Урок №_____
Тема: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Цель урока: формирование у детей представлений о нравственности, эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений литературы и музыки на примере рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и музыки Э.Грига.
Задачи:
Обучающие: - познакомить учащихся с произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», проанализировать его; показать, как рождается музыка и как она может воздействовать на слушателя, о чем может рассказать;
формировать навык выразительного чтения и умения определять и формулировать идею произведения; обучить анализу художественного произведения; формировать внимательное отношение к языку художественного произведения; познакомить учащихся с жизнью и творчеством Эдварда Грига;
Развивающие: - способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению; развивать речь учащихся; развивать воображение, мышление, творческие способности учащихся;
Воспитательные: - воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей действительности; воспитывать любвь к музыке и литературе.
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
Познавательные УУД - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебники разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию
Личностные – понимать точки зрения других людей, действовать в условиях конфликта мнений, планировать совместную деятельность, принимать совместные решения.
Предметные – умение работать над содержанием глав, используя различные виды чтения, приемы критического мышления , умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная.
Оборудование: запись музыкального произведения Э.Грига «Утро», портреты К.Г.Паустовского и Э.Грига, карточки для речевой разминки.
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
- Сегодня на уроке постарайтесь быть внимательными и активными, покажите свои творческие способности, умение правильно выражать свои мысли, умение слушать и понимать язык литературы и язык классической музыки.
2. Целеполагание и мотивация.
Наш урок я хотела бы начать красивыми и мудрыми словами. Давайте прочитаем их вместе.
« …Не жалейте сердца, не таите доброты и нежности своей,
Ни своих презрений и открытий не держите в тайне от людей…
Торопитесь все отдать при жизни, чтоб, уйдя к небытию во власть,
Теплым ливнем, снегом ли пушистым снова к милой родине припасть.»
То, что прозвучало в этих строках, касается нас всех. Автор этих строк дает совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так
прожили свою жизнь люди, которым будет посвящен этот урок чтения. Я предлагаю вам расшифровать имена этих людей.
ЙИКСВОТСУАПЧИВЕИГРОЕГНИТНАТСНОК (КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ)
ГИРГДРАВДЭ (ЭДВАРД ГРИГ)
Это Константин Георгиевич Паустовский и Эдвард Григ.
Речевая разминка
Прежде чем мы начнем знакомство с новым для вас литературным произведением давайте настоимся на чтение. У вас на столах лежат карточки со стихотворением.
Чтение по ремаркам: весело,шумно,вопросительно,удивленно
Беседа после прочтения:
- Ребята, а вы любите гулять в лесу?
- Чем вас привлекают эти прогулки?
- О чём вы думаете или мечтаете, когда прогуливаетесь?
- Я тоже очень люблю гулять по лесу, особенно зимой и осенью потому, что в эти времена года лес очень красив и необычен.
Сегодня необычно мы начнем знакомство с новым произведением. Загляните в конец рассказа. Прочитайте последние четыре слова. («…чем должен жить человек…»)
- Какой знак препинания стоит после этих слов? (многоточие)
- Для чего автор поставил многоточие? (есть продолжение или недосказанность, что-то нужно домыслить)
- В литературе это называется: риторический вопрос. ( Риторический вопрос не требует ответа, но заставляет задуматься)
- Попробуйте сформулировать цель урока. ( задуматься: чем должен жить человек, найти ответ автора на этот вопрос в тексте, выразить свое мнение на поставленный вопрос)
3.Физминутка
4.Работа по теме урока
1) Подготовка к художественному восприятию произведения
- Мы уже читали произведения К.Г.Паустовского.
( на доску повесить портрет К.Г.Паустовского)
Вспомните их. («Заячьи лапы», «Какие бывают дожди», «Стальное колечко», «Барсучий нос»)
Ну, а сейчас …. нам расскажет о жизни Константина Георгиевича.
Ученица рассказывает рассказ об авторе.
- К. Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Он встречался со многими известными людьми: композиторами, художниками, писателями. Часто Константин Георгиевич описывал случаи из их жизни. С одной такой историей мы сегодня познакомимся. Надо отметить, что с человеком, о котором мы будем сегодня читать, К.Г. Паустовский познакомился через музыку. Послушайте музыкальное произведение и представьте себе композитора, который написал его.
( звучит музыка Э. Грига «Утро»)
- Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
Что вы представляли, когда слушали эту музыка? (плеск волн океана, горное эхо, звуки пастушьего рожка, шествие маленьких волшебных гномов)
( на доске появляется портрет Э. Грига)
- Автор этого музыкального произведения – великий норвежский композитор Эдвард Григ.
Давайте послушаем небольшой рассказ о нём, который приготовила для нас …..
Ученица рассказывает рассказ о композиторе.
Вот об этом человеке мы и будем читать рассказ К.Паустовского « Корзина с еловыми шишками».
Давайте прочитаем рассказ и постараемся увидеть композитора таким, каким он был в представлении К.Паустовского.Сегодня мы познакомимся только с двумя частями рассказа.По ходу чтения отметьте слова не знакомые для вас.
2) Работа в группах
Чтение по частям текста (1-2 части)
Учащиеся отрабатывают навык чтения по группам по цепочке.
3)Словарная работа
3) Проверка первичного восприятия
- Где происходят события рассказа?
- Что делал в лесу Э. Григ?
- С какой целью отправилась в лес дочь лесника?
- Расскажите о встрече маленькой Дагни с композитором. Используйте в своем рассказе слова автора.
Перечитайте отрывок о том, как Григ сочинял свое произведение, посвященное дочери лесника. О чем думал композитор во время игры? Какие картины виделись ему?
- Что говорил великий композитор о жизни?
- Почему он чувствовал себя счастливым человеком?
- Как слушала Дагни музыку, посвященную ей?
- Какие мысли и чувства вдруг охватили ее?
- Почему она сразу вспомнила того седого человека, который ей встретился в лесу и помог донести до дома корзину с еловыми шишками?
- Что она думала о композиторе? Как называла его?
5.Физминутка
6. Обобщение
- В жизни ни Паустовский, ни Григ не встречались. Как вы думаете, почему?
- Почему же тогда К. Паустовский решил написать рассказ об Э. Григе?
- Могли бы они подружиться? Объясните свое мнение.
- Какое чудо случилось в жизни Дагни?
- Какую главную истину открыла для себя Дагни, слушая музыку Эдварда Грига?
7. Итог урока
- Так чем же должен жить человек?
- Кто захотел после этого урока прочитать другие произведения К.Г.Паустовского, послушать другие музыкальные произведения Э.Грига?
8. Рефлексия
- За что могли бы себя похвалить после урока?
- Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшей жизни?
- Какие выводы сделали для себя?
- Надеюсь, что теперь вы будете чаще любоваться природой и ценить каждую минуту жизни.
9.Домашнее задание: подготовить пересказ той части рассказа, которая вам понравилась больше всего понравилась; подготовить выразительное чтение понравившейся части рассказа; нарисовать рисунок к понравившейся части.