СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе. Формирование читательской грамотности и глобальных компетенций на примере произведения Е. Носова «Живое пламя»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан и проведен в 5 класс по обновленным образовательным программам 2023 г

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе. Формирование читательской грамотности и глобальных компетенций на примере произведения Е. Носова «Живое пламя»»


Тема: Резервный урок. Идейно-нравственные проблемы в произведении. Евгений Иванович Носов «Живое пламя».

Цель: раскрытие содержания, темы, идеи рассказа Е. И. Носова «Живое пламя», повторить биографические сведения об авторе

Задачи:

Обучающая: формировать навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, определять тему и идею произведения, донести до учащихся мысль автора о высоком предназначении человека, священной памяти о погибших на войне.

Развивать речь, читательскую грамотность учащихся, мыслительные процессы: понимание, анализ, синтез, оценка, применение; логическое и творческое мышление;

Воспитывать чувство патриотизма как важнейшей духовно-нравственной социальной ценности, укрепление духовной связи между поколениями, обращение сознания школьников к высоким нравственным идеалам, которые имели место в Отечественной истории; сохранение благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Планируемые результаты

Читательская грамотность: развитие антиципации (умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации); полноценного восприятия текста; формирование эмоциональной отзывчивости (активность читательских чувств и точное улавливание авторских чувств, сопереживание ситуации, героям произведения, автору).

Глобальные компетенции: выявление заложенных в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания, понимать и формулировать нравственный пафос литературного произведения, формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, характеризовать героев произведения

Предметные: владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения, , определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), определение в произведении композиции, элементов сюжета, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, понимание авторской позиции и свое отношение к ней, понимать и формулировать тему и идею, характеризовать героев произведения




Ход урока

Организационный момент

- Верите ли вы, что некоторые цветы могут олицетворять определенные чувства человека: роза- любовь, хризантема- печаль, гвоздика и маки- память?

- Верите ли вы, что в определенной ситуации человек может, не задумываясь, пожертвовать собой ради жизни других людей?

- Верите ли вы в то, что память о погибших ради других людей живет в сердцах родных и совсем незнакомых людях?

- Молодцы, вы хорошо справились с вопросами. Наша с вами задача убедиться в правильности данных утверждений или опровергнуть их.

Самоопределение к деятельности

- Нам предстоит выполнить сложную и интересную работу. На уроке мы вспомним о самом трагическом периоде в истории нашей страны – Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов, познакомимся с рассказом Е. Носова «Живое пламя».

Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – маки. За каждый правильный ответ – цветок. Кто наберет три цветка и больше, тот получит за урок «5».

- Что же олицетворяют маки.

Красный мак-символ памяти. Существует много легенд о маках и их происхождении. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из кро́ви распятого Христа и с тех пор растёт там, где пролило́сь много человеческой крови.

11 ноября считается Днём Памяти всех погибших на полях сражений. Символом этого дня во многих странах является красный мак.

- Посмотрите внимательно на название, предположите, о чём может повествовать нам рассказ с таким названием?

Работа по теме урока

Знакомство с автором

- Но прежде чем мы обратимся к рассказу Е.И. Носова «Живое пламя», давайте познакомимся с автором. А поможет нам в этом учебник (с.101-102)

- Е. И. Носов — родом из курских мест, писатель, с любовью относящийся к их красотам и благодати, человек, прошедший войну, переживший ранение и другие беды военных лет, навсегда сохранивший в своей душе открытость и сочувствие к попавшим в беду. Рассказы Носова пронизаны заботой о людях, о родной природе, полны возмущения бездуховным, бездумным и жестоким обращением с окружающим миром.

Работа с текстом.

- Читать мы будем с остановками.

1 часть от слов «Тетя Оля заглянула…» до слов «..и только вид портит».

- Предложите по данному отрывку вопросы одноклассникам, называя того, кому его адресуете.

Предполагаемые вопросы:

- Почему тетя Оля не любила сеять маки? (Для клумбы мак не подходит: пыхнул и сразу сгорел).

- Объясни лексическое значение слова берестяной (короб) – сделанный из бересты.

- Что такое зава́линка? (Земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы. (Словарь Ожегова).

- Найдите в отрывке сравнительные обороты. (точно мрамор, бел; горят, будто маков цвет.)

- Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдет?

2 часть от слов «Но я все-таки сыпанул…» до слов «…живи на здоровье».

- Кто такой Алексей?

- Что вспоминает о нём тётя Оля? («Это мой сын Алексей», «юноша в летной форме», «Алешка очень любил квас. Бывало, сам по бутылкам разливал и запечатывал»).

3 часть от слов «Подавая мне тяжелую…» до слов «…три тугих, тяжелых бутона».

- Сформулируйте свои вопросы для одноклассников.

Предполагаемые вопросы:

- Как выглядела клумба тёти Оли? («клумба стояла неузнаваемой», «коврик, напоминавший настоящий ковер», «лента маттиол - скромных ночных цветков»)

- Как показаны маки на фоне окружающих цветов?

(Маки предстают полными скрытой жизненной силы, «выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.»)

4 часть от слов «Распустились они …» до слов «…и прочая аристократия».

- Найдите слова, которыми автор описывает маки.

- Какие художественные средства использует автор при описании маков?

- Заполните таблицы, которые лежат у вас на столах:

СРАВНЕНИЯ: «маки походили на зажженные факелы», «рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия»

ЭПИТЕТЫ: «полупрозрачные алые лепестки», «трепетно-ярким огнем», «густым багрянцем», «озорной, обжигающей яркостью»

МЕТАФОРЫ: «солнце пронизывало светом», «полыхающими на ветру языками пламени», «вспыхивали трепетно-ярким огнем», «стоит только прикоснуться - сразу опалят!», «маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью»

5 часть от слов «Два дня буйно пламенели маки…» до слов «…вдруг заторопилась в дом».

- Сколько дней цвели маки?

- Как вы понимаете слова тёти Оли:

- Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...

- Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тётя Оля?

6 часть от слов «Мне уже рассказывали …» до конца.

- Что мы узнали о сыне тёти Оли? (он пошёл на таран)

- Какой человек способен на такой поступок?

- Почему тётя Оля все-таки отдала предпочтение макам? (напоминали о короткой, но яркой жизни сына)

- В рассказе Е. И. Носова нет описаний военных событий, и о войне автор упоминает вскользь. Сын тёти Оли геройски погиб, короткая у него была жизнь, зато в полную силу прожита. А сколько молодых людей не вернулось с войны! В памяти близких и их боевых товарищей они остались вечно молодыми.

- Как вы думаете, о каких истинных ценностях из эпизода смерти Алексея мы можем говорить? (Любовь к Родине. Память. Подвиг во имя жизни других людей).

Самостоятельная работа в тестовом режиме со взаимопроверкой.

- Предлагаю выполнить тест по произведению Е. И. Носов.  "Живое пламя".

Ответь на вопросы. Обведи правильный ответ.

1) Сына тети Оли зовут Алексей

А) ДА

Б) НЕТ

2) Маки цвели неделю.

А) ДА

Б) НЕТ

3) Клумбу опоясывала лента маттиол

А) ДА

Б) НЕТ

4) Е. Носов написал рассказ «Живое пламя»

А) ДА

Б) НЕТ

5) Сказав: " Да, сгорел...короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...",- тетя Оля имела в виду судьбу сына.

А) ДА

Б) НЕТ

Взаимопроверка.

Ответы: 1.А, 2. Б, 3.А, 4.А, 5. А.

Самооценка

5 правильных ответов – 5

4 правильных ответа – 4

3 правильных ответа – 3

2 и менее правильных ответа - 2

Итог

- Как вы думаете, ребята, чему учит рассказ Евгения Ивановича Носова?

- О погибшем на войне Алексее, сыне тети Оли, мы узнаем из последних строк рассказа. Эти строки являются ключевыми в произведении Носова. Память о погибших в Великой Отечественной войне живет в людских сердцах. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или ярко вспыхнувшими маками на клумбе и на бескрайних полях земли русской.

- Продолжите предложения:

Человеческая память– это способность…

Рассказ Е.И. Носова научил меня…

Рефлексия

- Перед вами листы бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой вы выразите свое мнение, которое появилось у вас после урока.

Большой – для меня было важным и интересным на уроке…

Указательный – я после урока понял…

Средний – мне было трудно (мне не понравилось)

Безымянный – мне на уроке работалось отлично, комфортно, некомфортно, плохо, хорошо….

Мизинец – я ещё хочу узнать…


Домашнее задание: выполните на выбор следующие задания

1. Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.

2. Подготовить рассказ о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны.

3. Какую иллюстрацию ты бы придумал к этому рассказу? Нарисуй ее.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!