

Какими словами, заканчивается басня?


- Ребята, а как называется заключительная часть басни?

-Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы?» 

- Ребята, подумайте почему баснописец выбрал для своей басни мартышку?







-Это приём называется иносказание , давайте прочитаем что такое иносказание в учебнике на странице 109 в рамке



 Спокойно.  

- С досадой, недовольством.    

- Высказывают свое мнение.





-Мартышка

-Ухудшилось зрение


- От людей

- Разбила

- А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит.

-Мораль

- Главные герои

Обезьяны повторяют все за человеком и можно встретить похожих людей, которые пытаются повторять за другими и делают то, в чем сами не разбираются, а если не получилось - винят других.





Фронтальная

Контроль

9

Синтез

Метод: словесный

Приём беседа

Практический метод

Выполнение заданий рабочий буклет

-Сейчас, я хочу проверить, как вы внимательно слушали и читали басню. Для этого у вас на столах лежит рабочий буклет. Вам нужно подписать свои рабочие буклеты .

-Нужно заполнить имя фамилию и отчество автора басни, название басни, жанр , заполнить пропуски, ответить кто такой баснописец по вашему мнению, отметить стрелками определение с которыми мы познакомились на этапе словарной работы

- Если у вас будут вопросы поднимите сигнальные карточки и я к вам подойду

- Слушают инструктаж выполнение задания





- Выполняют задание

Фронтальная

Индивидуальная

Контроль

Самоконтроль

10

Подведение итогов.Рефлексия

Метод: словесный

Приём беседа


- Давайте подведём итоги нашего урока

- Чему учит нас эта басня? 



- Чтение басен обогащает нас знанеием жизни, родного языка.И. А. Крылов помогал обнаружить недостатки человека, и часто показывал, как от них можно избавиться.

-Ребята, вспомните, какие задачи мы поставили в начале урока.








- Как выдумаете нам удалось достичь перед собой поставленных задач? Поднимите сигнальные карточки

- Мне хочется пожелать вам, ребята, идти по жизни рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других

-Давайте оценим свою работу при помощи шляпы успеха, вам нужно оценить свою работу одним словом и прикрепить на шляпу успеха


- Надо учиться, чтобы быть образованным, плохо быть невеждами



1) Продолжим знакомиться с биографией Ивана Андреевича Крылова

2) Познакомимся с басней « Мартышка и очки»

3) Узнаем что такое иносказание


- Поднимают сигнальные карточки


Фронтальная

Контроль

11

Инструктаж домашнего задания




Фронтальная

Контроль


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!