СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе по теме «Проект «Образ русской природы в поэзии 19 века». Рифма, ритм. Анализ стихотворения».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен урок литературы в 5 классе по теме «Проект «Образ русской природы в поэзии 19 века». Рифма, ритм. Анализ стихотворения», основанный на технологии проблемно-диалогического обучения.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе по теме «Проект «Образ русской природы в поэзии 19 века». Рифма, ритм. Анализ стихотворения».»















Открытый урок

по литературе 5 класс


Тема «Развитие речи. Проект «Образ русской природы в поэзии 19 века». Рифма, ритм. Анализ стихотворения».
















Подготовила и провела

учитель высшей категории

русского языка и литературы

МБОУ Глубокинская школа

Колабская С.А.



2015г.



Тема: Развитие речи. Проект «Образы русской природы в поэзии». Рифма, ритм. Анализ стихотворения.


Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер,

компьютерная презентация «Стихи русских поэтов о зиме»,

учебник В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, рисунки-

раскадровки обучающихся, оценочные листы, аудиофайлы: Чайковский,

Мусоргский, Моцарт, цифровой фотоаппарат.


Цели урока:

Содержательная: 1. Организовать читательскую деятельность обучающихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла произведения. 2. Учить видеть и понимать процесс работы над поэтическим образом. 3. Показать, как создаётся простейший кадр фильма.

Деятельностная:

1. Создание условий для усвоения темы;

2. Создание ситуации успеха;

3. Развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности;

4. Обучение индивидуальной рефлексии достижения цели;

5. Развитие навыков самоконтроля;

6. Развитие схематичного мышления.

Основная задача: подобрать рисунки-кадры, музыку, голосовое

сопровождение для создания фильма.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы и приемы обучения: комментирование иллюстраций, упражнения (задания на установление соответствия,

заполнение таблицы, составление предложений по иллюстрациям), устный опрос, рассказ учителя, эвристическая беседа, взаимоопрос, работа с текстом, работа по созданию проекта, чтение наизусть, прослушивание и подбор музыкальных композиций.


Ход урока


 I. Организационный момент

(Цель: настроить учеников на учебную деятельность,

проверить готовность учеников к уроку).


Прозвенел звонок наш в срок…

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Всё в порядке?

Учебник Коровиной, тетрадки?

Все ли правильно сидят?

За учителем следят?

Каждый хочет отвечать и оценки получать? (да)

Отвечайте, все ли тут хотят учиться? (да)

Значит, нужно потрудиться.


Учитель говорит, что трудиться обучающиеся будут над темой «Образ русской природы в поэзии 19 века».


 II. Обращение к теме урока «Развитие речи. Проект «Образ русской природы в поэзии 19 века». Рифма, ритм. Анализ стихотворения». Выход на цели и задачу урока совместно с обучающимися.

 III.  Вопросы учителя:

Каких поэтов 19 века вы читали на прошлых уроках? Назовите их произведения. (Фет, Тютчев, Никитин, Суриков, Толстой)

IV. Учитель: Почитаем наизусть (поппури из произведений: учитель начинает, обучающиеся продолжают)

Учитель: Какое проникновенное чувство любви: и полёт… и музыка… и жизнь…

V. Работа с ассоциациями
      — Запишите в тетрадях три слова: зима, ночь, полнолуние. Что вы представляете, когда соединяете три этих образа в один? Чтобы помочь своему воображению, можно на полминуты закрыть глаза и постараться представить себе эту картину.
      — Итак, зима, ночь, полнолуние. Коротко опишите картину, которую вы представили себе (с помощью трех-четырех предложений).
       На зарисовку-ассоциацию отводится около трех минут. После этого обучающиеся читают свои зарисовки, которые учитель тактично комментирует. Активизация запавших в душу образов русской зимы поможет детям воспринять стихотворение А. Фета.

Учитель говорит о том, что каждое слово несёт в себе определённый образ.
VВопрос учителя: какое стихотворение напомнили вам три слова-образа? (А.А. Фет «Чудная картина….»)

VI. Учитель предлагает вспомнить, прочесть наизусть стихотворение, проанализировать его. Включается презентация.

Учитель обращает внимание на то, как обучающиеся читают стихотворение.

 — Определите размер, которым написано стихотворение, вид рифмы, рифмовки, ритм.
      Стихотворение написано трехстопным хореем; это размер, который чаще всего используется в народной песне. В каждой строчке по два, по три и редко по четыре слова. Перекрестная рифмовка четверостиший легко воспринимается, рифмы богатые. Рифмы женские преимущественно: лёгкие, воздушные, мужские реже – весомее, но не тяжёлые. Ритм лёгкий, мелодичный, без сильных логических ударений, больших пауз. Стихотворение читается в на одном дыхании, в неком полёте.
VII. Чтение наизусть.

VIII. Вопросы учителя: Можно ли сказать, что это стихотворение похоже на картину?

По этому стихотворению можно снять фильм.

          - Какие чувства у вас вызвала «чудная картина», нарисованная

А. Фетом?
      - «Чудная картина» вызывает чувство задумчивости, легкой грусти и причастности к суровой красоте зимней русской природы.
      - Присмотритесь к тексту стихотворения. Какие особенности вы заметили?

      - Сколько предложений в стихотворении?
      - Какое предложение перед нами: простое или сложное? Разберем его по составу. Есть ли в предложении глаголы?
      Грамматические основы подчеркиваем прямо в тексте (перед детьми ксерокопии стихотворения).
      Все стихотворение представляет собой одно сложное предложение, в котором мы совсем не видим глаголов. В первой части подлежащее выражено местоимением ты, сказуемое — кратким прилагательным родна. Во второй части однородные подлежащие (в назывных предложениях) — равнина, луна, свет, снег, бег, но глаголов совсем нет. Из-за этого нам кажется, будто мы видим словно застывшую, замершую картину, нарисованную художником на полотне. Вся картина, запечатленная поэтом, воспринимается как единое целое, она словно не изменяется на наших глазах, она постоянна.
      - Какие элементы пейзажа описывает поэт?
      Поэт передает величественность, широту и простор русских зимних полей, делая это с помощью отбора самых значимых элементов пейзажа. Мы не видим мелких деталей, все крупно и важно в нарисованной картине: над белой, покрытой снегом равниной — полная луна. Благодаря яркости луны даже ночное небо кажется высоким, с него льется свет, от которого блестит снег. Как луна одинока на небе, так на равнине, далеко, мы видим только одинокие сани.
      - Найдите эпитеты в стихотворении. Как их можно охарактеризовать?
      - Эпитеты, которые использует Фет, очень просты: равнина белая, луна полная, небеса высокие, сани далекие, бег одинокий. Вместе с тем мы понимаем, что эти эпитеты — единственно верные в данном случае, когда каждое слово значимо, и все вместе они описывают картину, которая при жизни Фета была знакома каждому русскому человеку.

      -  Обратим внимание на звукопись. Как звучит в первом четверостишии звук [р]? Употребляется ли этот звук во второй строфе? Как использует автор звук [с]?
      Особую легкость звучанию придает то, что во второй строфе отсутствуют звуки [р], [р’]. В первой строфе их тоже мало. Зато во второй строфе часто используется звук [с], который в этих стихах передает ощущение света. Так с помощью размера, рифмовки, богатой рифмы и аллитерации поэт добивается легкости стиха.
      - В последней строке поэт говорит об одиноком беге саней. Вызывает ли картина зимней лунной ночи чувство одиночества? Почему?
Чувство одиночества не возникает: напротив, рождается ощущение единства и даже слияния с природой, восприятия «чудной картины» как бесконечно родной и близкой истинно русской душе.
  IX. Учитель: Стихотворение «Чудная картина...», действительно, словно картина в раме.  По этому стихотворению можно снять фильм, распределить то, что описывает поэт, по кадрам. Попробуем сделать это коллективно. Обучающиеся: нумеруют «кадры» в тексте ксерокопии.
      1. Равнина, освещённая белой луной (крупный план).
    2. Свет небес высоких и блестящий снег (общий план).      

3. И саней далёких одинокий бег (общий план).
 X. Учитель: Каждый фильм помимо кадра, словесного (звукового) оформления, имеет сопровождение музыкальное. Предлагается обучающимся прослушать несколько композиций: П.И. Чайковский «Сентиментальный вальс», Моцарт «Маленькая ночная серенада», П.И. Чайковский «Времена года. Осень». Среди прослушенных мелодий необходимо выбрать мелодию, созвучную содержанию стихотворения А. Фета. Обучающиеся выбирают мелодию П.И. Чайковского «Сентиментальный вальс». Каждую мелодию соотносят со стихотворением, сообщают, что слышат и видят в воздухе.

  XI. Подводится итог урока. Рефлексия. Учитель спрашивает, что повторили, узнали нового в ходе урока. Сообщает, что фильм «Чудная картина» будет монтироваться в программе Киностудия Windows Live.

  XII. Самооценивание. Карта «Моя оценка». Обучающиеся оценивают своё духовное состояние. Оценка учителя (по пятибалльной системе с кратким комментарием»).

XIII. Домашнее задание. Сканирование рисунков, обработка их, монтирование фильма.

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!