СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки 5 класс +

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в 5 классе на тему "Фольклорные традиции родного края" Ссылка на видеоурок  https://youtu.be/9eiVEvpyTNI 

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки 5 класс +»

Урок музыки

5 класс

Тема: «Фольклорные традиции родного края»

Подготовила: Анучина Л.В., учитель музыки МБОУ СОШ № 4 г.о. Балашиха

Цель урока: воспитание музыкальной культуры как части духовной культуры обучающихся; расширение знаний о многообразии музыкальной культуры нашей страны; формирование представлений о традициях и обрядах русского народа.

Задачи:

- приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через эстетическое переживание и личный эмоциональный опыт;

-развитие общих и специальных музыкальных способностей;

- формирование целостного представления о комплексе выразительных средств;

- формирование уважительного отношения к другим народам, населяющим нашу страну.

Тип урока: урок методологической направленности

Планируемые результаты:

Личностные:

- осознание российской гражданственной идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

- проявление интереса к освоению музыкальных традиций родного края, музыкальной культуры народов России;

- стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны.

Метапредметные результаты:

- устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий, ритмов, других элементов музыкального языка;

-самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам наблюдения, слухового исследования;

- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио-видеоформатах, текстах, таблицах, схемах.

Предметные результаты:

-знать музыкальные традиции своего края, народа;

- характеризовать особенности народной музыки;

- исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора.







План урока:

  1. Организационный момент (1 минута)

  2. Актуализация знаний (3 минут)

  3. Освоение нового материала (9 минут)

  4. Вокально-хоровая работа (7 минут)

  5. Контроль усвоенного материала (5 минут)

  6. Рефлексия (2 минуты)

  7. Домашнее задание (1 минут)

  8. Итог урока (2 минута)



Ход урока

  1. Организационный момент

Музыкальное приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке

Учитель: «Здравствуйте, ребята!»

Дети: «Здравствуйте, учитель!»

Улыбнитесь друг другу. Несмотря на хмурое осеннее небо, мы постараемся чтобы на нашем уроке было солнечно и тепло.



  1. Актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса.

Ребята, послушайте несколько выражений и подумайте, о чем идет речь?

- совокупность народных обрядовых действий;

- народная мудрость;

- виды творений неизвестных авторов прошлого времени, переданные устным способом;

- явления духовной культуры

(ответы детей)

Правильно – речь пойдет о фольклоре. (слайд 1)

А зачем нам изучать фольклор? Ведь в мире сейчас очень много современной музыки разных направлений? (ответы детей).

Так какова же цель сегодняшнего урока? Что мы должны с вами узнать? (ответы детей)

Что же такое фольклор? (слайд 2) (устное народное творчество). Из каких двух слов состоит слово «фольклор» (фольк-народный, лор-знание, мудрость). Какие жанры фольклора вы знаете? (сказки, былины, песни и т.д.). На протяжении тысячелетий у всех народов фольклор был единственной формой творчества. Фольклор каждого народа неповторим, также как его история, обычаи, культура.

В нашей стране проживает много разных национальностей.

Даже на примере вашего класса можно понять, как много разных народов населяют нашу страну. В вашем классе есть такие народы как: татары, киргизы, украинцы, русские…

У каждого народа есть своя культура, свои обычаи и традиции.

(слайд 3) Давайте на примере татарской музыки поймем, насколько разной может быть музыкальная культура одной страны. Традиционная татарская музыка основана на широко распространённой на Востоке пятизвучной системе – пентатонике (пента – пять). Давайте с вами вместе повторим это слово – ПЕНТАТОНИКА (учитель играет пентатонику на фортепиано). Послушайте фрагмент традиционной татарской музыки, построенной на пентатонике (слушание). Для каких народов ещё характерна пентатоника? (для китайской, вьетнамской, корейской народной музыки)

Но, конечно, самым многочисленным народом нашей страны является русский народ.

Самую обширную область народного музыкального творчества Древней Руси составляет обрядовый фольклор. Как вы понимаете слова «обряд», «традиция»? (укоренившееся, повторяющееся с давних пор действие). (слайд 4) Так что же это все-таки такое – обряд? Обряды связаны с обычаями народа, его традициями. Самые простые обычаи – это то, что человек делает обычно. У верующих людей по определенным дням ходить в церковь – это тоже обычай. У всех народов есть, например, обычай отмечать день рождения или какой-либо другой праздник. А вот как отмечают тот или иной праздник в каждой стране – это уже обряд.



Обряды и обычаи глубоко вошли в жизнь народа и стали её неотъемлемой частью. Все значительные события в жизни людей сопровождались исполнением специальных обрядовых действий. Особая роль в русском фольклоре отводилась русской народной песне, которая всегда сопровождала обрядовые действия. Наиболее древними считаются календарно-обрядовые песни. Давайте вспомним, какие календарные праздники и связанные с ними обряды существовали на Руси (ответы детей) (слайды 5-8) После каждого ответа слушание фрагмента календарно-обрядовой песни.

Вы прослушали фрагменты русских народных песен разного содержания. Что их объединяет? (ответы детей). Что же такого особенного есть в русских народных песнях? (певучесть, неторопливость, протяжность, широта мелодий, повтор слов, неправильное ударение)

Физминутка (элементы русского народного танца) Слайд 9



Песня сопровождала русского человека повсюду – в быту, в труде, на отдыхе. Так появились различные жанры русской народной песни.

Какие жанры русской народной песни вы знаете? (ответы детей).

Сегодня мы с вами продолжим разучивание русской народной песни «На горе-то калина». К какому жанру русской народной песни она относится (хороводная). Какие выразительные средства используются в этой песне? (мажорный лад, опевания, повторы, неправильные ударения).

Учитель: прежде чем мы с вами начнем петь, нам надо подготовить артикуляционный и певческий аппарат. Для этого выполним несколько упражнений:

  1. Дыхательные упражнения: вдох, задержка дыхания, выдох на букву «с»; прогоняем кошку (кш) на выдохе с паузами.

  2. Упражнение на артикуляцию: рыбка, лягушка (высунуть и спрятать быстро язык- лягушка ловит комара), улыбка-уточка.

  3. Вокальные упражнения (вспомнить особенности народного пения)

«Калина – калина, малина-малина, да»

«Ты моя, моя долина, ты моя, моя долина, ты долинушка моя»

Работа над песней (слайд 10)

Прохлопывание ритма песни. Повторение мелодической линии.

Исполнение с фортепианным сопровождением (дублирование мелодии).

Обратить внимание на сложные места, опевания, неправильное ударение.



Русские народные песни исполнялись как, а капелла, так и с инструментальным сопровождением.

Давайте организуем небольшой оркестр русских народных инструментов. У нас есть оркестр, но кого-то не хватает. Как называется человек, который управляет оркестром? (дирижер). Кто же отважится быть дирижером и управлять нашим оркестром (выбираем дирижера). Вспоминаем дирижерские жесты (внимание, начало). Размер 2/4. Дирижер при помощи дирижерской палочки управляет оркестром (один ряд с инструментами), а остальные исполняют песню. Оркестр играет ритмический рисунок (__ __ __ __ - - -)



Контроль усвоенного материала

-А сейчас давайте проверим себя – как вы усвоили материал, что запомнили.

Для этого выполните работу по карточкам (см. приложение 1). Работаем в паре, обсуждаем шепотом. Когда закончите работу, руки домиком.

После того как дети выполнят работу, открыть образец на доске. Дети сверяют со своей работой.

- Кто допустил одну ошибку, поднимите руку.

-Кто допустил две ошибки, поднимите руку.



Рефлексия



Ну что ж, давайте подведем итог. (слайд 11)

Оцените свою работу на уроке. Перед вами на парте лежат кружки разного цвета. Поднимите кружок того цвета, который соответствует вашей оценке.

Красный – урок очень понравился, я узнал(а) что-то новое

Зеленый – было интересно, материал понятен

Желтый – было скучно, ничего не понял(а)



Домашнее задание на выбор: (слайд 12)

- подготовить сообщение по теме: «Фольклор моего народа»,

- нарисовать рисунок по теме урока,

Заключение



Россия – многонациональная страна. В нашей стране живут люди разных национальностей, религиозных конфессий. Изучая культуру нашей страны, нельзя изучать только русское творчество. Какой праздник отмечала вся страна на прошлой неделе? (День народного единства). Этот праздник отражает традиции нашей культуры, показывает её многообразие и богатство. Знание фольклора - это наши корни. Поэтому вы не должны останавливаться на достигнутом, а стараться дальше изучать культуру своей страны, своего народа и передать свои знания будущим потомкам.

Слайд 13

Всем большое спасибо за работу.

Музыкальное прощание: «До свиданья, дети», «До свидания».















































































Приложение 1





Вставить пропущенные слова в текст



  1. Фольклор – это _______________ народное творчество.

В переводе с английского слова folk и lore означают _______________________________________________

Самый древний жанр русского песенного фольклора – это________________________________________ песни.



  1. Собрать из букв слово, которое звучало на уроке:

ПАНОТИНЕТКА










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!