СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 4 классе Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование  функциональной граммотности ( читательской) в образовательной области Филологии по теме : Е. Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Литературное чтение 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»»

Дата проведения :13.12.2022

Образовательные ресурсы: учебник литературного чтения, презентация , фрагмент фильма mp4, модели литер.произведений.

Цели урока ( для учителя): формирование учебно-познавательных компетентностей в образовательной области Филологии по теме : Е. Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Литературное чтение 4 класс.

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»;

научатся: называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков

Метапредметные:

Познавательные: осознавать сущность и значение литературных сказок как части русской национальной культуры.

Регулятивные: выбирать вместе в паре форму оценивания результатов, вырабатывать совместно в паре критерии оценивания результатов; анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы.

Коммуникативные: готовить небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью ко взрослым только в случае затруднений; осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы

Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений



Этап урока

Деятельность учителя

деятельность обучающегося

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие обучающихся.

Сообщают о готовности к уроку. Определение самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)

Уметь слушать в соотв. с целевой установкой,принимать и сохранять организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Речевая разминка,

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста.

– Прочитайте стихотворение друг другу, разделяя слова на слоги.

– Прочитайте друг другу орфографически.

– Прочитайте орфоэпически.

– Приготовьтесь читать выразительно.

Песчинки сложились в секунды,

Секунды сложились в минутки,

Минутки сложились в часы.

Так пробежали сутки,

Время вперёд спешит.

Уважаемые гости! Мы работаем по программе «Школа России». В нашей программе на уроках литературного чтения при работе с текстом используются различные способы и приёмы . Один из приемов мы позаимствовали из «Школы 21 века» - моделирование обложки книги. Именно он нам сегодня поможет начать урок.

Внимание на экран.

Дополните предложения:Слайд 2

Из какой сказки эти строки

итак перед вами макет книги. о чем он говорит: Слайд3

- давайте вспомним какие еще авторские сказки мы читали ?

Слайд1

Пробегут часы, минутки,

Соберутся вместе в сутки.

В них двадцать четыре часа,

И стрелки творят чудеса.

























Определяют по модели тему и жанр : Авторская сказка , волшебная

Демонстрация иллюстраций

Выделять существенную информацию из текста. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать
в соответствии
с целевой установкой

III. Формирование темы урока. Определение целей работы

Работа в группах

Мы не случайно говорим о литер. сказках. Сегодня на уроке мы продолжим изучать это произведение.

Соберите пословицы

Посмотрите на экран. Попробуйте собрать пословицы.

коли делать нечего да не откладывай дела

потехе час скучен день до вечера

откладывай безделье делу время

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Делу время - потехе час.

- О чем эти пословицы? Что объединяет все эти пословицы?

(Они о том, что время необходимо проводить с пользой, т.к. время без дела - время, потраченное зря).

Какие же задачи урока мы перед собой поставим?:

- Определить главную мысль сказки.

- Извлечь из сказки урок мудрости.

- Понять причину поступков персонажей.

Вашим домашним заданием было разделить на смысловые части сказку Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени», познакомиться с биографией Е.Л. Шварца, у некоторых детей было индивидуальное задание.

Слайды 4-9

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев.

Индивид задание:

1 ученик: Е.Л. Шварц родился 21 октября 1896г. В г. Туапсе, но с 2-х летнего возраста и до юношеской зрелости прожил в г. Майкопе, который считал для себя “городом своей души. В письмах, дневниках Евгений Львович постоянно вспоминает о счастливых годах, прожитых в этом городе.

2 ученик: Е. Шварц учился на юридическом факультете Московского университета, но с детства увлекался театром. Стал драматургом – автором произведений для сцены. Он писал стихи и пьесы. Но до сих пор нет полного собрания сочинений писателя

3 ученик: Шварц был необычным сказочником. Он брал известные всему миру сказки Х. К. Андерсена, Ш. Перро, народные сказки, изменял сюжет и судьбы героев. Сказка становилась совершенно неузнаваемой. Он написал сказки: “Обыкновенное чудо”, “Дракон”, “ Два клёна”, “Снежная королева”, “Два брата”, “Сказка о потерянном времени”…

1 ученик: Он был очень скромным, робким в жизни, а все свои смелые мысли помещал в свои произведения. В них Шварц высмеивал человеческие пороки.


Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

IV. Работа над содержанием текста.

Работа с толковым словарем.

1. Словарная работа.

– Объясните значения слов, выражений.

Окладистая (борода) – широкая, густая.

Керосиновая (лампа) – лампа, заправленная керосином, в который опущен фитиль. Горящий фитиль, накрытый стеклянным колпаком, освещает помещение.

Ходики – небольшие настенные часы с гирями и маятником.

Пола, по́лы – нижняя часть раскрывающейся одежды.

– Подберите синонимы к словам «хмурый», «сберечь».

(Хмурый – угрюмый, ненастный, невеселый, печальный.)

(Сберечь – сохранить, спасти, сэкономить.)

– Подберите антонимы к словам «состариться», «трудиться».

(Состариться – помолодеть.)

(Трудиться – бездельничать, лениться, лодырничать.). Работают с текстом

– Давайте разберемся, что случилось с детьми, учениками начальных классов, из «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца.

– Как звали героя сказки? (Петя Зубов.)

- Что с ним произошло? ( Он внезапно постарел.)

– Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка? (Петя отставал в учебе, опаздывал на занятия, не тужил.)

– Когда происходили события, описанные в произведении? (В середине XX века.)

- Почему вы так думаете? (Керосиновая лампа, счеты, часы-ходики, газета «Пионерская правда» – приметы того времени.)

– Где случилась эта история? ( В городе.) Подтвердите словами из текста.

- Куда попал Петя? ( Петя попал в лес, в избушку злых волшебников.) Подтвердите словами из текста.

– Прочитайте по ролям отрывок, из которого мы узнаем, как встретился Петя с мамой.

– О чем думал Петя после встречи с мамой?

– Найдите отрывки, с помощью которых автор показывает, что все люди вокруг трудятся.

Физкультминутка для глаз








.







Высказывают предположения























Чтение по ролям


V. Работа в парах.

Сравнительный анализ героев

Составление таблицы

  • Характеристика главных героев.

- Вспомните, какие фразы использовал автор, чтобы мы яснее, чётче могли представить события, душевные состояния героев? Как они называются? Устойчивые обороты речи/ фразеологизмы.

Пошёл куда глаза глядят/ В неопределённом направлении, неизвестно куда(с. 6)
Терять время понапрасну
/ Бездельничать (с. 8)
Держать ухо востро
/ Быть очень осторожным, осмотрительным (с.10)
Как сквозь землю провалился
/ Исчез, скрылся куда-то(с.13)
И в ус не дует
/Не обращает никакого внимания (с.13)
Не терять времени даром (с.14)

- Кто является главными действующими лицами второй части?

- На какие две группы их можно разделить?  (школьники и волшебники).

- У нас есть голубые часы и черные.

-Куда бы вы вписали имена школьников?

- А куда злых волшебников?

 -Почему?

- Ребята, голубой цвет – это цвет неба и воды. Это символ надежды, разума.

Черный цвет – символ несчастья, зависти, зла.

( Дети работают в парах)

Дети Волшебники

Петя Ольга

Надя Пантелей

Вася Марфа

Маруся Сергей



Герои-дети и герои-волшебники. Какие качества людей присущи им?

Дети Волшебники

Испуганные Злые

Ленивые Хмурые

Дружные Завистливые

Смелые Себялюбивые

- Ребята, волшебники были злые, хмурые, завистливые и что же с ними случилось?

Подтвердите словами из текста.

-

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора





Составляют таблицу «Герои сказки».

Дети

Злые волшебники

Петя Зубов

Сергей Владимирович

Маруся Поспелова

Ольга Капитоновна

Надя Соколова

Марфа Васильевна

Вася Зайцев

Пантелей Захарович































Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета

VI. Самостоятельная работа







Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Проводит тест по сказке Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном времени».

– Выберите правильный вариант ответа. Выбранные ответы внеси в таблицу!

1. Среди героев сказки НЕ БЫЛО:

а) Пети б) Тани в) Маруси

2. Детей, которые напрасно теряли время в сказке:

г) трое д) пятеро е) четверо

3. Среди злых волшебников НЕ БЫЛО:

р) Сергея Захаровича с) Ольги Капитоновны т) Марфы Васильевны

4. Дом волшебников находился:

д) на лесной поляне

е) в лесной чаще ж) посреди топкого болота

5. Фамилия Пети:

в) Власов г) Зубов д) Зайцев

6. Фамилия Наденьки:

и) Соколова к) Смирнова л) Степанова

7. До леса дети-старички доехали на:

а) такси б) троллейбусе в) трамвае

8. Часы в доме волшебников называли:

п) будильником р) ходиками с) песочными часами

9. Для совершения волшебства стрелку надо было повернуть в обратную сторону:

е) семьдесят семь раз ё) двадцать раз ж) пятьдесят раз

10. Какое выражение использовал Е.Шварц, говоря о поведении Васи Зайцева:

м) «И в ус не дует» н) «Ног не чует» о) «Уши развесил»

11. Автор сказки:

э) А.С.Пушкин ю) Г.Х.Андерсен я) Е.Л.Шварц

Прочитай фразу!

Ответом будет фраза: "Береги время"

В начале урока мы поставили перед собой цель определить главную мысль сказки, извлечь из сказки урок мудрости.

-В чем же основная мысль сказки?

- Какой урок мудрости вы извлекли из этой сказки?





















1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11













VIII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Перечитать еще раз прочитанную «Сказки о потерянном времени» Е. Шварца.

Фанфикшин

Понятие произошло от англ. Fan fiction—фан-литература, фан-проза.

Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с такой ситуацией, когда понравившееся произведение обрывалось на самом интересном месте, верно? Также нередко случается, что поклонники сериалов или серий книг желают видеть продолжение полюбившейся им истории, когда она уже завершена. Ища возможности снова погрузиться в мир какого-либо произведения, мы можем столкнуться с таким явлением, как фанфики или фанфикшен. Фанфикшен – обобщенное название произведений, созданных на основе существующих ранее. Соответственно, фикрайтерство - написание сочинений, раскрывающих или дополняющих уже написанное.

Авторами подобных сочинений— фикра́йтерами — как правило, становятся не профессиональные писатели, а поклонники. Обычно фанфики создаются на некоммерческой основе, для чтения другими фанатами.

(Подготовить чтение по ролям отрывка, в котором старики-школьники ищут друг друга. Проинсценировать часть сказки (по выбору учащихся)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

IX. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения.

Над каким произведением работали на уроке?

-Кто автор произведения?

- Как вы думаете, почему ребята смогли победить волшебников? (Ребята победили волшебников, потому что собрались, поторопились, успели, помогли друг другу.)

- Важна ли в наше время проблема, о которой рассказал Е. Л. Шварц в 20-ом веке? Почему?



Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Выбирают один из смайликов и объясняют свой выбор (радостное настроение, безразличие, грустное, печальное настроение).





Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности

– А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после этого урока. Нарисуйте ротик часам, объясните свой выбор.



– Не теряй время даже в действии, чтоб не превратиться в стариков задолго до старости, дорожи каждой минутой. Только в сказке можно вернуть потерянное время – повернуть стрелки назад, не надо надеяться на авось и на потом, а учиться, трудиться сейчас

Определить главную мысль сказки.

Извлечь из сказки урок мудрости.

Понять причину поступков персонажей.








МОУ " Милославская школа"



Урок

литературного чтения

в 4 «б» классе


Е.Л. Шварц

«Сказка о потерянном времени»






Подготовила:

учитель

4 «б» класса

Сабаева М.А.






Дети

Злые волшебники









Дети

Злые волшебники











Дети

Злые волшебники











Дети

Злые волшебники












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!