СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 7 классе "Н.В.Гоголь. "Тарас Бульба": героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и его сподвижников".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

По программе В.И.Коровина в 7 классе на изучение повести Н.В.Гоголя "тарас Бульба", к сожалению, отводится два урока. Поэтому очень важно довести до учащихся чувство патриотизма и сыновнего долга героев повести при защите родной земли. Именно Тарас Бульба - олицетворение великого подвига украинского казачества как одна из главных страниц украинской истории, такой актуальной в наши дни.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе "Н.В.Гоголь. "Тарас Бульба": героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и его сподвижников".»

Урок литературы в 7 классе «Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»: героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и его сподвижников. Прославление боевого товарищества» подготовила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия» Сакского района Республики Крым.


Тема. Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»: героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и его сподвижников. Прославление боевого товарищества».

Цель: прививать умение работать с текстом, комментировать отдельные фрагменты, высказывать и аргументировать своё мнение.

Образовательные: углубить первоначальное восприятие образа Тараса, формировать представления о сложности и многогранности характеров героев, актуализировать знания о таком понятии, как товарищество, героизм и патриотизм; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать и обобщать.

Развивающие: развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ; развивать умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, выявить авторское отношение к героям и событиям; формировать умения аргументировать свою позицию.

Воспитывающие: воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости, чувство товарищества; помочь осознать ценность совместной деятельности; содействовать развитию умения общаться между собой.


Оборудование: текст повести (или учебник «Литература 7 класс в 2-х частях под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина», Москва: «Просвещение», 2014 г.), иллюстрации Е.А.Кибрика и Д.А.Шмаринова.


Ход урока.


  1. Организационный момент.


  1. Объявление темы и целеполагание.


  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Ответы на вопросы домашнего задания.

- Перескажите эпизоды повести, наиболее важные для характеристики Остапа, Андрия, Тараса Бульбы – на выбор. Подумайте над вопросом: каково авторское отношение к каждому герою? Дайте характеристику героям.

- «Поэмой о любви к родине» назвал повесть Гоголя В.Г.Белинский. Согласны ли вы с этим суждением?


2. Чтение с выражением отрывков о поведении в бою атамана Кукубенко и Остапа Бульбы.

- Что можете сказать о воинских качествах молодого казака?

- Какую честь оказали казаки Остапу?


  1. Работа над темой урока.


  1. Беседа с учащимися.

- На собрании запорожцев кошевой предложил погнаться за татарами и вернуть награбленное ими, спасти казну запорожцев. Кроме того, надо было освободить пленных товарищей, которых татары могли продать в рабство язычникам. Что предложил старый Тарас? Почему его слова поколебали запорожцев?

- Что сказал самый старший из казаков Касьян Бовдюг? Какие качества отметил он в Тарасе?

- К чему же пришли запорожцы? Какое они приняли решение?

- Как вы думаете, правильным ли было это решение?


  1. Выводы.


Очень скоро в городе узнали, что часть казаков ушла. Ободрённые этим известием, полковники готовились дать сражение. И Тарас, и другие бывалые воины понимали, что предстоит нелёгкий бой, в котором многие могут погибнуть.


  1. Слово учителя.

Мы подошли к девятой главе, рассказывающей о том, какие трагические последствия имело разделение казаков. Тарас понимал, что казаков надо было поддержать «по-запорожски», и велел открыть бочонки и баклаги с добрым старым вином, которое хранилось у него в погребах и которое он взял с собой на всякий случай, для торжественной минуты. Пили казаки за Сечь, как говорил им Бульба, за «нашу собственную славу, чтобы сказали внуки и сыны тех внуков, что были когда-то такие, которые не постыдили товарищества и не выдали своих…».

Накануне сражения старый вояка обратился к своим товарищам со словами, в

которых были и великая мудрость поколений, и боевой клич к братству,

единению. И слушали казаки те слова …


  1. Выразительное чтение речи Тараса о товариществе.

Вопрос к учащимся.


- Как восприняли речь Тараса казаки?


  1. Беседа на тему «А из города уже выступало неприятельское войско…».


- Чему подивился иноземный инженер, командовавший пушками?

- Какую беду удалось предотвратить Остапу?

- Что случилось с Незамайковским куренём?

- Прочитайте выразительно фрагмент, в котором повествуется о том, как в бой вступил атаман Кукубенко.

- Как бились другие казаки?

- Прочитайте отрывок о том, как погиб Бовдюг?

- Каким был куренной атаман Балабан? Как он сражается? Что говорит напоследок, чуя предсмертные муки?

- Как погиб атаман Кукубенко?


Слово учителя.


Тарас теряет одного за другим боевых товарищей. Душа его разрывается, он понимает, что силы слишком неравны, но всё же вопрошает: «Есть ли ещё порох в пороховницах?... Не погнулись ли казаки?» Однако судьба уготовила ему испытания, пострашнее всех, с которыми доводилось встречаться…


- Расскажите о появлении Андрия.

- Как распорядился Тарас судьбой сына?

- Расскажите близко к тексту (или прочтите выразительно) о пленении Остапа.


  1. Подведение итогов работы.


VI. Домашнее задание. Подготовить сообщение о сыновьях Тараса (Остапе и Андрии). Дочитать повесть до конца.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!