СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения а тему: "К.Паустовский. Корзина с еловыми шишками"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения на тему: К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения а тему: "К.Паустовский. Корзина с еловыми шишками"»

Урок №_____

Тема: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Цель урока: формирование у детей представлений о нравственности, эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений литературы и музыки на примере рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и музыки Э.Грига.

Задачи:

Обучающие: - познакомить учащихся с произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», проанализировать его; показать, как рождается музыка и как она может воздействовать на слушателя, о чем может рассказать;

формировать навык выразительного чтения и умения определять и формулировать идею произведения; обучить анализу художественного произведения; формировать внимательное отношение к языку художественного произведения; познакомить учащихся с жизнью и творчеством Эдварда Грига;

Развивающие: - способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению; развивать речь учащихся; развивать воображение, мышление, творческие способности учащихся;

Воспитательные: - воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей действительности; воспитывать любвь к музыке и литературе.

Планируемые результаты:

Регулятивные УУД  - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей 

Познавательные УУД  - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебники разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД  - уметь оформлять свои  мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  формулировать собственное мнение и позицию

Личностные – понимать точки зрения других людей, действовать в условиях конфликта мнений, планировать совместную деятельность, принимать совместные решения.

Предметные – умение работать над содержанием глав, используя различные виды чтения, приемы критического мышления , умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями.


Тип урока: урок открытия новых знаний.


Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование: запись музыкального произведения Э.Грига «Утро», портреты К.Г.Паустовского и Э.Грига, карточки для речевой разминки.







Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

- Сегодня на уроке постарайтесь быть внимательными и активными, покажите свои творческие способности, умение правильно выражать свои мысли, умение слушать и понимать язык литературы и язык классической музыки.

2. Целеполагание и мотивация.

Наш урок я хотела бы начать красивыми и мудрыми словами. Давайте прочитаем их вместе.

« …Не жалейте сердца, не таите доброты и нежности своей,

Ни своих презрений и открытий не держите в тайне от людей…

Торопитесь все отдать при жизни, чтоб, уйдя к небытию во власть,

Теплым ливнем, снегом ли пушистым снова к милой родине припасть.»

То, что прозвучало в этих строках, касается нас всех. Автор этих строк дает совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так

прожили свою жизнь люди, которым будет посвящен этот урок чтения. Я предлагаю вам расшифровать имена этих людей.

ЙИКСВОТСУАПЧИВЕИГРОЕГНИТНАТСНОК (КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ)

ГИРГДРАВДЭ (ЭДВАРД ГРИГ)

Это Константин Георгиевич Паустовский и Эдвард Григ.

Речевая разминка

Прежде чем мы начнем знакомство с новым для вас литературным произведением давайте настоимся на чтение. У вас на столах лежат карточки со стихотворением.

Чтение по ремаркам: весело,шумно,вопросительно,удивленно

Беседа после прочтения:

- Ребята, а вы любите гулять в лесу?

- Чем вас привлекают эти прогулки?

- О чём вы думаете или мечтаете, когда прогуливаетесь?

- Я тоже очень люблю гулять по лесу, особенно зимой и осенью потому, что в эти времена года лес очень красив и необычен.

Сегодня необычно мы начнем знакомство с новым произведением. Загляните в конец рассказа. Прочитайте последние четыре слова. («…чем должен жить человек…»)

- Какой знак препинания стоит после этих слов? (многоточие)

- Для чего автор поставил многоточие? (есть продолжение или недосказанность, что-то нужно домыслить)

- В литературе это называется: риторический вопрос. ( Риторический вопрос не требует ответа, но заставляет задуматься)

- Попробуйте сформулировать цель урока. ( задуматься: чем должен жить человек, найти ответ автора на этот вопрос в тексте, выразить свое мнение на поставленный вопрос)

3.Физминутка

4.Работа по теме урока

1) Подготовка к художественному восприятию произведения

- Мы уже читали произведения К.Г.Паустовского.

( на доску повесить портрет К.Г.Паустовского)

Вспомните их. («Заячьи лапы», «Какие бывают дожди», «Стальное колечко», «Барсучий нос»)

Ну, а сейчас …. нам расскажет о жизни Константина Георгиевича.

Ученица рассказывает рассказ об авторе.

- К. Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Он встречался со многими известными людьми: композиторами, художниками, писателями. Часто Константин Георгиевич описывал случаи из их жизни. С одной такой историей мы сегодня познакомимся. Надо отметить, что с человеком, о котором мы будем сегодня читать, К.Г. Паустовский познакомился через музыку. Послушайте музыкальное произведение и представьте себе композитора, который написал его.

( звучит музыка Э. Грига «Утро»)

- Какие чувства вызвала у вас эта музыка?

Что вы представляли, когда слушали эту музыка? (плеск волн океана, горное эхо, звуки пастушьего рожка, шествие маленьких волшебных гномов)

( на доске появляется портрет Э. Грига)

- Автор этого музыкального произведения – великий норвежский композитор Эдвард Григ.

Давайте послушаем небольшой рассказ о нём, который приготовила для нас …..

Ученица рассказывает рассказ о композиторе.

Вот об этом человеке мы и будем читать рассказ К.Паустовского « Корзина с еловыми шишками».

Давайте прочитаем рассказ и постараемся увидеть композитора таким, каким он был в представлении К.Паустовского.Сегодня мы познакомимся только с двумя частями рассказа.По ходу чтения отметьте слова не знакомые для вас.

2) Работа в группах

Чтение по частям текста (1-2 части)

Учащиеся отрабатывают навык чтения по группам по цепочке.

3)Словарная работа

3) Проверка первичного восприятия

- Где происходят события рассказа?

- Что делал в лесу Э. Григ?

- С какой целью отправилась в лес дочь лесника?

- Расскажите о встрече маленькой Дагни с композитором. Используйте в своем рассказе слова автора.

Перечитайте отрывок о том, как Григ сочинял свое произведение, посвященное дочери лесника. О чем думал композитор во время игры? Какие картины виделись ему?

- Что говорил великий композитор о жизни?

- Почему он чувствовал себя счастливым человеком?

- Как слушала Дагни музыку, посвященную ей?

- Какие мысли и чувства вдруг охватили ее?

- Почему она сразу вспомнила того седого человека, который ей встретился в лесу и помог донести до дома корзину с еловыми шишками?

- Что она думала о композиторе? Как называла его?

5.Физминутка

6. Обобщение

- В жизни ни Паустовский, ни Григ не встречались. Как вы думаете, почему?

- Почему же тогда К. Паустовский решил написать рассказ об Э. Григе?

- Могли бы они подружиться? Объясните свое мнение.

- Какое чудо случилось в жизни Дагни?

- Какую главную истину открыла для себя Дагни, слушая музыку Эдварда Грига?

7. Итог урока

- Так чем же должен жить человек?

- Кто захотел после этого урока прочитать другие произведения К.Г.Паустовского, послушать другие музыкальные произведения Э.Грига?

8. Рефлексия

- За что могли бы себя похвалить после урока?

- Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшей жизни?

- Какие выводы сделали для себя?

- Надеюсь, что теперь вы будете чаще любоваться природой и ценить каждую минуту жизни.

9.Домашнее задание: подготовить пересказ той части рассказа, которая вам понравилась больше всего понравилась; подготовить выразительное чтение понравившейся части рассказа; нарисовать рисунок к понравившейся части.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!