СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по арт-технологии

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по арт-технологии»


Урок литературы в 5 «Б» классе

«Мы в ответе за тех, кого приручили…»

(по стихотворению С.Есенина «Песнь о собаке»)

по арт-технологии

Цели:

  • развивать умение на примере конкретного стихотворения увидеть общее в творчестве поэта, делать выводы, обобщать;

  • развивать аналитическое и логическое мышление;

  • познакомить с текстами стихов С.Есенина;

  • развивать творческие способности учащихся, навыки выразительного чтения стихотворений;

  • привить чувство любви к животным

Задачи:

  • обучающие: научиться видеть то, что находится за строкой;

  • развивающие: чувствовать и понимать тему и идею произведения через образы, звуки, цвет;

  • воспитывающие: пробудить сочувствие, сострадание к живым существам

Оборудование:

  • компьютер, компьютерная презентация;

  • учебник;

  • фотографии домашних животных;

  • опорные таблицы для учащихся;

  • краски, карандаши, фломастеры;

  • сборник стихотворений С. Есенина;

  • портрет поэта





















Ход урока.

Слайд 1 -2.

Слово учителя. Сергей Александрович Есенин – великий русский поэт, человек с очень тонкой, проникновенной душой, умеющий чувствовать чужую боль как свою собственную.

С особой теплотой он писал о братьях наших меньших, изображая их чувства, переживания, заставляя читателя сострадать.

Слайд №3

И сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением С.Есенина «Песнь о собаке», постараемся увидеть то, что находится за строкой стихотворения (образы, звуки, цвет), и через эти открытия выйдем на тему и идею произведения. Домашнее задание: выучить стихотворение.

Слайд №4.

Выразительное чтение стихотворения «Песнь о собаке» (аудио). Понравилось ли вам это стихотворение? Какие чувства вы испытали, слушая его? Каким настроением проникнуто это стихотворение?

Вдумаемся в название. Почему «песнь», а не «песня»? (слышится что-то ласковое, нежное, мягкое, сочувствующее, этому способствует и [ н ,]; воспеваются чувства собаки – матери)

Если бы вы были сценаристами, сколько картин – кадров вы бы выделили? Заполните первую колонку опорных таблиц (см. приложение 1), записав в нее названия картин.

(7картин: «Рождение щенков», «Появление хозяина», «Попытка спасти детей», «Водная гладь», «Возвращение», «Синяя высь», «Глаза собачьи») Семь картин – семь предметов одной цельной картины «Песни о собаке».

Слово учителя. А теперь прочитаем строки, иллюстрирующие каждую картину еще раз, выделим ключевые слова, образы, цвет.

Слайд № 5

Чтение 1-2 строф

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.


До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.


- Выделите ключевые слова. (учащиеся записывают или зарисовывают во вторую колонку таблицы свои предположения, потом озвучивают ) В каких словах выражено отношение собаки к своим щенкам? (Ощенила, ласкала).

Какое чувство выражено в этих двух словах? (радость – записывают в третью колонку)

Понаблюдайте за цветовой палитрой строф, назовите слова, передающие цвет (утром, ржаной, рыжих, златятся, снежок) Зарисуйте эту цветовую палитру в четвертую колонку. Какого цвета получилась «радость»?



Слайд №6.

Прочитаем третью строфу стихотворения

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

Как меняется настроение стихотворения? (появляется мрачность, врывается агрессивный мир людей).

Какими словами выражена эта агрессия? Запишите во вторую колонку (вышел, хозяин, хмурый, поклал). Какие слова ярче всего выражают отношение хозяина к происходящему? (вышел, поклал). Эти слова подчеркивают механический характер действий хозяина, его грубость, он не просто сложил щенят в мешок, а «всех поклал». Как вы думаете, почему хозяин изображен хмурым?

Какие чувства выражают ключевые слова? (бессердечие, жестокость)

Заполним четвертую колонку. Выделите слова, содержащие цвет. (Вечером, хмурый). Зарисуйте цветовую гамму (серый, черный). Что выражено в этом цвете? (жестокость хозяина)

Слайд № 7.

Чтение 4 строфы.

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать.

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь

Почему в этой строфе мы выделили две картины? Какую сцену опустил поэт и почему? (эта строфа является кульминационным моментом, пропущена сцена убийства, так как самому поэту тягостно описывать гибель щенков; он жалеет и собаку, ее материнские чувства).

Выделим ключевые слова в этих двух картинах и запишем их во вторую колонку (бежала, поспевая бежать, дрожала гладь). Почему поэт акцентирует внимание на том, что гладь «долго дрожала»? (собака смотрит, не отрываясь на то место, куда кинули ее щенков). При помощи какого приема усиливается впечатление от этой картины? (повтор).

Какое чувство выражено в словах «бежала», «поспевая бежать»? (надежда). Как во второй картине этой строфы меняются чувства собаки, запишите в третью колонку (безысходность, пустота). Поэт использует прием контраста в пределах одной строфы.


Давайте попробуем определить, в каких словах выражен цвет, зарисуйте (по сугробам, за ним, гладь). Какие это цвета? (белый, черный, синий)

Слайд № 8.

Прочитайте пятую строфу.

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

Как меняется динамика действий собаки, в каких словах она выражена? (плелась, слизывая пот). Как вы думаете, почему собака смотрит на небо и видит месяц? (может быть, она выла). Почему месяц « показался ей… одним из ее щенков »? (подобно щенкам он рыжего цвета, у собаки на глазах слезы, чувства ее обострены, очертания предметов, которые она видит, расплываются)

Какие чувства выражены в этих словах? (ожившая надежда). Как вы думаете, какого цвета эта надежда, зарисуйте в своих таблицах. (Желтый, рыжий, золотой)

Слайд № 9.

Чтение шестой строфы.

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

Какой образ добавляется в этой картине? (образ синей выси). С какой целью автор обращает на это внимание? (небо – символ бесконечности, надежды).

Найдите ключевые слова, выпишите их в таблицу (звонко, глядела, скуля)

Почему собака «глядела звонко?» (в этом слове выражено одиночество собаки, она совсем одна и никто не понимает ее чувств, даже месяц ускользает, не оставляя никакой надежды, это крик ее души). Что можно сказать о чувствах собаки по этой картине? (печаль, тоска). Найдите слова, содержащие цвет? (синяя высь, месяц, холм). Зарисуйте в своих таблицах цветовую гамму (синий, желтый, черный)

Слайд № 10.

Чтение седьмой строфы

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег

Какую картину вы себе представили при чтении этой строфы? На чём фокусирует внимание поэт? (глаза собаки)

Какие слова будут являться ключевыми, запишите их в первую колонку. (Глухо, покатились глаза, золотыми звёздами) Сравните эту строфу с предыдущей, найдите контраст (звонко – глухо) Почему глаза «глухо… покатились»? (беззвучное рыдание собаки, осознание невозможности вернуть своих щенков).

Какие чувства выражены в этих словах, запишите их во вторую колонку (боль, неизбывная тоска). Какого цвета боль собаки, заполните последнюю колонку (золотой, жёлтый).

Почему боль такого цвета? (золотистыми были её щенки) И эта боль не физическая («когда бросят ей камень в смех»), эта боль душевная, боль матери, у которой отняли частичку её сердца. Какой цвет возникает в конце стихотворения? (белый). Символом чего является белый цвет в данной строфе? (пустоты, одиночества).

Слайд №11

А теперь рассмотрим получившуюся цветовую гамму всего стихотворения.

Что можно сказать, глядя на эту палитру? (она очень контрастная) Какие цвета связаны с образом хозяина? (темные) А с образом собаки? (яркие, солнечные). Собака противопоставлена человеку. Каким изображается человек? (бессердечным, бесчувственным, потому он хмурый подобный тени; он ничего не замечает вокруг себя) Изображает ли поэт его лицо, глаза? (нет, мы можем только представить себе хмурого, бездушного хозяина) А какой мы видим собаку? (собака способна чувствовать, переживать, подобно человеку, и образы природы в стихотворении связаны с образом собаки, это она видит сугробы, водную гладь, месяц и плачет «золотыми звездами»)


Прием противопоставления в литературе называется антитезой, запишем определение в тетрадь.

Антитеза – приём противопоставления

Мы пронаблюдали за антитезой «человек – собака». Найдите примеры антитезы, связанную с образом собаки.

1. Собака в начале и в конце произведения, если вначале жизнь собаки наполнена смыслом, у нее родились щенки, и она о них заботится, цвет радостный, солнечный, то в конце стихотворения мы видим пустоту, выраженную белым цветом, смысл жизни утерян;

2. Противопоставление физической и душевной боли собаки, больно, когда кидают камень, но эта боль быстро проходит; душевная же рана, нанесенная жестокостью человека, не заживет еще долго;

3. Чувства собаки - «звонко – глухо»: «звонко глядела» собака, когда месяц ей показался щенком, она словно зовет его, а «глухо покатились», когда последняя надежда исчезает;

4. Противопоставляется время суток «утром – вечером»: утро – это начало дня, начало новой жизни, а вечер – это конец дня, и именно вечером отнимают у собаки щенков.


Как вы думаете, почему поэт не показывает, как собака вернулась домой, оставляет ее посреди безмолвного поля? (тяжело собаке возвращаться туда, где еще совсем недавно она была так счастлива)

А теперь попробуем определить тему и идею стихотворения. О чем это стихотворение? (о переживаниях, чувствах собаки–матери, потерявшей своих детей)

Скажите, а от нее что-нибудь зависело? Могла она что-либо изменить? (нет, не могла)

А от кого зависит судьба собаки? (от человека)

Мы вышли с вами на идею стихотворения. Как вы думаете, в чём она состоит? (человек должен чувствовать ответственность за всё живое на земле)

Слайд № 13

«Песнь о собаке» говорит о том, как жестоки люди, они даже не замечают собственного бессердечия, оно становится привычным. Описывая трагедию собаки-матери, поэт заставляет нас почувствовать боль собаки-матери.

Что можно сказать об авторе этого стихотворения? (добрый, отзывчивый, чуткий к чужой боли)

Слайд № 14

В стихотворении «Мы теперь уходим понемногу», написанном незадолго до смерти, Сергей Есенин напишет:

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что любил я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

А это значит, что поэт любил животных, всегда жалел, сочувствовал им.

Сегодня к уроку вы принесли фотографии своих питомцев. Покажите их. Посмотрите, какие они все разные, все живые, такие родные, они тоже чувствуют, и о каждом из них можно было написать песнь.

Для чего вы сфотографировали своих животных? (люблю, ношу с собой фотографию, на память, это член нашей семьи)

А что вы чувствуете, когда ваше животное болеет, если с ним что-нибудь случается? (жалость, сочувствие, желание помочь)

Посмотрите, ваши чувства к вашим животным – это тоже отражение идеи стихотворения С.Есенина «Песнь о собаке»

Слайд № 15

Сент-Экзюпери написал в своей сказке «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Так же и мы с вами должны чувствовать ответственность за своих животных.

Мы подошли с вами к итогу. Каковы же результаты нашего урока? Возьмите карандаши, фломастеры, цветную бумагу, картон, клей. Выразите в цвете или образах свои чувства.

(работа по одному или в группах по желанию, затем ребята объясняют, что они изобразили в своих работах). Пока дети работают над заданием звучит песня.

Сегодня на уроке мы учились понимать текст путём видения отдельных предметов, из которых состоит текст как цельная картина.

.























Приложение

Описание технологии «Предметное рисование как способ проникновения в текст»

Технология - «Предметное рисование как способ проникновения в текст». В настоящее время снижается интерес учащихся к изучению литературы, все меньше читают, не вдумываются в прочитанное, поэтому учителю приходится искать новые формы и методы работы, чтобы заинтересовать учеников. Поэтому и появилась идея обратиться к образному мышлению детей, задействовать их чувства, научить ассоциативному мышлению, используя для этого предметное рисование.

Цели и задачи данной технологии:

- научить ребят видеть то, что находится за строкой, проникать в текст, рисуя образы, выходить на тему и идею произведения;

- развивать творческое воображение, фантазию, коммуникативные способности учащихся;

- воспитывать любовь к слову, эстетический вкус.

Ученики с удовольствием работают на таких уроках, эта технология позволяет использовать личностно ориентированный подход к обучению, когда каждый может выразить свою точку зрения, используя как мысленное, так и реальное рисование. Помимо этого, достоинство этой технологии состоит в том, что на уроках создаётся атмосфера творческого поиска, эмоционального комфорта.

Основные этапы технологии:

- сообщаются сведения об авторе, которые необходимы для понимания темы и идеи произведения;

- читается само произведение или отрывок из произведения;

- выстраивается таблица, состоящая из нескольких колонок, которая заполняется постепенно в ходе работы над произведением.

- вычленяются конкретные картины или образы – предметы одной цельной картины;

- выделяются необходимо для понимания текста;

- обозначаются цвета в каждой из картин, из которых потом сложится общая цветовая гамма;

- учащиеся анализируют таблицу, высказывают своё мнение, приходят к выводу о теме и идее произведения, с помощью учителя определяют, как это отражается в других произведениях автора, соотносят всё сказанное со своим жизненным опытом;

- произведение или отрывок читается ещё раз целиком, при этом подбирается подходящий музыкальный фрагмент для усиления эмоционального восприятия текста;

- проводится рефлексия, учащиеся выражают своё настроение, впечатление от работы над произведением, создавая свои образы. Это может быть рисунок, коллаж, символический образ и др. (учитель заранее просит принести ребят клей, цв. бумагу, картон, карандаши, фломастеры, краски, пластилин и т.д.);

- учащиеся по желанию рассказывают о том, что они изобразили, все работы сдаются учителю;

(по итогам урока можно организовать выставку)

Данную технологию целесообразно использовать на уроках литературы в среднем звене и в старших классах при обучении анализу стихотворного произведения, анализу эпизод, а также на уроках литературного чтения в начальных классах.



Карточка № 1

Сергей Есенин «Песнь о собаке»


Картины

образы

Ключевые слова (действия, признаки)

Чувства

состояние

Цвета

1.








2.








3.







4.








5.







6.








7.











Тема-




Идея-







Предметное рисование как способ проникновения в текст

Сергей Есенин «Песнь о собаке»

Картина

Ключевые слова

Чувства

переживания

Цвет

1. Рождение щенков



Ощенила

ласкала


Радость

Золотой

жёлтый

оранжевый


2. Появление хозяина



Вышел хмурый

поклал


Жестокость

Серый

чёрный

3. Попытка спасти детей



Бежала,

поспевая бежать


Надежда

Белый

серый

4. Водная гладь




Дрожала гладь

Безысходность

пустота


Чёрный

фиолетовый

5.Возвращение




Плелась

показался



Ожившая

надежда


Жёлтый

6.Синяя высь




Глядела, скуля


Печаль


Синий

жёлтый

7. « Глаза собачьи»



Покатились золотыми звёздами

Одиночество

боль

неизбывная

тоска


Белый

золотистый


Тема переживания собаки-матери, потерявшей своих детей. Идея – человек должен чувствовать ответственность за всё живое на земле




Карточка № 2

Конструкции для анализа стихотворения.

В стихотворении … (автор, название) говорится о … . В стихотворении … (название) … (фамилия поэта) описывает …(что?). В стихотворении царит … настроение. Стихотворение пронизано … настроением. Настроение этого стихотворения … . Настроение меняется на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на … части, так как … . Композиционно стихотворение делится на … части, потому что … . звучание стихотворения создаёт … ритм. Короткие (длинные) строки подчёркивают … . В стихотворении мы словно слышим звуки … . Постоянно повторяющиеся звуки … позволяют услышать … . Поэт хочет запечатлеть словами … . Для создания …. Настроения поэт (автор) использует … . С помощью …. Поэт даёт нам возможность увидеть ( услышать) …. . Используя … , поэт создаёт образ … . Лирический герой этого стихотворения представляется мне … . …. Ассоциируется с … . Образ … вызывает ассоциации с … .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!