СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Сравнение художественного и научно- познавательных текстов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок чтения по теме "Сравнение художественного и научно- познавательного текстов" поможет понять обучающимся  сходство и различия данных видов текстов

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Сравнение художественного и научно- познавательных текстов"»

Урок литературного чтения в 3 классе

«Научно-познавательный и художественный тексты»

(проектная деятельность:

создание опорной таблицы по теме)

Учащиеся должны знать: порядок анализа текста; признаки научно-популярного и художественного текстов

Учащиеся должны уметь: анализировать текст; сравнивать различный литературный материал; обобщать материал; работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать группами.

Цели:

продолжить знакомство с научно – познавательными и художественными текстами;

развитие умения различать типы текстов, обрабатывать и систематизировать информацию.

Задачи:

расширить знания об отличиях разных типов текстов, представления о научно-познавательных и художественных текстах;

развивать умения видеть изобразительные средства языка (сравнения, метафоры), учить анализировать;

развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению, учить читать вдумчиво;

развивать эмоциональную сферу (умение чувствовать0, воображение, произвольное внимание, учить детей видеть красоту природы;

воспитывать любовь, бережное отношение к природе, её обитателям, доброту.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

  Сегодня урок необычный у нас.

  Готов к нему, вижу, каждый из вас.

   Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»

  За парты сели, пора начинать.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Скажите, ребята, чем отличается художественное произведение от научно-познавательного?

Дети: В художественном произведении авторы используют различные изобразительные средства, а в научно-познавательных текстах описывают события, природу на конкретных примерах.

Дети: В научно-познавательных текстах используется научная лексика.

Дети: Научно-познавательные тексты упрощены в отличие от художественных произведений.

Дети: В художественных произведениях авторы изображают картины природы, жизнь людей, общение между людьми и животными.

Дети: В художественном произведении есть диалоги между действующими лицами.

Учитель: Назовите произведения, которые мы читали о животных.

(К. Паустовский «Барсучий нос» вписать

Сообщение темы и цели урока.

Сегодня у нас будет урок проектной деятельности. Для этого вы заняли свои места по группам «Аналитики», «Исследователи», «Иллюстраторы», «Испытатели»

II. Создание проблемной ситуации.

Мы познакомились с вами с рядом художественных и научно-познавательных произведений, накопили большой материал

Для того чтобы умело использовать собранную нами информацию, нужно научиться ее обрабатывать и систематизировать.

Я предлагаю вам такую форму систематизации как опорная таблица.

(таблицы раздать)

III. Формулирование целей и задач проектной деятельности.

- Как вы думаете, какова же будет цель нашего проекта?

Цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию

- Каковы же выдвинем задачи?

Задача: создать опорную таблицу для сообщения об отличии научно-познавательного текста от художественного

IV. Подготовка к созданию проекта.

- Назовите основные этапы создания проекта. (Что нам нужно сделать, чтобы создать опорную таблицу?)

1. Проанализировать два текста на одну тему: научно-познавательный и художественный.

2. Выявить самые важные различия в этих текстах

3. Внести эти различия в таблицу

4. Проверить эту таблицу на других произведениях

- Наметим разделы проекта (таблицы) с целью удобства систематизации информации

(Проводится в виде «мозгового штурма».)

(Дети предлагают: цель, тема, главный герой, образ героя, основная мысль текста, отношение автора к героям, отношение автора к событияммоё отношение к героямсредства выражения основной мысли)

Все предлагают свои идеи. «Аналитики» отбирают наиболее подходящие) - распределяют карточки в ячейки.

(открывается доска)

(Лучше всего подходит план анализа текста. Его пункты могут быть названиями столбцов таблицы (отличительными чертами исследуемых текстов)

В результате на доске помещаются заготовки для будущего проекта:

Различия в художествен

ном и научно-познавательном текстах







Тема текста

Основная мысль текста

Средст

ва выраже

ния основ

ной мысли

Отноше

ние автора к героям и событи

ям

Моё отно

ше

ние к героям и собы

ти

ям

Научно-познавательный текст






Художественный текст








V. Основной этап создания проекта.

- Начнем исследование (работают «Исследователи»)

- Какие тексты возьмем для исследования: знакомые или незнакомые? Знакомые.

«Исследователи» выбирают тексты и заполняют таблицу

Пример. Тексты К. Паустовского «Барсучий нос», «Барсук»

Если «Исследователи» выбрали для анализа отрывок из текста К. Паустовского «Барсучий нос» (о барсуках) и энциклопедический текст «Барсук», то таблица после анализа может выглядеть так: 











Различия в художествен

ном и научно-познавательном текстах







Те

ма текста

Основная мысль текста

Средства выражения основной мысли

Отноше

ние автора к героям и событиям

Моё отношение к героям и событиям

Научно-познавательный текст

Текст о боб

рах

Автор рассказывает о том, как выглядят барсуки

Точные факты, научные слова, термины (живёт в норе, длинные когти, волося

ной покров пригла

жен)

Не понятно

Интересно было узнать о бобрах

Художествен

ный текст

Текст о боб

рах

Автор рассказывает о барсуках, как о любознательных животных

Выразительные слова, сравнения (нос, похожий на свиной пятачок, полосатая шкурка)

Хорошо понятно (относит-

ся с сочувствием)

Понра-

вился барсук





Таблицу на доске заполняют «Иллюстраторы»


VI. Работа «Аналитика»

- Все ли пункты анализа текста подходят для выявления различий между научно-познавательным и художественным текстами? Во всех ли столбцах видны эти различия?

«Аналитик»:

- Не все пункты подходят: столбец «Тема текста» показывает не различия, а сходство; столбец «Моё отношение к героям и событиям» может иметь столько различий, сколько человек выскажет своё мнение о тексте, т. е. слишком много.

- Следовательно, столбцы «Тема текста» и «Моё отношение к героям и событиям» надо удалить из таблицы.

«Иллюстраторы» убирают ненужные столбцы.

VII. Этап испытания проекта

В результате подробной обработки информации и фиксирования результатов этой обработки получилась опорная таблица для составления сообщения об отличии научно-познавательного текста от художественного.

- такая таблица у нас получилась:

Различия в художествен

ном и научно-познавательном текстах





Основная мысль текста

Средства выражения основной мысли

Отношение автора к героям и событиям

Научно-познавательный текст

Автор рассказывает о том, как выглядят барсуки, как живут

Точные факты, научные слова, термины

Не понятно

Художествен

ный текст

Автор рассказывает о барсуках как о любопытных животных

Выразительные слова, сравнения (нос, похожий на свиной пятачок, полосатая шкурка)

Хорошо понятно (относит-

ся с сочувствием)





Работа «Испытателей» они должны выбрать текст

-Испытание проекта будем проводить все вместе по алгоритму:

1. Подойти к учительскому столу, выбрать текст-отрывок из произведений, зачитать его.

2. Из разложенных на столе энциклопедических текстов выбрать текст на ту же тему, что и зачитанный отрывок. Передать его любому ученику для чтения вслух.

3. Проанализировать свои тексты по созданной опорной таблице, сделать вывод, научно-познавательный это текст или художественный.

Вывод : : В художественном произведении авторы используют различные изобразительные средства (выразительные слова, сравнения. диалоги).

а в научно-познавательных текстах используются научные слова (волосяной покров).

4. Подумать, всё ли в таблице удобно для анализа текстов на разные темы.

Аналитики (Не удобен столбец «Основная мысль текста». Его надо по-другому назвать, чтобы он подходил для текстов на разные темы: «Основная цель автора» или: «Зачем автор создал текст?»

В ячейке, соответствующей научно-познавательному тексту, будут слова: «Дать знания».

В ячейке, соответствующей художественному тексту, будут слова: «Вызвать чувство».)

В результате таблица приобретает вид:

Различия в художествен

ном и научно-познавательном текстах





Основная цель автора

(Зачем автор создал текст?)


Средства выражения основной мысли

Отношение автора к героям и событиям

Научно-познавательный текст

Дать знания

Точные факты, научные слова, термины

Не понятно

Художествен

ный текст

Вызвать чувство

Выразительные слова: эпитеты, метафоры, сравнения

Хорошо понятно






VIII. Итоги урока.

Какую цель и какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?

Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи?

Какие трудности встретились? Что показалось наиболее интересным?



Карточки с отрывками из произведений

Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, как бобры над хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко пришлёпывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры. (И. Соколов-Микитов. «Листопадничек»)

Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время.

(В. Белов «Малька провинилась»)

Перед самым носом Пика шлёпнулся на землю пучеглазый маленький лягушонок. Он испуганно уставился на мышонка. Мышонок с удивлением и страхом рассматривал его голую скользкую кожу.

А кругом по-прежнему слышалось – плюх-шлёп! плюх-шлёп! – точно целое стадо перепуганных лягушат, спасаясь от кого-то, скакало по траве.

(В. Бианки. «Мышонок Пик»)

Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие. Шерсть на ней рыжая, а лапки чёрные. Как будто человечьи руки в перчатках чёрных.

Тут я рассмотрел, какие у неё хорошенькие чёрные ноготки. Игрушечная живая ручка. Я стал гладить лапку и думаю: совсем как ребёночек.

(Б. Житков. «Про обезьянку»)

Наконец настало утро. Разбитый, с головной болью, я кое-как поднялся, оделся и пошёл на занятия.

И вдруг на плацу, где мы всегда маршировали, я увидел чудо…Собака, убитая мною накануне, стояла, как всегда, около нашего «дядьки» и помахивала хвостом. Завидев меня, она как ни в чём не бывало подбежала и с ласковым повизгиванием стала тереться у ног. (В. Дуров. «Наша Жучка»)

Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих птенцов, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она металась и не могла взлететь. (В. Астафьев «Капалуха»)

Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка, и в то же время я сам держал её сейчас в руках.

(В. Драгунский. «Он живой и светится»)

После чаю я уходил на охоту…Моя охота была и тогда и теперь – в находках.

Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и, может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался…

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. (М. Пришвин. «Моя Родина»)

Научно - художественные тексты

Бобры из отряда грызунов. Крупные водные звери, известные своим умением возводить плотины, создавая пруды, в которых они устраивают жилище. Бобры весят от 15 до 30 кг при длине 90–120 см, включая плоский хвост (41 см). Большими перепончатыми задними лапами они гребут при плавании, используя в качестве руля широкий чешуйчатый хвост. Маленькие передние лапки используются как для ходьбы по земле, так и для переноски грунта и камней при строительстве уникальных плотин и частично погруженных в воду «хаток». Глаза маленькие, как и у многих других животных, большую часть времени проводящих в воде. Уши и нос снабжены клапанами и закрываются, когда животное ныряет. Огромные резцы позволяют перегрызать стволы деревьев.

Бобры возводят плотину, чтобы заполнить пруд, посреди которого строят островную «хатку», недосягаемую для рыскающих поблизости хищников. Она служит и жильем, и кладовой для зимних запасов корма. Начатую плотину бобры всегда доводят до конца, а готовой не дают разрушаться.

Бобровые хатки, как и плотины, строятся из веток и ила. Пол с удобной мягкой подстилкой из мелких кусочков коры находится чуть выше уровня воды. В крыше оставляется небольшое отверстие для вентиляции. Вход находится под водой, зимой он остается открытым.

Мягкая кора молодых веток тополей и осин – любимая пища бобров.

Макаки — приматы средней величины с крепким туловищем и сильными конечностями. Окрас шерсти серо-коричневый, однако бывает и чёрным. У некоторых особей грудка красивого голубого цвета. На мордочке нет волосяного покрова. Величина тела у макак достигает 80 см, а вес колеблется от 6 до 15 кг.  В дикой природе живут главным образом по берегам водоёмов на деревьях и умеют хорошо плавать. Содержание яванских макак возможно в домашних условиях, но, человеку, который решается взять на себя такую ответственность, надо хорошо взвесить все за и против.

В идеале нужна большая, просторная клетка, где вашему малышу будет уютно. В клетке должны быть канаты, игрушки, место для сна. Кормушки, поилки. Обезьянам обязательно нужно общение.

Собака - самый распространённый вид животных на земле.

Собака верно служит человеку, сопровождает его всюду: в военных и мирных походах, помогает охранять границы и стада, ловить преступников и отыскивать наркотики или, просто живя рядом и радуя.

Собаки могут быть активны в любое время дня или ночи. Собака - одомашненное хищное животное. Хотя собака и приспособилась к жизни с человеком, но всё же сохранила свои специфические потребности как вид животного и осталась, в сущности, волком. Собаки много дней могут жить без еды, долго терпят жажду, но без сна погибают в течение нескольких дней. Собаки много спят глубоким сном, храпят, видят сны, но способны мгновенно просыпаться.

Глухарь - таёжная, очень крупная птица семейства фазановых. Само название птицы говорит об их особенности: во время брачного периода самцы утрачивают чуткость. К ним можно легко подойти на выстрел. Глухарь – птица эффектная. Его широкий полукруглый хвост напоминает по форме павлиний. А жабо украшено перламутровыми зелёными пёрышками. Над глазами – ярко-красные брови.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!