План – конспект фрагмента урока литературного чтения во 2 классе, на тему «Обобщение по разделу «Уж небо осенью дышало…»
Тип урока: обобщающий урок
Форма урока: ролевая игра.
Цель: обобщить и закрепить полученные при изучении раздела «Уж небо осенью дышало…» знания.
Задачи:
формировать основы читательской деятельности: умение работать с поэтическим текстом, учить видеть и понимать красоту природы, выражать своё отношение к природе;
развивать навыки выразительной речи;
обогащать читательский опыт (расширение читательских знаний о поэзии А.С.Пушкина).
Материально-техническое оснащение урока: интерактивная доска, компьютер, учебники, карточки с заданиями для работы групп, картины, заготовка «Газета».
Ход урока
Приветствие, организационный момент.
Актуализация.
(На доске портрет А.С. Пушкина) Здравствуйте, ребята! Взгляните пожалуйста на портрет. Кого вы там видите? А кто из вас знает, какое самое любимое время года у А.С. Пушкина?
Ребята, в перемену упала с полки книга Александра Сергеевича, и одно из произведений рассыпалось. Давайте соберём его! (собираем из слов две строчки из произведения) Молодцы! А из какого произведения эти строки? Давайте послушаем стихотворение.
О чём это стихотворение? Вам оно нравится ? Хотите с ним поработать?
Постановка цели урока
Ребята, сегодня мы с вами будем издавать второй номер нашей классной газеты «Всезнайки из 2 г». А вы помните, о чём был ее первый выпуск? Ну а вы уже догадались, про что будет этот выпуск? Сегодня мы попробуем себя в роли исследователей различных профессий – экологов, синоптиков, художников и языковедов (обозначение групп, выдача реквизита). И работы всех специалистов мы поместим в газету.
Усвоение новых знаний и способов действий
Деление на группы:
1 группа. Экологи.
Вам нужно еще раз внимательно прочитать стихотворение и найти в нем то, что показалось вам положительным в наступлении осени, что вы считаете отрицательным, и то, что вам просто показалось интересным – ни положительным и ни отрицательным. И все свои ответы занесите пожалуйста в таблицу (прием «Инсерт»)
2 группа. Синоптики.
Ваша задача составить стихотворный прогноз погоды на осень. Для этого вам нужно поработать с заданием. Внимательно прочтите явления природы, указанные в задании и найдите в стихотворении строки, описывающие эти осенние явления. Ответы запишите.
3 группа. Художники.
У вас на столе картины художников. Вам нужно рассмотреть все картины и выбрать ту, которая наиболее подходит к нашему стихотворению. Объяснить свой ответ.
4 группа.
Вам предстоит составить портрет осени – вспомнить все то, о чем мы говорили, изучая произведения об осени и составить рассказ, заполняя пропуски в тексте.
Приступаем! Не забываем правила работы в группе. Когда каждая группа будет готова, по очереди будем представлять результаты работы. (Выступления групп)
Закрепление знаний и способов действий.
Ребята, посмотрите, какая интересная газета у нас получилась. Вам нравится? Я считаю, что вы все отлично потрудились.
Рефлексия учебной деятельности.
А теперь я попрошу вас оценить свою работу.
Тот, кто работал усердно, ему было интересно, и он считает, что эта работа полезна – возьмите из корзинки оранжевый листочек и приклейте его на рамочку нашей газеты.
Кому работать понравилось, он трудился, но считает, что мог бы потрудиться лучше – приклейте жёлтый листочек.
А тот, кто считает нашу работу не интересной и скучной, приклейте зелёный листочек.
(Приклеивают листочки – 1 группа, 2 и 3, 4 группа)
Какой яркой стала наша газета! Молодцы! Мы ее обязательно разместим в классе, а в следующей четверти издадим следующий выпуск. Как вы думаете, о чём он будет? (о зиме) Правильно, о зиме!
А сейчас я попрошу вас встать, повернуться к нашим гостям и поблагодарить их за внимание! Большое вам спасибо за работу и за внимание! Теплой и яркой вам осени!