Урок математики 1 класс
Тема: СКЛАДЫВАЕМ И ВЫЧИТАЕМ ЧИСЛА
Цели: закреплять умение выполнять сложение и вычитание чисел; совершенствовать умение решать задачи; продолжить формирование навыка сравнения длин отрезков «на глаз» и с помощью линейки.
Ход урока
I. Устный счет.
1. Какие числа нужно вставить в «окошки»?
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/07/s_5a7acb961c8f5/825182_1.png)
2. Сколько отрезков вы видите на каждом рисунке?
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/07/s_5a7acb961c8f5/825182_2.png)
3. Сколько треугольников нужно нарисовать в пустых клетках?
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/07/s_5a7acb961c8f5/825182_3.png)
II. Сообщение темы урока.
Учитель читает шуточное стихотворение А. Блинова.
Арифметика простая:
Улетела птичья стая.
Это минус. Так считаем,
Так считаем – вычитаем.
Вычитаем мы листву,
Дождик, радугу, траву.
А потом придет черед –
Мы прибавим звонкий лед.
– Тема урока «Складываем и вычитаем».
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику.
1. Задание 1 (с. 116).
– Прочитайте данные математические записи.
– Что общего в примерах каждого столбца? (Одинаковый результат в первом и третьем столбцах.А во втором столбике одинаковое второе число при сложении.)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/07/s_5a7acb961c8f5/825182_4.png)
2. Задание 2 (с. 116).
– Прочитайте математические записи. Сравните их.
– Объясните, как записи разделили на две группы. (В первом столбике выполняется сложение, и в результате получается везде число 10.Во втором столбике выполняется вычитание, и в результате получается везде число 5.)
3. Задание 3 (с. 116).
– Какое задание приготовил ежик? (Каждое число надо уменьшить на 1.) Выполните вычисления.
– Какое задание приготовила белочка? (Каждое число надо увеличить на 10.) Выполните вычисления.
4. Задание 4 (с. 116).
– Что известно в задаче? Что требуется узнать?
– Составьте схему и решите задачу. ( + = , 7 + 2 = 9.)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/07/s_5a7acb961c8f5/825182_5.png)
5. Задание 5 (с. 117).
– Назовите, кто влетел в рот бегемоту. (Два галчонка, три газели, два бельчонка, восемь шишек, три совы и семь мартышек.)
– Сколько птиц влетело в рот? (Два галчонка, три совы. 2 + 3 = 5 птиц.)
6. Задание 6 (с. 117).
– Сколько отрезков на чертеже? (4.)
– Определите на глаз, какие отрезки имеют длину больше 1 дм. (Красный и зеленый отрезки.)
– Проверьте с помощью линейки ваши ответы: красный отрезок – 11 см, зеленый отрезок – 13 см, синий отрезок – 5 см, коричневый отрезок – 8 см.
7. Задание 7 (с. 117) с использованием цветных фишек.
– Сколько воздушных шаров у Лиды?
– Сколько шаров Лида отдала Диме?
Запись:
Лида ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/07/s_5a7acb961c8f5/825182_6.png)
Дима
3 + 3 = 6.
Ответ: у Лиды стало на 6 воздушных шаров меньше, чем у Димы.
8. Задание 8 (с. 117).
– Составьте желтые фигуры из четырех «уголков».
– Составьте из четырех «уголков» цветные фигуры. Объясните, как это можно сделать.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/07/s_5a7acb961c8f5/825182_8.png)
IV. Работа в печатной тетради.
Установление закономерности и заполнение пропусков в соответствии с выявленной закономерностью (нижнее число на 2 меньше верхнего).
Выбор задач, для решения которых необходимо выполнить вычитание.
Решение нестандартных задач.
V. Фронтальная работа.
1. Игра «Узнай, сколько палочек в другой руке».
Дидактическая цель. Закрепление приема образования двузначных чисел, основанного на нумерации.
Средства обучения. Набор отдельных палочек и пучков палочек.
Содержание игры. Вызванный ученик берет пучок в одну руку, а отдельные палочки в другую и показывает их классу. Дети угадывают, показывают карточку с цифрой, обозначающей число палочек в другой руке.
Затем задание усложняется: угадать, сколько отдельных палочек в руке, если в другой – пучок, и составить пример на сложение. Например, ученик по заданию взял 15 палочек, положив пучок из 10 палочек в правую руку и 5 палочек в левую. Он показывает пучок в правой руке. Дети отгадывают, что в левой руке 5 палочек, и составляют для проверки пример на сложение: 10 + 5 = 15.
2. Игра на внимание.
Дидактическая цель. Закрепление знаний нумерации чисел в пределах 20.
Содержание игры. Ученик, поймав мяч, должен слушать и считать вслух хлопки учителя. В игру вступает следующий ученик, который, получив мяч, продолжает счет. Игра длится до тех пор, пока дети не досчитают до 20.
Аналогично проводится обратный отсчет.
3. Нарисуйте по образцу.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/07/s_5a7acb961c8f5/825182_9.png)
VI. Итог урока.
– Назовите арифметические действия.