СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 1 классе по теме Работа с фольклорной и литературной (авторской) сказками: событийная сторона сказок (последовательность событий) на примере РНС «Петух и собака»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проведен в 1 классе в соответствии с программой 2023-2024 учебного года

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 1 классе по теме Работа с фольклорной и литературной (авторской) сказками: событийная сторона сказок (последовательность событий) на примере РНС «Петух и собака»»

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская) - 6 часов


Тема: Работа с фольклорной и литературной (авторской) сказками: событийная сторона сказок (последовательность событий) на примере РНС «Петух и собака» (с. 42 – 44)

Цель: познакомить с русской народной сказкой «Петух и со­бака»; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение; творческие способности; создание благоприятных условий для воспитания чувства товарищества, благородства, умения помогать другу, положительного отношения к дружбе и верности, отрицательного отношения к подлости, хитрости через содержание русской народной сказки «Петух и собака». 

Планируемые результаты

Личностные: воспитание чувства товарищества, благородства, умения выручить друга, положительного отношения к дружбе и преданности отрицательного отношения к жадности, подлости и хитрости, воспитание культуры поведения, вежливости, умения анализировать особенности русских народных сказок.

Метапредметные: умение находить наиболее эффективные способы решения учебных задач, анализировать, сравнивать, обобщать; извлечение информации в тексте в процессе первичного чтения, чтения и анализа текста по частям; умения определять познавательную цель урока; умение планировать свою деятельность и прогнозировать результаты; умение учащихся самостоятельно осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений; умение устно выражать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнёра.

Предметные: развитие навыка чтения, развитие правильной литературной речи, четкой дикции; развитие умения работать с текстом: читать, анализировать, выявлять главную мысль, определять тему, отвечать на вопросы, задавать вопросы друг другу; умение определять жанровые особенности сказки.


Ход урока

Организационный момент

Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок!

Актуализация умений и знаний.

- Какую тему вы изучали на прошлом уроке? (Отрывки из сказок А.С. Пушкина).

- Какие вы знаете его сказки?

- Прочитаем отрывки из сказок.

- Назовите еще раз автора сказок? (А,С,Пушкиин)

- Сказки, у которых есть автор, называются авторскими.

Самоопределение к деятельности

- Сегодня на уроке мы поговорим про сказки. А кто будет ее героями узнаете, отгадав загадки

Не ездок, а со шпорами.

Ни сторож, а все будит. (Петух)


Гладишь – ласкается,

Дразнишь - кусается. (Собака)



- Сегодня знакомимся с еще одной сказкой «Петух и собака». Откройте учебник по закладке на с. 42. Прочитайте название произведения.

- Кто его автор? (Автора нет.)

- Почему нет автора? (Это народная сказка.)

- Раньше люди не умели писать, как же сказки дошли до нас? Они передавались из уст в уста, из поколения в поколения.

- Рассмотрите на рисунок. Как вы думаете, о чем будет сказка?

Словарная работа.

- В тексте есть сложные слова для прочтения, давайте их проговорим:

Жи-во-тин-ки – животинки

Про-да-дим – продадим

За-ня-лась – занялась

Раз-ли-ва-ет-ся – разливается

По-ла-ко-мить-ся – полакомиться

На-ду-ма-ла – надумала

При-ва-ли-ло – привалило

Бро-си-лась – бросилась

За-но-че-ва-ли - заночевали

Работа с текстом (чтение по частям с анализом сказки).

- В этой сказке все части текста перепутаны. Восстановим последовательность сказки. С каких слов обычно сказка начинается?

- Какой будет первая часть сказки?

- Прочитаем ее.

1. - Как жили старики? Прочитайте. (Жили они очень бедно, скотины у них не было, только старая собака да старый петух).

- Что же будет дальше?

2. - Давайте определим следующую часть сказки.

- Прочитаем ЦЕПОЧКОЙ.

- Зачем петух прибежал к собаке? (Петух прибежал к собаке, чтобы рассказать ей, что его хотят зарезать).

- Что же решили сделать петух и собака? (Они решили уйти в лес).

- Прочитайте слова собаки. («Ну, Петя-петушок, уйдем-ка в лес. Житьё здесь плохое, хуже не будет»).

- Как вы понимаете слово «житье»? (Житье, значит жизнь).

- Прочитайте начало оставшихся частей. Как вы думаете, какая из них будет продолжением?

3. – Послушайте 3ю часть.

- Где решили заночевать герои? Прочитайте. («Ночевать надумали на дереве. Выбрали большой дуб. Петух взлетел на сук, а собака забилась в дупло»).

- Когда запел петух? (Петух запел утром, когда занялась заря).

- Как вы понимаете выражение «занялась заря»? («Занялась заря» – рассвело, наступило утро).

- Что произошло потом? (Пение петуха услышала лиса, прибежала к дереву и начала расхваливать петуха).

4. – Прочитаем последнюю часть

- Зачем лиса пригласила петуха к себе в гости? (Лиса захотела полакомиться петухом).

- Что значит «полакомиться»? (Захотела съесть петуха).

- Прочитайте, как лиса звала петуха в гости. («Пойдем ко мне в гости, сегодня масленый праздник, я зерна для тебя припасла»).

- Как вы понимаете «масленый праздник»? (Это Масленица, в этот день пекут блины и всех угощают).

- Что ответил петух на приглашение лисы? (Петух сказал, что он пойдет не один, а со своим товарищем).

- Прочитайте, как обрадовалась лиса. («Вот счастья-то привалило – целых два петуха съем!»)

- Что значит «счастья привалило»? (Повезло).

- Смогла ли лиса полакомиться петухами? Почему? (Не смогла, так как товарищем петуха оказалась собака, которая испугала лису)

- Как вы думаете, так какая же мысль в сказке самая главная?

Характеристика героев(карточки)

петух

лиса

собака

смелый

умный

сообразительный

вдумчивый

надёжный

хитрая

лживая

жадная

льстивая

надёжная

верная

умная

добрая

смелая

Работа с пословицами (с.44)

- Прочитайте пословицы. Подумайте, кому из героев сказки они подходят?

Не имей сто рублей, а имей сто друзей (к Петуху).

Не рой другому яму, сам в нее упадешь (к Лисе).

- Объясните их смысл.

Итог урока.

- Какую сказку мы изучали? А какие повторяли?

- Чему учит сказка Петух и Собака? (Дружбе)

- Мы на примере сказки рассмотрели, как нужно дружить. А так как в сказке герои – животные наделены человеческими чертами характера, и я думаю, что вы, ребята, тоже умеете дружить и будете помогать друг другу в трудную минуту: «Ребята, давайте жить дружно».

- Восстановите порядок событий, происходящих в сказке с помощью иллюстраций.








Рефлексия.

- У вас на столах лежат солнышки – весёлое и грустное – Выберите такое солнышко, которое соответствует вашему настроению после нашего урока. Вывесим их на доску. Может быть и весна к нам быстрее придёт и солнышко засияет ярче на небе.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!