Урок по литературному чтению в 4 классе
Тема: «Знаменитые писатели России»
Цель: систематизирование и обобщение пройденного материала
Планируемые результаты:
Предметные:
Повторить изученные произведения;
Учить соотносить автора с его произведением;
Метапредметные:
Регулятивные:
Учиться определять цель и задачи усвоения новых знаний;
В сотрудничестве с учителем, подводить итоги учебной, практической деятельности.
Познавательные:
Учить обобщать, систематизировать, классифицировать по заданным критериям.
Формировать умения находить информацию в тексте.
Коммуникативные:
Формировать умения работать в группах.
Формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Формировать навыки сотрудничества в различных ситуациях.
Личностные
развивать память, внимание, логическое и образное мышление;
воспитывать интерес к чтению.
Ориентировать на понимание причин успеха в деятельности;
Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.
Методы:
Репродуктивные: рассказ, показ, объяснение,беседа
Продуктивные: частично – поисковый.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: выставка книг, ТСО, карточки, иллюстрации для групповой работы.
Ход занятия
Давайте порадуемся
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» скажем друг другу и гостям, которые пришли к нам на урок.
II.Основная часть
- Сегодня к нам на урок прилетела Жар-птица. Она прилетела не с пустыми руками. Отгадайте загадку , мы узнаем ,что она принесла на урок.
Знает все и учит всех,
Кто с ней знаком — тех ждет успех!
Но чтобы с нею подружиться,
Нужно грамоте учиться. (Книга)
Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто её открывает – многое знает. (Книга)
- Принесла книги.
- Ребята, а как вы думаете, о чем мы будем говорить на этом уроке?
- О книгах. Читая книги, можно найти все ответы на вопросы.
- А кто пишет книги? Писатели, поэты.
- Сегодня мы с вами вспомним некоторых знаменитых писателей России, которые писали для детей.
Тема нашего урока:
«Знаменитые писатели России»
- А кого называют знаменитыми?
- Благодаря чему писатели стали знаменитыми?
Наверное, неспроста принесла Жар-птица нам столько интересных книг.
Получилась выставка книг.
Не зря говорят : «Чтение- лучшее учение»
- Помогут нам сегодня на уроке перышки Жар-птицы. Мы по перышку Жар-птицы будем узнавать, какое задание нам нужно выполнить.
- Итак,начнем!
(Берем первое перышко и выполняем задание)
- Агния Львовна Барто
- Сергей Владимирович Михалков
- Самуил Яковлевич Маршак
- Валентина Александровна Осеева
-Николай Николаевич Носов
- Лев Николаевич Толстой
- Александр Сергеевич Пушкин
Она родилась в Москве в семье ветеринарного врача. В детстве увлекалась танцами, училась в хореографическом училище. В годы Великой Отечественной войны выезжала с концертами на фронт, выступала по радио. После войны вела радиопередачу «Найти человека» о поисках семей детей, потерявшихся на войне. (А. Л. Барто)
Родился в Воронеже в семье мастера-мыловара. Рано начал писать стихи. В молодости уехал учиться в Англию. В Краснодаре создал один из первых детских театров и писал для него пьесы. (С. Я. Маршак)
Родился в Москве в дворянской семье. Начальное образование получил дома, потом поступил сразу в 4 класс. В 15 лет напечатано первое стихотворение. Известность ему принесла поэма «Дядя Степа», напечатанная в журнале «Пионер». Автор гимна России. (С В. Михалков)
Родился в Киеве в семье актера. В юности увлекался театром, музыкой, много занимался самообразованием. Работал кинорежиссером, постановщиком мультипликационных фильмов. Свой первый рассказ «Затейники» напечатал в журнале «Мурзилка». (Н.Н. Носов)
А.С. Пушкин приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого русского поэта. Еще при жизни его называли “незаходящим солнцем русской поэзии”.
«Угадай автора и произведение». Вспомни названия следующих произведений и назови их авторов.
И можно ли эти произведения разделить на группы?
«Живая шляпа»
«Волшебное слово»
«Глупый мышонок»
«Сказка о царе Салтане…»
«Прыжок»
«Как старик корову продавал»
В.Осеева
Н.Носов
С.Михалков
С.Маршак
Л.Толстой
А.Пушкин
-На какие группы можно разделить произведения? (проза и поэзия)
«Узнай произведение и автора по отрывку»:
«— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни- тихим голосом, глядя прямо в глаза…
— А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
— Я попробую, — усмехнулся Павлик,- я сейчас же попробую. — Он вскочил и побежал домой.» ( «Волшебное слово», В.Осеева)
Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.
Среднего роста,
Плечистый и крепкий,
Ходит он в белой
Футболке и кепке.
Знак «ГТО»
На груди у него.
Больше не знают
О нем ничего.
«Рассказ о неизвестном герое С.Маршак»)
3. 3. «А я один раз купался в море, — говорит Мишутка, — и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову — и откусила.
— Врешь!
— Нет, правда!
— Почему же ты не умер?
— А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.
— Без головы?
— Конечно, без головы. Зачем мне голова?
— Как же ты шел без головы?
— Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.
— Почему же ты теперь с головой?
— Другая выросла». ( «Фантазеры» Н.Носов)
3. 4«Как старик корову продавал» (С.Михалков)
— Хозяин, продашь нам корову свою?
— Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
— Не много ли просишь, старик, за неё?
— Да где наживаться! Вернуть бы своё!
— Уж больно твоя коровёнка худа!
— Болеет, проклятая. Прямо беда!
— А много ль корова даёт молока?
— Да мы молока не видали пока…
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
3.5.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря». («Сказка о царе Салтане» А. Пушкин)
3.6 «Спать пора уснул бычок
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать…» (А.Барто)
ФИЗМИНУТКА
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
Задание такое:
«Собери пазл» и узнай произведение.
Работать будем в группах . Вместе складываем пазл, договариваетесь, как и кто будет отвечать.
-«Живая шляпа» (Н.Носов)
- «Волшебное слово» (В.Осеева)
-«Сказка о мертвой царевне..» (А.С.Пушкин)
- «Двенадцать месяцев» (С.Маршак)
-«Прыжок» (Л.Н.Толстой»)
«Волшебный мешочек»
«Узнай, что в волшебном мешочке? Какой предмет ,в каком произведении встречаем этот предмет?»
-
Зеркало
- Шляпа
- Телефон
- Пистолет
- Обезьяна
- Корзина с подснежниками
- Каша
-Собака
Работа в группах. Каждая команда получит стихотворение.
Ваша задача:
1.Вспомнить автора стихотворения.
2. Продекламировать стихотворение.
- Кто подскажет значение этого слова?
(К какому словарю необходимо обратиться, чтобы узнать лексическое значение слова «продекламировать»)
Выразительно прочитать стихотворение, с использованием жестов,интонации и тд.
Как работать в группе: распределить, кто, что будет делать,отвечать, каждый должен отвечать за какое-то дело.
Прислушиваться к мнению, не разговаривать громко, чтобы не мешать.
У вас есть 5 минут.
Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Бычок
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Грузовик
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык -
Опрокинул грузовик.
Самолет
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
III. Итог урока
Наш урок подходит к концу.
Рефлексия
-Какое у вас настроение?
- Выберите и продолжите любое предложение:
-На этом уроке я узнал …
- Мне понравилось….
Выставка книг
-Обратите внимание на выставку книг. Если вы хотите узнать новые, весёлые истории, приходите в библиотеку.
Читая книги, вы обязательно найдете ответы на все ваши вопросы.