Тема : Число и цифра 4
Цели: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием числа 4; научить писать цифру 4.
Планируемые результаты: учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от I до 10 как в прямом, так и в обратном порядке; определять состав числа 4; соотносить число и цифру 4; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.
Ход урока
Организационный момент Слайд№ 1,2
Правила посадки
Актуализация знаний
Устный счет Игра «Веселый мяч»
(Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание. Отвечает тот, кто поймал мяч.)
Сосчитай от 3 до 6.
Сосчитай от 8 до 4.
Назови соседей числа 8.
Какое число стоит перед числом 4?
Какое число стоит после числа 2?
Какое число стоит между числами 4 и 6?
Работа по слайдам № 3,4
Практическая работа
У меня в руках 3 палочки. В правой руке 2 палочки. Сколько палочек в левой руке? (7.)
В правой руке 1 палочка. Сколько палочек нужно взять, чтобы их стало 2? (7.)
Как можно разложить 3 палочки в две руки?
(В одну руку взять 2 палочки, в другую — 7.)
Составление числовых записей Слайд№ 5,6
(Один ученик составляет записи на откидной доске с помощью цифр из наборного полотна.)
На полянке у дубка
Крот нашел два грибка.
А подальше, у осин,
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибов? (2 + 1= 3.)
Почему выбрали знак «плюс»? (Грибов у крота стало больше.)
Сколько бубликов в мешок Положил ты, Петушок?
Два, но дедушке дадим
И останется... (2—1 = 1.)
Почему вы выбрали знак «минус»? (Бубликов у Петушка cmало меньше.)
Самоопределение к деятельности
Приготовьте геометрические фигуры. Слайд№ 7
Положите 1 треугольник.
Что нужно сделать, чтобы треугольников стало 2? (Положить еще 1 треугольник.)
Положите. Сколько стало треугольников? (2.)
Как получили число 2? (2 — это 1 и еще 1.)
Что нужно сделать, чтобы стало 3 треугольника? (Положить еще 1 треугольник.)
Положите. Сколько стало треугольников? (3.)
Как получили число 3? (3 - это 2 и еще 1.)
Что нужно сделать, чтобы стало 4 треугольника? (Положить еще 1 треугольник.)
Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? {Получать число 4 и писать цифру 4.)
Слайд№ 8
Работа по теме урока
Определение состава числа 4 Слайд№ 9
{К3 треугольникам добавили еще 1 треугольник.)
Возьмите 2 палочки. Что нужно сделать, чтобы их стало 3? {Положить еще 1 палочку.)
А если к 3 палочкам добавить еще 1 палочку, сколько станет всего палочек? {4.)
Как получить число 4? {4 — это 3 и еще 1.)
Как можно обозначить число 4 цифрой? Покажите соответствующую карточку.
Кто встречался с этой цифрой? Где вы ее видели?
Посмотрите, чего у нас в классе 4. (Ответы детей.)
Слайд№ 10
И у шкафа, и у кошки, —
Нам четверочка сказала,
Целый день она считала.
Цифре кошка объяснила:
Ножки могут быть у шкафа,
Ты, наверное, забыла,
У меня не ножки — лапы.
Место числа 4 в числовом ряду Слайд№ 12
Работа по учебнику Слайд№ 13,14,15
Прочитайте на с. 30, на какой вопрос мы должны ответить сегодня на уроке. {Сколько получится, если к 3 прибавить 1?)
Ответили мы на этот вопрос? {Да, получится 4.)
Рассмотрите рисунок.
Прочитайте выражение со знаком «плюс».
{Три плюс один равно четырем.)
(В гараже 3 машины исправных и 1 сломанная. Всего в гараже 4 машины.
У машины уже отремонтировали 3 колеса, а 1 еще ремонтируют. Всего у машины 4 колеса.)
{Четыре минус один равно трём.)
Составьте рассказ по этому выражению. (У машины было 4 колеса, 1 сняли. Осталось 3 колеса. В гараже 4машины, одну уже начали ремонтировать. Еще 3 машины будут ремонтировать позже.)
Рассмотрите монеты на полях. Как с помощью этих монет разными способами набрать 4 руб.? {2руб. и 2руб. или 2руб., 1 руб. и 1 руб.)
Рассмотрите рисунки ниже. Прочитайте вопрос к ним. Ответьте на вопрос вместе с соседом по парте.
Физкультминутка
Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом.
(Ходьба на месте.)
Крылья пестрые мелькают:
В поле бабочки летают.
(Взмахи руками.)
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
(Взмахи руками, покружиться.)
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику Слайд№ 16,17
Сравните фигуры на полях на с. 31. Чем они похожи? (Сделаны из палочек, имеют углы и стороны.)
Чем они отличаются? (Одна фигура составлена из трех палочек, а другая из четырех.)
Как называется фигура, составленная из трех палочек? (Треугольник.)
Как называется фигура, составленная из четырех палочек? (Четырехугольник, квадрат.)
Посмотрите, как число 4 обозначается на костяшках домино.
Какое время показывают часы? (4 ч, так как маленькая стрелка показывает на цифру 4, а большая смотрит вверх.)
Прочитайте задание на с. 31. С помощью рисунка определите, что больше, а что меньше.
Рассмотрите рисунки ниже. Договоритесь с соседом по парте, кто из вас будет составлять рассказ по первому рисунку, а кто по второму. Составьте рассказы и расскажите друг другу.
Какая запись подходит к первому рисунку? (3 + 1 = 4.)
Какой рассказ составили? (На листе сидели 3лягушки, к ним запрыгнула еще 1. Лягушек стало 4.)
Какая запись подходит ко второму рисунку? (4 — 1=3.)
Какой рассказ составили? (На ветке сидели 4 птицы, 1 птица улетела. Осталось 3 птицы.)
Рассмотрите рисунки ниже. Что изображено на первом рисунке? (К2 синим кругам положили 2красных круга. Получилось 4 круга.)
Какую числовую запись составим к этому рисунку? (2 + 2 = 4.)
Что изображено на втором рисунке? (Было 4 квадрата, 2 квадрата отрезали, осталось 2 квадрата.)
Какую числовую запись составим к этому рисунку? (4—2 = 2.)
Что изображено на третьем рисунке? (Было 4 квадрата, 1 отрезали. Осталось 3 квадрата.)
Какую числовую запись составим к этому рисунку? (4—1=3.)
Прочитайте вопросы к рисунку на полях. Ответьте на них самостоятельно.
Как вы считаете, какой предмет лишний? Почему? (Красный мяч — отличается по цвету. Куб — отличается по форме. Большой мяч — отличается по размеру.)
Работа в тетради с печатной основой Слайд№ 18,19,20,21,22,23
Вот четверка.
Не сложна
В написании она:
Слева угол впереди,
Справа линию веди.
Есть еще короче путь:
Надо стул перевернуть.
Слева ножка, справа спинка,
Очень точная картинка.
Посмотрите на цифру 4. Что показывают две синие звездочки? (Пишем с отрывом.)
Обведите цифры в верхней строке и допишите строчку до конца самостоятельно.
Какую закономерность вы видите в написании цифр во второй строке? (Цифры 1, 2, 3, 4 написаны в прямом и обратном порядке.)
Допишите цифры до конца строки, соблюдая закономерность.
Прочитайте первое задание. Сколько красных яблок нужно дорисовать, чтобы всего стало 4 яблока? (7.)
Прочитайте следующее задание. Рассмотрите рисунки.
Что меняется? (Количество квадратов и цвет.)
Что нарисуете в последней рамке? (4желтых квадрата.)
Что обозначает знак около следующего задания? (Нужно соотнести рисунок и математическую запись.)
Выполните задание.
(Проверка.)
Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 31). Учитель читает вопросы, учащиеся показывают ответы с помощью карточек с цифрами.)
Подведение итогов урока
Самооценка на основе критерия успешности. Оценка своей деятельности на уроке.
- Сколько лапок у котенка?
- Сколько лапок у тигренка?
- Сколько ножек у стола?
- Столько ног и у слона?
- С каким числом мы сегодня работали? Чему научились?
Как можно получить число 4? (4 — это 1 и 3, 2 и 2, 3 и 1.)
- Кто сегодня всё понял?