Математика открытый урок
Тема: Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд.
Межпредметные связи: Литературное чтение. Технология. Окружающий мир (умение работать по алгоритму; умение устанавливать соответствия4 аналитико-синтетические умения).
Формы работы: фронтальная, в группе, индивидуальная.
Ресурсы: Учебник «Математика», рабочая тетрадь по математике УМК «Перспектива», раздаточный материал (жетоны для оценивания, карточки с арифметическими знаками., игрушка Буратино, мультимедийное оборудование.
Цель:
• Закрепить у детей знания и умения выполнять действия сложения и вычитания чисел с переходом через разряд в пределах 20;
выделять сходства и различия в предметах; закрепить математические понятия “сумма”, “разность”, закрепить умения решать простые задачи.
• Развивать и коррегировать речь учащихся, познавательные процессы: память, мышление, воображение, внимание.
• Воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения, уважение к товарищам, мотивацию к учебе.
Формируемые универсальные учебные действия:
личностные результаты:
1. развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому;
2. развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;
метапредметные результаты:
1. определение общей цели и путей её достижения;
2. определение наиболее эффективных способов достижения результатов;
предметные результаты:
1. осмысление математических действий и величин;
2. решать задачи по составленному алгоритму.
Основные понятия: дециметр, двузначные числа, сложение и вычитание с без перехода и с переходом через десяток.
• Воспитывать активность, усидчивости, прилежания в процессе учения, уважение к товарищам, мотивацию к учебе.
I. Мотивация к учебной деятельности.
- Улыбка - это волшебный ключик, который открывает замки в душах людей. Она может согреть и улучшить нам настроение. Улыбнёмся друг другу и начнём работать.
- Ребята, сегодня, когда я шла к вам на урок, мне повстречался один весёлый человек, которого, я надеюсь, вы очень хорошо знаете. Он то и передал для вас большой конверт, но попросил вручить его только после того, как вы отгадаете загадку о нем.
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный...
Кто же это?..
(Буратино)
II. Постановка учебной задачи.
Создание ситуации успеха.
- Правильно, ребята! Молодцы! Действительно, этот весёлый человек и есть герой сказки “Золотой ключик” и зовут его Буратино. А вот и он сам! (учитель показывает игрушку Буратино).
- Ребята, давайте вспомним, каких ещё героев сказки “Золотой ключик” вы знаете? Молодцы, ребята! Вы прекрасно знаете сказку “Золотой ключик”.
А теперь самое время открыть конверт, который для вас прислал Буратино. Письмо Буратино:
«Дорогие мои друзья-первоклассники!
Я рад, что вы знаете сказку “Золотой ключик”. Пишу это письмо и хочу обратиться к вам за помощью. Герои сказки прислали мне свои задания по математике, которые мне нужно решить. А так, как я не пошёл в школу и умею считать только до 5, то прошу вас помочь мне решить эти задачи! Заранее вам благодарен! Желаю успехов.
Буратино.»
- Ну, что, ребята, поможем Буратино решить примеры и задачи, которые прислали ему герои сказки?
- Чтобы помочь Буратино нам надо вспомнить, чем мы занимались на протяжении последних уроков.
- Какие числа мы уже изучили? ( от 1 до 20)
- А чтобы хорошо считать, не допускать ошибки при сложении и вычитании, что мы обычно делаем? (Закрепляем изученное).
- Предположите тему сегодняшнего урока. (Выслушивает варианты детей и произносит окончательную формулировку).
- Какова наша цель? (Закрепить умение складывать и вычитать в пределах 20 и помочь Буратино.)
III. Актуализация опорных знаний. (устный счёт)
1.
- Эти сказочные герои обманули Буратино и забрали его золотые монеты. Кто они? Лиса Алиса и кот Базилио)
Слайд
Задание от кота и лисы.
1)Состав числа (11, 12, 13)
2.
У Мальвины — верный друг.
Если кто обидит вдруг,
Защитит подругу он,
Храбрый пудель ... (Артемон)
Задание от Артемона.
Математический диктант: (учащиеся работают с разрезными математическими знаками)
- Дуремару надо было поймать 11 пиявок. 3 пиявки он поймал до обеда. Сколько пиявок ему осталось поймать после обеда? (9)
- На болоте лягушата играли в мяч. Когда 6 лягушат ускакали домой, на болоте осталось 5 . Сколько лягушат сначала играли в мяч? (11)
- Мальвина испекла 10 пирожков, а булочек на 3 больше. Сколько булочек испекла Мальвина? (13)
- Для следующей задачи вам понадобятся цифры и арифметич. знаки. При помощи которых, вам нужно выложить решение задачи на столе.
- В театре Карабаса-Барабаса было 16 кукол. 4 куклы сбежали. Сколько кукол осталось в театре? (11)
- Пьеро сочинил 8 стихотворений и 4 сказки. Сколько всего произведений сочинил Пьеро? (12)
IV. Закрепление опорных знаний.
Работа в группах.
Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице — аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос. (Мальвина)
Слайд
1.)Задание от Мальвины
- Повторяем правила работы в команде, распределяем роли.
Задание на листочках в конвертах.
Задание для первой команды:
13 – 6 + 8 =…(Т) 17 – 6 + 9 =…(Ы)
19 – 4 – 10 =…( Н) 9 + 6 – 3 =…(М)
6 + 6 – 3 =…( О) 2 + 9 + 2 =…(Е)
Ответ: монеты
Задание для второй команды
12 – 5 + 4 =…( И) 3 + 7 + 10 =…(К)
3 + 14 – 2 =…( Л) 9 + 10 – 6 =…(К)
11 – 5 + 4 =…( Ч) 8 + 8 – 7 =…(Ю)
Ответ: ключик
Задание для третьей команды
7 + 7 – 10 =…( К) 11 + 8 – 9 =…(У)
17 – 5 – 6 =…( А) 4 + 5 + 4 =…(А)
6 + 7 – 10 =…( Б) 18 – 10 + 3 =…(З)
Ответ: азбука.
- Кому нужна помощь?
Учащиеся проверяют себя по эталону.(эталон на слайде)
- Оцените свою работу.
- Ребята, как эти слова связаны со сказкой?
Музыкальная физкультминутка.
1)Работа над задачей.
Задание от Пьеро
Поздней ночью в небе одна
Так соблазнительно светит Луна
И я б хотел для Вас с небес
Ее достать,
Но как мне быть,-
Ведь ночью нужно спать?
Не нужна мне малина
Не страшна мне ангина,
Не боюсь я вообще ничего!
Лишь бы только Мальвина,
Лишь бы только Мальвина,
Лишь бы только Мальвина
Обожала меня одного.
- Угадайте, кто автор этих стихов? (Пьеро)
Слайд (Пьеро)
Составьте задачу по схеме
- Кому нужна помощь? (Работа проходит в команде. После того, как дети распределят роли один учащийся устно рассказывает составленную задачу, другой учащийся записывает задачу на доске.)
- Команда оценивает свою работу, другие команды оценивают работу с помощью жетонов.
V. Самостоятельная работа
Задание от черепахи Тортиллы
Слайд
Черепахе триста лет.
Уж её и старше нет.
И она-то рассказала
Тайну, о которой знала
И которую хранила,
Буратино ключ вручила:
«Вот он, ключик золотой.
В город Счастья дверь открой.
Я ж в пруду останусь тут.»
Черепаху как зовут?
Самостоятельная работа в тетрадях на печатной основе. (задание на сравнение)
7кг + 8кг…14кг 8см + 1дм…19см
16л – 5л…11л 1дм3см – 2см…15см
6кг + 5кг…12кг 4л + 14л – 8л…9л
Проверьте себя по эталону
Слайд с эталоном
Самооценка, взаимооценка.
Физкультминутка для глаз.
VI. Закрепление во внешней речи.
Занимательные задачи:
День рожденья у Мальвины.
Я принёс её три люпина,
Арлекин алых роз
Ровно десять штук принёс.
Вот беда она не может
Сосчитать свои цветы.
Кто, ребята, ей поможет? (13)
В тихой речке под мостом
Жил усатый старый сом.
У него жена-сомиха
И 14 сомят.
Кто всех вместе сосчитает,
Будет сом этому рад! (16)
В зоопарке я стоял,
Обезьянок я считал:
Две играли на песке,
Три уселись на доске,
А 12 спинки грели.
Сосчитать вы их успели? (17)
Задание от Карабаса-Барабаса
Найдите 12 отличий.
Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино, Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это?
(Карабас)
Геометрическое задание (в книге или на листочке)
Оцените работу команды за урок.
- Почему поставили такую оценку?
- Кого отметили командиры за активную работу на уроке?
VII. Рефлексия
- Вспомните, какие цели мы поставили в начале урока?
- Зачем нужно уметь складывать и вычитать числа с переходом через десяток?
- Мы добились чего хотели?
- Продолжите фразу:
- Я узнал…
- У меня получилось…
- Мне запомнилось…
- Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех!