СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы. 10 класс. Жизнь и творчество А.П.Чехова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Жизнь и творчество А.П.Чехова

Цели:  знакомство с творчеством писателя, анализ его художественного стиля; воспитание интереса к творчеству писателя, к меткости и образности языка.

Оборудование: раздаточный материал – вопросы и задания (на каждой парте).

Тип урока:  учебно - образовательный.

 

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Мотивация учебной деятельности.

III. Работа по теме урока.

1. Творческие группы представляют своё домашнее задание.

  1. В родительском доме

Антон Павлович Чехов не оставил монументальных произведений, ведь работал в жанрах малой прозы, драматургии. В небольшом рассказе писатель умел показать судьбу человека, его духовную драму, поиски смысла бытия и неосуществимость надежд и мечтаний.

Родился будущий писатель 29 января 1860 в Таганроге - небольшом портовом городе на берегу Азовского моря. Его дед был  крепостным, накануне освобождения крестьян   он выкупил свою семью из неволи. Отец  писателя , Павел Егорович, был купцом третьей гильдии, владельцем бакалейной лавки. Он имел немало талантов - рисовал, играл на скрипке, пел в церковном хоре.

  Мать, Евгения Яковлевна, из купеческого рода, умела прекрасно рассказывать - от нее ребята узнали о путешествиях по России и других событиях материнской жизни. В семье Чеховых было шестеро детей - пять сыновей и одна дочь, все были разносторонне одаренными, получили образование. Александр и Михаил стали литераторами, Иван - учителем, Николай - художником, Мария учительствовала и занималась живописью.

 

  1. Влияние семьи на развитие и обучение Антона Чехова.

В 1868 году Антон Чехов поступил в Таганрогскую гимназию. С детства мальчик помогал отцу в лавке, маме - в хозяйстве, поэтому на игры времени не оставалось. В 1876 году отец разорился и тайно от кредиторов перебрался в Москву, где жили старшие сыновья, вскоре мать с младшими поехала за ним.  Антон остался в Таганроге один и продолжал обучение, зарабатывая на хлеб репетиторством. Окончив в 1879 году гимназию, он переезжает в Москву, поступает в Московский университет на медицинский факультет. После его окончания в 1884 году Чехов занялся врачебной практикой, которую не покидал до конца жизни, написал труд «Врачебное дело в России».

  1. Начало литературной деятельности

Литературная деятельность Чехова началась в конце 70-х годов. Юноша участвовал в издании гимназического журнала «Досуг», позже писал юморески, короткие рассказы, пьесы, печатался в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Москва», в газетах, подписываясь псевдонимами Антоша, Человек без селезенки, Рувер, Брат моего брата, а зачастую - Антоша Чехонте. Сотрудничал в петербургских периодических изданиях.

Первые сборники рассказов Чехова «Сказки Мельпомены» (1884), «Пестрые рассказы» (1886) - благосклонно восприняли и читатели, и критики. Эти издания показали, что в литературу пришел выдающийся талант, оригинальный художник слова. В 1888 году Академия наук наградила художника Пушкинской премией за сборник «В сумерках».

  1. Поездка на Сахалин. Творчество 90-х годов

В 1890 году Чехов едет на остров Сахалин - самое страшное место ссылки в тогдашней России. Близкие и друзья зря уговаривали его отказаться от поездки: писатель уже тогда имел слабое здоровье, с юности подорванное изнурительным трудом. Поездка через всю страну, пребывание на Сахалине, знакомство с условиями жизни каторжников и ссыльных, проведение переписи населения острова - все это оставило глубокий след в творческом сознании Чехова. «Это место неописуемых страданий, на какие только бывает способен человек свободен и подневольный», - писал он. В 1893 - 1894 годах печатается его публицистическая книга «Остров Сахалин», в которой писатель рассказывает о человеческих страданиях и доказывает, что каторга не исправляет преступников, а лишь ожесточает их, окончательно разрушает их души.

  1. Страсть Чехова к путешествиям, отразившаяся на творчестве.

Чехов очень любил путешествовать. На обратном пути с Сахалина он плыл на пароходе через Индийский океан. В течение 90-х годов несколько раз выезжал в Европу, посетил Францию, Италию, Австрию, Германию.

 

 

В 1892 году Антон Павлович купил небольшое имение Мелихово недалеко от станции Лопасня (ныне - г.Чехов). Здесь он прожил семь лет, лечил крестьян, строил школы в Мелихове и других селах, выезжал в губернии, охваченные голодом, работал участковым врачом во время эпидемии холеры. А еще лично заботился о саде, выращивал любимые цветы - розы. Именно в этот период написано большинство его зрелых произведений, прославивших имя писателя. В одном из писем Чехов признает: «Я теперь пишу гораздо быстрее, чем раньше. Сюжетов собралось пропасть - и все жизнерадостные». Но далеко не все, созданное в этот период, полно оптимизма: во многих произведениях писатель показывает жизнь во всей ее неприкрашенности, даже жестокости, рассказывает о крахе надежд, о душевном надломе личности («Палата № 6», «Учитель словесности», «Дом с мезонином », «Мужики», пьесы«Чайка» и «Дядя Ваня»).

  1. Последние годы жизни

Зиму 1897 - 1898 годов Чехов провел на юге Франции, где лечился от туберкулеза. Весной вернулся в свое имение, ушел в литературную работу, написал такие прекрасные рассказы, как «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви», рисуя духовную спячку человека, его порывы к другой, более светлой жизни, которым не суждено осуществиться.

 

 

Но болезнь не отступила, и Чехов переезжает в Ялту, где покупает участок земли и строит дом (ныне там находится Дом-музей А. П. Чехова). Через год Чехов женился на актрисе МХТа Ольге Книппер. В Ялте он продолжает интенсивную литературную работу - здесь написаны такие шедевры, как «Дама с собачкой» (1899), «Анна на шее» (1899), «Невеста» (1903), пьеса «Вишневый сад» (1904).

Тем временем болезнь писателя прогрессировала, и в июне 1904 года Чехов уехал в Германию, на курорт Баденвейлер, где 15 июля умер.

IV. Итог урока.

Антон Чехов за свою недолгую жизнь не только написал двадцать томов первоклассной прозы. Деятельность его была чрезвычайно разнообразной. Он поддерживал  деловую и творческую переписку (сохранилось около 4,5 тысяч чеховских писем). Немало времени отдавал медицине: у себя в усадьбе ежегодно принимал бесплатно свыше тысячи больных, еще и обеспечивал каждого из них лекарствами; во время эпидемии холеры самостоятельно обслуживал огромную участок в окрестностях Мелихова. Принимал активное участие в организации народного образования: построил в подмосковных селах три школы для крестьянских детей, школу в Крыму, хлопотал об устройстве в Москве первого Народного дома с читальней, библиотекой и театром, собирал книги для сахалинских школ и направлял их туда целыми партиями, был попечителем нескольких учебных заведений.

Чехов бескорыстно помогал родному Таганрогу: организовал там общественную библиотеку, куда пожертвовал более двух тысяч собственных книг, а затем неоднократно посылал новые издания. Таганрог обязан Чехову памятником Петру.  Писатель уговорил скульптора Антокольского пожертвовать городу статую, организовал ее отливку и доставку, даже выбрал место для установки.

Чехов помогал голодным в неурожайные года, беспокоился о строительстве в Москве дерматологической клиники и об устройстве в Крыму первого биологической станции. Корней Чуковский так писал о Чехове: «... в литературе он работал, как фабрика. Людям помогал так неутомимо и активно, словно он был не человеком, а учреждением. Даже гостей принимал в такой неслыханном количестве, словно у него был не дом, а гостиница ».

Современники вспоминают Чехова как чрезвычайно хорошего, порядочного и кроткого человека. Он был образцом настоящего интеллигента; никогда не повышал голос, с уважением относился к окружающим. Стремился всем, кто стучал в его дверь, помочь деньгами, лекарствами, советом. «Доктор Чехов» - ласково называли его люди, и действительно, он пытался исцелять не только тело, но и беспокойную человеческую душу.

V. Домашнее задание творческим группам:

  • презентация рассказа А.П.Чехова
  • начало литературной деятельности Чехова
  • расскажите об участии А.П. Чехова в организации народного образования
  • влияние «Доктора Чехова» в исцелении человеческих душ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы. 10 класс. Жизнь и творчество А.П.Чехова.»

Урок литературы. 10 класс.

Тема: Жизнь и творчество А.П.Чехова

Цели: знакомство с творчеством писателя, анализ его художественного стиля; воспитание интереса к творчеству писателя, к меткости и образности языка.

Оборудование: раздаточный материал – вопросы и задания (на каждой парте).

Тип урока: учебно - образовательный.



Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Мотивация учебной деятельности.

III. Работа по теме урока.

1. Творческие группы представляют своё домашнее задание.

  • В родительском доме

Антон Павлович Чехов не оставил монументальных произведений, ведь работал в жанрах малой прозы, драматургии. В небольшом рассказе писатель умел показать судьбу человека, его духовную драму, поиски смысла бытия и неосуществимость надежд и мечтаний.

Родился будущий писатель 29 января 1860 в Таганроге - небольшом портовом городе на берегу Азовского моря. Его дед был крепостным, накануне освобождения крестьян он выкупил свою семью из неволи. Отец писателя , Павел Егорович, был купцом третьей гильдии, владельцем бакалейной лавки. Он имел немало талантов - рисовал, играл на скрипке, пел в церковном хоре.

Мать, Евгения Яковлевна, из купеческого рода, умела прекрасно рассказывать - от нее ребята узнали о путешествиях по России и других событиях материнской жизни. В семье Чеховых было шестеро детей - пять сыновей и одна дочь, все были разносторонне одаренными, получили образование. Александр и Михаил стали литераторами, Иван - учителем, Николай - художником, Мария учительствовала и занималась живописью.



  • Влияние семьи на развитие и обучение Антона Чехова.

В 1868 году Антон Чехов поступил в Таганрогскую гимназию. С детства мальчик помогал отцу в лавке, маме - в хозяйстве, поэтому на игры времени не оставалось. В 1876 году отец разорился и тайно от кредиторов перебрался в Москву, где жили старшие сыновья, вскоре мать с младшими поехала за ним. Антон остался в Таганроге один и продолжал обучение, зарабатывая на хлеб репетиторством. Окончив в 1879 году гимназию, он переезжает в Москву, поступает в Московский университет на медицинский факультет. После его окончания в 1884 году Чехов занялся врачебной практикой, которую не покидал до конца жизни, написал труд «Врачебное дело в России».

  • Начало литературной деятельности

Литературная деятельность Чехова началась в конце 70-х годов. Юноша участвовал в издании гимназического журнала «Досуг», позже писал юморески, короткие рассказы, пьесы, печатался в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Москва», в газетах, подписываясь псевдонимами Антоша, Человек без селезенки, Рувер, Брат моего брата, а зачастую - Антоша Чехонте. Сотрудничал в петербургских периодических изданиях.

Первые сборники рассказов Чехова «Сказки Мельпомены» (1884), «Пестрые рассказы» (1886) - благосклонно восприняли и читатели, и критики. Эти издания показали, что в литературу пришел выдающийся талант, оригинальный художник слова. В 1888 году Академия наук наградила художника Пушкинской премией за сборник «В сумерках».

  • Поездка на Сахалин. Творчество 90-х годов


В 1890 году Чехов едет на остров Сахалин - самое страшное место ссылки в тогдашней России. Близкие и друзья зря уговаривали его отказаться от поездки: писатель уже тогда имел слабое здоровье, с юности подорванное изнурительным трудом. Поездка через всю страну, пребывание на Сахалине, знакомство с условиями жизни каторжников и ссыльных, проведение переписи населения острова - все это оставило глубокий след в творческом сознании Чехова. «Это место неописуемых страданий, на какие только бывает способен человек свободен и подневольный», - писал он. В 1893 - 1894 годах печатается его публицистическая книга «Остров Сахалин», в которой писатель рассказывает о человеческих страданиях и доказывает, что каторга не исправляет преступников, а лишь ожесточает их, окончательно разрушает их души.

  • Страсть Чехова к путешествиям, отразившаяся на творчестве.

Чехов очень любил путешествовать. На обратном пути с Сахалина он плыл на пароходе через Индийский океан. В течение 90-х годов несколько раз выезжал в Европу, посетил Францию, Италию, Австрию, Германию.





В 1892 году Антон Павлович купил небольшое имение Мелихово недалеко от станции Лопасня (ныне - г.Чехов). Здесь он прожил семь лет, лечил крестьян, строил школы в Мелихове и других селах, выезжал в губернии, охваченные голодом, работал участковым врачом во время эпидемии холеры. А еще лично заботился о саде, выращивал любимые цветы - розы. Именно в этот период написано большинство его зрелых произведений, прославивших имя писателя. В одном из писем Чехов признает: «Я теперь пишу гораздо быстрее, чем раньше. Сюжетов собралось пропасть - и все жизнерадостные». Но далеко не все, созданное в этот период, полно оптимизма: во многих произведениях писатель показывает жизнь во всей ее неприкрашенности, даже жестокости, рассказывает о крахе надежд, о душевном надломе личности («Палата № 6», «Учитель словесности», «Дом с мезонином », «Мужики», пьесы«Чайка» и «Дядя Ваня»).

  • Последние годы жизни

Зиму 1897 - 1898 годов Чехов провел на юге Франции, где лечился от туберкулеза. Весной вернулся в свое имение, ушел в литературную работу, написал такие прекрасные рассказы, как «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви», рисуя духовную спячку человека, его порывы к другой, более светлой жизни, которым не суждено осуществиться.





Но болезнь не отступила, и Чехов переезжает в Ялту, где покупает участок земли и строит дом (ныне там находится Дом-музей А. П. Чехова). Через год Чехов женился на актрисе МХТа Ольге Книппер. В Ялте он продолжает интенсивную литературную работу - здесь написаны такие шедевры, как «Дама с собачкой» (1899), «Анна на шее» (1899), «Невеста» (1903), пьеса «Вишневый сад» (1904).

Тем временем болезнь писателя прогрессировала, и в июне 1904 года Чехов уехал в Германию, на курорт Баденвейлер, где 15 июля умер.

IV. Итог урока.

Антон Чехов за свою недолгую жизнь не только написал двадцать томов первоклассной прозы. Деятельность его была чрезвычайно разнообразной. Он поддерживал деловую и творческую переписку (сохранилось около 4,5 тысяч чеховских писем). Немало времени отдавал медицине: у себя в усадьбе ежегодно принимал бесплатно свыше тысячи больных, еще и обеспечивал каждого из них лекарствами; во время эпидемии холеры самостоятельно обслуживал огромную участок в окрестностях Мелихова. Принимал активное участие в организации народного образования: построил в подмосковных селах три школы для крестьянских детей, школу в Крыму, хлопотал об устройстве в Москве первого Народного дома с читальней, библиотекой и театром, собирал книги для сахалинских школ и направлял их туда целыми партиями, был попечителем нескольких учебных заведений.

Чехов бескорыстно помогал родному Таганрогу: организовал там общественную библиотеку, куда пожертвовал более двух тысяч собственных книг, а затем неоднократно посылал новые издания. Таганрог обязан Чехову памятником Петру. Писатель уговорил скульптора Антокольского пожертвовать городу статую, организовал ее отливку и доставку, даже выбрал место для установки.

Чехов помогал голодным в неурожайные года, беспокоился о строительстве в Москве дерматологической клиники и об устройстве в Крыму первого биологической станции. Корней Чуковский так писал о Чехове: «... в литературе он работал, как фабрика. Людям помогал так неутомимо и активно, словно он был не человеком, а учреждением. Даже гостей принимал в такой неслыханном количестве, словно у него был не дом, а гостиница ».

Современники вспоминают Чехова как чрезвычайно хорошего, порядочного и кроткого человека. Он был образцом настоящего интеллигента; никогда не повышал голос, с уважением относился к окружающим. Стремился всем, кто стучал в его дверь, помочь деньгами, лекарствами, советом. «Доктор Чехов» - ласково называли его люди, и действительно, он пытался исцелять не только тело, но и беспокойную человеческую душу.

V. Домашнее задание творческим группам:

  • презентация рассказа А.П.Чехова

  • начало литературной деятельности Чехова

  • расскажите об участии А.П. Чехова в организации народного образования

  • влияние «Доктора Чехова» в исцелении человеческих душ.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!