Тема урока: И. Суриков «Детство».
Цель урока: создать условия для полноценного восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы.
В достижении этой цели планировались следующие личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- овладение навыками смыслового чтения; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;
- готовность слушать собеседника, изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения.
Предметные результаты:
- формирование представлений о малой Родине, понятие о нравственности; формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Пусть девизом нашего урока будут слова:
Внимательно слушай – и всё услышишь. Внимательно смотри – и всё увидишь. Думай – и всё поймёшь.
2. Актуализация знаний, мотивация, целеполагание.
- Расскажите, с каким произведением мы работали на прошлом уроке? (А.Толстой «Детство Никиты»)
- К какому жанру оно относится? (повесть)
- Кто главный герой произведения? Какой он?
- Какие черты характера вы цените в людях?
- Пусть на свете рождаются дети,
Как цветы поднимаются пусть.
Был бы серым наш миг на планете,
Если б детство не красило путь.
- С чем сравниваются дети? Почему? (с цветами, потому что они нежные, красивые, о них тоже нужно ухаживать и заботиться….)
- Что значит серый миг? (скучный, бесцветный, безрадостный …)
- Ребятки, а миг – это жизнь человека.
- Предположите, пожалуйста, ваше детство и детство прошлых лет оно одинаковое или разное?
- Как вы понимаете последнюю строчку: «Если б детство не красило путь.»?
- Детство – самая беззаботная и весёлая пора, и взрослые вспоминают его с любовью.
3. Работа с учебником (с. 108-111)
- С каким текстом будем работать?
- Кто автор произведения?
Иван Захарович Суриков был сыном крепостного крестьянина. Помещик отпустил его отца на заработки в Москву, откуда тот должен был присылать барину деньги – оброк. Раннее детство Вани прошло в деревне под Ярославлем. С 8 лет пришлось мальчику работать в отцовской лавке – убирать, разносить товары. Он научился читать, полюбил поэзию, сам стал писать стихи. Отец считал, что все это баловство, что в жизни нужно заниматься прибыльным делом, а не сочинительством. А сын продолжал стоять на своем – писать стихи. Всю жизнь, ради куска хлеба, он вынужден был заниматься мелкой торговлей, - стихами заработать на жизнь поэту – самоучке не удавалось. Но постепенно стихи его начинают появляться в печати и даже становятся народными песнями. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет. Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым.
- Как вы понимаете – САМОУЧКА?
- Он не обучался писать стихи, а сочинял сам.
- К какому жанру относится текст? (стихотворение)
- Чем стихотворение отличается от прозы? (рифма, ритм)
- Просмотрите быстро глазками и скажите, о чьём детстве рассказывает автор?
- В какое время он жил?
- Послушайте его стихотворение и ответьте на вопрос: Почему И.Суриков назвал своё произведение «Детство»?
4. Чтение стихотворения.
- Кто главный персонаж стихотворения?
- Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?
- Что интересного заметили в лексическом строении текста? (Использованы устаревшие слова.)
5. Словарная работа.
- Попробуйте, работая в группах, объяснить значение слов и выражений.
- В листе слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа - значения этих слов, в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом. Итак, начали!
Кубарем качуся – стремительно, кувыркаясь.
Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка
Сердце мрёт – становится страшно.
Светец – подставка для лучины, освещавшей избу.
Прялка – приспособление для ручного прядения.
Ветхая шубёнка – очень старая, поношенная.
Сон смежит глаза - погружаться в сон, засыпать.
Не омрачали – не огорчали.
- Проверяем. Что у вас получилось?
6. Чтение и анализ стихотворения.
1) -Прочитаем первые 4 строчки. Обратите внимание на повторы: каждая строка четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем, повторы не очень-то одобряют в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз? Показал, как быстро катились санки, ведь гора крутая.
- Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни. На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья. Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
2) - Читаем следующие 3 четверостишья.
-Почему мальчик упал? (Санки резко наклонились.)
- Как отнеслись к падению друзья - мальчишки?
- Что при этом он чувствовал ? (Ему было обидно, неприятно, что руки и лицо в снегу.)
- А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика? ( “Мне в сугробе горе, А ребятам смех!..)
- А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?
- И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?
- Конечно, падали, было обидно, что другие смеялись, но со стороны это смешно, поэтому не стоит обижаться. Потом друзья помогали вам встать.
- Он сильно замерз, варежки промокли, но домой идти не хочется.
- И вы, наверняка, приходили домой все мокрые. Мама ругалась, что заболеете.
- Ребята, в такие моменты, вернувшись домой, надо надеть сухую одежду, согреть руки тёплой водой, выпить горячего чая.
- Как поэт называет маму? (МАТУШКОЙ)
- Кто ещё в комнате?
- Чем они занимаются? (Дедушка плетёт лапти, чтобы летом было, что обуть.)
- Прочитайте, светло ли в доме?
- Свет от светца слабый, а на улице очень темно от вьюги. Зимой дни короткие, а ночи длинные.
3) Читаем дальше.
- А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? ( О сказках.)
– Какие слова доказывают тот факт, что мальчик очень любил сказки? (“И начну у бабки Сказки я просить...”)
- Почему сказки бабушка рассказывала, а не читала?
- Раньше книги были дорогими и редкими, а сказки передавались из поколения в поколение устно - это устное народное творчество.
- А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”).
- А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? (Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.)
– А может быть не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом?
- А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки: “А в трубе сердито Ветер злой поет”? (Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно. А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.)
- Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.
- Какое олицетворение и эпитет применил автор при описании ветра и зачем? - Эпитет - злой, олицетворение - поёт, чтобы показать, как мальчику было страшно.
- А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте. (“Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо, складно...“Складно да ладно”. автор сравнивает речь бабушки с ручейком. Сравнивается с журчанием ручейка, нежная, ласковая, успокаивающая речь.
А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек? (Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке)
- Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне? Почему? (может, мальчику хотелось быть царевичем, ведь он жил в очень бедной семье…)
7. Обобщение полученных знаний.
- Вы знаете эту сказку, а теперь предположите, почему даже Иван - царевичу нужна была жар-птица?
- В те времена светец освещал дом по вечерам , он давал мало света, а от этой птицы кругом было светло. Сейчас у нас есть электричество.
- Многие изобретения появились из народных сказок: летучий корабль - …; волшебный клубочек-.. Самолёт, навигатор…
- Чем закончился сон? Прочитайте. (Проснулся от страха.)
- Что он увидел в избе?
- Предположите, почему только бабушка была в доме? (Возможно остальные работают по хозяйству: убирают скотину, чистят снег, колют дрова…)
-Найдите строчки, в которых заключена гл.мысль. (последние 4 строки)
- Прочитайте еще раз последнее четверостишие.
- С чем поэт сравнивает детские годы? (С водой.)
- Почему? (Вода порой течет очень быстро, как и детство.)
- Какие мысли хотел донести до вас И.З.Суриков? (Детство - счастливая пора в жизни человека и неважно - богат человек или беден)
- Кто делает детство счастливым? (Его семья, которая заботится о нём, родина, где он родился и жил.)
- Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?
- Почему же это стихотворение включено в раздел «Жить по совести, любя друг друга»? (Нужно любить свою родину, семью и друзей…)
- Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?
- Что удивило?
8. Вывод.
- Да, ребята, действительно, дети 19 века мечтали о счастливой жизни. Как вы считаете, осуществились ли мечты детей сегодня, в 21 веке? (Школа, каток, компьютерный класс).
- Осуществилась ли мечта автора видеть детство счастливым? Созданы ли и у нас в посёлке условия счастливого детства?
- Какое у вас детство? Можно ли его назвать счастливым?
9. Итог урока.
- Дорогие ребята, сегодня вы показали свое умение понимать и чувствовать художественное произведение. Мы с вами познакомились со стихотворением « Детство» И. Сурикова. А детство - это счастливая пора жизни, в которой игры в снежки, катание на санках, школьная пора, дружба детей - остаются в памяти навсегда. Где бы вы ни были, но всегда будете возвращаться в ваше детство, на свою малую родину, в наш поселок Ухолово. Закончить урок я хочу пожеланием:
Будет все у вас: ошибки, неудачи…
Не уступайте им!
Не изменяйте детской вы мечте!
Стремитесь к счастью, к красоте!
10. Рефлексия.
- На парте у вас лежат бумажные «снежки», напишите на них важные для вас слова, которые запомнились вам на уроке. Давайте соберём из них снеговика.
-Замечательный получился снеговик.
11. Домашнее задание.
- Напишите дома мини-сочинение «Моё детство» или выучите наизусть отрывок из данного произведения.