СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыкального искусства в 6 классе на тему: Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Песни М. Матвеева.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыкального искусства на тему: Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Песни М. Матвеева.   Целью которого является: продолжить знакомство учащихся с эмоционально-образным строем русской песни.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыкального искусства в 6 классе на тему: Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Песни М. Матвеева.»

6 класс

Тема: Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве

композиторов. Песни М. Матвеева.


Содержание: Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)

Цель: продолжить знакомство учащихся с эмоционально-образным строем русской песни.

Задачи:

  • знакомство с музыкальными образами народных песен и произведениями изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов;

  • формировать умение давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями;

  • развивать музыкальное мышление, навыки творческого анализа музыкального произведения.


Музыкальный материал:

• народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в обработке М. Матвеева;

• хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;

·хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.

Оборудование:  портреты М. Мусоргского, М. Глинки, раздаточный материал: текст народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно».


ХОД УРОКА

1 : Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Обратите внимание не тему урока: «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов» (написана на доске).

- Как вы понимаете слово ФОЛЬКЛОР?

Фолькло́р (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание,песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы,театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.


2: Повторение пройденного материала

ФОЛЬКЛОР делится на две группы — обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся:

·         календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),

·          семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания),

·         окказиональный фольклор (песни, заговоры, исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю — например, засухи, мора скота).

Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие.

Обряды, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования.

Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)

 

3: Изучение нового материала

Из ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси

С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.

На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.


Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.

Слушание: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж. Бичевской.

- Какое настроение создаёт эта песня?

- Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери)

Рассмотрим мелодический рисунок в нотах. (нотная запись мелодии на доске) Что вы видите?


Тема дочери

Тема матери

взволнованное обращение дочери построено на повторяющихся нисходящих и вновь взлетающих интонациях, которые не получают завершения

Смятение, тревога, переживание, драматический накал чувств

Успокаивающие ответы матери построены на неторопливой, постепенно спускающейся мелодии, которая приводит к устою (устойчивому звучанию в тонике)

Покорность, смирение с безвыходной ситуацией


Песня звучит напряжённо, в миноре


- Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена?

Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников.

Рассмотрим некоторые их них.(демонстрация картин или слайдов на интерактивной доске).

- Что вы видите на этих картинах?

- Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность)

- Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?

Запишем текст песни в тетрадь и попробуем исполнить её в лицах.

Пение: народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»


МАТУШКА, ЧТО ВО ПОЛЕ ПЫЛЬНО?

Русская народная песня

- Матушка, матушка, что во поле пыльно?

Сударыня матушка, что во поле пыльно?

- Дитятко милое, кони разыгралися.


- Матушка, матушка, на двор гости едут,

Сударыня матушка, на двор гости едут!..

- Дитятко милое, я тебя не выдам!


- Матушка, матушка, на крылечко идут,

Сударыня матушка, на крылечко идут!..

- Дитятко милое, не бойсь, не пужайся...


- Матушка, матушка, в нову горницу идут,

Сударыня матушка, в нову горницу идут!..

- Дитятко милое, я тебя не выдам!


- Матушка, матушка, за столы садятся,

Сударыня матушка, за столы садятся!

- Дитятко милое, не бойсь, не пужайся!


- Матушка, матушка, образа снимают,

Сударыня матушка... Меня благословляют...

- Дитятко милое, господь с тобою!

 

Сцены свадьбы в операх русских композиторов.

Свадебные хоры из опер, воссоздают народный обряд. Сегодня мы познакомимся с лирическим образом и образом величальной заздравной песни.

Слушание: хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;

Слушание: хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.

Сравнительный анализ этих музыкальных фрагментов запишем в таблицу.




ЛИРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ

ВЕЛИЧАЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Опера «Иван Сусанин» М. Глинки

Опера «Хованщина» М. Мусоргского

Хор  ДЕВУШЕК «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам»

Хор «Плывёт, плывёт лебёдушка»

Музыка М. Глинки в духе народной песни

Народная песня, включённая в оперу


Итог: обращение к народному творчеству помогает слушателю почувствовать национальную принадлежность музыки.

 

4: Домашнее задание

Записать в тетрадь текст русской народной песни, нарисовать к ней иллюстрацию.


5 : Подведение итогов урока

Светлые свадебные эпизоды, воспроизведённые во многих русских операх, являются драматургически значимыми моментами в развитии действия оперы. Опера – это не отдельные номера, не концерт в костюмах, а художественно воссозданная драма жизни.

На сегодняшнем уроке мы познакомились с народной песней «Матушка…» в обработке Михаила Матвеева, народной песней «Плывёт, плывёт лебёдушка», включённой в оперу «Хованщина» Модеста Мусоргского и мелодией в народном стиле «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» Михаила Глинки.

 

- Существует интонационная общность этих произведений?

 

ВЫВОД должны сформулировать ученики: существует родственное внимание к миру, оценке всего происходящего и выражения отношения к жизни.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!