СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения по теме: Введение. Знакомство с учебником.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения по теме: Введение. Знакомство с учебником.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме: Введение. Знакомство с учебником.»

Цели: познакомить с новым учебником литературного чтения, с его содержанием, системой условных обозначений, словарем, с обращением авторов; обобщить знания, полученные на уроках литературного чтения в 3 классе.

Планируемые результаты: предметные: знание и умения называть элементы учебной книги, находить их, быстро в них ориентироваться, отвечать на вопросы: в чем заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения литературных произведений; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, К - ответы на вопросы на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к учебной книге, аккуратность в ее использовании, знание правил выбора обложки и закладки для учебной книги.

Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка любимых книг учащихся, карточки со стихотворениями, магнитная азбука (из ее букв составлены название учебника, фамилии писателей).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

1. Вариативное чтение

— Прочитайте самостоятельно стихотворение.

Любят девчонки кукол и мишек,

Я же, признаться, в восторге от книжек.

С ними играю и с ними я сплю —

Книжки я больше игрушек люблю!

Книжки лежат у меня под кроватью,

В ванной, в комоде, на маминых платьях,

Книжки в буфете и книжки в прихожей —

Куча историй, ни капли не схожих!

Сотни сюжетов — красивых и разных –

Сказок и басен, стихов и рассказов...

И не устану всегда повторять я:

Чтение — лучшее в мире занятие.

С. Лопатина

— Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.

- Прочитайте с интонацией удивления (еще: с интонацией раздражения, восхищения, утвердительно, весело).

- Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? (Дети делятся своими впечатлениями.)

- Какие книги вы прочитали на каникулах? (Ответы детей.)

2. Выразительное чтение

- А сейчас прочитаем выразительно стихотворение.

Друзья мои! С высоких книжных полок

Приходите ко мне вы по ночам,

И разговор наш — краток или долог –

Всегда бывает нужен мне и вам...

Через века ко мне дошел ваш голос,

Рассеявшийся некогда, как дым,

И то, что в вас страдало и боролось,

Вдруг стало чудодейственно моим.

В. Рождественский

— Что хотел сказать нам автор? (Ответы детей.)

— Вы давно знаете все буквы и уже много книг успели прочитать. Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроках? (Мало просто уметь читать, надо понимать, о чем

читаешь.)

— Определите тему и цели нашего первого урока.

III. Работа по теме урока

— Мы с вами отправимся в замечательную страну, которая называется... Определите сами ее название, собрав рассыпавшиеся буквы.

ЕИЧНТЕ ОАНРТУЕРТИЕЛ

— Что у вас получилось? (Литературное чтение.)

— Совершенно верно. Так называется наш учебник. Вспомните, чему мы учились в 1—3 классах. Что вам особенно запомнилось? (Ответы детей.)

— У вас на столах лежат учебники. Нравятся ли они вам? Чем? (Да, они новые, красочные и, скорее всего, интересные.)

— Какие правила работы с учебной книгой вы знаете? Для чего они существуют? (Учебник нужно поместить в обложку, вложить закладку. Нельзя загибать уголки страниц. Листать книгу надо аккуратно. Эти правила созданы для того, чтобы сохранить книги для других учеников.)

— Назовите авторов учебника. На каких страницах учебника они указаны? (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Авторы указаны на обороте титульного листа и на концевой полосе учебника.)

— Возьмите учебник в руки и полистайте. Обратите внимание на иллюстрации. Что вы можете сказать о них? (Художники, работавшие над книгой, стремились показать красоту русской природы, оригинальность и своеобразие храмов Древней Руси, многие из которых сохранились до наших дней. На страницах учебника изображены герои литературных произведений.)

— Почему учебных книг две? (Учебник состоит из двух частей.)

— Что изображено на обложке первой части учебника и почему? (Новый учебник проведет нас по литературной стране от самых первых рукописных книг до произведений современных писателей, как российских, так и зарубежных.)

— Вспомните, какие элементы книги вы знаете, назовите их. (Обложка или переплетная крышка, титульный лист, оборот титульного листа, шмуцтитулы, страницы, развороты, иллюстрации, содержание, концевая полоса.)

— Определите назначение каждого элемента.

— Подумайте, зачем нам нужно знать элементы книги.

— А какие разделы указаны в содержании первой части учебника? Прочитайте. («Летописи. Былины. Жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», сказки».)

Вспомните, какие произведения поэтов данного учебника мы читали в прошлые годы детей.)

- Проанализируйте условные обозначения, них новых знаков? Какие из них вы запомнили? (Работаем в паре, работаем в группе, работаем в рабочей тетради, задание повышенной сложности.)

В каких случаях необходимо пользоваться в конце учебника? На каких страницах он расположен? (В первой части учебника словарик расположен во второй — на с. 218.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Литературная викторина

- Расшифруйте записанные на доске фамилии поэтов, писателей. (Есенин, Тютчев, Пушкин, Пришвин.)

СЕИНЕН ЕВЮЧТЕТ УПКИНШ ШПИРНИВ

- Угадайте верное название произведения, зная его автора.

• Ш. Перро «Синяя бейсболка». («Красная шапочка»)

• Русская народная сказка «Квадратик». («Колобок»)

• Г.Х. Андерсен «Ручные утята». («Дикие лебеди»)

• К. Чуковский «Подаренная луна». («Краденое солнце»)

Отгадайте загадки-шутки.

• Его вешают, приходя в уныние; его задирают зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (Нос)

• Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые. (Уши.)

• Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто не знает им цену.(Ветер)

• Его проглатывают, когда молчат, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет. (Язык.)

VI. Рефлексия

- Закончите предложения.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Как называется учебник, который мы будем изучать на уроках чтения?

- Каковы ваши впечатления от работы на уроке?

Домашнее задание

Принести наиболее понравившуюся книгу из прочитанных летом.









































Тема: Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом

Цели: после летнего отдыха привлечь к чтению книг; узнать, как расширился читательский кругозор учащихся; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; лцчностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании, знание правил выбора обложки и закладки для книги.

Оборудование: кроссворд и цветик-семицветик, на лепестках которого написаны темы, стихотворения «Страшная история»,»Память», стихи Успенского на карточках.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Викторина «Пословицы и поговорки»

— Узнайте пословицы и поговорки.

• Назовите имя фольклорного погонщика телят. (Макар. Куда Макар телят не гонял.)

• Когда рыба запоет? (Когда рак на горе свистнет, тогда и рыба запоет.)

• Какая пословица поможет вам оправдаться за существенное опоздание на урок? (Учиться никогда не поздно.)

• К какому занятию приравнивает русская поговорка преждевременный дележ еще не полученного добра? (Делить шкуру неубитого медведя.)

• Действуя постепенно и упорно, многого достигнешь, своего добьешься. Какая пословица это утверждает? (Вода и камень точит.)

• Какая поговорка советует противодействовать там же средством? (Клин клином вышибают.)

• Что говорят, когда чьи-либо слезы, жалобы не вызывают сочувствия, не могут помочь? (Москва слезам не верит.)

III. Работа по теме урока

1. Коллективное рассматривание книг

- Кто из вас был внимателен: сколько пословиц и поговорок я загадала? (7.)

- Верно, семь. Мы уже проводили игру «Цветик-семицветик» в прошлом учебном году. А сейчас снова в нее поиграем. Рассмотрите лепестки. Что вы заметили ?(Ответы детей.) (На лепестках цветка записаны темы: 1) о Родине, о подвигах, о славе; 2) о природе; 3) о сверстниках и школе; 4) о приключениях и волшебстве; 5) о богатырях и героях; 6) о дружбе; 7) (без надписи).)

- Какие книги вы сегодня принесли? Давайте оформим книжную выставку.

(Ученики выставляют книги по темам и кратко рассказывают о них по плану.)

План представления прочитанной книги

1. Название.

2. Автор, иллюстратор (художник).

3. Что читали (сказка, стихотворение, рассказ).

4. О чем читали (см. темы на лепестках цветка, указать свою).

— Посмотрите, какая выставка получилась. Отрывки из каких книг вы хотели бы услышать? (Ответы детей.)

2. Индивидуальные выступления учащихся

(Ученики кратко пересказывают содержание любимых произведений, рассказывают, что нового узнали из прочитанных книг, что открыли для себя. Заслушивают выборочный пересказ к самой интересной иллюстрации в книге. Дети дают рекомендации одноклассникам прочитать всю книгу или, возможно, самое интересное произведение из нее и т. д.)

3. Чтение юмористических стихов Э. Успенского

— Отгадайте, о чем речь. Доскажите слово все вместе, хором.

Чудак-математик

В Германии жил,

Он хлеб с колбасой

Взял и вместе сложил.

Затем результат

Положил себе в рот —

Вот так

Человек изобрел... (бутерброд).

— Представьте себе бутерброд. Кто знает, как его надо правильно есть, чтобы было вкуснее? (Его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится.)

— Откуда вы это знаете? Кто дал такой совет? (Из книги «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенского. Так советовал кот Матроскин.)

— Какие книги Э. Успенского вы читали?

Сегодня мы познакомимся с двумя его стихотворениями. (Чтение стихотворений «Страшная история», «Память» на карточках.)

— Что можно узнать из стихов о самом авторе? Какой он? (Ответы детей.)

4. Викторина «Творчество Э. Успенского»

— Узнайте, из каких произведений эти цитаты.

• «На столе стоял поднос с фруктами. Фрукты были какие-то неведомые. Они были фиолетовые и напоминали баклажаны. Баклажаны, опоясанные застежкой-молнией. Если молнию потянуть, появлялась земляничного цвета мякоть. По вкусу - смесь ананаса с грецким орехом». («Меховой интернат».)

• «Не хотели сражаться, а хотели сдаваться, потому что сосиски вкуснее снарядов! Долой горох, да здравствует творог! За каждого генерала нам дадут кусочек колбасы или кусочек сала!» («Гарантийные человечки».)

• «Стали суп вливать и котлеты запихивать прямо в бак. Тут как затарахтит!» («Дядя Федор, пес и кот».)

• «Наступила осень, и огромный веселый дачный поселок на станции Интурист опустел в один день. Только семья Люси Брюкиной никак не могла уехать». («Меховой интернат».)

• «В одной деревне у одной бабушки жил один городской мальчик. Звали его Митя. Он проводил в деревне каникулы». («Вниз по волшебной реке».)

• «Я люблю, когда у человека характер веселый-колбасно-угощательный. А не наоборот — венико-выгонятельный». («Дядя Федор, пес и кот».)

• «Шеф! У меня идея. Давайте отправим меня в командировку на место проживания объекта. С заданием изучить его обычный день. Я бы все выяснил: что он ел, где он был и как его могли украсть...» («Колобок идет по следу.)

• «Потерялся мальчик. Глаза коричневые, волосы спереди торчком, как будто корова его лизнула. И рост — метр двадцать. Нашедшего ждет подарок». («Дядя Федор, пес и кот».)

- О ком идет речь? Узнайте по описанию.

• «А навстречу им какой-то дядя бежит. Румяный такой, в шапке. Лет пятидесяти с хвостиком...» (Почтальон Печкин.)

«У одних родителей мальчик был. Звали его... Потому что он был очень серьезный и самостоятельный». (Дядя Федор.) «В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек. И звали его...» (Чебурашка.) «Вдруг входная дверь тихонечко заскрипела, и в комнату проскользнула маленькая юркая старушка». (Старуха Шапокляк.)

«Собака породы овчарка. Высокая, средней лохматости. По окраске брюнето-шатенка. Повышенной зубастости. Имеет 6 медалей, охраняет здание вместе со сторожем». (Рекс.)

«А тут к ним пес подбегает. Лохматый такой, взъерошенный. Весь в репейниках. - Возьмите меня к себе жить, -говорит. — Я буду вам дом охранять». (Шарик.)

5. Кроссворд «Дядя Федор, пес и кот»



По горизонтали: 1. Кличка теленка из книги «Дядя Федор, пес и кот», которую придумал пес Шарик. (Чайник.) 2. Что было отправлено почтальоном Печкиным маме и папе Дяди Федора для опознания? (Пуговица.) 5. Кличка теленка из книги «Дядя Федор, пес и кот», которую придумал Дядя Федор. (Гаврюша.) 6. Герой произведения Э. Успенского, имеющий связи в научных кругах. (Матроскин.)

По вертикали: 1. Неизвестный науке зверь, описание которого есть в книге Э. Успенского. (Чебурашка.) 3. Кличка коровы, которую купил кот Матроскин. (Мурка.) 4. Кто о себе сказал: «Я могу картошку окучивать задними лапами. И посуду мыть — языком облизывать. И места мне не надо, я могу на улице спать»? (Шарик.)

— Какой герой в кроссворде лишний и почему? (Чебурашка — герой книги «Крокодил Гена и его друзья».)

IV. Физкультминутка

V. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?

VI. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какие книги вам захотелось прочитать?

Домашнее задание

Читать книги Э. Успенского и других авторов. Составить кроссворды по любимым произведениям.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!