СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения: Обобщение по разделу «Литературные сказки»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок - обобщение по разделу "Литературные сказки". Цели урока: создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя; формировать собственные суждения и высказывания по теме.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения: Обобщение по разделу «Литературные сказки»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шатковская средняя школа»





Открытый урок по литературному чтению.

УМК «Школа России».



Тема: « Обобщение по разделу «Литературные сказки»






Подготовила

учитель начальных классов:

Журкина Екатерина Ивановна




Шатки


Тема: « Обобщение по разделу «Литературные сказки»

Цели: обобщить знания по данному разделу, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя, формирование собственного суждения и высказывания по теме. Проверить сформированность умения работать с учебной книгой.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественные произведения

  • Использовать в речи литературоведческие понятия

  • Продолжить развитие общего и литературного образования

  • Формировать понятие о нравственности

  • Способствовать обогащению словаря учащихся, развивать речевые умения

  • Развивать творческие способности

Метапредметные:

Способствовать формированию УУД:

регулятивных: учить понимать роль в учебном сотрудничестве, осуществлять самоконтроль, формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, работать по плану, формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности;

познавательных: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, давать оценку поступкам литературных героев, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

коммуникативных: учить договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, строить монологические высказывания, оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

личностных: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, формировать адекватную самооценку, формировать чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой, формировать установку на здоровый образ жизни, развивать сопереживание, эмоционально – нравственную отзывчивость.

Оборудование: компьютер, проектор, фотографии писателей.








Ход урока

Орг. Момент:

Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, садитесь.

Начнём наш урок со стихотворения загадки, послушайте:

Не наяву и не во сне,

Без страха и без робости

Мы снова бродим по стране,

Которой нет на глобусе.

На карту не нанесена,

Не знаем ты и я,

Что есть страна синеглазка

И называется…(сказка)

- О чем сегодня пойдет речь? (о сказке)

II. Актуализация знаний

-А почему их называют сказками? (в них присутствует волшебство)

III. Постановка цели урока.

Как называется раздел, над которым мы работали?

-Что общего у этих сказок?

( в основу литературных сказок положены народные, но они пересказаны автором)

- Сегодня мы ещё раз встретимся с любимыми героями прочитанных сказок.

- Сформулируйте тему урока

«Обобщение по разделу «Литературные сказки». (Тема на экран слайд)

Прежде чем начать работу, мы должны поставить перед собой цели.

Чему мы должны научиться?

Вспомнить и обобщить полученные знания,

Развивать речь, внимание, творческое мышление;

Воспитывать интерес к чтению книг; доброту, отзывчивость.

IV. Обобщение по сказкам

1).- И так, добро пожаловать в страну сказок!

У нас 4 команды, вас ждут испытания, вы лучшие знатоки сказок, потренируем ваше внимание и память.

Поэтому вспомним правила работы в группе: не перебивать рассказчика, дать возможность высказывать своё мнение всем участникам группы, не кричать.

Сегодня на уроке вы будете оценивать работу своей группы сами.

Перед вами оценочные листы. Напротив каждого номера задания вы должны поставить знак « +» - отлично, здорово, « Галочка»- хорошо, « -» - можно лучше.

(значение знаков расположены на доске)

ЗАДАНИЕ № 1 Ну вот и первое испытание: Узнай автора

- Я вам зачитаю отрывки из биографий писателей, а вам нужно будет назвать полные их имена. ( Работа с мультимедиа- слайды 2,3,4,5)

  • Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в по­мещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге, где сблизил­ся с кружком «Беседа любителей русского слова». Очень любил двух своих сыновей, которые тоже стали известными.

(Сергей Тимофеевич Аксаков (1791— 1859)

  • Пятилетним ребенком он пережил семейную дра­му, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яр­кими олицетворениями

(Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888).

  • Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать — в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писате­ли и ученые столицы.

(Владимир Федорович Одоевский (1803-1869).)

- Родился он на Урале, в семье горнозаводского ма­стера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала.

(Павел Петрович Бажов (1879-1950)

- Оцените свой ответ. (Дети работают с оценочными листами).

ЗАДАНИЕ № 2

Сказки гуляют по свету,

Ночь запрягая в карету.

Сказки живут на полянах,

Бродят на зорьке в туманах.

Ну вот пришли к нам сказки и заблудились.

Давайте поможем каждой сказке найти своего автора.

Возьмите листочки с заданием №2

Что вы видите в задании?

Вам надо соединить линией фамилию автора в левом столбике с названием сказки, расположенной в правом столбике. Исправить название сказки. Напоминаю, если вы закончили работу сигнализируйте.

(Дети работают самостоятельно, обмениваясь мнениями, на индивидуальных листочках)

Бажов П.П. «Городок в сундучке »

Аксаков С.Т. «Сказка о жабе и тюльпане»

Гаршин В.М. «Малахитовое копытце »

Одоевский В.Ф. «Красненький цветочек»

Проверьте, так ли вы сделали?

Исправьте, оцените её.

( Появляется 6 слайд с правильными ответами. Дети работают с оценочными листами).

ЗАДАНИЕ №3

Теперь вспомним главных героев сказок. 

Задание №3

Сейчас вы по очереди прочитаете описание героя сказки. Сначала называет та команда которая читает, если они не назовут, помогаем им.

Девчоночка маленькая, любопытная, трудолюбивая. Носик пуговкой. По шестому годку девочка. Сироткой была. Имела кошку, худую правда, но звонкую.

( Дарёнка из сказки Серебряное копытце)

Послушный мальчик, вежливый. Любил рисовать. Однажды попал в необычную музыкальную страну.( Мальчик Миша, Городок в табакерке)

Это богатый, именитый человек. Имел трёх дочерей. И любил он их больше всего богатства. ( Купец , Аленький цветочек)

Он был мальчик лет семи, с большими глазами. Он очень любил цветник. Там он читал книги или забирался в самую гущу цветника. ( Маленький мальчик, Сказка о жабе и розе)

Семьи у него не осталось. Сам большой, бородатый. С утра на работу уходил, был мастером сказки рассказывать. ( Старик Кокованя, Серебряное копытце)

Она была любимой дочерью у отца. Чтобы спасти отца, не плакала, не охала ,а в дальний путь собираться стала. ( Меньшая дочь купца, Аленький цветочек)

Когда она в первый раз увидела цветок своим злыми глазами, что – то страшное зашевелилось в её сердце. (Жаба, Сказка о жабе и розе)

Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди - сзади горбы великие верблюжьи. ( Чудище, Аленький цветочек)

Лежит под шатром как змейка, то свернётся, то развернётся и беспрестанно надзирателя под бок толкает. (Царевна Пружинка «Городок в табакерке»)

-Оцените себя. (Дети работают с оценочными листами).

V. Физминутка

- Предлагаю наглядно представить, как же создается движение механизма шкатулки

Пружинкою сожмитесь и резко разожмитесь,
(приседания)
Раз-два, раз-два сжимаемся туда-сюда.
(приседания)
Валиком свободно спинку покрути.
(повороты корпуса вправо-влево)
Теперь, как молоточком, головку наклони
(наклоны головы вперед, в стороны)
И звонким колокольчиком, всем нам позвени.
(движения кистями рук)


ЗАДАНИЕ № 4

Выборочное чтение.

А сейчас мы побудем в роли диктора, ( как должен диктор читать и произносить слова?)

Чтение «Диктор» Задание №4. Найдите к иллюстрации соответствующий отрывок сказки. Будьте внимательны. Отрывок должен быть максимально точным.

-Оцените себя. (Дети работают с оценочными листами).


ЗАДАНИЕ №5

Прошу представителей групп подойти за конвертами № 5

 Восстановите правильный порядок событий сказки

,,Аленький цветочек” ( У каждой группы задание одинаковое).

Отправился купец в дальние страны.

Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.

Жил купец и было у него три дочери.

Младшая дочь у зверя лесного.

Зависть сестёр

Купец встретился со зверем лесным

Превращение зверя в принца.

1 ребёнок читает ответ. Проверки задание по слайдам.

Посмотрите, у кого нет ошибок. Молодцы.

Правильные варианты ответов ( 1. Жил купец… 2. Три дня и …. 3. Отправился купец…. 4. Купец встретился…. 5 Младшая дочь у…. 6. Зависть сестёр…. 7. Превращение зверя…)

Оцените свои ответы.

ЗАДАНИЕ № 6

- А что самое главное в сказке? (Сказка чему- то учит)

- Да, «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - гласит народная мудрость. Вы должны были снова вспомнить сказки и выяснить, чему же учат нас прочитанные сказки. У каждой группы своя сказка обсудите и запишите чему учат нас прочитанные сказки

  • «Сказка городок в табакерке» - это научно – фантастическая сказка, с помощью сказочных героев автор помог понять нам, как устроена музыкальная табакерка.

  • «Сказка о жабе и розе» - эта сказка о доброте и зле. Роза добрая и нежная, радуется жизни, Жаба несет зло и представляет собой жадность. Люди, которые делают добро, - прекрасны, жадные и ленивые – отвратительны, их никто не любит. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.

  • «Серебряное копытце» - каждый из героев верил в сказку и хотел увидеть чудо,

  • «Аленький цветочек» - это волшебная сказка, где всегда добро побеждает зло.

Какая самая главная мысль у всех сказок?

В сказке добро всегда побеждает зло.

Оцените своё выступление (Дети работают с оценочными листами).

ЗАДАНИЕ №7

- Итак, мы познакомились со сказками, у которых есть автор, авторскими сказками. Давайте и мы попробуем сочинить свою сказку. Вы придумываете сказку, используя имеющиеся слова. Сказка должна быть интересной, смешной и чуть-чуть волшебной.

Интеллектуально – преобразовательная деятельность

У вас на партах лежат листочки с данным заданием:

Сказка про____

Шёл____________. По дороге он нашёл ________,

взял и понёс царю. Пришёл _______ во дворец. Кругом слуги царские с топорами да копьями. Испугался _______, хотел было_____________, как вдруг ____________из-за _________ выскочил и давай ____________. Глянул на ______ и _____.

Поблагодарил царь умного ________, и он отправился домой.

Авторы:______________ )

От команды выходит 1 ученик и читает полученную сказку.

- Здесь мы снова обменяемся листочками и получившиеся сказки оценят наши капитаны команд.

VI. Итог урока.

- Вот и подошел к концу наш урок. Давайте посмотрим, как вы себя оценивали по ходу урока. ( Работа с оценочными листами)

- Я приглашаю капитанов команд к доске.

- Расскажите как справилась ваша команда с работой.

- Кто был наиболее активным?

- Я с вами согласна, вы уже научились объективно себя оценивать, это важное умение, которое в дальнейшем обязательно поможет вам быть успешными в жизни.

VII. Рефлексия.

- С каким настроением заканчиваете урок? Почему?

- За что бы вы похвалили себя? Что было трудным, а что легко удавалось?

- Кто считает, что очень хорошо работал на уроке, может подойти и сорвать аленький цветочек – символ настоящей любви.

VIII. Домашнее задание.

Скажите, есть ли среди этих сказок та, концовку которой вы бы хотели изменить? Домашнее задание вы выберете себе сами:

1) написать письмо герою одной из данных сказок

2)сочинить новую концовку сказки.

3)нарисовать любого героя; ( если осталось время, задание пишем в дневник)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!