Открытый урок литературы в 5 классе. Путешествие по сказкам Г. Х. Андерсена.
Цели: 1) проверить и обобщить знания учащихся, полученные в рамках изучения сказок Г. Х. Андерсена (5класс и начальное звено), а также умения осуществлять их перенос в новые нестандартные условия;
2) способствовать развитию памяти, внимания, устной речи, воображения,
мышления, эмпатии, умения сравнивать, сопоставлять, эмоциональной
сферы личности;
3) содействовать воспитанию «талантливого» читателя, внимательного к
художественному слову, образу, детали, приему и т. п., а также воспитанию
сотрудничества и коммуникативности, эстетических установок.
Ход урока:
Звучит песня Н. Королевой «Маленькая страна». Входит учитель в костюме сказочного героя Оле-Лукойе:
- А в этой маленькой стране живу я, и в гости я к вам приехал из этой маленькой страны.
Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!
Вы, наверное, очень удивлены? Думаете и гадаете: кто это к нам сегодня пожаловал на урок? А я вас знаю, ведь я прихожу к вам по вечерам, тихонько открываю дверь и незаметно проскальзываю в комнату. Хожу я бесшумно, так что шагов моих невозможно услышать. Подхожу к вашим кроваткам, сажусь на самый краешек и раскрываю зонтик. Надо сказать, что ношу я с собой два зонтика: один - пестрый, нарядный, другой - обыкновенный, черный. Первый я раскрываю над добрыми, послушными ребятами, и им снятся волшебные сны, а второй - над капризными, жадинами и плаксами, и они спят, как чурбаны, и ничего удивительного не видят.
Теперь вы узнали, кто я?
Я уверен, что вы хорошие ребята и во сне видите только добрые, волшебные сказки. Но чтобы действительно в этом убедиться, давайте их вспомним. А для этого отправимся в увлекательное путешествие в сказочный город. Есть такой город в моей маленькой стране.
Итак, в путешествие отправляются 2 команды (представление команд и капитанов.)
Во время путешествия будьте внимательны и постарайтесь не нарушать правил игры, они - перед вами (см. Приложение).
А наше уважаемое жюри определит самых талантливых читателей- путешественников, лучших знатоков сказок Г.Х. Андерсена. Жюри будет оценивать правильность ответов, их лаконичность и быстроту выполнения задания.
Готовы? В добрый путь!
1.Я ваш экскурсовод, буду показывать вам достопримечательности города. Первая достопримечательность-Дом сказочных героев.
Вы уже догадались, кто здесь живет? Герои сказок Андерсена! А знаете ли вы этих героев? Предлагаю разгадать кроссворд «Герои сказок Андерсена».
2. Отправляемся дальше! Что это за странное здание- Бюро находок?
Вы не знаете, что это может быть? Да, здесь хранятся потерянные кем-то вещи. А потеряли эти вещи какие-то сказочные герои. А вот какие, вы должны угадать!
Итак, кому принадлежат эти предметы? Верните их владельцам! Назовите героя и сказку.
Зеленый листочек – Элиза («Дикие лебеди»)
красный лоскуток – старая утка испанской породы («Гадкий утенок»)
мешочек с гречневой крупой – принцесса («Огниво»)
рукавицы – мать разбойницы («Снежная королева»).
3. Звучит а/к «Звуки природы» (море).
Мы приближаемся к самому живописному местечку сказочного города. ( Море)
Здесь живет еще один герой сказок Андерсена. Угадайте, кто?
«Нежная и прозрачная, как лепесток розы, с глубокими, синими, как море, глазами. Она отдала бы все свои 300 лет за 1день человеческой жизни…»
( Русалочка из одноименной сказки Андерсена).
А хорошо ли вы знаете эту сказку? Давайте проверим! Сейчас вы увидите фрагмент из фильма «Русалочка» режиссера Владимира Бычкова. Задание: сравните версию режиссера фильма и конец сказки Андерсена. В чем разница? Слово будет предоставлено только той команде, которая первой поднимет руку после моего сигнала.
4. Продолжаем путешествие! Следующее здание – Типография.
Сюда я приглашаю только капитанов. Вам я поручаю самое ответственное, самое важное задание. Обратите внимание на доску! В апреле 2015 года весь мир будет отмечать 200-летний юбилей великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена.
В этой типографии выйдет юбилейный сборник сказок писателя. А как он будет выглядеть, зависит от вас, ведь именно по вашим эскизам он и будет напечатан.
Задание: вы должны словесно описать обложку этого сборника. Не забудьте, что обложка должна быть привлекательной, оригинальной, чтобы всем захотелось купить эту книгу и прочитать ее.
5. Пока капитаны выполняют задание, мы продолжим путешествие. А вот самое чудесное здание нашего городка – Сказочная оранжерея.
Здесь скромные васильки и подснежники, красавицы розы и лилии и многие другие цветы из сказок Андерсена. Я сорвал для вас в этой оранжерее 2 сказочных цветка ( каждая команда выбирает себе только 1 цветок.)
Задание: вспомнить сказку, в которой встречается этот цветок.
(Розы – «Дикие лебеди», «Свинопас», «Снежная королева», «Пастушка и трубочист».
Тюльпаны – «Дюймовочка», «Пастушка и трубочист».)
6. И вот мы подошли к центральной площади сказочного города, на которой возвышается памятник Г. Х. Андерсену.
Давайте послушаем, как же будет выглядеть юбилейный сборник писателя.
Слово капитанам!
7. Андерсен известен всему миру, его сказки любят и взрослые, и дети. А в чем же секрет такой популярности, каким особенным талантом обладает этот человек, раз завораживает умы и сердца миллионов читателей? Безусловно, одна из граней таланта - умение выбрать нужное слово. Вы прочитали много сказок Андерсена и, наверное, знаете излюбленные эпитеты сказочника? Поэтому я предлагаю вам конкурс «Соревнование с Андерсеном».
Сейчас вы получите текст – отрывок из сказки, в котором пропущены прилагательные.
Ваша задача – подобрать нужные, подходящие эпитеты. А жюри сравнит ваши прилагательные и те, которые были в сказке Андерсена. Кто ближе к истине, т.е. кто подобрал более точные слова, тот и получит больше балов. ( Приложение.)
Наше путешествие заканчивается. Жюри подводит итоги. А вы, ребята, приготовьте листочки и выберите верное на ваш взгляд утверждение. (Рефлексия – Приложение)
Итоги. Награждение победителей.
Приложение.
Правила игры: 1. Играй честно. 2. Обидно, когда проигрываешь, но не злись. 3. Если выиграл, радуйся, но не зазнавайся. 4. Прежде чем ответить, посоветуйся с командой.
Правила игры: 1. Играй честно. 2. Обидно, когда проигрываешь, но не злись. 3. Если выиграл, радуйся, но не зазнавайся. 4. Прежде чем ответить, посоветуйся с командой.
«Типография»
«Нарисуй» словами обложку юбилейного сборника сказок Г.Х.Андерсена.
Помни при этом, что обложка должна в какой-то мере выразить идею, объединяющую материал этого сборника, а к тому же еще и заинтересовать читателя. Продумай шрифт, цвет, что будет изображено на обложке, объясни свой замысел.
«Типография»
«Нарисуй» словами обложку юбилейного сборника сказок Г.Х.Андерсена.
Помни при этом, что обложка должна в какой-то мере выразить идею, объединяющую материал этого сборника, а к тому же еще и заинтересовать читателя. Продумай шрифт, цвет, что будет изображено на обложке, объясни свой замысел.
«Соревнование с Андерсеном»
Раз вечером, когда солнце так красиво закатывалось, из-за кустов поднялась целая стая…………………………., больших птиц, утенок сроду не видал таких красавцев: все они были …………………………., как снег, с длинными, ………………………..
шеями! То были лебеди. Они испустили какой-то ………………………….. ……крик,
взмахнули ……………………………..большими крыльями и полетели с ………………………….. лугов в ………………………………..края, за …………………………. море.
«Соревнование с Андерсеном»
Раз вечером, когда солнце так красиво закатывалось, из-за кустов поднялась целая стая…………………………., больших птиц, утенок сроду не видал таких красавцев: все они были …………………………., как снег, с длинными, ………………………..
шеями! То были лебеди. Они испустили какой-то ………………………….. ……крик,
взмахнули ……………………………..большими крыльями и полетели с ………………………….. лугов в ………………………………..края, за …………………………. море.
«Соревнование с Андерсеном»
Раз вечером, когда солнце так красиво закатывалось, из-за кустов поднялась целая стая ЧУДНЫХ, больших птиц, утенок сроду не видал таких красавцев: все они были БЕЛЫМИ, как снег, с длинными, ГИБКИМИ шеями! То были лебеди. Они испустили какой-то СТРАННЫЙ крик, взмахнули ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ большими крыльями и полетели с ХОЛОДНЫХ лугов в ТЕПЛЫЕ края, за СИНЕЕ море.
«Соревнование с Андерсеном»
Раз вечером, когда солнце так красиво закатывалось, из-за кустов поднялась целая стая ЧУДНЫХ, больших птиц, утенок сроду не видал таких красавцев: все они были БЕЛЫМИ, как снег, с длинными, ГИБКИМИ шеями! То были лебеди. Они испустили какой-то СТРАННЫЙ крик, взмахнули ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ большими крыльями и полетели с ХОЛОДНЫХ лугов в ТЕПЛЫЕ края, за СИНЕЕ море.
Выбери утверждение:
Сегодняшний урок
Скучный
Неинтересный
Полезный
Веселый
Отличный
Праздник
6