Московская область г.о. Королев ,мкр. Юбилейный,
МБОУ «Гимназия № 3»
Урок математики в 3 классе
"Сложение и вычитание в пределах 1000". Закрепление изученного. ( урок -деловая игра)
Подготовила:
учитель высшей категории
Хрулева В.В
Королев 2016г.
Урок-деловая игра.
Деловая игра - имитационный игровой метод активного коллективного обучения.
В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике. Деловые игры делятся на производственные, организационно - деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.
В рамках уроков чаще всего ограничиваются применением учебных деловых игр. Их отличительными свойствами являются:
моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
наличие конфликтных ситуаций;
обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
контроль игрового времени;
элементы состязательности;
правила, системы оценок хода и результатов игры.
Методика разработки деловых игр включает следующие этапы:
обоснование требований к проведению игры;
составление плана ее разработки;
написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;
подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку;
уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;
разработка способов оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности.
Задачи:
Образовательные:
Формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;
формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;
Передача целостного представления о профессиональной деятельности и её фрагментах с учётом эмоционально – личностного восприятия;
Общеучебные: умение решать задачи, примеры с табличным умножением и делением, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы; владение приемами письменной и устной, монологической и диалогической речи;
Развивающие:
1.Выполнять операции анализа, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов.
2. Обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;
Воспитательные:
1.Воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя,своего места в мире;
2. Воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом.
Цели урока: отработка навыков решения примеров и задач изученных видов.
Формирование УУД на уроке:
Познавательные: закрепление приемов сложения и вычитания многозначных чисел, выявление правил работы с таблицами, отработка навыков устного счета и решения задач. Познакомить обучающихся с системой работы банков.
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; формировать навыки совместной работы, формировать у детей умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения.
Личностные: осознавать необходимость самосовершенствования; содействовать осознанию ценности изучаемого предмета.
Оборудование: : карточки с индивидуальными заданиями,
лист ватмана с изображением "Банка знаний",
задания командам, Карточки с названием фирм
, аксессуары в виде шарфиков, ИКТ,
Ход урока:
I.Организационный момент (слайд1)
Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей.
Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание, давайте их поприветствуем, улыбнемся им.
II. Мотивация учебной деятельности. (ввод в игру)
-Ребята, сегодня у нас урок пройдет в необычной форме.
Чем мы занимаемся на уроках математики?
- Скажите, а в жизни где встречается мир вычислений?
(в магазине, в банке) (слайд2)
- Кто может сказать, что такое банк?
(Банк- это финансовое предприятие, производящее операции с вкладами, кредитами, платежами.) (слайд3)
А я хочу пригласить Вас сегодня в «БАНК ЗНАНИЙ» (слайд4)
Ваша задача сегодня вложить в «Банк Знаний» как можно больше своих знаний .
Вы будете являться служащими банка. Согласны? Молодцы!
Всех сотрудников я приглашаю на математическую планерку.
III. Устный счет. (слайд5)
Найдите сумму чисел 24 и 8. ( 32)
Уменьшаемое 79, вычитаемое 55. Найдите разность. (24)
Первый множитель 30, второй – 9.Найдите произведение. (270) а
Какое число меньше 480 в 80 раз? (6)
Разность двух чисел равна 40. Вычитаемое равно 25. Чему равно уменьшаемое? (65)
Уменьшите 24 в 3 раза; (8)
Сколько раз по 6 метров содержится в 42 метрах? (7)
Сколько недель в 63 днях? (9)
Увеличьте 90 в 4 раза. (360) лучше !
Во сколько раз 60 больше 2? (30) Одна
Найдите частное 350 и 5. (70) голова
Произведение двух чисел равно 540, первый множитель - 6. Найдите второй множитель. (90) хороша ,
Чему равно делимое, если делитель равен 8, а частное равно 40? (320) две
Проверка в парах (учащиеся обмениваются тетрадями)
32,24,270,6,65,8,7,9,360,30,70,90,320.
Постановка учебной проблемы
На какие группы можно разложить эти числа?( однозначные, двузначные, круглые)
6,7,8,9
27,32,24,65
30,70,90,270,320,360
Расположите эти числа в порядке увеличения.
Одна голова хороша, а две лучше!
30 70 90 270 320 360
IV.Работа по теме урока.
Итак, сегодня мы будем сотрудниками банков, которые будут доказывать нашему клиенту свою надёжность и компетентность.
Я предлагаю вам посмотреть на работу банка изнутри. Банк глазами детей.
Вы – сотрудники банков. (Дадим им названия.)
. Чтобы узнать название вашего банка, вы должны найти значение выражения, работая по цепочке.
Задание 1 команде ( на доске)
270х3= | 810 | 13х50= | 650 | 17х30= | 510 | 240х2= | 480 | 23х40= | 920 |
Задание 2 команде ( на доске)
320х3= | 960 | 150х3= | 450 | 12х40= | 480 | 210х3= | 630 | 27х30= | 810 |
Задание 3команде ( на доске)
240х3= | 720 | 14х50= | 700 | 140х6= | 840 | 110х7= | 770 | 24х30= | 720 |
920- Государственный
720 - Сберегательный
810-Коммерческий (слайд6)
. Просьба к командам быть очень внимательными.
– Итак, готовы?
-У нас на уроке присутствует потенциальные клиенты (гости), которые также будут следить за вашей работой.
V.Работа по теме. Закрепление с проговариванием
Итак, в нашей игре я буду выступать в качестве президента Банка Знаний. (Показать на доску, на которой изображен "Банк Знаний").
У каждого из вас на парте есть сберегательная карточка и монеты.
Каждое задание оценивается в ониках.
Монеты названы так не случайно (это очень надежная и конвертируемая монета). Конвертируемая значит везде востребованная. А ведь знания таблицы умножения и деления нам необходимы в жизни. (Где эти знания мы применяем?)
Тот из вас, кто в конце игры наберет 5 и более оников становится консультантом "Банка Знаний" и на следующих уроках будут выступать в роли помощника учителя.
Работа над деловыми бумагами. Прибыль банка. (слайд7)
- Кто может ответить в каком месяце прибыль банка была самой большой?( в декабре)
- А в каком месяце самой маленькой? ( в марте)
- В какие месяцы прибыли не было вообще? (июнь, июль, август)
- В какое время года прибыли было больше всего? (зимой)
Сотрудники банка должны уметь пользоваться вычислительной техникой, возьмите калькуляторы и посчитайте прибыль банка за декабрь, январь ,февраль (1700.),
И вот наш первый клиент Кеша. В деревне Кеша раз гостил, И вдруг в курятник угодил. А там петух воскликнул вдруг- Мой милый друг: Гнездо тебе в аренду сдам, А ты плати мне по счетам. И заключили договор. Ребята, а что такое АРЕНДА? - Ответы детей. - Правильно, а теперь нам предстоит решить сложную экономическую задачу, мы должны помочь Кеше. Решение: За 1 месяц-200руб. За 3 месяца-? 200*3=600(руб) VI.Решение задачи.Работаем в паре. А теперь давайте решим задачу..
Задача. За 3 дня наш банк посетило 940 клиентов. В 1-й день банк обслужил 380 клиентов , во 2-й день в 2 раза меньше, чем в 1-й день. Сколько клиентов посетило наш банк за 3-й день работы? Задача. За 3 дня наш банк посетило 780 клиентов. В 1-й день банк обслужил 450клиентов , во 2-й день в 3раза меньше, чем в 1-й день. Сколько клиентов посетило наш банк за 3-й день работы? Задача. За 3 дня наш банк посетило 870 клиентов. В 1-й день банк обслужил 540 клиентов , во 2-й день в 3 раза меньше, чем в 1-й день. Сколько клиентов посетило наш банк за 3-й день работы? ( у доски работают по 2 человека) - Давайте сверим ваши решения? VII.Физминутка (производственная гимнастика) (Ученики повторяют движения Мы все вместе улыбнемся, Подмигнем слегка друг другу, Вправо, влево повернемся, (Повороты влево-вправо) И кивнем затем по кругу. (Наклоны влево-вправо) Все идеи победили, Вверх взметнулись наши руки. (Поднимают руки вверх– вниз) Груз забот с себя стряхнули И продолжим путь науки. (Встряхнули кистями рук) Молодцы. Тихо садитесь. Нам надо продолжать работу. VIII.Решение уравнений -Отправились мы дальше и по пути встретили Буратино. Который только что обменял свою азбуку на билет в кукольный театр. Как поступил Буратино? - А как можно назвать эту сделку? - Обмен или бартер. -А сейчас каждый из вас должен совершить сделку обмена и при этом еще прорекламировать свой предмет обмена. . Решение уравнений с проверкой.( работа в паре) 5200: х=40 х: 60= 140 Х х 30=4500 Х=130 х= 8400 х=150 - Молодцы, продолжаем дальше . IХ.Геометрическая задача. На нашем пути встретился огорченный Карлсон. Карлсон коммерсантом стал, У Малыша кредит он взял, Через год он разорился И в банкрота превратился. - Что такое КРЕДИТ? - Кредит-это предоставление денег на какое-то время за проценты. Его берут в банке.
Работа с геометрическим материалом в группах. Взяли кредит для строительства нового здания . Они не знают как находить площадь и периметр. На экране появляются задания. . (слайд8) Молодцы! Х. Блиц- турнир. Центр тестирования . (слайд8) Работа с экономическими понятиями. Вспомните мультфильм пор Дядю Федора и кота Матроскина. Как в экономике называют понятие. Когда кот Матроскин взял корову на прокат у государства? ФЕРМЕР АРЕНДА Назовите компоненты деления СЛАГАЕМОЕ, СЛАГАЕМОЕ СУММА МНОЖИТЕЛЬ, МНОЖИТЕЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ДЕЛИМОЕ, ДЕЛИТЕЛЬ, ЧАСТНОЕ Есть такая русская поговорка: «Менять шило на мыло». Как называется такой обмен товаров без денег? ТОВАР ДЕНЬГИ БАРТЕР Как найти периметр прямоугольника? ВСЕ СТОРОНЫ СЛОЖИТЬ И УМНОЖИТЬ НА 2 ДЛИНУ УМНОЖИТЬ НА ШИРИНУ НАЙТИ СУММУ ВСЕХ СТОРОН * Как называются люди, которые с удовольствием идут на риск, любят новые идеи, берут ответственность на себя для достижения поставленной цели? РАБОЧИЙ ПРЕДПРЕНИМАТЕЛЬ СЕКРЕТАРЬ *Как называются деньги, которые предприниматель берет взаймы в банке? ДОЛГ КРЕДИТ
И завершается наш урок в экономико-математическом клубе под названием «Знатоки. » А попали мы в этот клуб потому что шли правильной дорогой- дорогой новых идей, знаний, умений, Вопросы задают друг другу. Пришло время подвести итог. Итоговым заданием будет следующее. Надо разделить математические и экономические понятия. СУММА, КРЕДИТ, БАНК, ПЛОЩАДЬ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ПРИБЫЛЬ, УБЫТОК, УРАВНЕНИЕ, ВЫРАЖЕНИЕ, АРЕНДА. ХI. Подведение итогов урока Как вы считаете добились ли мы цели поставленной в начале урока? - Что нового узнали? - Что понравилось больше? - А сейчас я предлагаю вам поделиться своим настроением |
Кто в ходе игры получил
«4» оникза - вы являетесь СОТРУДНИКАМИ банка и получаете оценку - 3.
«5-6» оникзов - МЕНЕДЖЕРЫ банка получаете оценку - 4
«7- 10» и более АКЦИОНЕРЫ банка оценка – 5. (слайд10)
.
Я получил …
Мне интересно …
Я бы ещё …
Давайте обратимся к аудитору Е.Я. и спросим: Смогут ли, наши банки существовать и далее в нынешних рыночных условиях?
.
II задание банка: Сосчитай и докажи, сколько денежных средств использует каждая семья? Ахметовых, Смирновых, Калиевых.
Семья Ахметовых ( 5 чел.) |
Доход | Расход |
1.Зарплата отца | 7000 | 1.Питание | 4.000 |
2.Пенсия бабушки | 4200 | 2.Плата за коммунальные услуги | 1200 |
3.Выигрыш по лотерейному билету | 5.000 | 3.Покупка одежды | 3000 |
Доход семьи –. Расход семьи – Сбережения – | 4.Развлечение: посещение театра, цирка | 2.000 |
5.Покупка сладостей | 1.000 |
Семья Смирновых ( 4 чел.) |
Доход | Расход |
1.Зарплата мамы | 6000 | 1.Питание | 3500 |
2.Стипендия сына-студента | 1500 | 2.Плата за коммунальные услуги | 1000 |
3.Пенсия дедушки | 5000 | 3.Покупка одежды | 3000 |
Доход семьи – Расход – Сбережения – | 4.Покупка книг и газет | 1000 |
5.Проезд на автобус | 2.000 |
Семья Калиевых ( 5 чел.) |
Доход | Расход |
1.Зарплата отца | 8000 | 1.Питание | 3000 |
2.Пособие до года | 2000 | 2.Плата за коммунальные услуги | 2000 |
3.Пенсия бабушки | 3500 | 3.Покупка одежды | 1000 |
Доход семьи – Расход – Сбережения – | 4.На бензин | 2000 |
5.Оплата за детский сад | 1.000 |
Семья Смирновых ( 4 чел.) |
Доход | Расход |
1.Зарплата мамы | 60.000 | 1.Питание | 35.000 |
2.Стипендия сына-студента | 15.000 | 2.Плата за коммунальные услуги | 10.000 |
3.Пенсия дедушки | 49.000 | 3.Покупка одежды | 30.000 |
Доход семьи – 124.000 тг. Расход – 80.000 тг. Сбережения – 44.000 тг. | 4.Покупка книг и газет | 2.000 |
5.Проезд на автобус | 3.000 |
Семья Калиевых ( 5 чел.) |
Доход | Расход |
1.Зарплата отца | 60.000 | 1.Питание | 40.000 |
2.Пособие до года | 9.000 | 2.Плата за коммунальные услуги | 6.000 |
3.Пенсия бабушки | 35.000 | 3.Покупка одежды | 20.000 |
Доход семьи – 104.000 тг. Расход – 80.000 тг. Сбережения – 24.000 тг. | 4.На бензин | 8.000 |
5.Оплата за детский сад | 6.000 |