СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Морфологический разбор причастия"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Морфологический разбор причастия"»

«Морфологический разбор причастия»

         

Пояснительная записка.

Урок по теме "Морфологический разбор причастия" разработан на основе  учебно-методического комплекта  М.Т.Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой "Русский язык". 

Используемая технология:  технология деятельностного метода.

Методы работы на уроке: систематизация материала, проблемный, самооценка.

Формы работы: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах.


Разработка урока.

Цель: создание условий для усвоения выполнения морфологического разбора причастия.

Задачи:

предметные УУД:

- повторить изученное о причастии;

- познакомиться с порядком морфологического разбора причастия;

-развивать умение применять полученные знания при морфологическом разборе причастия;

 - отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки;

- способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

метапредметные:

способствовать формированию УУД:

регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативных: развивать навыки взаимодействия со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли, совершенствовать рефлексивные способности;

 личностные УДД:

- воспитывать патриотические чувства; (уважение к истории страны

- способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Результат. Умеют выполнять морфологический разбор причастия.

Оборудование: учебник «Русский язык» (под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской), тетрадь,  раздаточный материал, эталон морфологических разборов, тест, презентация Microsoft Office PowerPoint ,  мультимедийное оборудование.

Основные понятия: причастие, вид, действительные и страдательные причастия, причастный оборот.

Используемая технология: технология деятельностного метода.

Форма организации учебной работы: фронтальная, работа в группах, работа в парах.

Тип урока: закрепление материала.

Предварительное домашнее задание: повторить теоретические сведения по теме "Причастие".

Эпиграфы к уроку:

служат к сокращению

человеческого слова, заключая в себе

имени и глагола силу.

М.В. Ломоносов.

«…вообще… обыкновенно избегают в разговоре.

Мы не говорим: карета, скачущая по мосту;

слуга метущий комнату; мы говорим:

которая скачет; который метёт,

заменяя выразительную краткость

причастий вялым оборотом».

А. С. Пушкин

Ход урока

І.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я приветствую вас на уроке русского языка. Сегодня мы работаем в парах. Повернитесь, улыбнитесь одноклассникам. Давайте пожелаем другу другу хорошей работы. А помогут нам слова, которые пропущены в наших эпиграфах урока. Что же это за слова? Давайте охарактеризуем нашу работу этими словами. Давайте выделим в них суффиксы, определим род, число, время. Трансформируем данные слова в глаголы.

ІІ. Систематизация и актуализация знаний:

И ведь сейчас я предлагаю вам «нырнуть» в одну интересную историю. Один злой-презлой человечек Джо, который обладал экстрасенсорными способностями и не верил в кэшбэк, решил заминировать сад прекрасной леди Сюзанны, в котором росли необычные цветы! И это было то самое место, где девушка гуляла со своей подружкой-Лягушкой.

Причастие тут же:

  • Я готова помочь нашей Сюзанне!

Но уже известный Дикобраз-языковед (а у него был волшебный камень предсказаний!) сообщил:

- Там всё заминировано, нужно срочно применять наши знания! А то будет, как в прошлый разы… «То ли слитно, то ли врозь» мы!

Но иногда нужно уметь и распределяться для решения совместных задач!

  1. Распределительное решение (взаимопроверка).

Нужно отнести словосочетание в 1 или во 2 столбик. (1 столбик – причастие с НЕ слитно, 2 столбик - раздельно).

Негреющее солнце, не засеянное еще поле, не закончена, неумолкающий гул, калитка не закрыта, непогасший костер, неокрепший лед; не засеянные, а вспаханные поля; ничем не огороженный сад, недоумевающий взгляд, не спавший от боли, непролазная чаща, нежданный успех.


Причастие с не раздельно Слитно

не засеянное еще поле Негреющее солнце

не закончена неумолкающий гул

калитка не закрыта непогасший костер

не засеянные, а вспаханные поля неокрепший лед

ничем не огороженный сад недоумевающий взгляд

не спавший от боли непролазная чаща

нежданный успех

Слово учителя.

-А ещё нужно уметь объяснять свои решения!

2.Объяснительный диктант (каждый ученик выходят к доске по одному ученику пишут, объясняя свой выбор)

Решенный мамой вопрос, жаренные в масле овощи, вареное мясо, выкрашенный отцом пол, плавленый сыр, вскопанный участок, вылепленный детьми снеговик, печенный в золе картофель, разбросанные вещи, лента привязана, ветреный день, жёваный лист, показанный фильм, варёная колбаса, нечаянный удар, истинный борец, деревянный забор, некошеная трава, скошенный луг, кипячёный чай (три неверно- 1 балл).

Решенный мамой вопрос (прич.,завис. слово)

жаренные в масле овощи (прич., завис. слово)

вареное мясо (прил., нет прист.)

выкрашенный отцом пол (завис. слово)

плавленый сыр (прил., нет прист)

вскопанный участок (прич., приставка)

вылепленный детьми снеговик (завис. слово)

печенный в золе картофель (завис. слово)

разбросанные вещи (прич., приставка)

лента привязана ( краткое прич.)

ветреный день (прил.)

жёваный лист (прил., искл)

показанный фильм (прич., прист)

варёная колбаса (прил., нет приставки)

нечаянный удар (прил.)

истинный борец (прил., стык)

деревянный забор (прил, искл. из –янн-)

некошеная трава (прил., нет приставки)

скошенный луг (прич., есть приставка)

кипячёный чай (прил.)


IIІОпределение темы и целеполагание:



И тут вдруг опять наш Дикобраз:

- Постойте, не торопитесь. Послушайте, я листал старинные книги, заглядывал в волшебное зеркало, смотрел сквозь магический кристалл. Ваш враг спрятался в старинном гроте, в заветном саду леди Сюзанны. Он ждёт со стороны помощи. Его сообщник прибудет с неба на летающем шаре… Но вы-то идёте с земли. Зная это, злодей заминировал сад леди Сюзанны.

Сюзанна закричала:

- Ой, мой садик, мой огородик! Мои цветочки, мои беседочки… А что будет, если он взорвётся?

Дикобраз:

- А ведь ещё ужаснее, если взорвётся Причастие! Поэтому заминированные причастия нужно найти и разобрать срочно !!! Очень грамотно!!!

Слово учителя

Ребята! А ведь мы знаем все морфологические категории причастий! Как же должна называться тема нашего урока? (Морфологический разбор причастия)

Соответственно-цель? (повторить изученное о причастии; познакомиться с порядком морфологического разбора причастия; развивать умение применять полученные знания при морфологическом разборе причастия).

ІV. Основная работа по теме урока:

Поэтому- в путь! Все мы будем фиксировать нашу экспедицию в условных журналах-тетрадках, которые мы открываем. Записываем число и тему нашей экспедиции. А первое, что получаем технические характеристики обезвреженной мины.

Итак! Начинаем поиски в заминированном саду. И обратите внимание на слово «заминированном»…Начнём с него вместе.

І.Заминированном- причастие.

ІІ.Морф. признаки:

1.нач. форма-заминированный

  1. Пост признаки: страд., прошед вр., сов. вид.

  2. Непост признаки: полная форма, П.п., ед.ч., м.р.

  3. Определение.

Слово учителя.

Молодцы! И вот наше Причастие вскочило на коня, за ним - Дикобраз-языковед… Нашлись и рыцари…многие отправили на разминирование. И мы отправляемся тоже…

  1. Работа с текстами в паре.

Вот перед вами тексты, которые вы читаете, после этого пересказываете, умеете определять стиль. Находите за 3 минуты заминированные причастия и разминируете их на перфокартах. Выборочно проверим вашу работу.


Текст 1.Заветный парк леди Сюзанны показался рыцарям местом весьма запущенным. Беседка для тайных свиданий и качели для счастливой молодёжи не были покрашены. Статуя дедушки-короля засижена голубями. Клумба с солнечными жёлтыми ромашками всегда верно предсказывавшими любовь не прополота. Пруд заросший тиной ряской и осоской давно уже никто не чистил А ведь прежде в нём росли таинственные поющие лилии. По аллеям засыпанным листьям важно разгуливал павлин охрипший от бесполезных криков. На старой липе висел скворечник отделанный рубинами и сапфирами Из него печально выглядывал учёный скворец скучающий от недостатка общения. В глубине парка находится хрустальный грот-чудесное убежище оккупированное теперь Неуловивым Джо.







Текст 2. (Часть 2).

Проклятый Джо пытался отстреливаться из арбалета похищенного у телохранителя леди Сюзанны. Но рыцарей арбалет не испугал. Джо был окружён. Схвачен и связан. Амулет помогающий от бед был у него в заднем кармане. В этот самый миг на небе затянутом тучами появился летательный аппарат. Он напоминал огромное куриное яйцо выкрашенное серебристой краской. Аппарат опускался всё ниже и наконец приземлился. Затем из открывшегося люка высунулась голова защищённая скафандром. Обладатель головы пристально наблюдал за Неуловивым Джо отбивавшимся от рыцарей но помогать ему не торопился.







Текст 3



Текст 3. Часть следующая, в которой мин уже нет (разминировано и проверено. Автор)

-Шеф! Спасите, шеф! Это я, Шпиндель!-голосил взволновавшийся Неуловимый Джо. Так вот кто такой Шпиндель! Оказывается, это именно он шпионил на заводе.

-Шеф, я всё сделал: информацию собрал, амулет сияющий звёздами достал. Шеф, спасите! Эти рыцари меня щекочут! Я ужасно боюсь щекотки, шеф! У-ха-ха! У-ха-ха! Я просто лопну! Неуловимый Джо неистово брыкался, дрыгал ногами и мотал головой. Шеф молча наблюдал эту сцену из своего звездолёта переливающегося на солнце.

- Это кто ж такой есть? - сморщился Рональд Скала, поглядывая вверх. На шефа.

-Какой-то шеф,-пояснил Мэтью.

-Может, ему морду набить? – поинтересовался рыжий Дэни Упрямец.

-Уж больно высоко, паразит, забрался, -почесал в затылке одноглазый Джим.

- Эт-то всё чушня, - потянулся Дэни,- у меня запущенная катапульта в седло встроена.

Он нажал какую-то кнопку и вылетел из седла, как ядро из пушки, долетел до звездолёта и, ухватив шефа за голову, выдернул его из люка, точно редиску из грядки. На землю плюхнулись вместе, но ушибся один шеф, потому что у запасливого Дэни оказалась подушка на пятой точке. Рыцари расковали огромный шлем и извлекли из него шефа. Гроза галактик, ужасный шеф действовавший под грозной боевой кличкой Фикус оказался на редкость тщедушным. Его длинный нос сиротливо торчал на худом бесцветном лице. Тут же по рации была вызвана межгалактическая полиция. Неустрашимые космические воины немедленно прибыли на корабле под названием «Зубастый мустанг». Приземляясь, они нечаянно спалили беседку для тайных свиданий.

-Ну и шут с ней, с беседкой,- заметил Рональд Скала.- Зачем леди Сюзанне тайные свидания, если теперь она выйдет замуж за меня?

-Почему это за тебя? - возмутился Мэтью.

-Рональд, дружок, не хочешь ли ты поучить в ухо? – поинтересовался взволновавшийся Дэни Упрямец.

Пока рыцари ссорились, межгалактические полицейские запросили Центр и получили краткую справку о каждом из шпионов.

Неуловимый Джо - он же шпион Шпиндель. Изворотливый, жадный. Шпионит только за большие и очень большие деньги.

Шеф-подпольная кличка Фикус. Он же Кактус, он же Сытый, он же Буйный, он же Шпингалет, он же Шмель. В розыске- 12 лет.








2) Физкультминутка.

 Орфоэпический бокс. Поставьте ударение в следующих словах (каждая группа получает карточки и выполняют самостоятельно).

Прочитайте слова, записанные на доске, и правильно произнесите слова, выполняя соответствующие движения руками.

Пролитый кормящий

Загнутый начатый

Взята начавший

Понявший поднятый

Понятый согнуты

Пролита отнято.

ПрОлИтый кормЯщий

ЗАгнутый нАчатый

ВзятА начАвший

ПонЯвший пОднЯтый

ПОнятый сОгнуты

ПролитА отнЯто.

3) Пунктационный практикум:


А почему же Причастия всё-так попали в неловкую ситуацию. А потому что разгуливали по предложениям без защитников запятых. И как только некоторые Причастия были разминированы, то в предложении на них налетели две защитницы запятые. И обособили причастный оборот с двух сторон! Так с тех пор причастный оборот и выделяется запятыми. Разве что зависимое слово, куда по делам убежит, в магазин там или в парикмахерскую, тогда причастный оборот запятым спуску не дает, близко не подпускает. А еще бывает, определяемому слову надоест караулить Причастие и оно с другой стороны зайдет, с зависимым словом поболтать, шпионские дела свои обсудить. Тогда запятые убегают в испуге прочь.

А все могло быть иначе, если бы Причастие больше прислушивалось к советам старших и поменьше задирало нос. Добавьте недостающие запятые в текстах. Прокомментируйте.







VІ. Закрепление и рефлексия урока:

  1. Составление рассказа на лингвистическую тему

Вот и заканчивается наше путешествие давайте же попробуем проанализировать его в рассказе на лингвисстическую тему.Возьмите карточки, вставьте нужные слова. Взаимопроверка.

(над каждым правильно вставленным словом или сочетанием слов ставим +). Проверяем.

                                               ПРИЧАСТИЕ

Причастие – это ............................... форма ......................................., которая совмещает в себе признаки ..................... (время, вид) и признаки ............................ (изменяется по родам, числам и падежам).

Причастия образуются от .............................. с помощью специальных суффиксов: .................................................................. .

Причастия в предложении обычно бывают ................................................... и отвечают на вопросы: ................................................................................................

При них часто находятся зависимые слова и образуют ..................................................................., который может находиться как перед определяемым..........................., так и после него.

Если причастный оборот стоит перед.................................., то он .............................................. запятой, если же он стоит после ....................................... слова, то он всегда выделяется запятыми.

Причастия могут быть страдательными и ..........................................................

Действительные причастия имеют полную и .......................................формы.

Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли.............................. и с НЕ пишутся ------------. В суффиксах кратких причастий пишется .......... буква Н.



















ПРИЧАСТИЕ

Причастие – это особая форма глагола, которая совмещает в себе признаки настоящее, прошедшее; совершенный, несовершенный (время, вид) и признаки по родам: мужской, женский, средний; числам: единственное, множественное, по падежам: Им., Р., Д., В., Тв., Пр (изменяется по родам, числам и падежам).

Причастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов: .-ущ-, ющ-, -ащ-, -ящ-, -ш-, -вш-, -ем-,-им-, -нн-, -енн-, -т-..

Причастия в предложении обычно бывают определениями и отвечают на вопросы: какой? какая? какие?

При них часто находятся зависимые слова и образуют причастный оборот, который может находиться как перед определяемым словом, так и после него.

Если причастный оборот стоит перед.....определяемым словом, то он ..не выделяется запятой, если же он стоит после определяемого слова, то он всегда выделяется запятыми.

Причастия могут быть страдательными и действительными.

Страдательные причастия имеют полную и краткую формы.

Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли сказуемого и с НЕ пишутся раздельно. В суффиксах кратких причастий пишется одна буква Н.

18 всего

15-18-«5»

11-14-«4»

7-10-«3» (взаимопроверка)

2.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что понравилось на уроке больше всего?

Что не понравилось?

Что полезного вы узнали в результате работы на уроке?

О чем бы вы хотели поговорить, что повторить по теме на следующем уроке?

Общий вывод:

Для меня урок удался .

Когда я буду готовиться к контрольной работе, я прежде всего повторю…..

Изучив причастие ,я лучше всего запомнил…



VІІ.Домашнее задание Выучить параграф , выполнить упражнение

Выписать из произведений А. С. Пушкина отрывки с причастными оборотами и причастиями, разобрать пять причастий как часть речи.










а) Тяжелый стон вырвавшийся из его груди внезапно пробудил меня.

б) Ему приготовили постель возле маленькой затворённой двери.

в) Аббат посетивший его неожиданно застал его в постели

а) Тяжелый стон вырвавшийся из его груди внезапно пробудил меня.

б) Ему приготовили постель возле маленькой затворённой двери.

в) Аббат посетивший его неожиданно застал его в постели





















 
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!