СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения по теме "И. Суриков "Детство""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме "И. Суриков "Детство""»

Тема урока: И. Суриков «Детство».


Цель урока: создать условия для полноценного восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы.

В достижении этой цели планировались следующие личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою Родину;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- овладение навыками смыслового чтения; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;

- готовность слушать собеседника, изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения.

Предметные результаты:

- формирование представлений о малой Родине, понятие о нравственности; формирование потребности в систематическом чтении;

- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.


Ход урока:

1. Организационный момент.

- Пусть девизом нашего урока будут слова:

Внимательно слушай – и всё услышишь. Внимательно смотри – и всё увидишь. Думай – и всё поймёшь.


2. Актуализация знаний, мотивация, целеполагание.

- Расскажите, с каким произведением мы работали на прошлом уроке? (А.Толстой «Детство Никиты»)

- К какому жанру оно относится? (повесть)

- Кто главный герой произведения? Какой он?

- Какие черты характера вы цените в людях?

- Пусть на свете рождаются дети, 

Как цветы поднимаются пусть. 
Был бы серым наш миг на планете, 

Если б детство не красило путь.

- С чем сравниваются дети? Почему? (с цветами, потому что они нежные, красивые, о них тоже нужно ухаживать и заботиться….)

- Что значит серый миг? (скучный, бесцветный, безрадостный …)

- Ребятки, а миг – это жизнь человека.

- Предположите, пожалуйста, ваше детство и детство прошлых лет оно одинаковое или разное?

- Как вы понимаете последнюю строчку: «Если б детство не красило путь.»?

- Детство – самая беззаботная и весёлая пора, и взрослые вспоминают его с любовью.


3. Работа с учебником (с. 108-111)

- С каким текстом будем работать?

- Кто автор произведения?


Иван Захарович Суриков  был сыном крепостного крестьянина. Помещик отпустил его отца на заработки в Москву, откуда тот должен был присылать барину деньги – оброк. Раннее детство Вани прошло в деревне под Ярославлем. С 8 лет пришлось мальчику работать в отцовской лавке – убирать, разносить товары. Он научился читать, полюбил поэзию, сам стал писать стихи. Отец считал, что все это баловство, что в жизни нужно заниматься прибыльным делом, а не сочинительством. А сын продолжал стоять на своем – писать стихи. Всю жизнь, ради куска хлеба, он вынужден был заниматься мелкой торговлей, - стихами заработать на жизнь поэту – самоучке не удавалось. Но постепенно стихи его начинают появляться в печати и даже становятся народными песнями. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет. Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым.


- Как вы понимаете – САМОУЧКА?

- Он не обучался писать стихи, а сочинял сам.

- К какому жанру относится текст? (стихотворение)

- Чем стихотворение отличается от прозы? (рифма, ритм)

- Просмотрите быстро глазками и скажите, о чьём детстве рассказывает автор?

- В какое время он жил?

- Послушайте его стихотворение и ответьте на вопрос: Почему И.Суриков назвал своё произведение «Детство»?


4. Чтение стихотворения.

- Кто главный персонаж стихотворения?

- Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?

- Что интересного заметили в лексическом строении текста? (Использованы устаревшие слова.)


5. Словарная работа.

- Попробуйте, работая в группах, объяснить значение слов и выражений.

- В листе слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа - значения этих слов, в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом. Итак, начали!

Кубарем качуся – стремительно, кувыркаясь.

Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка

Сердце мрёт – становится страшно.

Светец – подставка для лучины, освещавшей избу.

Прялка – приспособление для ручного прядения.

Ветхая шубёнка – очень старая, поношенная.

Сон смежит глаза - погружаться в сон, засыпать.

Не омрачали – не огорчали.

- Проверяем. Что у вас получилось?


6. Чтение и анализ стихотворения.


1) -Прочитаем первые 4 строчки. Обратите внимание на повторы: каждая строка четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем, повторы не очень-то одобряют в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз? Показал, как быстро катились санки, ведь гора крутая.

- Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни. На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья. Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.


2) - Читаем следующие 3 четверостишья.

-Почему мальчик упал? (Санки резко наклонились.)

- Как отнеслись к падению друзья - мальчишки?

- Что при этом он чувствовал ? (Ему было обидно, неприятно, что руки и лицо в снегу.)

-  А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика? ( “Мне в сугробе горе, А ребятам смех!..)

- А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

-  И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

- Конечно, падали, было обидно, что другие смеялись, но со стороны это смешно, поэтому не стоит обижаться. Потом друзья помогали вам встать.

- Он сильно замерз, варежки промокли, но домой идти не хочется.

- И вы, наверняка, приходили домой все мокрые. Мама ругалась, что заболеете.

- Ребята, в такие моменты, вернувшись домой, надо надеть сухую одежду, согреть руки тёплой водой, выпить горячего чая.

- Как поэт называет маму? (МАТУШКОЙ)

- Кто ещё в комнате?

- Чем они занимаются? (Дедушка плетёт лапти, чтобы летом было, что обуть.)

- Прочитайте, светло ли в доме?

- Свет от светца слабый, а на улице очень темно от вьюги. Зимой дни короткие, а ночи длинные.


3) Читаем дальше.

- А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? ( О сказках.)

– Какие слова доказывают тот факт, что мальчик очень любил сказки? (“И начну у бабки Сказки я просить...”)

- Почему сказки бабушка рассказывала, а не читала?

- Раньше книги были дорогими и редкими, а сказки передавались из поколения в поколение устно - это устное народное творчество.

-  А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”).

-  А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? (Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.)
– А может быть не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом?

- А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки: “А в трубе сердито Ветер злой поет”? (Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно. А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.)

- Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.

- Какое олицетворение и эпитет применил автор при описании ветра и зачем? - Эпитет - злой, олицетворение - поёт, чтобы показать, как мальчику было страшно.

- А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте. (“Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо, складно...“Складно да ладно”. автор сравнивает речь бабушки с ручейком. Сравнивается с журчанием ручейка, нежная, ласковая, успокаивающая речь.

А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек? (Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке)

- Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне? Почему? (может, мальчику хотелось быть царевичем, ведь он жил в очень бедной семье…)


7. Обобщение полученных знаний.

- Вы знаете эту сказку, а теперь предположите, почему даже Иван - царевичу нужна была жар-птица?

- В те времена светец освещал дом по вечерам , он давал мало света, а от этой птицы кругом было светло. Сейчас у нас есть электричество.

- Многие изобретения появились из народных сказок: летучий корабль - …; волшебный клубочек-.. Самолёт, навигатор…

- Чем закончился сон? Прочитайте. (Проснулся от страха.)

- Что он увидел в избе?

- Предположите, почему только бабушка была в доме? (Возможно остальные работают по хозяйству: убирают скотину, чистят снег, колют дрова…)

-Найдите строчки, в которых заключена гл.мысль. (последние 4 строки)

- Прочитайте еще раз последнее четверостишие.

- С чем поэт сравнивает детские годы? (С водой.)
- Почему? (Вода порой течет очень быстро, как и детство.)

- Какие мысли хотел донести до вас И.З.Суриков? (Детство - счастливая пора в жизни человека и неважно - богат человек или беден)

- Кто делает детство счастливым? (Его семья, которая заботится о нём, родина, где он родился и жил.)

- Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?

- Почему же это стихотворение включено в раздел «Жить по совести, любя друг друга»? (Нужно любить свою родину, семью и друзей…)

- Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?

- Что удивило?

8. Вывод.

- Да, ребята, действительно, дети 19 века мечтали о счастливой жизни. Как вы считаете, осуществились ли мечты детей сегодня, в 21 веке? (Школа, каток, компьютерный класс).

- Осуществилась ли мечта автора видеть детство счастливым? Созданы ли и у нас в посёлке условия счастливого детства?

- Какое у вас детство? Можно ли его назвать счастливым?


9. Итог урока.

- Дорогие ребята, сегодня вы показали свое умение понимать и чувствовать художественное произведение. Мы с вами познакомились со стихотворением « Детство» И. Сурикова. А детство - это счастливая пора жизни, в которой игры в снежки, катание на санках, школьная пора, дружба детей - остаются в памяти навсегда. Где бы вы ни были, но всегда будете возвращаться в ваше детство, на свою малую родину, в наш поселок Ухолово. Закончить урок я хочу пожеланием:

Будет все у вас: ошибки, неудачи…

Не уступайте им!

Не изменяйте детской вы мечте!

Стремитесь к счастью, к красоте!

10. Рефлексия.

- На парте у вас лежат бумажные «снежки», напишите на них важные для вас слова, которые запомнились вам на уроке. Давайте соберём из них снеговика.


-Замечательный получился снеговик.

11. Домашнее задание.

- Напишите дома мини-сочинение «Моё детство» или выучите наизусть отрывок из данного произведения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!