Урок литературы в 7 классе на тему "Мастерство И.С. Тургенева в раскрытии образа Бирюка (по рассказу И.С.Тургенева "Бирюк").
Цель урока: смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате исследовательской деятельности учащиеся придут к решению проблемного вопроса: в чём проявилось писательское мастерство И.С. Тургенева при создании противоречивого образа Бирюка, героя одноимённого рассказа?
Задачи: формирование исследовательских навыков обучающихся, умения работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.
Организационные формы: самостоятельная групповая деятельность с опорой на результаты перспективного домашнего задания; исследовательская работа. Главной формой организации учебной деятельности учащихся является работа в малых группах, преобладают активные и интерактивные методы и приемы обучения.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения; воспитание доброты и милосердия, умения понять другого человека;
• формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку.
Метапредметные:
• умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения;
• формирование умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;
• умение строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения;
умение работать в группе - владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
умение видеть культурологические связи
Предметные:
• понимание литературы как особого способа познания жизни,
• формирование потребности в диалоге с текстом, способности к сотворчеству с писателем в процессе читательского восприятия, умения в процессе чтения вставать на позицию другого;
• воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые монологические (устные и письменные) высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного
Тип урока: урок- исследование.
Межпредметные связи: история, мировая художественная культура, изобразительное искусство.
Оборудование: портрет И.С. Тургенева; раздаточный материал, электронная презентация; фрагмент художественного фильма "Бирюк" (1977 г.), «Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова.
Ход урока
I. Организация внимания учащихся
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
- В 6 классе вы читали рассказ И.С. Тургенева ... ("Бежин луг"). Слайд 1.
- Прежде чем перейти к анализу рассказа «Бирюк», который вы прочитали дома, мы напишем небольшую проверочную работу.
Приём "Недописанный тезис".
Дети получают листочки с текстом, в котором нужно заполнить пробелы - приложение 1.
В 1847 году Тургенев начинает работать над сборником .............("Записки охотника"), который был опубликован в ..................(1852 г.) . В сборник вошло ........... (25) рассказов.
Во всех произведениях присутствует один и тот же герой - ......... (Петр Петрович). Это дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, произошедших с ним во время .................... (охоты). Поэтому сборник назван «Записки охотника».
Создавая его, Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни .................. (крестьян) в .......................... (Орловской) губернии. Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору.
III. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Слово учителя.
- Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору. В том числе и герои рассказа "Бирюк".
Рассказ «Бирюк» был написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала «Современник» в 1848 году. Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственное впечатление от родных ему мест, от жизни крестьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Тургенева, а впоследствии сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай…, был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне…»
IV. Вопрос на восприятие прочитанного.
- Ребята, какое впечатление произвел на вас рассказ И.С.Тургенева «Бирюк»? Что удивило, а может быть, даже и поразило?
(Ответ: «Удивил финал рассказа. Не ожидали, что Бирюк отпустит вора»)
Учитель:
- Давайте ещё раз перелистаем страницы рассказа и постараемся понять мотивы такого неожиданного для нас поступка.
V. Изучение нового материала.
Беседа с классом
Вопрос. В каком жанре написано произведение, которое мы с вами сегодня будем рассматривать?
(Ответ. «Это рассказ. Слайд 2. Рассказ – небольшое эпическое произведение, в котором повествуется только об одном поступке героя, об одном событии. В рассказе минимальное количество героев: один, два, реже три.)
Вопрос. Почему книга, в которую включён рассказ, называется «Записки охотника»? Слайд 3.
(Ответ. «Во-первых, в каждом из 25 рассказов появляется охотник-рассказчик, близкий самому писателю. Во-вторых, мы знаем, как страстно любил Тургенев охоту, и образ охотника, скитающегося с ружьём по Орловской губернии, позволяет ему наблюдать жизнь этого уголка России. В своих героях-крестьянах писатель разглядел личности с глубоким внутренним содержанием и смыслом.»)
Учитель.
- Правильно, скитаясь с ружьём, Тургенев накапливал наблюдения за окружающей жизнью.
«Вы ожидаете сейчас выстрела – ничуть не бывало! Успокойтесь... Вы этого выстрела не дождётесь... охотник никуда не стреляет... Он следит не за полётом птицы, а за... золотисто-серыми с белыми краями облаками, он смотрит на стальные отблески воды... Ничто в природе не ускользает от его верного, поэтического и пытливого взгляда», – писал современник.
А сейчас, ребята, нам предстоит интересная работа! Мы будем учиться давать характеристику литературному герою. О каком герое пойдет речь сегодня на уроке? (О Бирюке). Формулируем тему урока: "Мастерство И.С. Тургенева в раскрытии образа Бирюка (по рассказу И.С.Тургенева "Бирюк" ) Слайд 4. - запись в тетрадь. Мы заглянем в творческую лабораторию Тургенева с тем, чтобы понять, какую роль играют художественные описания в раскрытии характера героя.
-Чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? (Работать с текстом, анализировать его, находить описание героя).
-А благодаря каким деталям можно раскрыть характер героя рассказа «Бирюк?» (Благодаря портретному описанию, описанию природы, описанию помещения, отношению к людям, к своему делу, отношению людей к герою).
-Ребята, а название произведения может охарактеризовать героя?
Как вы понимаете значение слова "бирюк"? Нам поможет "Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова.
2. 1.Волк-одиночка (обл.).
2. перен. Нелюдимый и угрюмый человек (разг.) Смотреть ~бирюком. исподлобья; жить бирюком, одиноко, ни с кем не знаться.
-Каким вы представляете себе героя?
Может, таким, как на картине И. Крамского "Полесовщик"? Слайд 5. Иван Николаевич Крамской (1837—1887) — русский живописец, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик. В картине «Полесовщик» (1874) художник обращается к теме русского крестьянства, однако его интересуют «не глубины и сложности» народного характера, а эмоциональные состояния и душевные движения. В «народной теме» он остается портретистом, исследующим прежде всего человека. Посмотрите на этого крестьянина. Каким изобразил его художник?
Работа с картиной.
-Это наше с вами представление о герое, а как нам показывает Тургенев своего героя, мы проследим с вами по тексту. Мы поработаем сейчас как литературоведы, рассмотрим все художественные описания в рассказе. Трудную задачу легче решать сообща, поэтому работать будем в группах. Для того, чтобы мы смогли дать полную характеристику герою, смогли полнее увидеть детали, при помощи которых Тургенев раскрывает нам характер героя, я предлагаю вам поработать с эпизодами и заданиями к ним, а потом, во время ответа, вы должны будете выделить главное, чтобы занести в таблицу ключевые слова. В конце урока мы попробуем составить полную характеристику героя.
Итак, у вас на столах карточки с заданиями. Можете приступить к работе.
1 группа
Что такое интерьер? Какую роль он играет в художественном произведении?
Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание избы лесника. Устно нарисуйте картину, которая вам представилась во время чтения.(Художественный пересказ)
Как это описание помогает понять характер главного героя? С каким чувством охотник-рассказчик описывает место жительства Бирюка?
Какие слова в описании являются ключевыми?
Сделайте вывод, для чего нужно в этом рассказе описание избы?
Слайд 6.Разделяете ли вы чувства рассказчика, который с горечью отмечает: "Я посмотрел кругом, - сердце во мне заныло"?
2 группа
1.Что такое портрет? Какую роль он играет в художественном произведении?
2. Найдите в тексте и прочитайте выразительно, что автор выделяет во внешности Бирюка. Устно нарисуйте, каким вы его представляете.(Художественный пересказ)
3. Что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету? Как портрет помогает понять характер героя?
3 группа
1. Что говорят в деревне о Бирюке?
2. Найдите и приготовьте чтение по ролям диалогов: лесник – охотник, лесник – мужик-«вор».
3. Что такое диалог? Какую роль он играет в художественном произведении?
4. Что узнали о герое по его речи?
5. Какие поступки совершает Бирюк? Как в этом сказывается его характер
4 группа.
1. Что такое пейзаж? Какое значение он имеет в художественном произведении?
2. Найдите и выразительно прочитайте описание природы. Какой образ главный? Как он соотносится с образом главного героя?
3. Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа? Какие чувства и как передаёт И.С.Тургенев через описание природы?
- Какая сцена в рассказе является самой острой, кульминационной?
(Дождь в этом рассказе помогает понять происходящее, особенно конфликт, разворачивающийся между мужиком и лесником, и позицию рассказчика. Гроза и дождь показывают не только явление природы, но и внутреннее состояние героев. Гроза – символ конфликта. Пейзаж помогает понять нам характеры героев, проблемы взаимоотношения людей).
Чтение по ролям диалога Бирюка с пойманным в лесу мужиком. Обращаем внимание на слова автора, сопровождающие реплики мужика: "заговорил …голосом глухим и разбитым", "твердил", "повторял с унылым отчаянием".
Беседа.
- Чем объяснить перемену в поведении мужика: поначалу "бедняк потупился", а некоторое время спустя "внезапно выпрямился", "глаза загорелись, и на лице выступила краска"? Почему меняется не только тон, но и лексика: "душегубец окаянный", "азиат, кровопийца", "зверь"? Конфликт достигает своей остроты.
(Озлобленность мужика вызвана отчаянием положения, в котором он оказался).
- Ожидали ли вы такой развязки?
Просмотр фрагмента художественного фильма «Бирюк» (режиссёр Роман Балаян, 1977 г.).
- Почему ни жалкие и униженные просьбы мужика, ни заступничество барина не тронули Бирюка? (Здесь ученики должны еще раз вспомнить о том, каким замечательным работником зарекомендовал себя Фома).
- Почему лишь гневный взрыв отчаяния мужика достиг цели?
(Бирюк не может не пожалеть мужика, понимая, что эта озлобленность и отчаяние – от нищеты и безысходности. "Пришиби - один конец; что с голоду, что так – все едино". К крайнему изумлению рассказчика, Бирюк отпускает вора).
- Какие лучшие человеческие качества русского крестьянина отразились в рассказе?
(Исправно несущий свою службу ("Я тоже человек подневольный; с меня взыщут"), угрюмый и нелюдимый, Фома, оказывается, может и пожалеть, и посочувствовать, и простить отчаявшегося мужика).
Вот такой неоднозначный получился у нас персонаж, так как в образе этого героя можно отметить черты, вызывающие симпатию, а также качества, за которые его можно осудить.
С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник.
Но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.
VI. Рефлексия. Тестирование с последующей взаимопроверкой.
Ученики выполняют тест на выявление уровня знания текста (взаимоконтроль).
1. Тема произведения: а) жизнь Бирюка; б) взаимоотношения отца и дочери; в) тяжелая жизнь русских крепостных людей.
2. Главным героем произведения является: а) сам автор; Б) лесник; в) пойманный крестьянин.
3. Что висело на стене в избе лесника? А) ружье; б ) икона; в) сухие грибы;
г) изорванный тулуп.
4. Как звали дочь лесника? А) Ася, б) Улита, в) Анфиса, г) Агафья.
5. По какой причине мужик стал рубить дерево?
А) на дрова; б) чтобы продать; в) мешало расти другим деревьям.
6. Что попросил забрать мужик после того, как связал Бирюк?
А) вилы, б) топор, в) сумку, г) грабли.
7. Как во время сцены в лесу обращается к главному герою провинившийся мужик?
а)Бирюк; б) кровопийца; в) Фома; г) Фома Кузьмич.
8. Кульминационная сцена произведения: а) описание избы лесника;
б) рассказ пойманного мужика о своей жизни; в) неожиданный гнев крестьянина.
9. Суровый и нелюдимый характер Бирюка объясняется: а) отношением к нему окружающих; б) обманом жены; в) пониманием истинных мотивов, заставляющих мужиков воровать.
10. Бирюк отпустил провинившегося мужика, так как: а) понял, что нищета и отчаяние крестьянина достигли своего предела; б) испугался мести крестьян; в) ему стало стыдно перед барином за свою жестокость.
Ключ к тесту. 1 - в, 2 - б, 3 - г, 4 - б, 5 - б, 6 - б, 7 - г, 8 - в, 9 - в, 10 - а.
VII. Заключение.
Слово учителя
В 1852 году по приказу Николая 1 Тургенев был арестован в Петербурге и сослан в имение Спасское-Лутовиново, перешедшее в его владение после смерти матери. Как известно, поводом для ареста и ссылки послужила статья на смерть Н.В. Гоголя, но в действительности, всероссийский самодержец разгневался на Тургенева из-за антикрепостнического духа "Записок охотника".
Известно, что в решении царя Александра II освободить крестьян, "Записки охотника" сыграли большую роль. Сам И.С. Тургенев желал, чтобы после смерти на его памятнике были написаны слова о том, что его книга "Записки охотника" послужила делу освобождения крестьян.
- Почему же такое влияние имела на умы, настроения в обществе эта книга? И какую роль, по-вашему, сыграл рассказ "Бирюк" в деле отмены крепостного права?
Рассказ не содержит прямого протеста против крепостного права, однако он интересен тем, что писатель сумел разглядеть и показать нам духовную силу русского мужика.
И.С. Тургенев посвятил свой рассказ простому крестьянину. Слайд 8. «Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» – спрашивал В.Г. Белинский и сам же отвечал на этот вопрос: «Как что? Его душа, ум, сердце, страсти, склонности, – словом, всё то же, что и в образованном человеке».
Слова великого русского критика подсказывали прогрессивным русским писателям путь их творчества. По этому пути шёл и И.С.Тургенев.
V. Выставление оценок за урок
VI. Домашнее задание. Слайд 9.
Написать сочинение- рассуждение на тему: «Мое отношение к главному герою рассказа «Бирюк».
Приложения.
Приложение 1. Приём "Недописанный тезис". Дети получают листочки с текстом, в котором нужно заполнить пробелы.
В 1847 году Тургенев начинает работать над сборником ................................................, который был опубликован в ................году. В сборник вошло ........... рассказов.
Во всех произведениях присутствует один и тот же герой - ............................................ Это дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, произошедших с ним во время .................... . Поэтому сборник назван «Записки охотника».
Создавая его, Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни ......................... в ..............................губернии. Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору.
Приложение 2. Тест.
1. Тема произведения: а) жизнь Бирюка; б) взаимоотношения отца и дочери; в) тяжелая жизнь русских крепостных людей.
2. Главным героем произведения является:
а) сам автор; Б) лесник; в) пойманный крестьянин.
3. Что висело на стене в избе лесника?
А) ружье; б ) икона; в) сухие грибы; г) изорванный тулуп.
4. Как звали дочь лесника? А) Ася, б) Улита, в) Анфиса, г) Агафья.
5. По какой причине мужик стал рубить дерево?
А) на дрова; б) чтобы продать; в) мешало расти другим деревьям.
6. Что попросил забрать мужик после того, как связал Бирюк?
А) вилы; б) топор; в) сумку; г) грабли.
7. Как во время сцены в лесу обращается к главному герою провинившийся мужик?
а) Бирюк; б) кровопийца; в) Фома; г) Фома Кузьмич.
8. Кульминационная сцена произведения: а) описание избы лесника;
б) рассказ пойманного мужика о своей жизни; в) неожиданный гнев крестьянина.
9. Суровый и нелюдимый характер Бирюка объясняется: а) отношением к нему окружающих; б) обманом жены; в) пониманием истинных мотивов, заставляющих мужиков воровать.
10. Бирюк отпустил провинившегося мужика, так как: а) понял, что нищета и отчаяние крестьянина достигли своего предела; б) испугался мести крестьян; в) ему стало стыдно перед барином за свою жестокость.
1.в
2.б
3.г
4.б
5.б
6.б
7.г
8.в
9.в
10.а
Используемая литература:
Диденко Инна Валерьевна, ГБОУ СОШ № 451 Колпинский район. Конспект урока по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»
2. Зайцева Л. А. Конспект урока литературы по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк" 7 класс.
3. Покровкова Наталья Николаевна, заместитель директора по УВР Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е. В. Камышева».
4. Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе/В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2014.