Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме «Спор о принципах в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»»
Урок литературы в 10 «Б» классе по теме
«Спор о принципах в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Меж ними всё рождало споры…
(Пушкин).
Цели урока:
Понять:
о чем спорят герои?
какую точку зрения отстаивает каждый участник спора?
на чьей стороне автор и почему?
чью позицию разделяем мы и почему?
Учиться:
Соблюдать основные правила спора: отстаивать свою точку зрения, слушая оппонента, пытаясь его понять, не обижая.
Этапы урока:
Вызов:
1. Формулировка целей урока
2.Разминка (проверка знания текста). Актуализация знаний: «Верите ли вы?»
Что нигилист – человек, который не склоняется и перед какими авторитетами? (да)
Что Н.П. считает, что «без принципов, принятых на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя»? (нет)
3. Определение основных понятий:
Спор – словесное состязание при обсуждении чего-либо, в котором каждая из сторон отстаивает своё мнение, свою правоту. (Начать, затеять, вести спор. Научный спор. Учёные споры. Участвовать в споре. Вмешаться, включиться в спор. Втянуть кого-л. в спор. Поддерживать кого-л. в споре. Разгорелся, завязался спор об искусстве, о политике. Прекратите этот бесконечный, бессмысленный спор).
Принцип – [от лат. prīncipium - начало] 1.Основное, исходное положение какой-л. теории, учения, науки и т.п. (Придерживаться определённых принципов. Исходить из каких-л. принципов. Возводить что-л. в принцип. Принципы воспитания). 2. Внутренняя убеждённость в чём-л., точка зрения на что-л.; норма поведения (Благородные, гуманные, твёрдые принципы. Моральный принцип. Отсутствие принципов. Человек без принципов. Отстаивать свои принципы. Мириться с чьими-л. принципами).
Осмысление
1. Синквейны о героях романа (составлены на прошлом занятии в гуманитарной подгруппе):
Николай Петрович Кирсанов | Павел Петрович Кирсанов | Евгений Васильевич Базаров |
Аристократичный, гордый Не служит, любит брата, спорит Отстаивает дворянские принципы Дворянин-консерватор | Мягкий, любящий Ведет хозяйство, заботится, интересуется Стремится понять взгляды молодых Дворянин-либерал | Гордый, деятельный Изучает, осуждает, спорит Не признает духовного мира Разночинец-нигилист, материалист |
2. Составление кластера «Темы споров Базарова и Павла Петровича»
3. Работа по группам – анализ текста: выяснение позиций Павла Петровича и Базарова по основным темам споров.
Задания группам:
Группа 1 Точка зрения Павла Петровича и Базарова на роль дворянства и аристократии.
Группа 2 Мнение Павла Петровича и Базарова о принципах нигилистов.
Группа 3 Мнение Павла Петровича и Базарова о русском народе.
Группа 4 Мнение Павла Петровича и Базарова об искусстве.
Группа 5 Сделать наблюдение над ремарками автора, сопровождающими реплики Павла Петровича и Базарова: как меняется поведение героев, тон их разговора на протяжении спора?
Группа 6 Сделать наблюдение над поведением Николая Петровича и Аркадия на протяжении спора: высказывают ли они свое мнение, по какой теме, кому в споре сочувствуют?
4. Выступления групп.
5. Рефлексия
Заполнение таблицы (+) / (--)
Вывод об авторской позиции и позиции читателя.
тема | Суть мнения | Мнение ПП | Мнение Б | Тургенев согласен с … | Мое мнение: кто прав? |
О дворянстве | Дворяне – «отставные люди», «их песенка спета», от них нет никакой пользы: они ничего не делают, только «болтают» | | | | |
Дворяне-аристократы – основная общественная сила, так как это лучшие люди (образованные, с чувством собственного достоинства)– так повелось издавна | | | | |
О принципах нигилистов | Нигилисты отрицают «все»: общественный строй, самодержавие, религию, их дело – все разрушить. Строить новое – не их дело. | | | | |
Без принципов могут жить только безнравственные и пустые люди. Прежде они были болваны, а теперь они нигилисты. | | | | |
О русском народе | Народ патриархальный, свято чтит предания, не может жить без религии (это хорошо). | | | | |
Народ патриархальный, свято чтит предания, не может жить без религии (это плохо, так как говорит о необразованности и суеверии народа) | | | | |
Об искусстве, природе , любви | Искусство – средство наживать деньги. «Рафаэль гроша медного не стоит», и современные художники не лучше его. «Порядочный химик в 20 раз полезнее любого поэта» | | | | |
«Нам дорога цивилизация, дороги ее плоды» (великие творения Рафаэля), а современные художники «бессильны и бесплодны до гадости» | | | | |
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» | | | | |
«Что это за таинственные отношения между мужчиной и женщиной?...Это все романтизм, чепуха, гниль, художество» | | | | |
Итоги урока:
Выводы:
Позиции Базарова и Кирсанова - крайности. Им не хватило: одному - чувства почтения "сына", другому - любви и понимания "отца".
Они не искали истину, а просто выясняли отношения. Они не сумели отнестись друг к другу как отцы и дети.
Начиная с XIII главы, автор снимает внешнее противостояние, антитеза переходит внутрь. Но все чаще герои оказываются в похожих ситуациях: невоплощенная любовь, история с Фенечкой.
Домашнее задание: