ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская) - 6 часов
Тема: Работа с фольклорной и литературной (авторской) сказками: событийная сторона сказок (последовательность событий) на примере РНС «Петух и собака» (с. 42 – 44)
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Петух и собака»; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение; творческие способности; создание благоприятных условий для воспитания чувства товарищества, благородства, умения помогать другу, положительного отношения к дружбе и верности, отрицательного отношения к подлости, хитрости через содержание русской народной сказки «Петух и собака».
Планируемые результаты
Личностные: воспитание чувства товарищества, благородства, умения выручить друга, положительного отношения к дружбе и преданности отрицательного отношения к жадности, подлости и хитрости, воспитание культуры поведения, вежливости, умения анализировать особенности русских народных сказок.
Метапредметные: умение находить наиболее эффективные способы решения учебных задач, анализировать, сравнивать, обобщать; извлечение информации в тексте в процессе первичного чтения, чтения и анализа текста по частям; умения определять познавательную цель урока; умение планировать свою деятельность и прогнозировать результаты; умение учащихся самостоятельно осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений; умение устно выражать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнёра.
Предметные: развитие навыка чтения, развитие правильной литературной речи, четкой дикции; развитие умения работать с текстом: читать, анализировать, выявлять главную мысль, определять тему, отвечать на вопросы, задавать вопросы друг другу; умение определять жанровые особенности сказки.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел уже звонок
Начинаем наш урок!
Актуализация умений и знаний.
- Какую тему вы изучали на прошлом уроке? (Отрывки из сказок А.С. Пушкина).
- Какие вы знаете его сказки?
- Прочитаем отрывки из сказок.
- Назовите еще раз автора сказок? (А,С,Пушкиин)
- Сказки, у которых есть автор, называются авторскими.
Самоопределение к деятельности
- Сегодня на уроке мы поговорим про сказки. А кто будет ее героями узнаете, отгадав загадки
Не ездок, а со шпорами. Ни сторож, а все будит. (Петух) | Гладишь – ласкается, Дразнишь - кусается. (Собака) |
| |
- Сегодня знакомимся с еще одной сказкой «Петух и собака». Откройте учебник по закладке на с. 42. Прочитайте название произведения.
- Кто его автор? (Автора нет.)
- Почему нет автора? (Это народная сказка.)
- Раньше люди не умели писать, как же сказки дошли до нас? Они передавались из уст в уста, из поколения в поколения.
- Рассмотрите на рисунок. Как вы думаете, о чем будет сказка?
Словарная работа.
- В тексте есть сложные слова для прочтения, давайте их проговорим:
Жи-во-тин-ки – животинки
Про-да-дим – продадим
За-ня-лась – занялась
Раз-ли-ва-ет-ся – разливается
По-ла-ко-мить-ся – полакомиться
На-ду-ма-ла – надумала
При-ва-ли-ло – привалило
Бро-си-лась – бросилась
За-но-че-ва-ли - заночевали
Работа с текстом (чтение по частям с анализом сказки).
- В этой сказке все части текста перепутаны. Восстановим последовательность сказки. С каких слов обычно сказка начинается?
- Какой будет первая часть сказки?
- Прочитаем ее.
1. - Как жили старики? Прочитайте. (Жили они очень бедно, скотины у них не было, только старая собака да старый петух).
- Что же будет дальше?
2. - Давайте определим следующую часть сказки.
- Прочитаем ЦЕПОЧКОЙ.
- Зачем петух прибежал к собаке? (Петух прибежал к собаке, чтобы рассказать ей, что его хотят зарезать).
- Что же решили сделать петух и собака? (Они решили уйти в лес).
- Прочитайте слова собаки. («Ну, Петя-петушок, уйдем-ка в лес. Житьё здесь плохое, хуже не будет»).
- Как вы понимаете слово «житье»? (Житье, значит жизнь).
- Прочитайте начало оставшихся частей. Как вы думаете, какая из них будет продолжением?
3. – Послушайте 3ю часть.
- Где решили заночевать герои? Прочитайте. («Ночевать надумали на дереве. Выбрали большой дуб. Петух взлетел на сук, а собака забилась в дупло»).
- Когда запел петух? (Петух запел утром, когда занялась заря).
- Как вы понимаете выражение «занялась заря»? («Занялась заря» – рассвело, наступило утро).
- Что произошло потом? (Пение петуха услышала лиса, прибежала к дереву и начала расхваливать петуха).
4. – Прочитаем последнюю часть
- Зачем лиса пригласила петуха к себе в гости? (Лиса захотела полакомиться петухом).
- Что значит «полакомиться»? (Захотела съесть петуха).
- Прочитайте, как лиса звала петуха в гости. («Пойдем ко мне в гости, сегодня масленый праздник, я зерна для тебя припасла»).
- Как вы понимаете «масленый праздник»? (Это Масленица, в этот день пекут блины и всех угощают).
- Что ответил петух на приглашение лисы? (Петух сказал, что он пойдет не один, а со своим товарищем).
- Прочитайте, как обрадовалась лиса. («Вот счастья-то привалило – целых два петуха съем!»)
- Что значит «счастья привалило»? (Повезло).
- Смогла ли лиса полакомиться петухами? Почему? (Не смогла, так как товарищем петуха оказалась собака, которая испугала лису)
- Как вы думаете, так какая же мысль в сказке самая главная?
Характеристика героев(карточки)
петух | лиса | собака |
смелый умный сообразительный вдумчивый надёжный | хитрая лживая жадная льстивая | надёжная верная умная добрая смелая |
Работа с пословицами (с.44)
- Прочитайте пословицы. Подумайте, кому из героев сказки они подходят?
Не имей сто рублей, а имей сто друзей (к Петуху).
Не рой другому яму, сам в нее упадешь (к Лисе).
- Объясните их смысл.
Итог урока.
- Какую сказку мы изучали? А какие повторяли?
- Чему учит сказка Петух и Собака? (Дружбе)
- Мы на примере сказки рассмотрели, как нужно дружить. А так как в сказке герои – животные наделены человеческими чертами характера, и я думаю, что вы, ребята, тоже умеете дружить и будете помогать друг другу в трудную минуту: «Ребята, давайте жить дружно».
- Восстановите порядок событий, происходящих в сказке с помощью иллюстраций.
Рефлексия.
- У вас на столах лежат солнышки – весёлое и грустное – Выберите такое солнышко, которое соответствует вашему настроению после нашего урока. Вывесим их на доску. Может быть и весна к нам быстрее придёт и солнышко засияет ярче на небе.